Проект "Зима"
проект (подготовительная группа)

Анненкова Любовь Александровна

Проект "Зима" исследовательский,творческий, информационный

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологический проект «Зимушка - зима»

Вид проекта: познавательно - исследовательский, творческо-информационный.

Сроки реализации: декабрь 2017 г. – февраль 2018 г.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели.

Актуальность: Способствовать созданию необходимых условий по формированию у дошкольников целостного представления о зиме, как о времени года.

Цель: формировать представление о живой и неживой природе зимой.

Задачи проекта:

1. Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно - исследовательскую деятельность.

2. Знакомить с явлениями неживой природы, свойствами снега, льда.

3. Уточнять и расширять представления детей об образе жизни диких и домашних животных зимой, о разнообразии зимующих птиц, приспособлении их к зиме.

4.Учить детей устанавливать связи между живой и неживой природой, анализировать, делать выводы.

5. Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность.

6. Воспитывать заботливое отношение ко всему живому.

Ожидаемый результат:

Расширить знания детей о природе зимой, зависимости жизни растений и животных от изменений в природе, укрепить исследовательский интерес к природе.

Формы реализации проекта:

- Беседы.

- Наблюдения.

- Игровая, исследовательская, продуктивная деятельность.

- Чтение художественной литературы.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный:

- Разработка и накопление методических материалов.

- Создание развивающей среды.

- Подбор художественной литературы по теме.

II этап – практический:

- Наблюдения на прогулках за состоянием погоды, температурой воздуха, снегом, птицами. Наблюдения за сезонными явлениями зимой.

Дидактические игры:

«Времена года»

«Когда это бывает?»

«Прилетели птицы»

«Угадай-ка!»

«Четвёртый лишний»

«Узнай птицу по силуэту!»

«Найди по следу!»

Беседы:

«Что такое снег?»

«Почему снег скрипит под ногами?»

«Зачем зимой снег?»

«Что такое лед?»

«Как животные проводят зиму в лесу?»

«Как зимуют домашние животные?»

«Зимующие птицы»

«Кто обедал в птичьей столовой?»

«Как помочь птицам пережить зиму?».

Беседы по основам безопасности в зимнее время года.

Опытно-экспериментальная деятельность.

Чтение художественной  литературы:

Н. Сладков «Суд над декабрём»

В. Одоевский «Мороз Иванович»

С. Иванов «Каким бывает снег»

Е. Трутнева «Первый снег»

К. Бальмонт «Снежинка»                                                                                                А. Яшина «Покормите птиц зимой!»

Н Сладков «Еловая каша»

В. Бианки «Синичкин календарь»

С. Маршак «Двенадцать месяцев»

И. Суриков «Зима» (разучивание)

Загадки о зимних явлениях в природе.

Пословицы и поговорки о зиме.

Художественное творчество:

Рисование: «Почему мне нравится зима», «Зимний лес», «Снегурочка в длинной шубе», «Дед Мороз спешит на елку», «Кто к кормушке прилетел?», «Красивая снежинка». Вырезание снежинок.

Лепка: «Птицы», «Дикие животные». Аппликация «Снегири на ветках».

Труд на участке: подкармливание птиц, «окучивание» снегом деревьев, расчистка дорожек от снега во время прогулки.

Работа с родителями:

Консультация для родителей: «Безопасность ребенка на прогулке в зимний период»

Оформление информационного уголка «Как помочь птицам пережить зиму»

Рекомендации родителям по организации зимней прогулки с детьми «Зимняя прогулка с ребенком»

Рекомендации родителям: «Читаем зимой»

Папки – передвижки: «Зима», «Собираем ребенка на зимнюю прогулку»

III этап - итоговый.

Обработка результатов по реализации проекта.



Предварительный просмотр:

