«Значение мелкой моторики в развитии детей дошкольного возраста»
материал (старшая группа)

Сафронова Галина Валентиновна

опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл safronova_g.v.docx13.8 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 26 «ЗВЕЗДОЧКА»

Выступление на РМО

«Ум на кончиках пальцев (развитие интеллектуальных способностей дошкольников путем совершенствования мелкой моторики рук)»

Тема выступления:

«Значение мелкой моторики в развитии детей»

Воспитатель:

Сафронова Г.В.

Давным-давно, а может нет,

Узнала я один секрет:

Чтоб умным быть и речь развить

Ребенка нужно научить

Не сложной хитрости одной

Со своею ладить пятерней.

Специальные обследования детей, имеющих речевую патологию, свидетельствуют о наличии у них особенностей в состоянии двигательной сферы. Это недостаточная координация сложных движений, неточность, моторная неловкость, отставание от заданного темпа выполнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняемых движений в упражнениях по показу и по словесной инструкции. И это закономерно.

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

В связи с этим уверенно можно сказать, что ум ребенка находится на кончиках пальцев.

.Выражение «Ум ребенка — на кончиках пальцев» принадлежит известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому. Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов. Только после всестороннего обследования предметов, в том числе ощупывания и облизывания, в сознании младенца складывается целостное представление об их свойствах и качествах.

Что же  такое мелкая моторика?

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто для понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».

Учёные пришли к выводу, что приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следует следующий вывод: развитие речи ребёнка и развитие мелкой моторики – два взаимосвязанных неразрывных процесса. Отмечу также, что к сфере мелкой моторики относится огромное разнообразие всяческих движений. Это и примитивные жесты, такие как захват различных объектов, это и очень мелкие движения, от качества которых зависит почерк человека, а  например вязание – это один из ярких примеров действий мелкой моторики.

 Между тем процесс совершенствования моторных навыков активно происходит в дошкольном и раннем школьном возрасте. Ребёнок всё чаще выполняет более сложные действия, требующие согласованных действий обеих рук.

Именно поэтому в нашем дошкольном учреждении ведется большая работа по развитию мелкой моторики у детей, и мы с удовольствием поделимся с вами нашим опытом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Значение развития мелкой моторики руки для детей дошкольного возраста"

 Наш многолетний опыт показывает, что от степени развития моторики руки, овладения детьми формообразующими движениями в младшей и средней группах детского сада зависит уровень изобра...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...

Значение оригами в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

1.   Из истории оригами.2.   Задачи оригами в развитии ребенка.3.   Достижения детей старшей группы в овладении искусством оригами.4.   Знакомство родителей с н...

Влияние мелкой моторики на развитие детей дошкольного возраста.

Содержание данной статьи позволит родителям (законным представителям) узнать об удивительной пользе двигательных упражнений и  влиянии на всестороннее развитие их детей....

Докдад: Значение мелкой моторики в развитии детей дошкольного возраста

Цель: познакомить с понятием " Значение мелкая моторика"...

Значение мелкой моторики в развитии ребёнка дошкольного возраста.

В статье описано влияние графомоторных навыков на развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста....