СТАТЬЯ Театрализованная деятельность как способ обучения дошкольников иностранному языку.
статья (старшая группа)

Олейник Елена Александровна

Цель современного обучения иностранному языку состоит не просто в сообщении знаний, а в их превращении в инструмент творческого освоения мира. Развивается восприимчивость, творческое мышление, способность образовывать новые сочетания идей, отвечающих той или иной цели. Ребенок в процессе мыслительной деятельности создает нечто новое. Это мышление направлено на достижение творческого результата. 

Применение элементов театрализации на занятиях иностранного языка способствует превращению учебной деятельности в творческий процесс, направленный на усвоение материала посредством игры, художественных образов. Элементы театральной педагогики не только разнообразят занятие, но и обогащают его, создавая на творческий психологический климат. Иностранный язык сегодня становится в большей мере средством жизнеобеспечения общества. Поэтому иностранный язык стал обязательным компонентом развития ребенка. Многочисленные трудности при освоении иностранного языка ведут к потере интереса к процессу его освоения . Решению этого вопроса в значительной степени способствует театральная деятельность на английском языке. Театральная деятельность – самая точная модель общения, так как она подражает действительности, и в ней, как и в жизни, переплетаются речевое и неречевое поведение партнеров.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность как способ обучения дошкольников иностранному языку.

Обучение иностранным языкам всегда имело большую популярность. А в условиях современного быстроменяющегося мира, когда человек вынужден выходить на все более сложные способы обработки информации, знание иностранного языка становится не просто бонусом к общему развитию, а скорее жизненно необходимым компонентом нормального существования человека в социуме. Поэтому все больше родителей ориентируются на раннее обучение иностранным языкам с каждым годом аудитория молодеет как и сама педагогическая наука. Эти тенденции, в свою очередь, требуют от педагогов большей гибкости и поиска все более новых и эффективных методов работы и взаимодействия с учащимися.

Существует ряд исследователей, которые утверждают, что раннее обучение иностранным языкам имеет положительное влияние на развитие внимания, памяти, логического и образного мышления. Так К.Д. Ушинский утверждал: «Дитя приучается в несколько месяцев так говорить на иностранном языке, как не может приучиться в несколько лет» .[4]

Современное общество предъявляет  очень высокие требования к человеку и стремится с формировать в нем навыки и черты мультикультурности. В таком ключе развития  педагогической науки, раннее обучение иностранным языкам, в частности  английскому ,является одним из ведущих способов достижения поставленных целей. Таким образом, основной задачей педагога становится – создание организованной  языковой среды, повышение мотивации к овладению иностранным языком.[5]

Основным видом деятельности в дошкольном детстве является – игра. Но в игре довольно сложно охватить все аспекты обучения языку и тут на помощь приходит театрализация. Удачное сочетание автоматизации звуков в связной речи, формирование грамматического строя речи, развитие дикции, вербальных и невербальных средств выразительности, мимики и пантомимики, голоса и жестов. и все это на абсолютно добровольной почве со стороны ребенка, потому что для него это все та же простоя и знакомая игра. Исследования таких педагогов –практиков, как Зимняя И.А.,Брушлинский А.В. и Матюшкин А.М., вскрывают и обосновывают необходимость использования театрализованной деятельности, как способа формирования положительной мотивации к обучению иностранным языкам.

На современном этапе, основным руководством в деятельности педагога является Федеральный Государственный Стандарт, который содержит прямые требования к результатам обучения иностранным языкам: «в результате изучения иностранного языка на базовом уровне, ученик должен использовать приобретенные  знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для общения с представителями  других стран, ориентации в современном поликультурном мире, ознакомления представителей зарубежных стран с культурой и достижениями России». Всем известно, что этого невозможно добиться без преодоления языкового барьера. Давайте разберемся что же такое языковой барьер и в чем причина его возникновения. Однозначного и устоявшегося  определения данному феномену не существует. В словаре социолингвистических терминов приводятся следующие варианты:

Языковой барьер – это:

1. Незнание или недостаточное знание языка коллектива, препятствующее индивидууму вступать в контакт с его членами, реализовывать свои интенции.

2. Психологическая установка индивидуума, базирующаяся на низкой самооценке своих знаний иностранного языка, мешающая ему участвовать в коммуникативных актах на этом языке.

3. В гипотезе языкового дефицита Б. Бернстайна Я.Б. именуется непрестижный вариант языка, использование которого в качестве единственного средства общения мешает индивидууму получить хорошее образование, занять социально престижные позиции в обществе, получить доступ к социальным привилегиям. Языковым барьером обычно служит ограниченный код». [1]
Согласно статистическим данным существует несколько наиболее распространенных причин возникновения языкового барьера:

  1. Страх ошибки (боязнь сказать что-нибудь не так, показаться глупым или смешным) –  (40%)
  2. Небольшой словарный запас – 10%
  3. Страх не понять собеседника – 20%
  4. Волнение – 20%

Рассматривая способы решения данных проблем, стоит уточнить, что универсального способа не существует, так как необходимо учитывать психологические особенности обучающегося и его знания. Однако можно предложить следующие варианты:

  1. Корректировка методики обучения студента на основе выявления причин возникновения языкового или иных барьеров;
  2. Комплексное изучение языка, которое включает: полноценное освоение грамматики, коммуникативная практика, развитие слуховых навыков, пополнение лексического запаса;
  3. Погружение в среду изучаемого языка;
  4. Стимулирование появления мотивации у обучающегося.
  5. Регулярная языковая практика на занятиях.
  6. Наличие эмоционального отклика субъекта действия на происходящее.