Познавательная беседа для детей 6-7 лет «Как животные проводят зиму в лесу?»                                                                                                                Программное содержание:                                                                                   1. Закрепить знания детей о том, как зимуют заяц, белка, еж, медведь.                          2. Воспитывать желание и умение отвечать полно и точно на вопросы, внимательно слушать и дополнять ответы товарищей.                                              Ход беседы:                                                                                                               Чтение начала рассказа К.Ю. Ушинского «Проказы старухи-зимы» (из книги «Четыре времени года»). «Разозлилась старуха-зима»… до слов: «Накинулась зима на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее - зверей пугают, но не испугались звери…»                                                                         Воспитатель: Почему звери не испугались зимы? Как они приготовились зимовать? Как зимуют звери - вот об этом и поговорим сегодня.                      Ребенок  загадывает загадку о зайце.                                                                           Это что за зверь лесной,                                                                                           Встал, как столбик, под сосной?                                                                               И стоит среди травы -                                                                                                  Уши больше головы.         Кто это?                                                                                    Еще осенью заяц  меняет свою серую шубку на белую. Белый мех гуще, чем летний, поэтому он будет спасать зайца от холода. У зайца в лесу зимой много врагов: и лисица, и волк, и охотник, и ястреб, и сова. А белая шубка помогает ему спрятаться среди снега и остаться незамеченным. Лапы у зайца к зиме становятся сильно опущенными, поэтому кажутся толстыми. Шерсть на лапах помогает не проваливаться в снегу. Зайцы не делают себе ни нор, ни логова. Они отдыхают в какой - нибудь ямке, заяц любит забираться под сугроб, это у него лежка – там тепло и не так опасно. Зимой зайцы  грызут кору с молодых  деревьев, веток. Любят забраться в сады, и полакомится сладкой корой фруктовых деревьев: яблони, сливы. Зайцы имеют острые, крепкие зубы. Есть пословица: « Труслив как заяц». Верно ли это? Заяц не теряет надежды на спасение даже в самом безвыходном положении. Бывает свора собак вот - вот настигнет косого, а он до последнего мгновения пытается спастись: юркнуть куда-то, сбить со следа преследователей. Вот поэтому в народе другая поговорка: «Заяц не трус - себя бережет». Расскажите, как заяц подготовился к зиме? Почему заяц все время прячется? Есть ли у зайца логово или нора? Как называется место, где он отдыхает? Чем кормится заяц зимой? Ведь корма он не припас, как другие звери.             Ребенок  загадывает загадку о белке.                                                             Зверька узнали мы с тобой                                                                                              По двум таким приметам:                                                                                            Он в шубе серенькой зимой,                                                                                              А в рыжей шубке - летом.

Кто это? Можно ли ее встретить в лесу зимой? Как белка зимует? Как она подготовила свое гнездо к зиме?

Белка осенью готовилась к зиме: собирала шишки сосны, елки, кедра, сушила грибы. Надкусит белка грибок: вкусен ли? Потом наколет его на сучек: пусть сохнет до зимы. Осенью  белка меняет свою шкурку: рыжую на серо- голубую, зимнюю, более теплую и не яркую, под цвет хвои. Готовит и свое гнездо: выстилает гнездышко лишайником, мхом, волосами и шерстинками, чтобы тепло было. Белка готовит и кладовые с орешками, да не одну, а несколько, чтобы запасов хватило на всю зиму. В сильные морозы белки по лесу не бегают, в дупле прячутся: ляжет клубочком,  хвостиком закроется - тепло, а в теплую зимнюю погоду она прыгает по веткам, ищет свежий корм. Каждый по своему готовится к зиме. Послушайте, разговор белки и ежа осенью:  

«Каждый по – своему  готовится к зиме: прыгает непоседа – белка, собирает орехи, желуди, рассовывает по дуплам. Целый день работала  белка и посматривала на соседа – старого ежа, который к осени ленивый, толстый и неповоротливый стал. «Что- то ты, Еж, совсем разленился, - говорит Белка, -  почему к зиме не готовишься, еды не запасаешь. Зимой есть не чего будет».  Рассмеялся Еж  и что-то тихо сказал Белке»                                                        Как вы думаете, что он сказал? Как он подготовился к зиме? Как проводит зиму? У ежа нет теплой шкурки, как у белки или зайца, поэтому он свое логово сильно утепляет сухими листьями, травой, мхом. Всю осень еж копит жир, много ест. В день съедает столько, сколько сам весит. Гнездо свое он делает под корнями какого- нибудь старого дерева и ложится в зимнюю спячку в зимнее жилище пораньше, потому что еж не переносит холодов. Во время спячки еж ничего не ест и не двигается. А весной от теплого воздуха он просыпается.

Ребенок  загадывает загадку о белке.                     

Зимой спит,                                                                                                                 Летом ульи ворошит.                                                                                              Как медведь готовится к зиме? Осенью медведь накапливает много жира, ведь ему надо без пищи прожить всю зиму. С осенними холодами медведь забирается в берлогу, она у него теплая. Медведь утеплил ее сухими листьями, мхом, ветками. Чем сильнее мороз, тем крепче спит медведь, прижмет к телу свои ступни (они у него голые), спрячет их в густой шерсти, чтобы не замерзли. Но все - таки охотники иногда встречают зимой медведя. Такие медведи или не ложились на зимнюю спячку, не накопили жира или их кто - то потревожил. Это медведи - шатуны, они очень опасны для людей, потому, что очень злые и могут напасть. В феврале, в самую стужу, у медведя появляются один - два медвежонка. Они очень маленькие, величиной не больше щенка. Молоком вскармливает она медвежат до весны, а весной они будут весело бегать за своей мамой- медведицей.                        

Почему лесу, волка, зайца, медведя, ежа, белку называют дикими животными?

Трудно живется суровой зимой диким зверям: еды мало, глубокий снег, холодно, и звери с нетерпением ждут весны.



Предварительный просмотр:

Познавательная беседа для детей 6-7 лет «Как зимуют домашние животные»

                                                                                                               Программное содержание:                                                                                   1. Уточнить и систематизировать представления детей о жизни домашних животных зимой.                                                                                                                  2. Воспитывать желание и умение отвечать полно и точно на вопросы, внимательно слушать и дополнять ответы товарищей.                                              Ход беседы:                                                                                                               Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение о зиме.                                                                 В ледяной карете мчится зимушка - зима
Ветер крыльями стучится в сонные дома.
Расцветают скверы, парки снежной белизной.
И мороз возводит арки над тропой лесной. 
Зима навела строгий порядок. Все у нее прибрано, сверкает белизной. Раздала она деревьям теплые шубки. В переменах, которые принесла с собой зима, есть свои прелести: чистый пушистый снег, особая легкость бодрящего воздуха. А что несет зима животным? Для животных наступает суровая пора. И о том, как зимуют домашние животные мы сегодня и узнаем. 
А сейчас я предлагаю разгадать загадки о домашних животных. 
1) Рыжий молокозавод день жует и ночь жует. 
Ведь траву не так легко переделать в молоко. ( Корова) 
2) Лежит замарашка в щетинистой рубашке, 
Хвост крендельком, нос пятачком. (Свинья) 
3) С хозяином дружит, дом сторожит. 
Живет под крылечком, а хвост колечком. (Собака) 
4) Не прядет, не ткет, а людей одевает. (Овца) 
Каких еще домашних животных вы знаете? Что общего между ними? Какую пользу приносят эти животные? 
Правильно! Эти животные кормят, одевают, обувают человека. Например, корова дает молоко, из которого делают сметану, масло, кефир. Овцы, бараны, верблюды дают шерсть, из которой делают одежду.
Человек должен ухаживать за скотом. На дворе холодно, голодно, и человек должен заранее заготовить корм, чтобы животные не голодали; содержать в чистоте помещения, где они живут. Там должно быть тепло и уютно. Большие стада домашних животных люди содержат на фермах – больших помещениях для животных. Где есть места для кормления, специальные поилки. За животными на этих фермах ухаживают люди, которые работают там: доярки, животноводы, ветеринары. 
Где зимуют домашние животные? Как ухаживают животноводы за ними? 
Есть фермы не только для животных, но и для домашних птиц. Каких домашних птиц вы знаете? 
Отгадайте, о ком идет речь? 
Словно царскую корону носит он свои рога. 
Ест лишайник, мох зеленый, любит снежные луга. (Северный олень) 
Никто не может сказать, когда человек приручил северного оленя. Но это животное сыграло огромную роль в жизни народов Крайнего Севера. Там, где практически всегда зима, а весна, лето очень короткие, там, где не могут жить такие домашние животные, как корова, лошадь, овца, олень заменил их всех. Он дает человеку мясо, молоко, жир, шерсть, теплые прочные шкуры, перевозит грузы. Олень очень неприхотлив к еде, он питается мохом – ягелем, который сам же и отыскивает себе под снегом. Человек благодарен северному оленю и относится к нему с благодарностью. Людей, которые ухаживают за северными оленями, называют оленеводами. 
Итог беседы:
Каких животных называют домашними? 

Для чего человек разводит домашних животных? 
Что делают для того, чтобы домашним животным легче было перенести трудности зимой? 
- строят фермы, утепляют их 
- заготавливают корма 
- кормят и поят 
- стелют теплые подстилки 
- следят за здоровьем животных. 
Какие домашние животные живут у вас дома? Как вы за ними ухаживаете? Сравним жизнь домашних и диких животных, кому легче пережить зиму. Вывод: Домашние животные легче переносят трудности зимы, так как люди ухаживают за ними с любовью и заботой, в отличие от диких животных, которые выживают сами. 



Предварительный просмотр:

Познавательная беседа для детей 6-7 лет

«Зачем зимой снег?»

Программное содержание:

  1. Продолжать знакомить детей со свойствами снега, дать представление о том какую роль играет снег в жизни природы зимой.
  2. Развивать познавательный интерес, любознательность.
  3. Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя, активизировать словарь: опыт, кристаллы, снегопад, оттепель.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать умение внимательно и заинтересованно слушать произведение.

Оборудование: искусственная снежинка, лист прозрачной упаковочной пленки, ножницы, ноутбук, презентация «Откуда берется снег», запись песни «Снежинок хоровод», сказка «Зачем зимой снег?».

Ход беседы:

  1. Организационная часть.  

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку, и угадать тему беседы. Бел как мел,
С неба прилетел,
Зиму пролежал,
В землю убежал. (Снег)

  1. Основная часть.

Дидактическая игра «Хорошо - плохо»                                                        Воспитатель: Перечислите, пожалуйста, что хорошего и что плохого нам от снега.                                                                                                                           Дети: Хорошо когда строим горки, лепим снеговиков, катаемся на санках, лыжах. Плохо – если снега много, то тяжело идти, если идет снег, то одежда может промокнуть и т.д.                                                                                        Просмотр презентации «Откуда берется снег». Беседа.

Воспитатель предлагает детям посмотреть фильм о том, где и как образуется снег в природе.                                                                                               Воспитатель: Что же такое снежинки?                                                                       Дети: Снежинки это кристаллы льда.
Воспитатель: Где образуются снежинки?
Дети: Снежинки образуются высоко в небе;
Воспитатель: Все ли снежинки долетают до земли?
Дети: Не все снежинки долетают до земли, если на улице тепло, они тают в воздухе.
Воспитатель: Как падают снежинки?
Дети: Снежинки падают медленно потому что у каждой снежинки свой путь.

Рассматривание снежинки.                                                                                Воспитатель показывает детям искусственную снежинку, предлагает рассмотреть её, задает вопрос «Сколько лучей у снежинки?», объясняет, что все снежинки имеют 6 лучей, бывают большие и маленькие.
Вопрос: «Какого цвета снежинка?». Каждая снежинка прозрачна, но когда их много мы видим белый снег.  

Физминутка «Снежинок хоровод» 

Предлагает детям превратиться в снежинки и устроить хоровод снежинок.
Опытно – экспериментальная деятельность.                                                 Рассматриваем большой лист прозрачной упаковочной пленки, посмотреть на просвет - он прозрачен, разрезаем его на несколько частей - все части прозрачны, но если их мелко - мелко нарезать и насыпать горкой, то образуется кучка белого цвета, тоже происходит в природе со снегом и льдом.                                                                                                                           Чтение сказки «Зачем зимой снег». Беседа после чтения сказки. Воспитатель: Кто спорил о том, что снег это хорошо или плохо? Почему для Зайца снег это плохо? Почему для Тетерева снег это хорошо? Кого просили Тетерев и Заяц рассудить спор? Что отвечали животные? Кто выиграл спор? Почему?
3. Итог беседы                                                                                              Воспитатель: Для чего же зимой снег?

Сказка «Зачем зимой снег»

     Было это в те времена, когда Заяц имел роскошный пушистый хвост. Снегу в лесу навалило — ни пройти, ни проехать. Бежал по лесу Заяц. Бежал и ворчал: ишь, сколько намело. Да провались он пропадом, этот снег! Услыхал Зайца старый Тетерев на березе, хвост распустил и зачастил - забормотал: кур-гур-гур! Чи-ш-ш. Куда, косой, спешишь? Заяц: Ой, кто это? Тетерев: Не бойся, это я – тетерев. Кого это ты ругаешь? Заяц: кого-кого? (Тряхнул ушами косой.) Да снег! Куда ни побегу - следы выдают: всюду за мной по снегу тянутся. Того и гляди, собака выследит, лиса или волк. И кто этот окаянный снег выдумал?

Тетерев: Не прав ты, косой, не прав (затряс головой Тетерев). Снег - это очень даже хорошо. К ночи мороз ударит, а я с березы - кувырк в сугроб. Всю ночь под снегом, как в теплой спаленке. И Рябчик так, и Куропатка. Заяц: Нет, нет, нет (замахал лапами Заяц). Что бы ты ни говорил, снег все равно штука вредная. Тетерев: Очень даже полезная.

Заяц. Нет, вредная! Тетерев. Полезная! Заяц (кричит). Вредная! Давай спорить! Тетерев: Давай, а на что? Заяц: А на хвосты (почесав ухо). Кто кому проиграет, тот отдаст свой хвост. И будет весь народ над тобой, Терентий, над бесхвостым, смеяться. Тетерев: Ну, это мы еще поглядим. Только, чур, потом не отпираться. Отправились Тетерев и Заяц искать, кто бы их спор рассудил. Искали, искали, глядь - мышка. Тетерев: Эй, Мышка - норушка, рассуди наш спор, скажи, как тебе под снегом живется? Мышка: Хорошо живется. У нас тут и тепло, и уютно, и спокойно. Снежное одеяло не только от мороза, оно от совы да от лисы нас спрячет. Под снежной крышей и зеленая травка, и осенняя ягода попадается, и семян разных полно. Тетерев: Слыхал, лопоухий? Кто из нас проиграл? А ну, отдавай свой хвост! Заяц: Ишь, какой хитренький! Мы еще других спросим.

И отправились они дальше. Пошли было к медведю, а тот спит так сладко, что не добудишься. Видно, хорошо ему под снегом. Стали у соек спрашивать, а тем не до них. У соек снегом кладовые замело, а в них - запасы желудей. Одно спасение, что кладовых много: не своя, так чужая попадется. Да только едва отыщешь, едва поклюешь - опять снег повалит и спрячет находку. Многие кладовые так до весны и остаются нетронутыми. Весной проклюнутся из этих спрятанных желудей молоденькие дубки. Так всю зиму спорили Заяц с Тетеревом. А тут Весна - красна пришла. Ручьи зажурчали. Птицы (поют). Как хорошо, что снега было много. Смотрите, как дружно все кругом зазеленело! Значит, будет вдоволь вкусных семян, ягод. Пшеница (шепчет). Как хорошо, что было много снега. Я под ним прекрасно перезимовала, мороза не знала. А уж как он напоил матушку - землю живой водой! Вырастем мы густые-прегустые, высокие-превысокие. Быть доброму урожаю! Все живое добрым словом снег поминало. Вот и решился спор. Как заяц ни выкручивался - ничего не поделаешь - проспорил. Пришлось ему прощаться со своим хвостом. С тех пор у косого и осталось ни то, ни се, так себе, не хвост - культяпка.



