консультация для педагогов "Формирование морфологической речи у детей дошкольного возраста "
консультация

лапицкая ирина евгеньевна

консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon form-e_morfol._rechi_u_detey.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Формирование морфологической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста»

Выполнила воспитатель: Лапицкая Ирина

План

Введение…………………………………………………………………….............3

I. Теоретическая часть……………………………………………………...............4

1.1. Лингвистические основы формирования морфологической стороны речи дошкольника……………………………………………………………............................4

1.2. Особенности формирования морфологической стороны речи у дошкольников......................................................................................................................7

1.3. Методика формирования морфологической стороны речи в среднем дошкольном возрасте……………………………………………......................................8

II. Практическая часть…………………………………………………….............11

2.1. Дидактические игры по формированию морфологической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста............................................................................11

Заключение………………………………………………………………...............14

Список использованной литературы…………………………………….............15

Введение

Актуальность темы. Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. И одним из важных составляющих компонентов речи является её морфологическая сторона.

Морфология - раздел языкознания, изучающий части речи и их грамматические признаки. Собственно морфология с синтаксисом и составляют грамматику. А грамматика, в свою очередь, помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Психологи утверждают, чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.

В детском саду не ставится задача изучения законов грамматики, знакомства с её категориями и терминологией. Правила и законы языка познаются детьми в практике живой речи.

В дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. К.Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи [6, с. 8].

Основой для усвоения грамматического строя является познание отношений и связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах. Речь маленького ребенка с точки зрения грамматики аморфна (бесформенна). Морфологическая и синтаксическая аморфность речи говорит о непознанности им отношений и связей, существующих в жизни.

Таким образом, перед дошкольными педагогами стоит актуальная задача по формированию у детей азов грамматики, а, следовательно, и морфологической стороны речи. Ведь усвоение морфологических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает, наряду с функцией общения, выполнять функцию сообщения через правильно сочетаемые слова в предложении, когда он овладевает монологической формой связной речи.

Вместе с тем, стоит отметить, что развитие морфологической стороны речи сопряжено с рядом трудностей, связанных с особенностями русского языка.

Прежде всего, в русском языке очень сложная система окончаний существительных, не фиксировано место ударения в словах, чрезвычайно большое многообразие чередований гласных и согласных звуков в основах глаголов. Кроме того, у дошкольников вызывает затруднение усвоение родовой принадлежности существительных, понимание и использование пространственных предлогов и наречий.

Очевидно, что трудных грамматических форм в русском языке великое множество; многие из них встречаются детям, и, естественно, ведут к ошибкам.

I. Теоретическая часть

1.1. Лингвистические основы формирования морфологической стороны речи дошкольника

Усвоение речи ребенком - это сложный процесс, который в своем развитии проходит ряд стадий: от зачаточного, аморфного использования отдельных языковых явлений до полного овладения языковыми нормами.

Первой стадией в усвоении речи является развитие у ребенка понимания обращенной речи (пассивная речь). Это понимание функционально выражается в действенной или ориентировочной реакции на слово. Поскольку к ребенку обращаются не с отдельными словами, а с простейшими связными высказываниями («дай лялю», «возьми в ручку» и т.д.), у ребенка раннего возраста образуется условная связь на единый речевой комплекс.

Такое понимание речи при отсутствии у ребенка самостоятельной речи проходит в своем развитии сложный путь, возрастая по объему и качественно изменяясь.

Вторая стадия характеризуется появлением активной речи, что является своего рода обобщением, так как ребенок реагирует уже не только на звучание речи, но и на его значение [2, с. 27].

А.Н. Гвоздев в своем исследовании формирования грамматического строя русского языка дал развернутую характеристику процесса становления и развития речи ребенка. В этом процессе он выделяет три основных периода [3, с. 45].

