Главные вкладки

    Консультация «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»
    консультация

    Чумак Оксана Сергеевна

    Это правда!
    Ну что же тут скрывать?
    Дети любят, очень любят рисовать.
    На бумаге, на асфальте, на стене,
    И в трамвае на окне!
    Э. Успенский.

    Формирование творческой личности детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

    В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания.

    С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле; водой разлитой на столе.

    Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_po_teme.docx31.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Доклад

    «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

    Это правда!
    Ну что же тут скрывать?
    Дети любят, очень любят рисовать.
    На бумаге, на асфальте, на стене,
    И в трамвае на окне!
    Э. Успенский.

    Формирование творческой личности детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

    В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания.

    С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле; водой разлитой на столе.

    Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

    Целью работы  является создание педагогических условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

    Задачи в работе с детьми:

    1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.

    2.Учить детей создавать в рисунке свой неповторимый и выразительный образ, используя в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы

    3.Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.

    4.Способствовать развитию у детей творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования.

    5.Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе,  индивидуально.

    6. Сформировать у детей технические навыки рисования.

    Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.

    Такими стимулами могут быть:

    • игра, которая является основным видом деятельности детей;
    • сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости, и приглашает ребёнка отправиться в путешествие;
    • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажут помочь слабому, им важно почувствовать себя значимым;
    • музыкальное сопровождение и т. п.

    Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

    • от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
    • от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
    • от использования готового оборудования, материала – к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
    • от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
    • от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
    • от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

    Важную роль в развитии детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, играет развивающая среда. Поэтому при организации развивающей предметно-пространственной среды учитывалось, что содержание должно носить развивающий характер, и быть направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями. Среда является доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, тополя. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

    Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник

    1.  Способствует снятию детских страхов

    2.  Развивает уверенность в своих силах

    3.  Развивает пространственное мышление;

    4.  Учит детей свободно выражать свой замысел;

    5.  Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

    6.  Учит детей работать с разнообразным материалом;

    7.  Развивает чувство композиции, ритма,  колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

    8.  Развивает мелкую моторику рук;

    9.  Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии.

    10.  Во время работы дети получают эстетическое удовольствие

    Описание нетрадиционной художественной техники

    Существует множество способов нетрадиционного рисования.

    Рисование пальчиками

    Возраст: от 2 лет

    Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

    Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

    В последнее время появился огромный выбор специальных красок для рисования пальчиками – они легко смываются и отстирываются. Краски для рисования пальчиками можно сделать самим.

    Самый легкий способ: развести гуашь небольшим количеством воды и добавить в нее крахмал.

    Более сложный рецепт: сварить густой кисель из 1,5 ст. ложки крахмала и стакана воды, остудить, разлить по баночкам и добавить в каждую пищевой краситель. Безопасные и недорогие пальчиковые красители готовы. В качестве красок для крох можно использовать свежевыжатые соки из моркови, помидоров, слив.

    Варианты работ. Пальчиком легче всего рисовать точки. Ребенку будет интереснее украшать точками заранее нарисованные предметы (мухомор, подсолнух, божью коровку, рисовать яблоки на яблоне, кружочки на платье и т. д.) или дополнять сюжетные картинки (рисовать падающий снег или дождь, горошек для петушка, зернышки для цыплят и т. д.).

    Рисование ладошкой

    Возраст: от 2 лет

     Ладошками можно создавать яркие и оригинальные шедевры. Шлеп – и отпечаток готов! Добавим несколько деталей, и отпечаток ладони превращается в осьминога, белого медведя или голову петуха.

    Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

    Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

    Варианты работ:

    Из отпечатков ладони можно получить лебедя, гуся, голубя, птичку, ежика, слона, свинью, барашка, белого медведя, лошадь, рыбу, медузу, осьминога, дерево, куст, цветок, кленовый лист и т. д.

    Оттиск печатками (штампиками)

    (то же поролоном и пенопластом, возраст от 4 лет)

    Возраст: от 3 лет

    Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатка

    Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

    1.Штампики из пластилина

    Очень просто и доступно сделать штампики из пластилина. Нанесите ровным слоем пластилин на деревянный или пластмассовый брусочек, кубик, детальку от детского конструктора. При помощи любого острого предмета изобразите на нем какой-нибудь предмет или абстрактный узор. Штампик готов!

    2.Отпечатки на лоточках из-под еды.

    Подобным образом можно делать отпечатки, используя пенопластовые лоточки для еды. Вырезаем плоское дно. Обычной шариковой ручкой наносим рисунок, слегка надавливая. Если нужны более толстые границы, то и продавить нужно получше. Теперь наносим ровным слоем краску. Прикладываем лист бумаги. Отпечаток готов!

    3.Штампики из пенопласта.

    Можно вырезать небольшие кусочки пенопласта, наклеить их на пробки от бутылок, нанести рисунок. Получатся штампики.

    4. Штампики из ниток.

    5. Штампики-цветочки из пластиковой бутылки.

    6. Штампики из катушки из-под скотча.

    7. Штампики из деталей конструктора Лего.

    8. Штампики из разрезанной соломинки.