Предварительный просмотр:

Познавательная беседа для детей 6-7 лет «Зимующие птицы»

                                                                                                              Программное содержание:  

  1. Уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах. 
  2. Активизировать и пополнять словарь детей, развивать познавательные процессы.
  3. Прививать любовь, интерес к птицам, желание заботиться о них.

Ход беседы:        
Воспитатель: Каких перелетных птиц вы знаете? 
Дети: скворцы, грачи, ласточки, журавли, жаворонки.  
(Воспитатель выставляет иллюстрации перелетных птиц.)              Воспитатель: Какие птицы остаются зимовать с нами? 
Дети: Вороны, воробьи, синицы, голуби, дятлы
Воспитатель: Вы наверно догадались, что сегодня мы поговорим о зимующих птицах. Отгадайте загадку: 
Маленький мальчишка в сером армячишке, 
По дворам шныряет, крохи подбирает. (Воробей)
Воспитатель: Воробей – это птица, которая в любое время года с нами. Посмотрите на иллюстрацию и скажите, какое у него оперение? Замечали ли вы, как воробьи клюют корм? Одни схватят большой кусочек и улетают на дерево, а другие клюют прямо на дороге или в кормушке. 
Воспитатель: Как вы думаете, где живут зимой воробьи? (Ответы детей)
Воспитатель: Воробьи очень хитрые птицы. Они занимают пустые гнезда, скворечники перелетных птиц. Но они могут и сами строить себе гнезда где-нибудь под крышей дома. Для того чтобы было тепло они выстилают его пухом. 
Полина, ты приготовил для детей загадку. Загадай ее. 
Ребенок: С желтой грудкой у окошка 
Собирает шустро крошки 
Отгадайте что за птица? 
Называется … . (Синица)
Воспитатель: Выберите из предложенных картинок птичку - синичку. 
Как вы узнали синицу? 
Воспитатель: Правильно, у синичек желтое брюшко, черный галстук и черная шапочка на голове. Что любят есть синицы? 
Дети: Синицы любят несоленое сало. 
Воспитатель: Зимой птицам становится нечего есть, и они прилетают ближе к жилью человека. Дети, знаете ли вы, какую пользу приносят синицы? Часто можно видеть, как синица висит на березе вниз головой, кувыркается, качается на ветках деревьев. Это они ищут в щелях коры жучков, мошек, спрятавшихся осенью, и поедают их. Уничтожая вредных насекомых даже зимой. В отличие от других птиц, синицы приносят большую пользу. 
Про синицу в народе говорят: «Мала птичка - синичка, да коготок востер». 
За лето синица столько уничтожает насекомых, сколько весит сама. 
Воспитатель: Ваня, загадай свою загадку. 
Ребенок: Кто в беретке ярко-красной, 
В черной курточке атласной? 
На меня он не глядит, 
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)
Воспитатель: Как вы думаете, почему дятла еще называют «Лесной доктор»?  (Ответы детей) 
Воспитатель: Дятел – зимующая птица, но живет в лесу. В отличие от других птиц он садится не на ветки деревьев, а на ствол дерева. Цепляется коготками крепко и упирается сильным хвостом в ствол. «Лесной доктор» выстукивает клювом ствол деревьев, находя пустоту, оставленную червем, приступает к его извлечению, тем самым спасает деревья. Дятел питается и семенами шишек. Найдет в стволе щель, забьет в нее шишку и начинает выклевывать семена. Часть семян попадает на землю. Упавшие семена часто подбирают другие птицы, а некоторые семена прорастают. 
Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали? Как мы с вами можем помочь зимующим птицам? 
Дети: Мы можем повесить на участке кормушку и каждый день насыпать в нее пшено, рис, сухие ягоды, крошки.



Предварительный просмотр:

Познавательная беседа для детей 6 – 7 лет                                                             «Как помочь птицам пережить зиму?»

Задачи:                                                                                                                             1. Формировать представление о том, как зимуют птицы, чем им могут помочь люди.                                                                                                           2. Развивать у детей познавательный интерес к жизни зимующих птиц.                                                                                                           3. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.                                                                             Материалы и оборудование: Плакат «Зимующие птицы», фото кормушек.              Ход беседы:                                                                                                                       Воспитатель: На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным ковром. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам. Многие птички погибают. Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду. Синицы зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. Послушаете стихотворение:                                                                                                 Ну, морозы, ну, морозы, нос наружу - ой-ой-ой!                                                                                                                                                                                                                                        Даже белые березы, в серой корке ледяной.                                                                                                                          Даже белки - непоседки в ожидании тепла,                                                                                                                            Не снуют на ветку с ветки, не вылазят из дупла.                                                                                                                            И голодная синица - тихо плачет у окна:                                                                                                                               «Негде греться и кормиться: ни козявки, ни зерна.                                                                                                                  День дымит морозной далью, ночи снежны и темны,                                                                                                         Замерзаю, голодаю, не дожить мне до весны!»                                                                                                                                                                                                    Воспитатель: Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?  Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. Как люди могут помочь птицам пережить зиму? Правильно, можно сделать и повесить кормушки.                                                                                                           Воспитатель предлагает рассмотреть разные варианты кормушек. Дети рассматривают и делятся предположениями, какую кормушку они сделают дома с родителями.

