Главные вкладки

    Опыт работы Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»
    материал (подготовительная группа)

    Ерусланова Светлана Владимировна

    Опыт работы

    Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:


    Опыт работы

    Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»

       Воспитатель: Ерусланова С.В

    Слайд 1

    Проблема развития связной речи детей хорошо нам известна. Давно установлено, что в  дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности.

    Слайд 2

    На сегодняшний день  речь детей односложная, состоящая лишь из простых предложений .Многие дети неспособны  грамматически правильно построить распространенное предложение. Проблема ещё заключается в бедности речи ,и недостаточном словарном запасе.  А также употребление нелитературных слов и выражений.

    В диалоге неспособны  грамотно и доступно сформулировать вопрос и получить развернутый ответ. Трудности возникают и при пересказе текста своими словами.  А также не знают  как регулировать темп речи, громкость голоса и интонацию. Ещё проблема плохая дикция.

    Чтобы научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, и учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Поэтому я решила

    использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.

    .Слайд 3

    К . Д. Ушинский писал:

    «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

    Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких  лет  использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники

    Слайд-4

    Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

    Слайд 5

    С помощью мнемотехники можно   решить следующие задачи:

    Развивать связную и диалогическую речь.

    Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.

    Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.

    Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

    Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).

    Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного,

    игрового, экологического, этического характера и др

    Слайд 6

    Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.  Начинала  работу с простейших  мнемоквадратов,  последовательно переходила  к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

    Слайд 7

    Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.

    Слайд 8

    Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.

    Слайд 9

    Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст ( рассказ, стих, сказка и т. п.) Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

    Слайд 10

    Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью: Изображения последовательности умывания, одевания, сервировки стола и т. д Заучивания стихов, потешек ; При отгадывании и загадывании загадок; При пересказе текстов; При составлении описательных рассказов

    Слайд 11

    Мнемотаблицы отображающие последовательность действий.

    Слайд 12

    Отгадывание загадок

    Слайд 1з

    Проговаривание чистоговорок СА-СА-СА – меня ужалила оса, СО-СО-СО – стал мой нос как колесо, СЫ-СЫ-СЫ – не боюсь я злой осы, СУ-СУ-СУ – я осу в руке несу!

    Слайд 14

    Проговаривание скороговорок, заучивание потешек .

    Слайд 15

    Заучивание стихотворений В руки фрукты мы берем И в корзинку их кладем: Слива, персик, апельсин, Груша, киви, мандарин.

    Слайд 16

    Пересказ художественных текстов

    Слайд 17

    Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Коллаж ( Большева Т. В.) Предметно – схематическая модель (Ткаченко Т. А.) Сенсорно – графическая схема (Воробьёва В. К.) Схема составления рассказа ( Ефименкова Л. Н.) Блок – квадрат ( Глухов В. П.) (

    Слайд 18

    Коллаж – это объединение на одном листе ( фланелеграфе ) картинок, букв, цифр, фигур, которые должны быть связаны одной темой и целью.

    Слайд 19

    Предметно-схематические модели Ткаченко Т.А. схема описания игрушки

    Слайд 20

    Схемы составления рассказов

    Слайд 21

    Сенсорно - графические схемы Воробьёвой В. К.

    Слайд22

    Работать с мнемотаблицами начала со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте использовала  простейшие схемы одевания, формирования культурно-гигиенических навыков, экологических представлений т. д. (Алгоритм обучения детей) 

    Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".

    Слайды 23-24

    Опираясь на опыт педагогов,  разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

    Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

    Слайд25

    Для детей среднего дошкольного возраста использую  цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже – усложняла  или заменяла  другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде.

    Слайд26

    Для детей старшего возраста схемы создавала в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

     

    Слайд27

    Стихотворения.

    Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

    Слайд 28

    Описательный рассказ.                                                                                      Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Считаю, что  здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

    Слайд 29  

    Пересказ.                                                                                                               Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

    Слайд30-33

    Работу на занятиях по мнемотаблицам строю в три  этапа.

    1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

    2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов  слов в образы.

    Слайд 34

    3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах с моей  помощью, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

    Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаю  разнообразные дидактические игры.

    Параллельно с этой работой использую речевые игры,  настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

    Считаю, и думаю, что вы согласитесь, что применять модельные схемы можно и на других занятиях, в других видах деятельности (Продуктивная деятельность, экспериментирование, театрализованная деятельность и др.)

      В  настоящее  время   проблема   развития  речи   становится  особенно  значимой.  Главной  и  отличительной  чертой  современного общества  является  подмена  живого  человеческого  общения зависимостью  от компьютера.   Недостаток общения  родителей  со  своими  детьми, игнорирование  речевых  трудностей    лишь  увеличивает  число  дошкольников  с  недостатками  речи.    Дети моей группы -  не исключение, уровень развития их речи детей нашего сада также требует большого внимания. Для  повышения уровня речевой активности детей было  принято  решение  организовать сотрудничество ДОУ и семьи в вопросах развития речи детей.  Поставила задачу родителям, что  развитие речи  детей  не  должно  идти  стихийно. Родители  могут  вести параллельный   образовательный  процесс  дома в  соответствии  с  возрастными  задачами  речевого  развития.  Ведь  семья,  по -  прежнему,  остаётся жизненно  необходимой  средой  для  сохранения  и  передачи  ребёнку  социальных  ценностей. Родителей приглашаем  в детский сад для проведения мероприятий, а также предоставляем  информацию (стенды, брошюры, методические рекомендации) для  дальнейшего  использования в домашних условиях.  

    Предоставляю  родителям теоретический и практический материал по развитию речи, стараюсь заинтересовать их и совместными усилиями добиться    плодотворной работы в данном направлении.

     Слайд 35 

    .

    Итак, обучение детей для меня – это увлекательное занятие, но и трудоемкое. Проведение таких занятий требует предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, изготовления наглядных пособий.

    Поэтому, чем раньше  учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

    Слайд36


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы. Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

    Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать ...

    Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

    Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...

    Педагогический опыт по теме: «Использование технологии «мнемотехника»в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

    Педагогический опыт по теме:«Использование технологии «мнемотехника» в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

    Опыт работы «Использование приёмов мнемотехник в развитии связной речи детей»

    ull; Формировать у дошкольника самостоятельное, активное, творческоемышление;• Развивать познавательные возможности, речь;• Воспитывать инициативную личность ребенка;• Развивать внутр...