    9. Отпечатки горлышком стаканчиков разного диаметра

    Рисование жёсткой полусухой кистью

    Возраст: от 3 лет

    Используется жёсткая кисть, она опускается в краску, а затем ударяется по бумаге, держа вертикально. Правило - кисть в воду не опускается. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

    Варианты работ: «Мои любимые домашние животные», «Елочка пушистая, нарядная», «Веселый снеговик», «Ежик».

    Рисование манкой

    Возраст: от 3 лет

    Рисование манкой является достаточно увлекательным занятием. Дети, занимающиеся таким творчеством, получают не только удовольствие, но и пользу, так как крупицы манки хорошо развивают мелкую моторику. Рисунки можно сделать яркими и насыщенными, если потратить немного времени на окрашивание крупы.

    1 способ. Ребёнок рисует клеем по заранее нанесённому рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку). Ждём пока высохнет. После того как он высох, берём гуашь нужного цвета и раскрашиваем крупу.

    2 способ. Покрываем рисунок клеем и насыпаем цветную манку.

    Как приготовить цветную манку.

    1. Возьмите карандаши нужного вам цвета и аккуратно извлеките из них грифель. Измельчите грифель до состояния порошка. Смешайте нужное количество манки с цветным порошком. Высыпьте смесь на бумагу и разотрите ее скалкой так, чтобы крупинки манки и карандаша были одного размера. Переложите смесь в глубокую миску и перемешивайте до тех пор, пока манка полностью не окрасится.
    Хранить цветную манку нужно в стеклянных или пластиковых банках, плотно закрыв крышкой.


    Рисование мятой бумагой

    Возраст: от 4 лет

    Материалы: блюдце, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

    Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

    Восковые мелки (свеча) + акварель

    Возраст: от 4 лет

    Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

    Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся незакрашенным.

    Отпечатки листьев

    Возраст: от 4 лет

    Используются различные листья с разных деревьев. Они покрываются краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест, делается это на отдельном листе бумаги. Затем окрашенной стороной плотно прижимают к бумаге, стараясь не сдвигать с места. Листья  можно использовать и повторно, нанося на него другой цвет, при смешении красок может получиться необычный оттенок, остальное прорисовывается кистью. Варианты работ: получаются великолепные пейзажи.

    Рисование по сырому

    Возраст: от 4 лет

    Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получатся как бы размытым под дождём или в тумане. Если нужно нарисовать детали необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.

    Рисование на мятой бумаге

    Возраст: от 5 лет

    Материал: бумага, краски, кисти, тарелочки.

    Ход работы. Чистый лист бумаги смять руками и разгладить. Нарисовать задуманный рисунок. Эта техника интересна тем, что на местах сгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивнее, темной – это называется эффект мозаики.

    Пластилинография

    Возраст: от 4 лет

    Пластилин необходимо разогреть (можно в ёмкости с горячей водой). Используется картон, приёмом придавливания, сплющивания и размазывания закрепляется пластилин на поверхности с предварительно нарисованным фоном и контуром.

    Монотипия предметная

    Возраст: от 5 лет

    Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

    Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

     Монотипия пейзажная

    Возраст: от 6 лет

    Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

    Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

    Граттаж

    Возраст: от 5 лет

    Материалы: полукартон, либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, чёрная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

    Замечательная, необычная техника "Граттаж " будет интересна детям любого возраста. Разница состоит в том, что для детей младшего возраста основу для рисования выполняет взрослый, а дети старшего возраста - самостоятельно.

    Вариант № 1. (самый простой) .

    1 шаг. Необходимо взять плотный лист белого картона и тщательно (без пробелов) натереть его восковой свечой.

    2 шаг. Нанести с помощью широкой кисти густой (как сметана) слой гуаши чёрного цвета (или другого тёмного) с добавлением нескольких капель мыла (шампуня, моющего средства или клея ПВА) на весь лист картона так, чтобы не было пробелов.

    3 шаг. Процарапывание. Возьмите заострённый предмет (зубочистка, перо, стержень от шариковой ручки, пластиковая вилка и др.) и начинайте наносить запланированный рисунок. 

    Вариант № 2 (цветной фон).

    1 шаг. Делаем фон гуашью (цветными восковами карандашами одного цвета или нарисовать цветные пятна).

    2 и 3 шаг повторить.

    По проблеме я работаю второй год. Опыт моей работы показывает, что именно нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения.

    Нетрадиционные методы рисования использую не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Работая по этой методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования.

    Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования

    предлагаю вашему вниманию материал из опыта работы по  использованию           нетрадиционных техник рисования...

    ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ « РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ -ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ»

    В данной презентации описывается   обобщение педагогическиого опыта. Формировался опыт на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад№86", в рамках раб...

    Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования

    . Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;Пространственной ориентировки на листе бума...

    Консультация для родителей на тему "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования"

    Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования...

    План по самообразованию "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов рисования"

    План по самообразованию "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов рисования" на пять лет...

    Тема опыта: Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов рисования

    Тема опыта: Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов рисования...

    Критерии по «Развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов продуктивной деятельности».

    Педагогический мониторинг нетрадиционных методов продуктивной деятельности МБОУ СОШ № 198 дошкольное отделение (рисование, аппликация, лепка)Педагогический процесс современного детского...