Воспитатель: Чем же можно кормить птиц в зимнее время? Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если нет? Что делать? В зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде, и едят то, что летом бы не стали есть. Поэтому для подкормки годиться пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи - крупу, семена, хлеб. Снегири – семечки арбуза, тыквы; свиристели – рябину; голуби - крупу, хлеб. Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила.  

  • подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилегать к этому времени;
  • кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
  • корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

Воспитатель: Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках.



Предварительный просмотр:

Познавательная беседа для детей 6-7 лет

 «Кто обедал в птичьей столовой?»

Программное содержание:                                                                                  

  1. Закрепить представление о том, как зимуют птицы, доказать необходимость подкормки птиц зимой.
  2. Развивать мышление, речь, воображение, память, внимание.
  3. Воспитывать любовь к природе, общечеловеческие ценности: доброту, сопереживание, заботливое отношение к окружающему миру.

Оборудование: картинка с изображением кормушки, силуэты зимующих и перелетных птиц, запись голосов птиц, «снежок», игра «Кого, чем угостим?».

Ход беседы:

  1. Организационная часть.

Воспитатель: Какое сейчас время года? Назовите зимние месяцы.

Игра «Снежок».

Дети становятся в круг и передавая «снежок», называют признаки зимы, а если кто - то не назвал признак или повторил тот же самый, заходит в круг и ждёт, когда другие назовут нужный признак.

Затем звучит фонограмма с голосами птиц.

  1. Основная часть.

Воспитатель: Чьи голоса вы слышите? (Это голоса птиц.) Как мы называем птиц, которые улетают в тёплые края? (Перелётные) Почему они улетают на зиму от нас? (Нет кормов для них, нет пищи, всё под снегом) А как мы называем птиц, которые остаются у нас зимовать? (Зимующие птицы) Вспомните, чем питаются зимующие птицы, где они добывают корм зимой. (Ответы детей) Но когда корма мало, для птиц наступают тяжелые времена. Самое страшное для птиц – не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под перышками, а голод. Если им не помочь, они могут погибнуть. Как люди могут помочь птицам пережить зиму? (Ответы детей) Дидактическая игра «Кто к кормушке прилетел?»                                                              На магнитной доске картинка с изображением кормушки, на столе разложены силуэты птиц: перелетных и зимующих.                                Воспитатель: Угадайте, кто прилетел к кормушке. Сначала к кормушке прилетели маленькие, серенькие птички и начали клевать крошки. Затем прилетела хорошенькая, звонкоголосая птичка с желтой грудкой и черной головкой и стала лакомиться кусочком сала. И, наконец, к кормушке прилетела красногрудая птица и стала искать зернышки. Какие птички прилетели? Выставьте их в кормушку.

А какие птицы еще прилетят? (Доставляют дети).                                                   Как называются эти птицы? (Зимующие)                                                                   Почему ласточка не прилетела к кормушке, скворец? (Ответы детей) Почему сороки, синицы, воробьи зимуют с нами? (Ответы детей) Воспитатель: Вот слетелось много шумных, веселых птиц к кормушке. (Давайте послушаем их голоса)                                                                         Воспитатель: Как вы думаете, о чем птички переговариваются между собой? (Ответы детей)                                                                                   Воспитатель: А всегда ли птицы зимой такие шумные? Бывает, когда им грустно, и они затихают? Как вы думаете, что страшнее зимой птицам - голод или холод? (Ответы детей) Голод - враг хрупкой птички. Сытая птица не замерзнет, даже в сильные морозы. А как мы можем спасти их?                        Дети: Мы можем устроить зимние столовые - кормушки для птиц, а потом развесить их на участке.                                                                            Воспитатель: Верно. А, знаете ли вы, что одна кормушка, которая не пустеет всю зиму, сохраняет жизнь 12 птицам. Как на человеческом столе, так и на птичьем столе должно быть разнообразие. В кормушку нужно сыпать всего понемногу, чтобы была еда для всех птичек.                                Игра «Кого,  чем угостим?». (Работа с карточками)                                   Воспитатель: Кого, чем угостим? (Воробья - крошками, синицу - салом, снегиря - рябиной, голубя -  пшеном, свиристель, сороку - семечками, ворону -кусочком яблока.)                                                                                            Воспитатель: Таким образом, мы поможем выжить в непростое голодное и холодное время птичкам, которые зимуют у нас. Птицы - наши помощники и защитники. Когда придет весна и лето, они будут без устали работать, бороться с вредителями. А еще птицы - замечательные синоптики - они очень хорошо предсказывают погоду. Перед метелью вороны громко каркают, стаями купаются в снегу. Если высоко стаи ворон в небе - к снегопаду. Сели дружно вороны на землю - на оттепель. Перед усилением ветра, они тихо сидят на нижних ветвях деревьев.                                                                        Игра на внимание «Можно – нельзя»                                                            Воспитатель задает вопрос, если можно это делать - дети хлопают в ладони, а если нельзя - стоят тихо.                                                              Вопросы к игре:                                                                                                                          1. Можно ли делать и развешивать кормушки?                                                        2. Можно ли стрелять из рогатки в птиц?                                                                 3. Можно ли подкармливать птиц?                                                                            4. Можно ли забирать кормушку домой?                                                                             3. Итог беседы.                                                                                         Воспитатель: Какие вы молодцы, как хорошо отвечали, какими внимательными были! Как мы с вами можем помочь птицам пережить зиму? 
Дети: Повесить на участке кормушку и каждый день насыпать в нее пшено, сухие ягоды, крошки, зернышки.



