Статья на тему "Особенности сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет."
статья (средняя группа)

Статья на тему  "Особенности сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_a.g.dakalo.docx38.04 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет.

 «…Игра это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности ребёнка…»

В.А.Сухомлинский

            Нет ничего гармоничнее играющего ребёнка. Вся жизнь дошкольника пронизана игрой. Игра - ключ к умственному и физическому развитию, она помогает ребёнку всесторонне и гармонично развиваться. Осваивая игру, ребенок осваивает и обогащает игровую культуру народа, нации в целом.

          В самом начале четвертого года жизни у ребенка возникает вид игры, который получил название игры образно-ролевой. При этом образная игра развивается параллельно с режиссёрской, но становится самой любимой и центральной. Ребёнок учится управлять не игрушкой, как в режиссёрской игре, а собой.

         Образная игра развивается в несколько этапов:
1этап — простое подражание ,имитация. Ребёнок в 2-3 года начинает имитировать поведение животных, которых видит чаще всего, но долго этот образ (собачки, кошечки) не удерживают. Взрослые должны поддержать такие игры: погладить, устроить подстилочку, налить молока;

2 этап — первые сюжеты. Ребенок изображает животное, образ которого проигрывает в несложном сюжете в 3,5– 4 года. Важно войти в игру и дать прожить малышу свой образ. Чем больше образов берет на себя и проигрывает ребенок, тем это лучше для его развития.

3 этап — полное погружение. Вход в образ и полноценное его проигрывание. Примерно в 4,5-5 лет. Может брать на себя образы растений и деревьев, машин и самолетов.

4 этап — отчётливая игра. Ребёнок примеряет на себя образы сказочных персонажей, разыгрывает известные ему сюжеты и пытается сочинять свою сказку. Важно в этот момент помочь ребенку в развитии личных идей и не мешать ему, каким бы забавным и нереальным ни казался вам сюжет.

 5 этап — настоящие профессии.

Задача взрослого — поддержать и развить сюжет, чтобы помочь ребенку проиграть образ.

           Важно, что без первых двух игровых этапов сюжетно-ролевая игра ребенка будет бедной и неполноценной, и необходимые качества и психические функции в этой игре не смогут развиваться в полной мере. Ребенку будет трудно брать на себя и удерживать роль, развивать сюжет, творчески перестраиваться в игре, вносить проблемы и коллизии в игру.
Поэтому наша задача поддержать прежде всего игровую деятельность ребёнка и создавать условия для нее. Ведь чем «лучше» ребенок играет, тем интенсивнее развивается.
         Детям 4—5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и их взаимодействии с людьми. В этом возрасте малыши часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются, копируя их манеру поведения.

            В образной игре ребёнок учится овладевать образом и, соответственно, удерживать его в долговременной памяти. Так он учится управлять собой. Именно в образной игре у ребёнка развивается способность к идентификации - способность присваивать себе черты других персонажей или других людей, посмотреть на происходящее с точки зрения другого человек. Таким образом, развивается способность к сопереживанию, пониманию других людей - эмпатию. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, о том, как человек познает мир.
           Для этого этапа нужны различные маркеры образа и детали костюмов:
— шляпы, накидки, жилетки, тесёмки, ленточки, бусы;
— ткани, лоскуты, пледы, подушечки;
— сумочки, короны, волшебные палочки и другие атрибуты;
— оружие: шпага, меч, кинжал, палки, лук.
           К пяти годам ребёнок может уже сойти с эгоцентрической позиции, когда есть не только «Я», а ещё и другие люди, которые тоже что-то чувствуют, что-то переживают. Конечно, это не происходит ровно в пять лет, но зарождается и развивается именно в образной игре.
           Образно-ролевая игра тесно связана с театрализацией и почти полностью основана на личном, опыте дошкольника. Так, если ребенок уже сталкивался с особенностями создания различных образов (ходил в театр, смотрел кукольные спектакли, участвовал в самодеятельных постановках, знаком со специфическими играми), то он достаточно легко организует и участвует в образно-ролевой игре.
Именно поэтому крайне необходимо с самого раннего детства водить ребенка на спектакли, а еще лучше делать его не просто зрителем, а участником домашних постановок.

             Образно-ролевая игра дает возможность ребёнку по-новому общаться со взрослыми. От непосредственного общения, от привычных слов, от уже знакомых интонаций ребенок научается переходить к контекстному, выдуманному им самим, новому и оригинальному типу общения.
На этом этапе родителям следует поощрять в ребенке все возможные проявления инициативы и фантазии — пусть он придумывает новые слова, образы, ассоциации, новые игры и новые роли. Очень полезны театрализованные представления, сочетающие элементы кукольного театра или маскарада — для застенчивых детей особую важность имеет тот факт, что никто не видит их лица, не узнает их. Можно вначале предоставить ребенку одну из второстепенных ролей или участие в массовке, чтобы он не выделялся среди других людей. Полезны и карнавальные представления. Однако нужно иметь в виду, что ни одно из этих мероприятий нельзя устраивать вопреки желанию малыша и следить, чтобы ему было комфортно.

          Настоящая игра всегда предполагает сосредоточенность и некоторое напряжение, например придумывание новых сюжетов или решение каких-то задач. В хорошей игре человек одновременно находится и внутри, и вне игрового сюжета, а игровая ситуация так же значима для него, как реальная. Переходы из воображаемой ситуации в реальную помогают представить план действия, сформировать образное мышление, без которого невозможны ни успешное обучение, ни полноценное развитие.
Следует всегда помнить, что «детская игра – это гигантская кладовая настоящей творческой мысли будущего человека» (Д.Б.Эльконин).

Используемая литература:

Краснощёкова Е.В. «Сюжетно-ролевые игры» -издательство  «Феникс», 2016
Кравцова Е.Е. «Разбуди в ребенке волшебника»: Кн. для воспитателей детского сада и родителей
  –– М.: Просвещение: Учебная литература, 1996

Эльконин Д.Б. « Психология игры» –– М.: Владос, 1999 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Особенности культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста"

Особенности культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста....

Доклад на тему "Особенности развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста."

Дошкольный возраст - период расцвета детской познавательной активности....

картотека сюжетно - ролевых игр для детей среднего дошкольного возраста

Подбор сюжетных игр для детей среднего дошкольного возраста. Предложены рекомендации для организации игр, подборка литературы....

Конспекты сюжетно ролевых игр для детей среднего дошкольного возраста.

Игра «Семья» Цель. Развитие интереса в игре. Формирование положительныхвзаимоотношений между детьми...

Конспекты сюжетно ролевых игр для детей среднего дошкольного возраста. Игра «Семья»

Конспекты сюжетно ролевых игр для детей среднего дошкольного возраста.Игра «Семья»...

Методическая разработка «Картотека сюжетно-ролевых игр» для детей среднего дошкольного возраста.

АктуальностьАктуальность данной методической разработки обоснована тем, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра.Изучая вопрос ранней профориентации, я задалась воп...