Программа "Одарёшка"
рабочая программа

Афонченкова Инна Дмитриевна

Выявление и развитие у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой,
физкультурно-спортивной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_odareshka.docx53.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение Детский сад  «Улыбка» г. Ельня

                                                                                                                                                                              

ПРОГРАММА

«ОДАРЁШКА»

Разработала: Музыкальный руководитель

           МБДОУ Детский сад «Улыбка» г. Ельня

               Афонченкова И. Д.

Содержание

 

1. Пояснительная записка

1.1. Актуальность темы.

1.2. Нормативно-правовая база программы

1.3. Цели и задачи программы

2. Теоретическое обоснование

3. Психолого-педагогическая диагностика одаренности дошкольников

4. Условия реализации программы

5. Мониторинг эффективности работы с одаренными детьми

Список литературы

1. Пояснительная записка

 1.1. Актуальность темы.

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка – позволяют по-новому поставить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.

Не так давно, самым важным в воспитании и обучении детей было стремление, чтобы ребенок соответствовал некоторой средней норме. Это гарантировало возможность избежать многих проблем в развитии. Если же проблема развития одаренности не отвергалась, то полностью ложилась на плечи родителей или отдельных творческих педагогов, которые, основываясь на опыте и интуиции, помогали ребенку раскрыть свое дарование, начиная с дошкольного возраста.

Программа рассчитана на детей дошкольного возраста.

 1.2. Нормативно-правовая база программы:

  • Основные положения «Декларации прав человека», принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;
  • Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;
  • Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г., утвержденная распоряжением правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 г.;
  • Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках президентской программы «Дети России», утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.;

1.3. Цели и задачи программы

Цель программы: создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.

Задачи:

1. Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.

2. Выявить детей с предпосылками одаренности.

3. Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.

4. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.

5. Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.

Ожидаемые результаты:

  1. Формирование системы работы с одаренными детьми.
  2. Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности.
  3. Совершенствование форм работы с одаренными и способными детьми;
  4. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.
  5. Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с общей одаренностью.
  6. Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности.
  7. Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.

2. Теоретическое обоснование

 В настоящее время внимание многих психологов и педагогов привлекает проблема детской одаренности, ее природы, возможности выявления и создания особых образовательных программ для одаренных детей.

Согласно «Рабочей концепции одаренности» (1998, 2003), разработанной в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети», одаренность определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок– это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер.

Потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

В качестве причин, задерживающих проявление и развитие одаренности, исследователи рассматривают трудности развития ребенка (например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения); недостаток необходимых знаний, умений и навыков; недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка; трудные семейные обстоятельства, недостаточная мотивация, низкий уровень саморегуляции, отсутствие необходимой образовательной среды.

Выделяется несколько ее основных структурных компонентов: когнитивный, личностный (мотивационный), творческий:

1)  общие и (или) специальные (музыкальные, художественные, математические и др.) способности выше среднего уровня;

2)   доминирующая познавательная мотивация;

3) креативность (способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии, порождать оригинальные идеи, используя нестандартные способы деятельности).

Для одаренных детей на ранних этапах развития (до 2-3 лет) характерна высокая сензитивность (чувствительность) к новизне ситуации, проявляющаяся в более ярко выраженной и стойкой реакции на новый предмет, звук, изображение и т.д. Иногда можно обнаружить, что у таких детей познавательная потребность – потребность в новых впечатлениях – оказывается сильнее физиологических потребностей во сне, пище и пр. Особенность познавательной потребности состоит и в том, что она ненасыщаема, это обусловливает постоянное проявление широкой любознательности ко всему новому для ребенка.