Предварительный просмотр:

БЕСЕДЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ ГОДА

Беседа №1.

Тема: «Гололед»

Цель: формировать представление о правилах безопасности в гололед; упражнять в умении по картинкам определять опасную ситуацию, описывать ее, и правила, которые надо соблюдать, чтобы не получить травму.

Материал: картинки – знаки с изображением гололедицы.

Ход беседы:

1.Воспитатель читает детям стихотворение «Гололед»:

Подморозило с утра,

Нет вчерашнего тепла,

На дорогах гололед,

И машины все несет.

Тротуары, как каток,

Сделать бы еще шажок,

Но подошва подвела-

Очень скользкая она.

Сколько бед от гололеда!

Есть для дворников работа-

Соль насыпать и песок,

Чтоб пройти прохожий мог.

2.Беседа о гололеде. Объяснение слова «гололед».

Вопросы к детям:

-Какая зимняя погода способствует образованию гололеда?

-Почему в гололед происходит много аварий на дорогах?

-Почему в гололед люди часто получают травмы?

-Как обезопасить себя в гололед?

-Какие дорожные службы и как помогают людям в гололед?

3.Рассматривание картин - знаков гололедицы.                                         Предложить детям определить, о чем предупреждает знак, и что не надо делать, как предупредить получение травмы зимой в гололед?

Запомни правила!

-не толкаться, не бегать, не играть на скользкой дороге,

- не подставлять подножки товарищам, не бороться, идти осторожно, не кататься;

-если кто-то упал, помочь подняться, звать на помощь взрослого!

4.Задание:

На улице - помочь дворнику посыпать скользкие дорожки песком.

Беседа №2.

Тема: «Осторожно сосульки (снег с крыши)»

Цели: дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для человека;

учить подчиняться правилам безопасности, уметь предвидеть опасность.

Материал: иллюстрации «Капель», логическая картина «Как Вася заболел?»

Ход беседы:

1.Отгадывание загадки:                         

Я прозрачна, как хрусталь,

С крыши я зимой свисаю.

Только очень, очень жаль

Что в тепле я быстро таю. (Сосулька)

2.Рассматривание сюжетных картин и беседа по ним.

Попросить рассмотреть картинки и рассказать, что на них изображено.

Обсудить с детьми, чем может быть опасна та или иная ситуация.

Чем опасны сосулька или обледенелые комья снега, которые сбрасывают с крыши? А как поступить правильно, как можно оградить себя от опасности? Попросить детей вспомнить случаи из жизни, когда кто- либо пострадал в подобных ситуациях. Попросить детей подумать, какие меры предосторожности можно принять, чтобы предупредить окружающих об опасных зонах. Вместе прийти к выводу, что такие зоны необходимо оградить. Придумать различные виды ограждений: веревка с красными флажками,  деревянные или металлические заграждения, щиты или заборы.

ПРАВИЛА! Напомнить детям, что ни в коем случае нельзя:

- Играть там, где с крыши свисают сосульки или может упасть снег!

- Подходить и трогать свисающие сосульки!

- Нельзя сосать и есть сосульки!

- Не кидайся сосулькой или снегом!

- Будь внимательным и наблюдательным!

- Умей заранее предвидеть опасность и избегать ее!

- Помимо собственной безопасности, заботиться о безопасности других

(например, взять за руку и отвести подальше от опасного места малышей)!

3.Напоминание детям о том, что нельзя облизывать и есть сосульки.

4. Игра на развитие общей моторики «Сосулька»

5.Задание:

  На улице - помочь дворнику посыпать скользкие дорожки песком.

Беседа №3.

Тема: «Не ешь снег и сосульки!»

Цели: дать знания о том, что сосульки снег могут быть опасны для здоровья.

Материал: логическая картина «Как Вася заболел?»

Ход беседы:

1.Беседа

-Что значит быть здоровым? (значит быть сильным, бодрым, энергичным, не болеть)

-Как мы должны заботиться о своем здоровье?