Все это возможно сделать на занятиях английским языком в условиях классно-урочной системы, но поскольку в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игровая, то педагогам приходится искать новые подходы. И тут на помощь приходят театрализованные зарисовки, именно они способны открыть перед участниками широкие возможности для познания собственного потенциала, ознакомления с моральными ценностями и нормами общества, развития художественного взгляда на мир в целом, изучения другой, чуждой им культуры в игровой форме. Учащиеся в ходе театрализованного действия открывают для себя новый, незнакомый мир эмоций, который им не смогут описать ни в одной книге , ни на одном уроке.

Используя драматизацию как инструмент при обучении иностранному языку, педагог может мягко направлять и контролировать множество психических функций и процессов, которые обычно остаются за пределами педагогического взаимодействия. Таким образом, театрализованная деятельность при обучении иностранному языку позволяет решить целый спектр задач:

- создание языковой среды, приближенной к естественной

- активизация на этой основе практически всего программного лексико-грамматического материала начального и последующих этапов обучения

- преодоление  эмоциональной скованности и формирование  навыка выражения своих переживаний и эмоции, не только словами, но и языком тела.

-развитие  умственной и эмоциональной  гибкости;

- формирование умения импровизировать и самостоятельно принимать решения в соответствии с изменением ситуации общения, при этом ребенок имеет возможность сразу же увидеть и оценить результаты своих действий.

-отработка темпа речи, произношения и постановки логического ударения.

 - углубление страноведческих знаний;

 - развитие умений аудирования, говорения, чтения, письма;

- практическое использование знаний в коммуникативной сфере;

Драматизация на занятиях английского языка ориентирует всех участников театрализации на активное взаимодействие; ученики перестают быть объектами педагогического воздействия, а становятся субъектами педагогического процесса, творцами урока. Новые знания добываются совместным участием в игре и, что придает уроку эмоциональную насыщенность, что в свою очередь , рождает у учеников желание достигать все более высоких результатов.

Коллективное творчество способствует осуществлению взаимного контроля работы друг друга. Дети с большим интересом следят за работой партнеров, они прислушиваются к мнению своих товарищей и сознательно стараются контролировать свое поведение и речь. Таким образом, рождается еще один важный компонент обучения английскому языку - самоконтроль. Кроме того, в процессе занятий для развития привлекательности учебных действий часто используются элементы соревнования, например, кто лучше перевоплотится в данную роль, кто лучше произнесет ту или иную реплику [2].

Главный закон детского творчества заключается в том, что его ценность следует видеть не только в результате и в продукте творчества, но и в самом процессе. Важно то, что дети создают, творят. У них развивается творческое воображение, память. Участники театрально-языкового общества получают универсальные умения, позволяющие им быть успешными в реальной жизни:

- быть толерантным;

- умение вести диалог;

- умение работать в команде;

- умение управлять своими эмоциями;

- умение быть гибким.

Театральная деятельность позволяет сделать урок интересным. Без принуждения дети погружаются в мир музыки, слова, литературы, живописи, поскольку театр – это вид искусства. Самое главное, театрализация создаёт ситуацию успеха и повышает интерес и мотивацию учащихся к изучению такого сложного предмета как иностранный язык. 


Список используемой литературы:

1. Николаев П.А., Данилов В.В. ЯЗЫКОВОЙ БАРЬЕР: ПРИЧИНЫ И ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XLVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 13(21.01.2020)

2. Гальперин П.Я. Заметки о психологических основах обучения речи на иностранном языке. Изд. Воронежский университет, 1980. С. 20-21

3.Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.

4.Ушинский К.Д. Проблемы педагогики. (2005).

5.Цигунева О.В. ,Воробьева А.А.,Голубева М.В. Обучение произношению с «веселой фонетикой» на дошкольном уровне. (с 305-311, 2017).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль наглядности и игровых приемов в обучении дошкольников иностранным языкам

Выступление из опыта работы на городском МО педагогов дополнительного образования (преподавателей английского языка)...

Анализ результатов обучения дошкольников иностранному языку в творческом объединении «В гостях у Микки Мауса».

Анализ результатов обучения дошкольников иностранному языку в творческом объединении «В гостях у Микки Мауса»....

Обучение дошкольников иностранному языку

Знакомство с литературой, посвященной методике обучения иностранным языкам, поражает свежего человека тем, что в этой литературе уживаются диаметрально противоположные точки зрения практич...

Консультация для родителей по раннему обучению детей иностранному языку

В данной консультации даются рекомендации для родителей, чьи дети изучают иностранный язык в детском саду....

Современные подходы к обучению дошкольников иностранному языку: интеграция языка в продуктивные виды детской деятельности

Интеграция иностранного языка в продуктивную деятельность детей позволяет задать естественную мотивацию общения на изучаемом языке, использовать врожденные механизмы овладения языком, действующие в до...

Обучение дошкольников русскому языку как иностранному.

В материале представлен конспект первого урока по теме "Магазин. Что и где мы покупаем" для дошкольников, изучающих русский язык как иностранный....

Презентация. Использование сюжетно-ролевых игр и театрализованной деятельности в процессе обучения дошкольников татарскому языку

Использование сюжетно-ролевых игр и театрализованной деятельности в процессе обучения дошкольников татарскому языку...