1. Период предложений, состоящих из аморфных слов-корней (до 1 года 10 месяцев.). Этот период подразделяется на два этапа (время однословного предложения и время предложений из нескольких слов). Характерными особенностями этого периода являются ситуативность и яркая интонационная окраска используемых слов-предложений. А.Н. Гвоздев отмечает, что в этом периоде в большинстве предложений звуковое выражение грамматических отношений между словами является частичным или отсутствует. Особо важным моментом первого периода является начало членения слов на морфологические элементы. Происходит двустороннее развитие предложения:

а) объем предложения расширяется до трех-четырех слов (синтетический рост предложения);

б) отдельные слова, входящие в состав предложения, становятся значимыми единицами  (аналитическое развитие предложения).

Расчленение слов на морфологические элементы охватывает ряд грамматических категорий, преимущественно используемых ребенком в речи в данном периоде – существительных  (единственное и множественное число, именительный, винительный и родительный  падежи, уменьшительная форма) и глаголов (повелительное наклонение, инфинитив, прошедшее и настоящее время). Такое расчленение является доступным для ребенка благодаря тому, что поток звуков в речи для него неразрывно связан со значениями  и в соответствии со сменой и повторяемостью разных элементов значений происходит выделение и отграничение соответствующего им внешнего выражения в звуках. В дальнейшем эти «звукозначения» станут опорной базой для самостоятельного образования ребенком новых грамматических форм слова по аналогии.

2. Период усвоения грамматической структуры предложения (с 1 г. 10 мес. до 3 лет). Этот период начинается с появления морфологической членимости слов, благодаря которой ребенок в своей речи широко использует самостоятельно образованные слова и их формы как в виде образований по аналогии, так и в виде форм, совпадающих с общепринятыми. Характерной особенностью второго периода является усвоение ребенком грамматических категорий и практических типов словообразования и словоизменения, появление в речи и усвоение предлогов и союзов. А.Н. Гвоздев в этом периоде выделяет три части:

- время формирования первых форм;

- время использования флексийной системы русского языка для выражения синтаксических связей слов;

- время усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений.

Третий период - усвоение морфологической системы языка (с 3 до 7 лет). В этот период происходит практическое усвоение ребенком типов склонения и спряжения. Морфологические элементы вместо смешения постепенно разграничиваются по отдельным типам спряжения и склонения, усваивается сначала система окончаний, а затем - чередования в основах [3, с. 46].

Опираясь на выше приведенные характерные особенности периодов, можно сделать заключение, что освоение ребенком грамматического строя языка происходит на основе грамматической структуры предложений и в виде усвоения грамматических категорий, характеризуемых наличием определенного значения.  

В первую очередь ребенок усваивает категории с отчетливо выраженным конкретным значением (например: единственное и множественное число существительных, образующееся по аналогии от общей основы и легко воспринимаемое наглядно).

Категории, выражающие отношения, вызывают у ребенка определенные трудности в усвоении и правильном использовании. Например, падежи первоначально для ребенка являются лишь носителями определенных синтаксических значений, а их второстепенное значение усваивается позднее. Различение падежных форм начинается с противопоставления именительного падежа и винительного и родительного падежей. Дательный падеж появляется несколько позже. Творительный падеж появляется после 2-х лет и до 6-ти лет остается не вполне усвоенным.

Определенные трудности у ребенка вызывает использование в речи предлогов.  А.Н. Гвоздев объясняет это тем, что предлоги, дифференцируя значения падежей, в речи встречаются не часто, во многих случаях они вообще отсутствуют, а беспредложные функции падежей являются наиболее распространенными. Это приводит к пропуску падежных предлогов там, где они должны быть [3, с. 53].

В период от 2 до 4 лет в речи ребенка наблюдается использование слов, имеющих окончания разных склонений, что свидетельствует об отсутствии четкой границы между склонениями.

В возрасте 5-6-ти лет в речи ребенка окончания разных падежей у одного слова уже относятся к одному типу, то есть постепенно происходит окончательное разграничение склонений.

Эти ошибки, характерные для формирующегося грамматического строя речи, свидетельствуют о том, что решающим фактором в усвоении ребенком грамматического строя является функция морфологического строения элементов  языка, связанная с семантикой. Ярким показателем этого положения является сложное и длительное усвоение ребенком категории рода в виду отсутствия у него отчетливого значения.

