Особенности проявления агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
статья

Деришева Милена Анатольевна

Особенности проявления агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Тема насилия и агрессии уже давно беспокоит умы учёных. Начиная с середины 60-х гг. данная проблема становится одной из актуальных на Западе, её даже называют там сегодня «интригующей», а сам XX век - «веком беспокойства о насилии» [2]. Особенно острой в настоящий момент является проблема роста детской преступности и асоциальности. Большинство психологов и педагогов оказались совершенно неподготовленными ни теоретически, ни практически к решению проблем детской агрессивности, что уж говорить тогда о ближайшем окружении ребёнка [3]. Но многие специалисты уверены, что особенно важным является изучение агрессивности в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда ещё можно принять современные корригирующие меры. [4]

Агрессивное поведение – одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.п. состояния [1].

У детей дошкольного возраста такое реагирование проявляется в виде физической (драки, разрушительное отношение к вещам), вербальной (оскорбления, ругательства, дразнение) и косвенной (злобные действия, шутки,  взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битьё кулаком по столу) агрессии, а также в виде негативизма со стороны агрессивного ребёнка (поведение против руководства или авторитета: щипание, дразнение, драки, кусание, поглощение несъедобного) [5].

В 2013 году на базе детского сада г. Кирова была проведена эмпирическая работа по данной проблеме.

В исследовании приняли участие 3 группы (39 детей) в возрасте от 4 до 7 лет, с целью изучения особенностей проявления агрессивного поведения у детей дошкольного возраста для дальнейшего педагогически – грамотного реагирования. В результате было выявлено, что: 

  •    у детей преобладают больше вербальные агрессивные действия, чем физические;

Благодаря методу экспертных оценок было обнаружено, что в средней и старшей группах (4-6 лет) вербальные и физические проявления находятся на одинаковом уровне, но в подготовительной группе (6-7 лет) перевес (в 3 раза) уходит в сторону вербальных проявления.

  • более высокий уровень агрессивности замечен у мальчиков;

Со слов воспитателей всех опрощенных групп, агрессивные проявления, как вербальные, так и физические, чаще идут со стороны мальчиков, не считая возраст подготовишек, когда больше проявляется вербальная агрессия, к которой девочки больше предрасположены. Убедиться в правильности теории помогли использованные в исследовании методики («Несуществующее животное», «Кактус»).

  • с возрастом не происходит уменьшения агрессивного поведения.

Если, по методу экспертных оценок, в средней группе (4-5лет) наблюдалось приблизительно 5-6 агрессивных детей, то в 6-7 годам в подготовительной - их стало в 2 раза больше (агрессия перешла из одной формы в другую: из физических в вербальные проявления). Тенденция явно идёт вверх.

Заключительным этапом работы стали рекомендации родителям (окружающим людям) по коррекции агрессивного поведения, построенных на внимании и понимании, на терпении и заботе со стороны взрослого. Реализуется данная коррекция через творческое самовыражение ребёнка (сочинение сказок, рисование, лепка), ролевые игры, разъяснения и совместные разговоры, позитивную оценку ребёнка, а также через собственный благополучный пример и активное взаимодействие со взрослыми.

Родителям важно научить ребенка не подавлять, а контролировать свою агрессию, в противном случае это может привести к аутоагрессии (вред самому себе) или перейти в психосоматическое расстройство. Также важно помнить следующее: агрессия - это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, приводя к разрушительным и негативным последствиям, но также это ещё и огромная сила, которая может развивать определённые качества (лидерство), чтобы в дальнейшем добиваться своих целей и при правильном управлении не допускать агрессивного поведения ни в свою ни в чужую сторону.

Деришева М.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pro_agressivnye_osobennosti.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности проявления агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Тема насилия и агрессии уже давно беспокоит умы учёных. Начиная с середины 60-х гг. данная проблема становится одной из актуальных на Западе, её даже называют там сегодня «интригующей», а сам XX век - «веком беспокойства о насилии» [2]. Особенно острой в настоящий момент является проблема роста детской преступности и асоциальности. Большинство психологов и педагогов оказались совершенно неподготовленными ни теоретически, ни практически к решению проблем детской агрессивности, что уж говорить тогда о ближайшем окружении ребёнка [3]. Но многие специалисты уверены, что особенно важным является изучение агрессивности в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда ещё можно принять современные корригирующие меры. [4]

Агрессивное поведение – одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.п. состояния [1].

У детей дошкольного возраста такое реагирование проявляется в виде физической (драки, разрушительное отношение к вещам), вербальной (оскорбления, ругательства, дразнение) и косвенной (злобные действия, шутки,  взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битьё кулаком по столу) агрессии, а также в виде негативизма со стороны агрессивного ребёнка (поведение против руководства или авторитета: щипание, дразнение, драки, кусание, поглощение несъедобного) [5].

В 2013 году на базе детского сада г. Кирова была проведена эмпирическая работа по данной проблеме.

В исследовании приняли участие 3 группы (39 детей) в возрасте от 4 до 7 лет, с целью изучения особенностей проявления агрессивного поведения у детей дошкольного возраста для дальнейшего педагогически – грамотного реагирования. В результате было выявлено, что:  

  •    у детей преобладают больше вербальные агрессивные действия, чем физические;

Благодаря методу экспертных оценок было обнаружено, что в средней и старшей группах (4-6 лет) вербальные и физические проявления находятся на одинаковом уровне, но в подготовительной группе (6-7 лет) перевес (в 3 раза) уходит в сторону вербальных проявления.

  • более высокий уровень агрессивности замечен у мальчиков;

Со слов воспитателей всех опрощенных групп, агрессивные проявления, как вербальные, так и физические, чаще идут со стороны мальчиков, не считая возраст подготовишек, когда больше проявляется вербальная агрессия, к которой девочки больше предрасположены. Убедиться в правильности теории помогли использованные в исследовании методики («Несуществующее животное», «Кактус»).

  • с возрастом не происходит уменьшения агрессивного поведения.

Если, по методу экспертных оценок, в средней группе (4-5лет) наблюдалось приблизительно 5-6 агрессивных детей, то в 6-7 годам в подготовительной - их стало в 2 раза больше (агрессия перешла из одной формы в другую: из физических в вербальные проявления). Тенденция явно идёт вверх.

Заключительным этапом работы стали рекомендации родителям (окружающим людям) по коррекции агрессивного поведения, построенных на внимании и понимании, на терпении и заботе со стороны взрослого. Реализуется данная коррекция через творческое самовыражение ребёнка (сочинение сказок, рисование, лепка), ролевые игры, разъяснения и совместные разговоры, позитивную оценку ребёнка, а также через собственный благополучный пример и активное взаимодействие со взрослыми.

Родителям важно научить ребенка не подавлять, а контролировать свою агрессию, в противном случае это может привести к аутоагрессии (вред самому себе) или перейти в психосоматическое расстройство. Также важно помнить следующее: агрессия - это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, приводя к разрушительным и негативным последствиям, но также это ещё и огромная сила, которая может развивать определённые качества (лидерство), чтобы в дальнейшем добиваться своих целей и при правильном управлении не допускать агрессивного поведения ни в свою ни в чужую сторону.

Примечания

  1. Мещерякова Б.Г. Психологическая энциклопедия [Текст]: Большой психологический словарь/ Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - Санкт-Петербург: «Прайм- ЕВРОЗНАК»;  Москва: «ОЛМА-ПРЕСС», 2005. – 666 с.
  2. Румянцева, Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии [Текст] /Т.Г.Румянцева // Вопросы психологии. – 1991. -  № 1.
  3. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция  [Текст]/ И.А. Фурманов, В.П. Ильин.- Минск., 1996. - 192 с.
  4. Агрессивное поведение старших дошкольников [Электронный ресурс]http://knowledge.allbest.ru/psychology/3c0a65635a2bc78b4c43a88521206d27_0.html; (дата обращения 19.03.14).
  5. Анализ психологических особенностей проявления агрессивности в детском возрасте [Электронный ресурс] http://knowledge.cata123.info/psychology/3c0a65635b3ad78b4d43b89521306d27_0.html; (дата обращения 19.03.14).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет при...

Организанция индивидуального общения с детьми и родителями Психокоррекционная программа по снижению агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Работа с родителями агрессивных детей.Работу с родителями агрессивных детей целесообразно проводить в двух направлениях: информирование (что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она ...

Методы и приемы (стратегии и тактики) коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

Рекомендации по работе с агрессивными детьми дошкольного возраста....

песочная терапия,как метод профилактики агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Профилактика агрессии у детей подготовительных к школе групп ДОУ с помощью песочной терапии...

Виды и особенности проявления речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Виды и особенности проявления речевых нарушений у детей дошкольного возраста....

СЕМИНАР_ПРАКТИКУМ " Особенности и причины агрессивного поведения у детей дошкольного возраста"

Особенности и причины агрессивного поведения у детей дошкольного возрастаВ дошкольном возрасте происходит дальнейшее физического развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Дви...