Программа кружка «Живой песок»
рабочая программа (младшая группа)

Бунькова Людмила Анатольевна

Игра – ведущая роль деятельности ребенка,  деятельности ребенка, которая способствует развитию ребенка во всех аспектах. Они способствуют развитию тактильно-кинетической чувствительности, мелкой моторики рук, позволяет успешно развивать психические познавательные процессы, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.

В процессе игры и экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество вопросов: «Почему? Зачем? Как? Что будет если? ». При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx53.51 КБ

Предварительный просмотр:



Программа кружка

«Живой песок»


Срок реализации программы – 1 год.


Программа рассчитана для разновозрастной группы

Автор программы:

Воспитатель: Бунькова Людмила Анатольевна

2018

Содержание

1 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

1.1.1Актуальность

1.1.3 Задачи программы

1.1.4 Принципы программы

1.1.5 Принципы комплектования группы и организации работы

1.2 Этапы реализации проекта/программы

1.3 Ожидаемые результаты программы/проекта

2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Условия организации кружка

2.2 Программа дополнительного образования

2.2.1 Целевая аудитория

2.2.2 Содержание работы

2.2.3 Формы работы

3 .Условия реализации программы

3.1 Методы, приёмы и формы учебно-воспитательного процесса

3.2 Оценка и анализ работ

3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Организационное обеспечение программы/проекта

Перспективный план кружка   на 2018-2019 год

Использованная литература

1 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

Игра – ведущая роль деятельности ребенка,   деятельности ребенка, которая способствует развитию ребенка во всех аспектах. Они способствуют развитию тактильно-кинетической чувствительности, мелкой моторики рук, позволяет успешно развивать психические познавательные процессы, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.

В процессе игры и экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество вопросов: «Почему? Зачем? Как? Что будет если? ». При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

1.1.1Актуальность

Дошкольное детство это важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Новизна заключается в оптимальном подборе нетрадиционных методов и приёмов арт-педагогики.

Для того чтобы заинтересовать родителей работой кружка, в группе регулярно организуются консультации для родителей о техниках и комплексах работы с кинетическим песком в домашних условиях. Проводятся консультации, презентации на которых руководитель кружка показывает родителям, как работать нетрадиционными техниками – работой с песком.

 1.1.2 Цель программы

Сформировать положительную эмоциональную среду в детском коллективе в ходе экспериментирования с песком.


1.1.3 Задачи программы

Задачами программы кружка являются:

  1. Изучение правил поведения при игре с песком (работа в команде)
  2. Формирование представлений детей о свойствах сухого и влажного песка;
  3. Развитие творческих способностей и фантазии детей, с помощью самостоятельной деятельности ребят;
  4. Воспитание положительного отношения к своей работе и работе своих товарищей;
  5. Создание мини –музея, в результате совместной деятельности детей и воспитателей+ родители (выставка, конкурс в форме фотографий).
  6. Установление контакта и доверия с детьми;
  7. Объединение участников в группу;
  8. Снижение психофизического напряжения;
  9. Развитие тактильно-кинестетической чувствительности;
  10. Актуализация эмоций;
  11. Разрядка агрессивных импульсов, тревоги, напряжения;
  12. Использование расслабляющих упражнений с использованием музыкотерапии.

1.1.4 Принципы программы

  • От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
  • Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
  • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  • Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
  • Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.
  • Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
  • Принцип гуманистичности: ребёнок рассматривается как активный субъект в совместной с педагогом деятельности.
  • Принцип доступности материала.
  • Проект опирается на научные принципы построения:
  •  принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
  •  сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
  • •единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  •  принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  •  решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  •  построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
  •  принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

1.1.5 Принципы комплектования группы и организации работы

  • Учет интересов и способностей детей.
  • Желание родителей.
  • Добровольное участие.
  • Учет психофизических особенностей детей.

1.2 Этапы реализации проекта/программы

 На 1 этапе – репродуктивном ведется  активная работа с детьми по обучению детей работе с таким материалом, как песок, по ознакомлению с различными средствами и методами работы с таким материалом.

Очень важно, до начала занятий, детей познакомить с правилами поведения во время игр с песком:

• нельзя намеренно мешать своим товарищам и разрушать их работы;

• нельзя бросать песок на других детей;

• после игры надо помочь убрать игрушки на свои места.

На 2 этапе - конструктивном ведется  активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию песка.

На 3 этапе - творческом дети самостоятельно используют  песок для изготовления задуманных композиций.