Исследования отечественных и зарубежных психологов, лингвистов и психолингвистов доказали, что овладение грамматическим строем языка характеризуется формированием языковой системы, основанной на генерализации, анализе и обобщении явлений языка и речи (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, Д. Слобин, А.М. Шахнарович).

В психолингвистических исследованиях рассматривается и оформление высказывания, которое требует не только владения значениями слов, но и учета лингвистических и психологических законов их сочетания. Понимание высказывания во многом зависит от ситуации общения, от точки зрения говорящего и конструкции фразы, а также от порядка слов.

Д.Б. Эльконин подчеркивал, что овладение грамматическим строем языка активно происходит на основе диалогической речи ребенка и взрослого. Он приводил данные в отношении усвоения грамматического строя русского языка в раннем детстве (по А.Н. Гвоздеву) и отмечал, что показателем развития связной речи служит употребление союзов. Таким образом, уже в пределах диалогической формы речь ребенка приобретает довольно связный характер и позволяет выражать многие отношения. По мнению Д.Б. Эльконина, овладение языком в раннем детстве служит основой для всего психического развития ребенка [7, с. 163].

В педагогических исследованиях вопросы формирования грамматического строя речи, в частности морфологии, также рассматриваются с разных точек зрения.  В.И. Ядешко, изучая особенности овладения детьми различными типами и видами предложений, подчеркивала, что появление в речи грамматических оформленных предложений возможно при условии овладения ребенком достаточно большим словарем и грамматическими формами. Наблюдая за высказываниями детей во время игр, бесед, занятий, исследователь сделала вывод, что дети 3-4 лет чаще употребляют простое нераспространенное предложение, а на пятом году жизни увеличивается количество полных распространенных и сложных предложений. Автор доказывает необходимость побуждения ребенка к высказыванию мыслей в форме сложного предложения, а для этого предлагает ставить детей в такие ситуации, чтобы они были вынуждены использовать эти формы [8, с. 15].

Исследования, посвященные формированию разных аспектов грамматического строя речи, показывают, что для овладения устной и письменной речью необходимо развитие чувства языка, «интуитивной», «подсознательной грамматики», что чувство языка имеет объективную обусловленность и поддается воспитанию. Создание условий для оптимального овладения языковыми закономерностями возможно в том случае, если ведущим в обучении выступает не предъявление речевых образцов педагога, а формирование языковых обобщений, которые «составляют ядро психологического механизма усвоения языка».

Таким образом, формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам) невозможно без речевого общения.

1.2. Особенности формирования морфологической стороны речи у дошкольников

Некоторые особенности становления грамматического строя речи детей преддошкольного и дошкольного возраста изучены в психологии; в физиологии установлена условнорефлекторная основа грамматической стороны их речи. Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики. В живой речи дети замечают постоянные значения грамматических элементов-морфем. На этой основе формируется обобщенный образ отношений значимых элементов в словах и словоформах, что и приводит к складыванию механизма аналогии, являющегося основой языкового чутья, в частности чутья к грамматическому строю языка.

Ребенок трех лет уже пользуется такими грамматическими категориями, как род, число, время, лицо и др., употребляет простые и сложные предложения. Казалось бы, достаточно обеспечить ребенку богатое речевое общение, идеальные образцы для подражания, чтобы он знакомые отношения самостоятельно обозначал уже усвоенной грамматической формой, хотя словарный материал будет и новым. Но этого не происходит [1, с. 158].

Постепенность овладения грамматическим строем объясняется не только возрастными закономерностями нервной деятельности ребенка, но и сложностью грамматической системы русского языка, особенно морфологической.

В русском языке много исключений из общих правил, которые нужно запомнить, на которые нужно выработать частные, единичные динамические речевые стереотипы. Например, ребенок усвоил функцию предмета, обозначаемую окончанием -ом, -ем: мячиком, камнем (творительный падеж). По этому типу он образует и другие слова («палочком», «иглом»), не зная, что существуют другие склонения, имеющие иные окончания. Взрослый исправляет ошибки, закрепляя употребление правильного окончания -ой, -ей.

