"берега одной реки" - взаимодействие педагога с родителями воспитанников.
статья

северинова людмила владимировна

В статье рассуждение о проблеме взаимодействия педагога с родителями воспитанников, о принципах взаимодействия, об ошибках со стороны педагога, а также родителей, как стать компетентным в сложном взаимодействии с родителями и показания эффективной работы по взаимодействию и налаживанию контакта между педагогом и родителем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл berega_odnoy_reki.docx17.19 КБ

Предварительный просмотр:

«БЕРЕГА ОДНОЙ РЕКИ»

Взаимодействие педагог – ребенок – родитель

Еще В. А. Сухомлинский сказал: «Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей. Именно родители должны стать нашими помощниками, союзниками, участниками единого педагогического процесса, коллегами в деле воспитания детей».

Действительно, самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями.

Актуальность.

Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем.

Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьей. Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов. Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребенок был сыт, одет, а единственное его занятие дома – просмотр мультфильмов и прогулка.

Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребенка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения.

Каждый педагог, работая над этой задачей должен знать и опираться на нормативные документы: Ф З «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования, Конвенция о Правах Ребенка, Концепция дошкольного воспитания, Семейный Кодекс Российской Федерации, Конституция Российской Федерации.

Цель работы: раскрытие актуальных форм и методов работы с родителями в дошкольном учреждении, необходимых для повышения активности родителей как участников образовательного процесса.

Задачи:

Выявить и проанализировать эффективность используемых форм и методов взаимодействия детского сада и семьи;

Выявить как традиционные, так и новые активные формы работы с родителями с участием детей;

Создать условия для благоприятного климата взаимодействия: ребенок – родитель – педагог;

Обобщить опыт работы педагогов по данному направлению.

Традиционные формы работы с родителями:

Коллективные: родительские собрания, конференции, круглые столы;

Индивидуальные: беседы, консультации, посещения на дому;

Наглядно-информационные: выставки, стенды, ширмы, папки-передвижки.

Существует проблемное поле взаимодействия детского сада и современной семьи.

Говорят, общаются, но не слышат друг друга, не откликаются…

Требуют ответственности от другого, но желают снять ответственность с себя…

Критика превалирует, напряжение нарастает, неизбежны жалобы и конфликты…

Причины трудностей взаимодействия между воспитателями и родителями:

Недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей;

Недостаточная компетентность многих воспитателей;

Неполная информированность воспитателей об условиях жизни ребенка дома и, соответственно, родителей о жизни ребенка в детском саду;

Отношение воспитателей к родителям как к объектам воспитания;

Стремление воспитателей избежать «живого» общения, подменить его анкетированием, информационными стендами.

Принципами взаимодействия с родителями должны являться:

Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями;

Индивидуальный подход;

Сотрудничество, а не наставничество;

Качественное отношение к делу;

Динамичность.

Типичные ошибки педагогов:

Незнание техник общения;

Оценивание родителей;

Директивная позиция по отношению к родителям;

Приписывание родителям своих представлений и ожиданий;

Суетливость, излишняя эмоциональность на слова и действия родителей;

Использование стереотипов, установок, затрудняющих общение;

Жесткие ожидания по отношению к родителям;

Равнодушие, унылость;

Агрессия, напористость.

Каждый начинающий воспитатель задается вопросом: «Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников?»:

Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении;

Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей;

Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке – это лучший способ расположить родителей к себе;

Давать родителям возможность высказаться, не перебивая его;

Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта;

В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости – этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Из этого можно сделать вывод: педагог обладающий культурой общения, отказавшийся от конфликтной субкультуры, проявляющий интерес к мнению родителей будет иметь уважение от родителей воспитанников и высокие показатели эффективности в своих начинаниях:

Увеличение посещаемости родителями групповых мероприятий;

Повышение педагогической грамотности родителей;

Повышение степени сотрудничества ДОУ и семьи;

Создание доброжелательных, доверительных взаимоотношений между воспитателем и родителями;

Повышение удовлетворенности семьи работой ДОУ.

Уважаемые коллеги, успехов нам в работе с родителями!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение компьютерных технологий во взаимодействии педагогов с родителями воспитанников

Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, – воспитание детей. Сегодня эта проблема обсуждается педагогами, психологами, родителями, социологами. Отечественными исс...

"Мы вместе-а это значит..."- обобщение опыта работы по вопросам взаимодействия педагогов с родителями воспитанников.

Создание системного подхода к технологии социального партнерства делает сотрудничество с родителями увлекательным, творческим процессом общения, имеющим целью обоюдное участие в формировании личности ...

Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников сельского детского сада как основа профессиональной компетентности педагога

laquo;ТЕАТР НАЧИНАЕТСЯ С ВЕШАЛКИ,А ДЕТСКИЙ САД С ФОЙЕ…»   Детский сад – особое учреждение, практически это второй дом для детей. А свой дом всегда хочется видет...

Семинар-практикум для педагогов на тему :«Взаимодействие педагога с родителями воспитанников: формальность или диалог?»

На тему: «Взаимодействие педагога с родителями воспитанников: формальность или диалог?»...