2. Чтение рассказа «Гимнастика и простуда» (Т.А.Шорыгина «беседы о здоровье», с.4)

3.Рассматривание сюжетных картин и беседа по ним.

Попросить рассмотреть логическую картину «Как Вася заболел?»

- Как вы думаете, ребята, почему заболел Вася?

4.Обыгрывание проблемных ситуаций:

«Первый снег во дворе, он похож на сахар, наверное такой же сладкий и вкусный, я его попробую»

«Висят сосульки, как леденцы. Что ты сделаешь, попробуешь, такой леденец?»

5.Опыт со снегом (сосулькой)

( побудить ребенка дать оценку опытнической деятельности и самостоятельно сделать вывод)

Растопить снег (сосульку), процедить через ватный или марлевый фильтр.

Беседа №4.

Тема: «Как был наказан любопытный язычок»

Цели: дать  детям представление о том, что железные предметы зимой очень опасны, что нельзя к ним прикасаться языком, губами и  голыми ручками; научить заботиться о своей безопасности, предупредить несчастный случай.

Материал: сюжетная картина.

Ход беседы:

1.Рассматривание и обсуждение сюжетной картины.

Объяснение, почему так случается зимой с железными предметами. Придумывание рассказов.

Показать (если это случилось), как помочь пострадавшему (с помощью чистого пальца или носового платка, осторожно отогревать предмет рядом с языком или губами, ни в коем случае не отрывать насильно)

2.Помочь запомнить ПРАВИЛО: 

- Никогда зимой не прикасайся язычком, губами и голыми руками к железным предметам! Они приклеятся и не оторвать.  Это очень опасно для здоровья.

- Не отрывать с силой, если несчастье с тобой  случилось.

- Звать на помощь взрослого, если с кем- то из твоих товарищей произошло такое.

3.Проведение опыта:

Показать на улице, как мокрая тряпочка приклеивается к  металлическому предмету и не отрывается.

Беседа №5.

Тема: «Зимой на горке»

Цель: учить детей подчиняться правилам поведения при катании с горки; выработать желание избегать травмоопасных ситуаций.

Ход беседы:

1.Беседа о зимних забавах и играх, об их пользе для здоровья.

2.Обсуждение ситуаций правильного и неправильного поведения детей на горке по иллюстрации или картине.

3. Сформировать ПРАВИЛА:

-Кататься на горке только на санках-ледянках, а не на обычных санках;

-Подниматься на горку только по ступенькам;

-Не подниматься по скользкому скату горки и с боков;

-Не кататься стоя, а только сидя;

-Не толкать, не цепляться за товарищей;

- Соблюдать очередность;

-Не спрыгивать с горки;

-Не стой на верхней площадке, а сразу садись и осмотрись;

-Не поднимайся на горку и не катайся с игрушками и с предметами в руках;

-Прокатился, быстрее вставай и уходи, т.к. следом за тобой скатится другой и может сбить тебя;

-Не спускайся с горки, пока не встал и не ушел с дороги предыдущий ребенок;

-Не балуйся, не борись, не подставляй ножку ни на горке, ни около горки;

-Не сбегай по скату;

-Не кидайся снегом в сторону горки.

 



Предварительный просмотр:

Познавательная беседа для детей 6-7 лет

«Что такое лед?»

Программное содержание:                

  1. Формировать представления детей о льде, его свойствах, о том, что лед - это замерзшая вода.
  2. Развивать наблюдательность, умение анализировать, делать выводы.
  3. Обогащать словарь детей словами разных частей речи: прозрачный, хрупкий, блестящий, полынья, прорубь и др.
  4. Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.

Оборудование: кусочки льда: прозрачные тонкие и толстые по 3 шт. на каждого ребенка, иллюстрация с изображением реки, покрытой льдом, стаканы двух цветов, салфетки.

Ход беседы:

Воспитатель: Что это? (Это кусочки льда). Рассмотрите их, потрогайте. Какие они? (Есть разные кусочки толстые и тонкие).

Воспитатель: На ощупь лёд тёплый или холодный? (Холодный).

Прозрачный лед или нет? (прозрачный) Видно ли что-нибудь через льдинку? (Через тонкий кусок льда можно смотреть).

Воспитатель: Какая льдинка на солнце, в свете лампы? (Блестит, сверкает, переливается). Хрупкий лед или нет? Можно ли сломать льдинку? (Тонкие кусочки ломаются, толстый лёд – нет). Что происходит с кусочком льда, который вы взяли в руки? (Он начинает таять, превращается в воду). Из чего же получается лед? (Из воды).

Лед – это замерзшая вода. А что еще образуется из воды, если её остудить, заморозить или нагреть? (Снег, иней, пар).

Игра «Хорошо - плохо».

Воспитатель: Скажите, что хорошего в том, что вода может замерзнуть в лёд? Чем полезен лед?

- Что можно делать на катке, залитом льдом?  (На льду можно кататься на коньках).

- Когда можно перейти через речку пешком? Почему? (Зимой можно перейти по льду реку).

- