Статья "Предметно - прстранственная среда как образовательный ресурс: требования ФГОС и практика"
статья

Лебедева Наталия Андреевна

Организация центров активности в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_lebedevoy_pprs.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Предметно-пространственная среда как образовательный ресурс: требование ФГОС и практика

Воспитатель:  Лебедева Наталия Андреевна

     ФГОС определяет требования к условиям реализации основной образовательной программы, которые направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание среды для развивающего вариативного дошкольного образования, поддержки инициативы и самостоятельности детей в разнообразных видах деятельности. Дети должны иметь выбор материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения. Такой подход открывает возможности для позитивной социализации ребенка, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Реализацию этого направления в группе мы начали с организации  центров активности, перестроив практически всю мебель, сделав модули открытыми и на уровне роста детей. Чтобы расположение центров активности было понятно и доступно детям, выслушали и обсудили их предложения. Расположили модули так, чтобы дети, работая в них, не мешали друг другу. Есть центры, где необходима двигательная активность, а есть центры, где требуется тишина и сосредоточенность. Это тоже следует учитывать при их оборудовании. Сегодня у нас каждый центр активности – маленькая творческая мастерская, наполненная разнообразными, стимулирующими деятельность материалами, развивающими и дидактическими играми. Все они обозначены эмблемами, и дети легко ориентируются в их расположении. Они свободно перемещаются между центрами в зависимости от интересов и потребностей. Время, проводимое в каждом из центров,  ребенок определяет сам. Иметь свободное время и уметь его наполнять не менее важно для ребёнка, чем участвовать в коллективных действиях.

Организация образовательной деятельности в центрах активности тоже имеет свои особенности. На утреннем сборе обсуждается предполагаемая деятельность и материалы, вариативные формы результата. Каждый ребенок самостоятельно принимает решение о том, чем он будет заниматься. Организуя и наполняя центры активности, всегда имею в виду образовательные задачи. Они могут решаться вариативными способами и в соответствии с зоной актуального развития ребенка. Задача воспитателя – наблюдая, делать выводы о дальнейшем продвижении каждоговоспитанника.

Подбирая оборудование центров активности важно опираться на разработанный совместно с детьми  план-паутинку, тогда оно будут отвечать их интересам и потребностям. При этом внутри каждого центра желательно наличие вариативных материалов и видов деятельности. Для того, чтобы ребенок мог реализовать свое право на выбор, он должен быть ему предоставлен, т.е. работа в центрах активности должна обеспечивать ему широкий спектр вариантов, из которых он выберет то, на что в настоящий момент более мотивирован.

Для того, чтобы ребенок понял, достиг ли он поставленной цели, ему необходимо дать возможность презентовать свою работу. Именно для этого и нужен итоговый сбор. Во время презентации дети учатся рассказывать о своей работе, создаётся ситуация успеха и мотивация для работы на будущее.

     Не менее важно, чтобы распределение центров фиксировалось в схему, которая доступна и для детей, и для родителей. У родителей есть возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, а дети наглядно видят, что преобладает в их выборе.

     Наполнение центров активности трудоемкий, но такой захватывающий процесс, который требует от нас, педагогов, постоянного поиска нового, интересного. Как приятно видеть, что реализованные в дела детские идеи раскрывают их творческий и интеллектуальный потенциал, формируют новые компетенции. Предметно-пространственная среда, организованная с учетом детских интересов и вариативно наполненная, стала действительно образовательным ресурсом для развития детской активности, самостоятельности и инициативы.


Используемая литература :

  1. Артамонова О. В. Предметно-пространственная среда: её роль в воспитании личности/ О. В. Артамонова//Дошкольное воспитание.-1995.-№ 4
  2. Виноградова Н. А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада: учебное пособие/ Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева.-М.:Перспектива,2011.
  3. Авдулова Т.П. Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность// Справочник старшего воспитателя.-2014г.-№8.
  4. Волосовец Т.В. Разработка спецификаций развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования [электронный ресурс]//. -http://goo.gl/VhpiUr
  5. Комарова О.А. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями.//Справочник старшего воспитателя-2014г.-№8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему :" Построение развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования"

Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эс...

Развивающая предметно - пространственная среда в соответствии с требованием ФГОС ДО

Создание в группе "Теремок" развивающей предметно - пространственной среды в соответствии ФГОС ДО...

Консультация «Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников, отвечающая требованиям ФГОС ДО»

Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно - через свое со...

Реализация требований ФГОС в практике работы воспитателя детского сада.Воспитатель Алексеева Людмила Николаевна ГАДОУ № 15 детский сад

С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона...

Реализация требований ФГОС в практике работы воспитателя детского сада

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы, планирование отражает различные ...

Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей

Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:1) социально-коммуникативная,2) познавательная,3)...

Предметно-пространственная развивающая среда дошкольной образовательной организации. Требования ФГОС ДО

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие. Цель создания развивающей среды в дошкольной образов...