1.3 Ожидаемые результаты программы/проекта

  • Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
  • Расширение и обогащение художественного опыта.
  • Формирование умения взаимодействовать друг с другом.
  • развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
  • Развитие творческой  активности на занятиях, самостоятельности.
  • Развитие инициативности
  • Способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами.
  • Развитие креативности.
  •  Индивидуальный «почерк» детской продукции.
  • Способность к активному усвоению художественного опыта.
  • Развитие общей  ручной  умелости .
  •  Нахождение  адекватных выразительно-изобразительных  средств для создания художественного образа.
  •   Склонность к экспериментированию  с разными художественными материалами и инструментами.
  •   Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов.
  •  Оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата) детского творчества.

2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1 Условия организации кружка

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости, и приглашает ребёнка отправиться в путешествие/ либо дают определенные задания, которые преследуют какую-либо «волшебную» цель;
  • Организация поддержки: дети никогда не откажут помочь слабому, им важно почувствовать себя значимым;
  • музыкальное сопровождение занятий кружка
  • эмоционально объяснять детям способы действий и показывать приёмы конструирования из песка
  • новизна обстановки;
  • необычное начало работы;
  • красивые и разнообразные материалы;
  • возможность выбора темы для кружка;
  • возможность выбора материала;
  • экспериментирование с дополнительными материалами (природные материалы, пластмассовые детали)
  • мотивация образовательной деятельности.

2.2 Программа дополнительного образования 2.2.1 Целевая аудитория

Программа дополнительного образования разработана для детей в возрасте от 3 до 4 лет включительно.

2.2.2 Содержание работы

Занятия кружка также имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:

• при взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние;

• развитие мелкой моторики влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирование произвольного внимания и памяти.

2.2.3 Формы работы

Для эффективности реализации проекта рекомендуются группы из 4-5 человек. Игры с песком в группе направлены в основном на развитие коммуникативных навыков. То есть умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.

3 .Условия реализации программы 3.1 Методы, приёмы и формы учебно-воспитательного процесса

  • словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет) ;
  • наглядные
  • практические
  • игровые

Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.

  • Консультации, мастер- классы, для педагогов учреждения

Методами работы программы/проекта являются:

1) Метод стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности, используемый для формирования у детей интереса к учению (создание ситуации занимательности, ситуации успеха, использование познавательных игр) .

2) Метод организации учебно-познавательной деятельности (метод словесной передачи и слухового восприятия, наглядной передачи и зрительного восприятия, практической передачи и тактильного восприятия, метод степени творческой самостоятельности)

Данные методы:

  • дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
  • формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу;
  • способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

3.2 Оценка и анализ работ

Организуя игры с песком, воспитатель не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и способствует освоению представлений о цвете, форме, величине, развивает мелкую моторику ребенка.

Игры с песком оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т. к. помогают создать радостное настроение, установить первые контакты с ребенком, повышать жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.

Через такую игру у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия, успешности, происходит спонтанное снижение психического напряжения. Это ведет и к сокращению сроков психофизической адаптации.

В песочных играх у детей «включается» механизм естественной регуляции игрового взаимодействия. Так они получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, сплачиваются, учатся слушать и слышать другого. Таким образом, формируется эмпатия – способность понимать ближнего и сопереживать ему.

 Диагностика

К концу года умения детей  должны расшириться и совершенствоваться.  Существует много  тестов, позволяющих оценить коммуникабельные и командообразующие способности ребёнка. Диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности умений общаться в группе, оказывать поддержку других детей, эмпатию.

Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке композиций, является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.

Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется положительной динамике. Критика работ не допускается. Приветствуется составление рассказа ребёнком о выполненной работе.

3.2.1 Формы подведения итогов

  • оформление выставочного стенда в ДОУ (фотографии работ);
  • выступление на родительских собраниях
  • консультации
  • мастер-классы
  • методические рекомендации для родителей

3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1 Организационное обеспечение программы/проекта

  • Необходимое количество детей: 8 - 10 детей
  • Занятия проводятся в ДОУ 1 раз в неделю (вторник), во 2 половине дня
  • Продолжительность занятия – 35 – 40 минут, с 16.00 до 16.40
  • Срок реализации программы – 1 год
  • Помощь родителей в подготовке дополнительных материалов для занятий

Перспективный план кружка на 2018-2019 год

Сентябрь

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Знакомство с мокрым песком

«Рассказы дядюшки Песка»




Задачи: развитие тактильных чувств, внимания, воображения, навыков расслабления.

Познакомить детей с песочницей (лоток).

Познакомить с правилами работы с песком.

Закрепить, уточнить, систематизировать знания о природном материале - песке. О различных видах песка.

Развивать интерес  к играм с песком.

Создать у детей радостное настроение. Наладить отношения в команде детей

Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница


«Здравствуй, песок!»






Закрепить с детьми правила поведения в песочнице. Создать положительный эмоциональный настрой.

Развивать диалогическую речь.

Воспитывать аккуратность.

Снижение психофизического напряжения.

Развитие чувства эмпатии путем тактильных взаимодействий. Учить отражать в речи свои ощущения, настроение

Развивать мелкую моторику.

Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница

«Необыкновенные следы»


«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладошками с силой надавливает на кинетический песок. «Прыгают зайчики» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» - ребенок расслабленными (или напряженными) пальцами рук делает поверхность кинетического песка волнистой. «Бегут жучки - паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.

Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница


“Говори!”



Выразить с помощью песка эмоции и чувства, которые ребенок испытывает в настоящий момент, развивать пространственное мышление, развивать навыки общения, мелкую моторику рук

 песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница


Октябрь

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование


Такие разные домики




Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Способствовать развитию стойкого интереса к работе с песком.

 песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные пластмассовые детали (из конструктора ЛЕГО)

“Найди отличие”






Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Способствовать развитию стойкого интереса к работе с песком. Развивать художественное восприятие.

Ребенок рисует на песке любую несложную картинку (котик, домик и др.) и показывает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дополняет несколько деталей и показывает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в композиции. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается).

 песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные пластмассовые детали (из конструктора ЛЕГО), декоративные детали

«Золотая осень»







Обогатить изобразительный опыт ребенка. Способствовать развитию стойкого интереса к работе с песком. Развивать художественное восприятие. Беседа об осени. Осенние символы

Специальные формочки, цветной песок, бросовый материал, песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница.

“Кричалки-шепталки-молчалки”




Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.



песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница


Ноябрь

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование


“Разговорчивые ладошки”



Цель: научить детей контролировать свои действия.

Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на песке силуэт ладоней. Затем предложить ему оживить ладошки: нарисовать им глазки, ротик, раскрасить бусинками, камушками или ракушками пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

 песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница


“Ласковые лапки”




Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым. Воспитатель подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на песок.

Все предметы делают следы на кинетическом песке (ходят по песку), а потом ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить “зверек” и касаться ласковыми лапками. Необходимо с закрытыми глазами угадать, какой “зверек” прикасался к руке т.е.отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

 песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, : кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вата



“Передай игрушку”



. Цель: снять излишнюю двигательную активность. Дети собираются возле песочниц. Играющие стараются как можно быстрее передать игрушки, не уронив их, друг другу. Можно в максимально быстром темпе передавать игрушки друг другу, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько игрушек.

 песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты


«Красивая варежка»







Самостоятельно использовать знакомые техники. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Развивать координацию движения рук.

Декоративные камни, формочки, специальные инструменты, лоток, песок, дополнительные материалы

Декабрь

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование


 «Волшебные зимние узоры»






Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные композиции из песка.


 песок, лоток, деревянные палочки, кисти, простые карандаши

«Звездочки на небе»







Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать воображение, художественное восприятие. Развивать стойкий интерес к процессу рисования на кинетическом песке.


песок, декоративные камни, специальные формочки, салфетки, цветная упаковочная бумага


«Волшебные снежинки»







. Развивать эмоционально-чувствительный опыт детей, творческое воображение.

Воспитывать умение всем вместе находить решение проблемной ситуации.

Развивать коммуникативные навыки, мелкую моторику рук.

 песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты

«Новогодние игрушки»






Развивать воображение, фантазию.

Развивать навыки работы в команде

Развивать стойкий интерес к процессу рисования на песке.

Бросовый материал, специальные формочки, кинетический песок, специальные инструменты, новогодние атрибуты


Январь

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование



“Колпак мой треугольный”





Цель: научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение. Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово “колпак” заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово “колпак” и слово “мой” (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а “показывают” на одно больше. В завершающем повторе дети изображают только жестами всю фразу.

 песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты

Весёлый снеговик







Цель: научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение. Формировать знания детей о свойствах сухого и сырого песка, об изменчивости его формы в зависимости от формочки.

Учить способам обследования.

Картинки снеговиков,    песок, круглые формочки, специальные инструменты, декоративные фигурки моркови и другого инвентаря снеговика





«Сыпем – лепим»





Формировать знания детей о свойствах сухого и сырого песка, об изменчивости его формы в зависимости от формочки.

Учить способам обследования.

Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности. Развивать мелкую моторику рук.

песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты


Вымышленные животные и птицы







. Развивать эмоционально-чувствительный опыт детей, творческое воображение.

Воспитывать умение всем вместе находить решение проблемной ситуации.

Развивать коммуникативные навыки, мелкую моторику рук.

 песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты


Февраль

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

«Моя семья»

Побудить детей символически изобразить членов своей семьи, какое-то семейное событие.

Развивать творческое воображение, связную речь, навык следования игровому правилу, мелкую моторику рук.

Воспитывать умение взаимодействовать в игре.

 песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты

Сказка на песке

«Репка»

Развивать умение импровизировать в образе действий знакомых персонажей.

Развивать творческое воображение, связную речь, навык следования игровому правилу, мелкую моторику рук.

Воспитывать умение взаимодействовать в игре.

Песочница, фигурки театра игрушек по сказке «Репка»,дополнительный материал для декораций, салфетки

Игра с песком

«Поможем кузнечику».

Развивать эмоционально-чувствительный опыт детей, творческое воображение.

Воспитывать умение всем вместе находить решение проблемной ситуации.

Развивать коммуникативные навыки, мелкую моторику рук.

Способствовать возникновению эмпатии, чувства сопереживания.

 песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты

«Весёлые человечки»


Цель: развитие произвольных движений и самоконтроля

Cоздать эмоционально приятную атмосферу в группе. Развивать навыки позитивного социального поведения.

Обращение внимания детей на тактильные, ощущения; развитие способности детей концентрироваться на них, различать их, обозначать словами.

Тренировка произвольной регуляции двигательной активности и поведения.


 песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты


Март

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование




''Какой я?''




Учить разным способам выражать эмоции, отношение к другим. Развитие интереса к себе. Обращение внимания на тактильные ощущения; развитие способности концентрироваться на них, различать, обозначать словами.

Организация опыта осознанного переживания детьми ощущений мышечного напряжения и расслабления мышц. Тренировка регуляции двигательной активности и поведения.

 песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты




' Возьмемся за руки, друзья!''




Обращение внимания на тактильные, ощущения; развитие способности детей концентрироваться на них, различать их, обозначать словами.

Дать ребенку возможность ощутить свою принадлежность к группе, выразить свое настроение, повышать уверенность в себе, развивать сенсомоторную координацию.

Материал: магнитофон с записью спокойной музыки, свеча в подсвечнике. Бусинки, шнурки, палочки, камешки, ленточки.

 песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты

«На какое растение, животное ты похож?»




Учить разным способам выражать эмоции, отношение к другим. Развитие интереса к себе. Обращение внимания на тактильные ощущения; развитие способности концентрироваться на них, различать, обозначать словами.

Кинетический песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты, фотографии или картинки животных и растений, которые уже пройдены

Сказка на песке:

«Колобок»





Учить детей моделировать ситуацию сказки в песочнице, располагать материалы по всей поверхности песка.

Способствовать возникновению игровых взаимодействий между детьми.

Развивать творческие способности, диалогическую речь, коммуникативные навыки.

Песочница, фигурки театра игрушек по сказке «Колобок», дополнительный материал, салфетки.


Апрель

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Упражнение

«Что спрятано?»







Учить находить на ощупь спрятанные в песке игрушки, называть их, ориентироваться на «песочном листе».

Развивать тактильно-кинестическую чувствительность.

Способствовать повышению самооценки у детей.

Развивать речь.

Песочница, набор различных игрушек, предметов, салфетки, кинетический песок


«Наши чувства»






Знакомство с изображениями чувств радости, гнева, страха из серии «Страна Эмоций»

Обращение внимания детей на тактильные, кинестические ощущения; развитие способности детей концентрироваться на них, различать их, обозначать словами.

Осознание ощущений мышечного напряжения и расслабления мышц. Тренировка произвольной регуляции двигательной активности и поведения.

Знакомство детей с элементарными приёмами релаксации через смену напряжения-расслабления мышц и регулирования дыхания.

Учить решать конфликтные ситуации, не обижая других.

 песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты

Игра с песком

«Строим космодром»



Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать воображение, творческое мышление, умение гармонично общаться друг с другом, взаимодействовать. Совершенствовать развитие пальцевой моторики

Песочница, наборы «Лего», фигурки, пульверизаторы, дополнительный материал, салфетки

Исследовательская деятельность

«Угощение для кукол»


Подвести детей к пониманию того, что формуется только сырой песок. Развивать мыслительную активность, пальцевую моторику.Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, любознательность, аккуратность, коммуникативные навыки.

Песочница, набор формочек, лопатки, сита, игрушечная посуда, кинетический песок, цветной песок.


Май

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Сказка на песке

«Заюшкина избушка»



Учить детей моделировать ситуацию сказки в песочнице.

Рассказывать сказку, перемещая игровые материалы по плоскости песочного ящика.

Развивать творческие способности, воображение, речь, умение работать в коллективе.

Песочница, фигурки сказочных персонажей, деревья, дом, дополнительные материалы, салфетки.

Упражнение «Портрет на песке»




Расширять представления детей об эмоциях. Упражнять в рисовании пальчиком на песке выражений лиц с различными эмоциями.

Развивать мелкую моторику.

Гармонизировать эмоциональную сферу детей.

  песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты

«Упражнения для самостоятельного выполнения




Чтобы лучше запомнилось то, как нужно себя вести с песком, ребята и помогающий им ведущий нарисуют в альбоме правила картинками. Так сказать проиллюстрировать правила, а самые лучшие картинки повесить возле места игры с кинетическим песком.

 песок, лопаточки, формочки, салфетки, песочница, специальные инструменты

Исследовательская деятельность:

«Своды и тоннели»





Вызывать у детей интерес к исследованиям.

Развивать мыслительные операции.

Стимулировать любознательность.

Формировать навыки коммуникативности, наблюдательности, самостоятельности

.

Песочника, песок, трубки различного диаметра, салфетки, специальные формочки.

Использованная литература

  1. Белая К.Ю., Теселкина Н.В., Мурзина М.Р., Щеткина Т.Т., Прокопович О.И., Рымаренко Л.В. «Организация проектной деятельности в дошкольном образовании».
  2. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. – Петропавловск, 2010. – 74 с.
  3. Бондарцева,С.Н. «Домик развития можно строить на песке» /С.Н. Бондарцева / / Педагогический вестник.-2006.-№3.-С.5.
  4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников».
  5. Газета «Школьный психолог», 2005 № 6 «Игры с песком»
  6. Газета «Школьный психолог», 2006 № 2 «Игры с песком»
  7. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб.:Детство-Пресс.2002
  8. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь 2002
  9. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Инсти- тут специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с. 3. Кузуб, Н. В., Осипук, Э. И. В гостях у Песочной Феи. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. - М.: Сфера, 2011. – 61 с.
  10. Грабенко,Т.М. «Игры с песком, или песочная терапия» /Т.М.Грабенко/ /Дошкольная педагогика.-2004.№5.-С.26-29
  11. Жителева,С.С. «Песочная терапия» /С.С,Жителева/ /Ребёнок в детском саду.-2006.-№4.-С.65-68
  12. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития,1997.
  13. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб.: Речь, 2006
  14. Смирнова О.Д. «Метод проектирования в детском саду».
  15. Солодянкина О.В. «Системиа проектирования в дошкольном учреждении».
  16. Тавистокские лекции. СПб.: БСК, 1998.
  17. Трисиддер Д. Словарь символов /Пер. с англ. М.: ФАИР – ПРЕСС, 1999
  18. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, «Владос», 1995
  19. Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. СПб.: Питер,2001
  20. Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия.- СПб.: Речь, 2007
  21. Юнг К.Г. Аналитическая психология: ее теория и практика.
  22. Юнг К.Г. Человек и его символы / Общ. ред. С.Н.Сиренко, М.: Серебряные нити, 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа «Живой песок»

Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!К.Д. УшинскийПроблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно в...

Программа кружка «Волшебный песок».

Кружок предназначен для детей от года до трех лет ....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ "ЖИВОЙ ПЕСОК"

Игра – ведущая роль деятельности ребенка, посредством которой он органично развивается.Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка, которая способствует развитию ребенка...

Программа кружка «Живая планета» по воспитанию экологической культуры у детей старшей группы

Актуальность кружковой работы состоит в использовании на каждом занятии метода сотрудничества ребенка с педагогом, накоплению у каждого ребенка эмоционально - положительного отношения к растениям и жи...

Программа кружка "Волшебный песок"

Программа расчитана для детей от 1,5 до 3 лет...

Программа кружка "Волшебный песок"

Программа кружка "Волшебный песок" для детей 4-5 лет....