Постепенно к 3-5 годам элементарная, первичная исследовательская активность преобразуется в более высокие ее формы и проявляется уже в самостоятельной постановке вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному. У одаренных детей трудно выделить «возраст вопросов» (период, когда дети начинают задавать очень много вопросов, для обычных детей длится от 2,5 до 3,5 лет), потому что их вопросы появляются почти с самого начала активного говорения, и их количество так резко не уменьшается, как у их сверстников в 3-4 года. Можно сказать, что одаренные дети всегда задают больше вопросов, чем ровесники. Вопросы одаренных детей более глубоки по содержанию, шире по тематике. У одаренных значительно раньше происходит превращение детских вопросов из необходимого средства речевого общения, познания мира в необходимое звено самостоятельного мышления. Такие дети более настойчивы в поиске ответов, при этом требуют от взрослых полных и глубоких по содержанию объяснений. Не всегда получая их, пытливые дети уже к 5 годам пытаются найти ответы самостоятельно: находя и читая соответствующую литературу, наблюдая, пробуя экспериментировать.

Если до этого ребенок, обнаруживая неясное, неизвестное, замечая противоречие, формулировал вопрос к другим: родителям, воспитателям, старшим детям, то с 5-6 лет возросший уровень познавательной – исследовательской активности позволяет ставить интересующие ребенка проблемы, вопросы и осуществлять самостоятельный поиск решений.

Многолетние исследования психологов выявили, что наиболее рано признаки одаренности проявляются в музыке и художественном творчестве.

До 2-3 лет познавательная активность выражается в форме восприятия музыки. Примерно в 3-4 года резко возрастает стремление к самостоятельным действиям по «извлечению» звуков. Первоначально ребенок имитирует манеру пения, игры на музыкальных инструментах. Подражание является ступенькой к первым попыткам (в 5-6 лет) придумать что-то свое.

Похожая картина наблюдается при раскрытии художественной одаренности. Высокая избирательность в отношении зрительных образов и представлений проявляется в раннем детстве в острой наблюдательности, сильной впечатлительности, способности все вокруг видеть в красках, цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать.

Кроме музыкально-художественных рано проявляют себя способности к математике и шахматам. Некоторые одаренные дети уже в 3-4 года увлеченно играют с числами, сначала с радостью отыскивая их на вывесках домов, на страницах книг и журналов, на ценниках в магазинах, потом пробуя составлять разные, новые комбинации.

Для других одаренных детей не составляет большого труда просчитывание «в уме» сложных шахматных композиций. Научившись в 4-5 лет играть в шахматы, они потом большую часть времени проводят за шахматной доской, довольно быстро добиваясь поразительных результатов: начинают обыгрывать взрослых, устраивают сеансы одновременной игры с ровесниками или старшими детьми.

Более подробно виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности показаны на схеме № 1 и в таблице 1.

Таблица 1

Виды одаренности

Составляющие

Как проявляются

Академическая

одаренность

Мотивационно-личностные характеристики

Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому

Способности к обучению

Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов

Творческая

одаренность

Художественная одаренность

Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки)

Вокальная одаренность

Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух

Литературная одаренность

Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов

Артистическая одаренность

Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память

Конструкторская одаренность

Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации

Психомоторная

одаренность

Спортивная одаренность

Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость

Хореографическая одаренность

Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память

Коммуникативная

одаренность

Социально-личностная   одаренность

Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты

Лидерская одаренность

Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию

3. Психолого-педагогическая диагностика одаренности дошкольников

 Цель: получение первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей;

Задачи:

1. Разработать систему выявления одаренности воспитанников детского сада

2. Выявить детей с предпосылками одаренности.

Мониторинг проводится в трех направлениях:

1. Работа с педагогами (беседы, заполнение экспертных листов на воспитанников, анализ результатов педагогического мониторинга или индивидуальных карт развития).

2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества).

3. Работа с родителями (беседы, анкетирование).

Требования к психолого-педагогическому мониторингу одаренности дошкольников:

1. Комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей. Вывод об одаренности дошкольника не может быть сделан на основе оценки одного или нескольких параметров (например, интеллект и креативность).

2. Длительность процесса идентификации одаренности. Необходимо развернутое во времени наблюдение за поведением и деятельностью дошкольника в разных ситуациях.

3. Многократность и многоэтапность обследования с использованием множества психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальными особенностями дошкольника. Идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна.

4. Диагностика детской одаренности должна быть ориентирована не на результат, а на процесс: от диагностики отбора (по уровню достижений) перейти к диагностике прогноза и развития. Решение данной задачи связано не только с психологическим тестированием, но и с проведением наблюдения и диагностики развития детской одаренности, осуществляемой педагогом по специально разработанные методикам.

5. Анализ поведения дошкольника в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные игровые занятия, вовлечение различные формы предметной деятельности).

6. Экспертная оценка продуктов деятельности дошкольников (рисунков, поделок, аппликаций, стихотворений, проектов и пр.). При этом необходимо привлекать к диагностическому обследованию психолога.

7. Использование игровых методов (диагностические игры), в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, долговременную диагностику.

8. Учет при диагностике детской одаренности потенциальных возможностей ребенка. При выявлении одаренных дошкольников необходимо дифференцировать: актуальный уровень развития одаренности; особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в различных видах деятельности; потенциальные возможности ребенка к развитию (зону ближайшего развития).

9. Диагностическое обследование необходимо проводить в ситуации реальной жизнедеятельности дошкольников.

10. Использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют дошкольнику проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности.

11. Анализ реальных достижений дошкольников в различных творческих конкурсах, фестивалях, смотрах и т.п.

12. Использование экологически валидных методов диагностики. Экологически валидные методы диагностики имеют дело с оценкой реального поведения дошкольника (процессуальные характеристики) в реальной ситуации, – анализ продуктов деятельности (рисунков, поделок, аппликаций, стихотворений, проектов и пр.), наблюдение за детьми в процессе занятий и свободных игр, беседа с педагогами (воспитателями) и родителями, экспертные оценки педагогов, психологов, родителей. Данная группа методов является значимой в выявлении одаренных дошкольников.

 Подбор диагностического инструментария.

Для выявления одаренности дошкольников необходимо привлекать психологов, педагогов и родителей, что предполагают использование соответствующих методов и методик.

Методики могут быть также поделены по содержанию на три группы: методики диагностики интеллекта, креативности, психосоциального развития личности дошкольника.

Выбор диагностических методик определяется возрастным контингентом обследуемых детей, выявляемыми видами и компонентами одаренности, поставленными диагностическими задачами, уровнем подготовленности психолога и педагогов к работе с данными методиками.

В таблице 3 показаны основные методы и методики для исследования одаренности воспитанников детского сада, а также подразделение (кружок, секция, индивидуальная, групповая работа воспитателя), в задачу которых входит дальнейшее развитие какого-либо вида одаренности ребенка.

По результатам психолого-педагогической диагностики по исследованию одаренности воспитанников детского сада, определится банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка можно будет использовать для разработки индивидуального маршрута ребенка по дальнейшему развития его одаренности, в т.ч., для его направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.

        Таблица 3

1 младшая группа (от 2-до 3-х лет)

Виды

одаренности

Составляющие

Методы диагностики

Кружок, секция, направленный на развитие качества

Воспитатель

Академическая

одаренность

Мотивационно-личностные характеристики

  • Наблюдение,
  • Педагогическая диагностика,
  • Изучения продуктов детского творчества
  • Ведение индивидуальных карт развития
  • Анализ индивидуальных карт развития
  • Нормативная шкала для диагностики одаренности /И.Г. Холл, Н. Скинпер/
  • Беседы своспитателем
  • Беседы с родителями

Способности к обучению

Психомоторная

одаренность

Спортивная

 одаренность

Хореографическая

 одаренность

Коммуникативная одаренность

Социально-личностная   одаренность

Лидерская одаренность

2 младшая группа (от 3-х до 4-х лет)

Академическая

одаренность

Мотивационно-личностные характеристики

  • Наблюдение
  • Педагогическая диагностика,
  • Ведение индивидуальных карт развития
  • Экспресс-методика для 2-й младшей группы
  • Изучения продуктов детского творчества
  • Наблюдение в свободной деятельности

Способности к обучению

Творческая

одаренность

Художественная одаренность

Вокальная одаренность

Литературная одаренность

Артистическая одаренность

Конструкторская одаренность

Психомоторная

одаренность

Спортивная

одаренность

Хореографическая

 одаренность

Коммуникативная одаренность

Социально-личностная   одаренность

Лидерская одаренность

        Средняя группа (от 4-х до 5-ти лет)

Академическая

одаренность

Мотивационно-личностные характеристики

  • Наблюдение,
  • Педагогическая диагностика,
  • Ведение индивидуальных карт развития
  • Лист экспертной оценки

Экспресс-методика для средней группы

Цветовой тест Люшера-Эткинга

Изучения продуктов детского творчества,

Тест «Что за игрушка»

Методики В.Кудрявцева «Солнце в комнате» и «Как спасти зайчика?»

Изучения продуктов детского творчества

Наблюдение в свободной деятельности

ООД, совместная и самостоятельная деятельность, прогулки,

«Умники и умницы»

Способности к обучению

Творческая

одаренность

Художественная одаренность

ООД, самостоятельная деятельность конкурсы творческих работ

Вокальная одаренность

Музыкальные занятия, праздники, досуги, развлечения

 

Литературная одаренность

ООД, самостоятельная деятельность, праздники, досуги, развлечения

Артистическая одаренность

ООД, самостоятельная деятельность, праздники, досуги, развлечения

Конструкторская одаренность

ООД, самостоятельная деятельность, прогулки

Психомоторная

одаренность

Спортивная

одаренность

Физкультурные занятия

Хореографическая

 одаренность

ООД, самостоятельная деятельность, праздники, досуги, развлечения

Коммуникативная одаренность

Социально-личностная   одаренность

Воспитатель через сюжетно-ролевые игры, самостоятельную деятельность

Лидерская одаренность

Старшая группа (от 5-ти до 6-ти лет)

Академическая

одаренность

Мотивационно-личностные характеристики

  • Наблюдение,
  • Педагогическая диагностика,
  • Ведение индивидуальных карт развития
  • Лист экспертной оценки
  • Изучения продуктов детского творчества,
  • Тест «Назови и дорисуй»
  • Тест Витцлака «Составь рассказ по картинкам»,
  • Наблюдение в свободной деятельности,

Анализ результатов анкетирования родителей

Методика Н.Е.Вераксы «Оценка коммуникативных способностей дошкольников»

 

Кружок «Умники и умницы»,

Кружок по изучению английского языка «Веселый английский»,

кружок «Гнездышко»

самостоятельная деятельность, ООД

Способности к обучению

Творческая

одаренность

Художественная одаренность

Кружок «Семицветик», ООД, самостоятельная и совместная деятельность, участие в выставках, конкурсах творческих работ

Вокальная одаренность

Музыкальные занятия, праздники, досуги, развлечения, фестивали

Литературная одаренность

ООД, самостоятельная и совместная деятельность, праздники, досуги, развлечения, конкурсы

Артистическая одаренность

ООД, самостоятельная и совместная деятельность, праздники, досуги, развлечения, конкурсы, фестивали

Конструкторская одаренность

ООД, самостоятельная и совместная деятельность, конкурсы; выставки

Психомоторная

одаренность

Спортивная

одаренность

Физкультурные занятия;

соревнования; эстафеты

Кружок «Растишка»

Хореографическая

 одаренность

Хореографический кружок «Морячка», ООД; праздники; развлечения; досуги; конкурсы

Спортивная одаренность

Физкультурные занятия;

соревнования; эстафеты

Кружок «Растишка»

Коммуникативная одаренность

Социально-личностная   одаренность

Воспитать через сюжетно-ролевые игры в совместной и самостоятельной деятельности

Лидерская одаренность

Подготовительная к школе группа (от 6-ти до 7-ти лет)

Академическая

одаренность

Мотивационно-личностные характеристики

  • Наблюдение,
  • Педагогическая диагностика,
  • Ведение индивидуальных карт развития,
  • Лист экспертной оценки по общей одаренности,
  • Лист экспертной оценки «Изучение образовательной потребности дошкольника»

Экпресс-методика для подготовительной группы

Цветовой тест Люшера-Эткинга

Методика Юркевича «Древо желаний»

Изучения продуктов детского творчества,

«Краткий тест креативности» Торранса

Тест креативности Вильямса

Рисунок человека

Рисунки на заданную тему

Тест «Составь рассказ по сюжетной картинке»

Тест Равена

Наблюдение в играх

Изучения продуктов детского творчества

т-игра «Довольна ли мама?»

Тест-игра «Ситуации»

Тест Темпла, Дарки, Томаса

Наблюдение в свободной деятельности

Анализ результатов анкетирования родителей

Кружок «Умники и умницы»,

Кружок по изучению английского языка «Веселый английский»,

кружок «Гнездышко»

самостоятельная деятельность, ООД

Способности к обучению

Творческая

одаренность

Художественная одаренность

Кружок «Семицветик», ООД, самостоятельная и совместная деятельность, участие в выставках, конкурсах творческих работ

Вокальная одаренность

Музыкальные занятия, праздники, досуги, развлечения, фестивали

Литературная одаренность

ООД, самостоятельная и совместная деятельность, праздники, досуги, развлечения, конкурсы

Артистическая одаренность

ООД, самостоятельная и совместная деятельность, праздники, досуги, развлечения, конкурсы, фестивали

Конструкторская одаренность

ООД, самостоятельная и совместная деятельность

конкурсы; выставки

Психомоторная

одаренность

Спортивная

одаренность

Физкультурные занятия;

соревнования; эстафеты

Кружок «Растишка»

Хореографическая

 одаренность

Хореографический кружок «Морячка», ООД; праздники; развлечения; досуги; конкурсы

Коммуникативная одаренность

Социально-личностная одаренность

Воспитатель через сюжетно-ролевые игры в совместной и самостоятельной деятельности

  • Специалисты, ведущие различные кружки и секции, проводят самостоятельный мониторинг развития способностей детей в своем направлении по собственным методикам (входная, промежуточная и итоговая диагностики, анализ динамики изменений, выводы).
  • Если большинство показателей по всем результатам исследования ребенка превосходят среднюю норму возрастного развития примерно на 30%, то можно говорить об его общей одаренности.
  • Для родителей разработаны опросники по выявлению общей одаренности детей, адаптированные для разных возрастных групп.

4. Условия реализация программы

Задачи:

  • Организовать предметно-развивающую среду для раскрытия способностей детей и эффективной работы с ними.
  • Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.

 Среда, в которой одарённость могла бы актуализироваться, должна обладать следующими особенностями:

Высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариативностью (богатством возможностей). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых. Многовариативность обеспечивает возможность нахождения путей решения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты.

Предметно-информационное обогащение среды. Предполагает наличие необходимого (максимального) материального и информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной среде, возможность любого их использования.

Активизация трансформационных возможностей предметно-пространственной среды. Предметно-пространственная среда должна быть способна к самым разным, неожиданным преобразованиям.

Гибкость в использовании времени, средств и материалов. Предполагает отсутствие прямых указаний, предоставление дошкольникам возможности самостоятельно ставить задачу, выбирать время, последовательность, способы ее решения.

Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с ее коллективными формами. Одаренного ребенка необходимо обучать не только в индивидуальной, но и коллективной творческой деятельности.

Формы и методы работы с детьми.

Развитие одаренных детей ДОУ происходит через:

1) вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;

2) моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий;

3) акцент на вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.)

4) разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;

5) использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых;

6) привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативности;

7) обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды (наличие необходимого информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной микросреде, в т.ч. современные ИКТ-средства, возможность разнообразного их использования детьми);

8) стимулирование самостоятельности и независимости дошкольников, формирование ответственности за себя и свое поведение;

9) использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для награды или осуждения;

10) создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности спонтанной экспрессии, творческого использования знаний;

11) наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов;

12) работа кружков и секции, развивающих творческую направленность ребенка;

13) участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества;

14) участие детей в муниципальных соревнованиях, конкурсах детского творчества, фестивалях, выставках, конкурсах чтецов и др.

15) тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей.

 Организация взаимодействия с родителями одаренных детей

Задачи:

- создать условия для развития одаренных детей в совместной деятельности с родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения;

- повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей;

- организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность ДОУ, как полноправных участников образовательного процесса.

Вид одаренности

Составляющая

Формы совместной работы

Академическая

одаренность

Мотивационно-личностные характеристики

Клуб «Юный краевед»;

создание обучающих презентаций;

совместная проектная деятельность;

походы, экскурсии, встречи.

Способности к обучению

Развитие психических функций «Умники и умницы»;

Обучение английскому языку «Веселый английский»;

Кружок «Гнездышко»

Творческая

одаренность

Художественная одаренность

Кружок «Семицветик»;

Художественная мастерская «Фантазия»;

совместные и персональные выставки творческих работ;

творческие конкурсы

Вокальная одаренность

совместные традиционные праздники, развлечения и досуги;

Фото-выставки, фото-коллажи

Литературная одаренность

Педагогическая гостиная «Развиваем речь, играя»

конкурс чтецов,

совместные праздники

Артистическая одаренность

Совместные традиционные праздники, развлечения и досуги;

Фото-выставки, фото-коллажи

Конструкторская одаренность

Конкурс поделок,

Фото-выставки, фото-коллажи

Психомоторная

одаренность

Спортивная одаренность

Кружок «Растишка»

Спортивные праздники, соревнования

Хореографическая одаренность

Кружок «Морячка»; совместные традиционные праздники, развлечения и досуги

Коммуникативная одаренность

Социально-личностная одаренность

участие в акциях;

папки-передвижки;

памятки для родителей

Лидерская одаренность

5. Мониторинг эффективности работы с одаренными детьми

  • Мониторинг проводится в начале и конце учебного года: на этапе выявления одаренности и по результатам работы в соответствии с их индивидуальными маршрутами;
  • Результаты развивающей работы с одаренными детьми обсуждаются и выявляются проблемы;
  • производится коррекция программы в соответствии с выявленными проблемами

 Основные критерии эффективности работы с одаренными детьми

1.  Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей;

2.  Увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;

3.  Увеличение абсолютных и относительных показателей достижений способных детей и детей, проявляющих признаки одаренности;

4.  Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.

5.  Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.

6.  Повышение социального престижа учреждения.

7.  Повышение уровня психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса, имеющих отношение к работе с одаренными детьми.

Система поощрительных мер для одаренных детей

 Поощрительные меры являются действенным инструментом в повышении мотивации одаренных детей к обучению и росту своих достижений.

Приведение этих мер в систему и ее регулирование формирует стимулирующие мотивы одаренных обучающихся, способствует оказанию им социальной помощи и поддержки:

- бенефисы одаренных воспитанников, персональные выставки;

- награждение благодарственным письмом, грамотой;

- награждение подарками;

- поручение ведущих, исполнительских ролей;

- обеспечение участия в конкурсах, выставках, смотрах, фестивалях различных уровней;

– информация о достижениях на официальном сайте ДОУ.

Список литературы

1. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М., 2005.

2. Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности: Учебное пособие для вузов. М., 2004.

3. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС – 6-7). Методическое руководство. М., 1994.

4. Методики психолого-педагогической диагностики одаренности детей / авт-сост. Е.Н. Арциман, А.А. Кардабнёв. Гродно, 2007.

5. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей / Под ред. А.М. Матюшкина. М.; Воронеж, 2004.

6. Панов В.И. Одарённые дети: выявление, обучение, развитие // Педагогика, 2001. №4.

7. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. М.К. Акимовой. СПб., 2005.

8. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В. Ушакова. М., 2000.

9. Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. 2-е изд., расш. перераб. М., 2003.

10. Савенков А.И. Психология детской одаренности. М., 2010.

11. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб., 2002.

12. Холодная М.А. Принципы и методы выявления одаренных детей // Одаренность: рабочая концепция. М., 2002.