Замечено, что число грамматических ошибок значительно возрастает на пятом году жизни, когда ребенок начинает употреблять распространенные предложения, у него растет активный словарь, расширяется сфера общения. Вновь усваиваемые слова ребенок не всегда успевает запомнить в новой для него грамматической форме, а при использовании распространенного предложения не успевает контролировать как его содержание, так и форму.

На протяжении всего дошкольного возраста наблюдается несовершенство как морфологической, так и синтаксической стороны детской речи. Лишь к восьми годам можно говорить о полном усвоении ребенком грамматического строя языка. Достигаемый к школьному возрасту уровень овладения родным языком является очень высоким. В это время ребенок уже в такой мере овладевает всей сложной системой грамматики, включая самые тонкие действующие в русском языке закономерности синтаксического и морфологического порядка, а также твердое и безошибочное использование множества стоящих особняком единичных явлений, что усваиваемый русский язык становится для него действительно родным. И ребенок получает в нем совершенное орудие общения и мышления [5, с. 97].

Овладение грамматикой как наукой осуществляется в школе. Уже в начальных классах ставится задача сознательного усвоения основных грамматических правил и законов. У детей-школьников формируют ряд грамматических понятий (о составе слова, о частях речи и т. д.), они заучивают и осмысливают определения (имени существительного, спряжения и т. д.), в их активный словарь входят грамматические термины. Появляется новое отношение к своей речи.

В работе над формированием грамматического строя речи можно выделить следующие направления: предупреждать появление у детей грамматических ошибок, особенно в трудных случаях морфологии и словообразования, эффективно исправлять ошибки, существующие в речи детей, совершенствовать синтаксическую сторону речи, развивать чуткость и интерес к форме своей речи, содействовать грамматической правильности речи окружающих ребенка взрослых.

1.3. Методика формирования морфологической стороны речи

в среднем дошкольном возрасте

На пятом году жизни у детей появляется большое количество морфологических ошибок, обусловленное расширением сферы общения, усложнившейся структурой речи, вследствие чего неусвоенные еще нормы правильного изменения слов становятся более заметными. Наряду с этим в речи детей наблюдается значительно больше правильных грамматических форм.

Формированию грамматических навыков помогают возникающая в этом возрасте потребность говорить правильно, прошлый опыт, развитие у ребенка умений мобилизовывать свою память, более осознанно изменять слова, искать правильные формы. Большую роль играет для ребенка оценка взрослыми его речевой деятельности («Я правильно сказал?», «А как нужно сказать правильно?»).

В средней группе расширяется круг грамматических явлений, подлежащих усвоению.

Содержание обучения усложняется: продолжается обучение употреблению форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных, согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, использованию разных форм глаголов, формирование умения правильно спрягать глаголы по лицам и числам, осознанно употреблять предлоги с пространственным значением [1, с. 174].

На ступени среднего дошкольного возраста наряду с закреплением уже сформированных грамматических навыков следует учить детей правильно изменять трудные для них слова. На данном этапе формирование грамматического строя речи в большей степени, чем ранее, связано с развитием монологической речи, с обучением детей рассказыванию.

В методике обучения на занятиях особой разницы по сравнению с младшими группами нет. Большую роль продолжает играть связь грамматических форм с жизненными ситуациями, отсюда – необходимость использования наглядности. Если в младших группах преимущественно используются игрушки, то в средней игрушки и картинки применяются в равной степени. Часть грамматических форм подлежит усвоению и без наглядного материала.

На пятом году жизни детям предоставляется большая самостоятельность в образовании трудных грамматических форм, с которыми они встречались и раньше. Однако образец остается при этом ведущим приемом обучения, он используется в случаях нетипичного изменения слов с целью предупреждения ошибок.

Программное содержание и методика организации занятий также усложняются. В дидактических играх и играх-драматизациях дается не одна, а несколько ситуаций (Девочка пошла в лес. В лесу встретила лису с лисятами, волчицу с волчатами, медведицу с медвежатами).

В игре «Что изменилось?» производятся не единичные, а множественные изменения (убирают не одну игрушку, а две; меняют местоположение не одной игрушки, а нескольких).

Повышаются требования к детям. Воспитатель добивается от детей четкости и внятности произнесения окончаний; предлагает произнести слово в правильной форме, повторить вслед за ним; подумать, как сказать правильно, поддерживает поиск ребенком словоформы. Учитывая растущее у детей осознание особенностей речи, педагог привлекает ребенка к исправлению его собственных и чужих ошибок (ребенок ошибся, сказав «котенка», воспитатель спрашивает, как сказать правильно).

В средней группе продолжаются формирование навыков употребления существительных во множественном числе в именительном, родительном и винительном падежах, работа по закреплению представлений о родовой принадлежности существительного, об употреблении неизменяемых имен существительных [5, с. 73].

Дидактическая игра «Что (кого) не стало?» всепригодна для упражнения малышей всех возрастных групп в употреблении существительных во множественном числе в родительном падеже. В средней группе подбирают наиболее трудные слова: туфли – туфель, сапоги – сапог, тапочки – тапочек, валенки – валенок, сандалии – сандалий.

Эту же игру можно применять для усвоения категории винительного падежа. Достаточно нередко малыши допускают ошибки при употреблении винительного падежа, потому что одушевленные и неодушевленные существительные меняются по-разному.

На столе что? – Чашечки, ложки, тарелки (множ. число, именит, падеж, неодушевл. существит.).

На столе кто? – Утки, собачки, зайчики (множ. число, именит, падеж, одушевл. существит.).

Кого вы видите? – Уток, собачек, зайчиков (множ. число, обвиняет, падеж).

Что вы видите? – Чашечки, ложки, тарелки (множ. число, обвиняет, падеж).

Кого не стало? – Уток, собачек, зайчиков (множ. число, родит, падеж).

Чего же не стало? – Чашек, ложек, тарелок (множ. число, родит, падеж).

Упражнение для усвоения категории винительного падежа можно включить в игру-драматизацию «День рождения куколки Кати». Гости дарят куколке подарки. Что они подарили Кате? Миша подарил мячик, Коля – малехонького утеночка, остальные малыши подарили ей плюшевого мишку и резинового слона.

Для усвоения категории среднего рода проводится рассматривание предметных картинок и игрушек. Воспитатель спрашивает: «Что это? Ведро какое? Тарелка какая?» Ребенок именует предмет, подбирает прилагательное, согласуя его с существительным [1, с. 176].

Для усвоения родовой принадлежности, развития ориентировки на окончания слов при согласовании существительных с прилагательными в роде и числе проводятся упражнения такого типа. Рассматриваются овощи либо фрукты, лежащие на подносе. Что это? (Груша.) Какая она? (Желтоватая, сладкая, сочная, вкусная, продолговатая.) Что это? (Яблоко.) Какое оно? (Красноватое, сладкое, вкусное, круглое, огромное.) Что это? (Лимон.) Какой он? (Желтоватый, кислый, большой, шершавый.) Потом малыши по прилагательному отгадывают предмет, ориентируясь на окончания слов. Желтоватый, кислый, большой, шершавый. Что это? Красноватое, сладкое, вкусное, круглое, огромное. Что это? Желтоватая, сладкая, сочная, вкусная, продолговатая. Что это?

Учить малышей верно употреблять несклоняемые имена существительные помогают серии картинок из альбома О.И. Соловьевой «Говори правильно». Показывается 1-ая картина. Что это? (Пальто). Какого цвета пальто? Какое пальто? (Пальто голубого цвета, голубое пальто). А у меня зеленоватое пальто. Вспомните, какие пальто у вас. Какое пальто у тебя, Катя? А у тебя? [5, с. 74]

Становлению грамматической стороны речи содействует художественная литература, содержащая эталоны конструкций предложений, потребления прямой и косвенной речи, глагольной лексики и др.

На примере пересказа сказки «Заюшкина избушка» можно узреть употребление ребенком различных форм глагола: не плачь, не горюй; поди, лиса, вон!; рыдает, плачешь, рыдать; гнать, гнали-гнали, не выгнали, выгоню, не выгонишь; лиса – дразнилась, просится, просила, упрашивала, не выпросила; ужаснулась, соскочила с печи, одеваюсь, шубу надеваю; заяц – рыдает, горюет, лапками слезы вытирает; стали жить да поживать.

Внедрение прямой речи: Идет старенькый медведь. О чем, заинька, плачешь? Как мне, медведюшка, не рыдать. Не плачь, кролик, я ее выгоню. Нет, не выгонишь. Нет, выгоню.

Даже без специального обучения, слушая либо пересказывая сказку, ребенок интуитивно усваивает формы конфигурации глаголов по лицам, числам и временам [1, с. 177].

Способности потребления глаголов закрепляются в играх. Приведем пример игры на употребление глаголов. Игра «Мишка, сделай!» (употребление повелительного наклонения глаголов: ляг, скачи, положи, рисуй, отыскивай). В гости к детям приходит медвежонок, он умеет делать просьбы, лишь нужно его верно попросить: «Мишка, ляг, пожалуйста, на бочок!» Тут игровое действие может быть аспектом корректности речи малыша. Мишка ложится только в этом случае, если слово сказано грамматически верно. Воспитатель узнает, почему Мишка не выполняет какую-то просьбу. Возникает проблемная ситуация, решить которую можно правильно произнесенной просьбой.

II. Практическая часть

2.1. Дидактические игры по формированию морфологической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста

Дидактические игры по формированию именительного падежа множественного числа.

1. Игра «Один – много». Цель: научить детей образовывать существительные именительного падежа множественного числа.

Наглядный материал: предметные картинки – слова в единственном и множественном числе.

Ход игры: детям демонстрировалась картинка с изображением одного предмета, и предлагалось найти картинку с изображением этого же предмета, но в большем количестве.

Речевой материал: У меня красный шар. А у меня красные шары (ребенок).

2. Игра «Что растет в лесу». Цель: образование формы множественного числа существительного с окончанием -ы.

Наглядный материал: предметные картинки и сюжетная картинка.

Ход игры: на доску вывешивалась сюжетная картинка «Лес», дети рассматривали картинку, а педагог постепенно вывешивал вокруг этой картинки карточки предметов в единственном числе (дуб, сосна, береза, гриб, цветок, куст, ягода).

Речевой материал: В лесу растет один дуб? (В лесу растут дубы); В лесу растет одна сосна? В лесу растет один гриб?

3. Игра «У кого похожая картинка?». Цель: образование форм множественного числа существительных с окончанием на -ья.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: детям раздавались картинки с изображением предмета во множественном числе, педагог поднимал свою картинку и спрашивает детей у кого есть похожая. На моей картинке нарисован стул. У кого есть такая же?

4. Игра «Измени слово». Цель: закрепить знания формы множественного числа именительного падежа существительных с разными окончаниями.

Оборудование: мяч.

Ход игры: ребенку назывались слова в единственном числе и поймав мяч, он должен назвать слово во множественном числе.

Дидактические игры по формированию родительного падежа единственного числа с предлогами.

1. Игра «С какого дерева упал листок?». Цель: закрепить названия деревьев, форму родительного падежа единственного числа с предлогом С.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: карточки с листьями деревьев раздавались детям. Дети должны определить, листья каких деревьев у них оказались, и назвать дерево: «У меня лист упал с клена».

2. Игра «Эрудит». Цель: закрепить части тела животных, и образование форм родительного падежа с предлогом У.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: детям раздавались картинки с животными, и задаются вопросы.

Речевой материал: У кого большой хобот? У кого пушистый хвост? У кого нос пяточком? У кого длинные уши? У кого есть копыта?

3. Играем в сказку «Колобок». Цель: образование формы родительного падежа с предлогом От.

Наглядный материал: предметные картинки героев из сказки «Колобок».

Ход игры: детям читалась сказка «Колобок», затем сказка прочитывалась по второму разу, но с пропусками, а дети должны продолжить (от бабушки, от дедушки, от волка, от зайца, от медведя).

Дидактические игры на формирование родительного падежа множественного числа.

1. Дидактическая игра «Подбираем рифму». Цель: формировать умение образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: детям читалось шуточное стихотворение: Даю вам честное слово, Вчера в половине шестого, Я видел двух свинок, Без шляп и ботинок. - Мы с вами тоже сможем сочинить веселые шутки. Я буду начинать, а вы продолжайте (детям показываются картинки во время чтения стихотворения, которые заранее проговаривались).

Речевой материал: Даем честное слово: Вчера в половине шестого Мы видели двух сорок Без … (ботинок) и … (носков), И щенков без … (тапочек), И синичек без … (рукавичек).

2. Игровое упражнение «Заготовки на зиму». Цель: закрепление темы «Овощи – фрукты», формировать умение образовывать множественное число родительного падежа существительных.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: детям рассказывалось о том, что осенью делаются на зиму заготовки из овощей и фруктов. Это соки, повидло, варенье, салаты, компоты и джемы. После им раздавались картинки с изображением овощей и фруктов, и предлагалось составить предложения, что бы они приготовили из того, что изображено на их картинках.

3. Игровое упражнение «Угадай, чего не стало?». Цель: закрепить умение образовывать множественное число существительных родительного падежа.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: на доску вывешивалось по четыре картинки с предметами во множественном числе, затем две картинки убирались, и у детей спрашивали: «Чего не стало?». Картинки подбирались с разными окончаниями.

Дидактические игры на формирование дательного падежа единственного и множественного числа.

1. Игровое упражнение «Кому, что нужно для работы». Цель: закрепление темы «Профессии», усвоение дательного падежа в единственном и множественном числе.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры (первый вариант): детям раздавались картинки, на которых изображены учитель без указки, маляр без кисти, парикмахер без ножниц и т.д. Затем каждый ребенок должен встать, показать свою картинку и сказать: «У меня учитель без указки, ему нужно дать указку» и т.д.

Ход игры (второй вариант): на доску вывешивались картинки с девочками, мишками, собачками т.д., а детям раздавались картинки с предметами (книжка, конфета, мяч и т.д.). Каждый ребенок должен подойти со своей картинкой и выбрать кому он, что даст.

Речевой материал: Я дам конфету девочкам; Я дам книгу мишкам.

2. Игра «Гости». Цель: закрепление темы «Дикие животные», усвоение дательного падежа.

Наглядный материал: предметные картинки и мягкие игрушки.

Ход игры: дети рассаживались вокруг стола, у каждого ребенка по игрушки, у педагога зайчик, на столе разложены картинки с угощением. Детям предлагалось выбрать по картинки, для своего животного: Орехи я дам белке; Мед я дам медведю.

Дидактические игры на формирование винительного падежа.

1. Дидактическая игра «Кто самый наблюдательный». Цель: развить у детей внимание, память, обиходный словарь.

Ход игры: дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.

Речевой материал: Я вижу стол, окно, стул … Я вижу столы, окна, стулья…

2. Дидактическая игра «Измени и скажи правильно». Цель: научить детей внимательно слушать и находить ошибки.

Ход игры: детям задавались вопросы и давались варианты ответов поставленных в начальную форму, ребенок должен был дать ответ в правильном варианте.

Речевой материал: Люблю кого? Что? (мама, Родина, кошка); Цени что? (труд, забота, дружба); Береги что? (книга, игрушка, деревья, птиц); Запомни что? (сказка, песня, загадка, стихотворение).

Дидактические игры для уточнения формы творительного падежа.

1. Дидактическая игра «Кто, чем защищается». Цель: закрепить тему «Животные и птицы», усвоение творительного падежа.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: дети рассматривали картинки с изображением животных, и отвечали на вопросы: кто, чем защищается?

Речевой материал: Чем защищается собака? (слон, олень, еж, гусь, кошка).

2. Игра «Что чем делают?». Цель: расширить словарный запас, научить составлять словосочетания и согласовывать глагол с существительным, усвоить форму творительного падежа множественного числа.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: детям раздавались предметные картинки с изображением инструментов во множественном числе: пилы, топоры, лопаты, иглы, ножи, ножницы и т.д., дети должны были составить словосочетания, отвечая на вопрос «Чем пилят (копают, шьют, режут и т.д.)?».

Заключение

Итак, перед дошкольными педагогами ставится важная задача по формированию грамматического строя речи у воспитанников разных возрастных групп. Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов: памяти, восприятия, эмоций.

Формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений).

Морфологическая и синтаксическая сторона речи детей развиваются одновременно. Но, принято считать, что синтаксические ошибки устойчивее, чем морфологические, и сохраняются иногда даже к моменту перехода ребенка в школу. Таким образом, на первый взгляд кажется, что задача по формированию синтаксической стороны речи сложнее и важнее, чем формирование морфологической стороны. Но на самом деле это не так.

Морфологическая сторона речи у дошкольников тоже играет огромную роль в освоении родного языка. Так, усвоение морфологических норм языка способствует тому, что детская речь начинает одновременно с функцией простого общения, выполнять функцию сообщения. Этот процесс происходит посредством правильно сочетаемых слов в предложении, когда ребенок овладевает монологической формой связной речи. Вместе с тем, становление морфологической стороны речи не проходит гладко. Так, в русском языке присутствует необычайно сложная система окончаний существительных, а ударение в словах может постоянно перемещаться, что затрудняет усвоение дошкольником морфологии.  

Таким образом, морфологическая сторона речи не менее важна, а порой и сложна. Усвоение морфологических законов речи является необходимой задачей для дошкольника. Усвоив морфологию речи, ребенок открывает себе дальнейший путь по изучению родного языка уже на этапе школьного обучения.  

Что касается усвоения морфологической стороны речи детьми среднего дошкольного возраста, то стоит отметить, что основное внимание педагоги должны обращать на согласование в речи детей слов; чередование звуков в словах и на образование сравнительной степени прилагательных.

Также в процессе обучения детей средней группы морфологическим нормам делается акцент на обучение употреблению форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных, согласование существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, использование разных форм глаголов, формирование умения правильно спрягать глаголы по лицам и числам, осознанно употреблять предлоги с пространственным значением.

Список использованной литературы

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. – 400 с.

2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст]: книга для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с.

3. Гвоздев, А.Н. Формирование у ребёнка грамматического строя русского языка [Текст] / А.Н. Гвоздев. - М.: АПН РСФСР, 1949. – 268 с.

4. Сохин, Ф.А. Некоторые вопросы овладения ребёнком грамматическим строем в свете физиологического учения И.П. Павлова [Текст] / Ф.А. Сохин // Советская педагогика. -1975. - №7. - С. 42-55.

5. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. метод. пособие для воспит. дошк. образоват. учрежд. / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Владос, 2008. – 287 с.

6. Ушинский, К.Д. О первоначальном преподавании русского языка [Текст] / Собр. соч. в 6 т. Т. 5. // К.Д. Ушинский. - М.: Учпедгиз, 1958. – 415 с.

7. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2005. – 384 с.

8. Ядешко, В.И. Развитие речи детей от трёх до пяти лет [Текст] / В.И. Ядешко. - М.: Просвещение, 1966. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста".

Консультация будет полезна как для педагогов, так и для родителей. Даны различия таких понятий как "фонематический слух" и "фонематическое восприятие" Представлены возрастные нормы развития фонематиче...

Консультация для родителей "Развитие речи у детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Развитие речи у детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей «Развитие речи у детей дошкольного возраста»

Речь- явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное правильное речевое развитие- необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи мал...

Консультация для родителей "Развитие речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ через STEM – образование" (Робототехника и лего-конструирование)

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают тр...

Консультация для родителей «Развитие речи у детей дошкольного возраста»

Речь- явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное правильное речевое развитие- необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи малыш познает окру...

Консультация для педагогов "Развитие речи у детей дошкольного возраста в игре"

Консультация для педагогов "Развитие речи у детей дошкольного возраста в игре"...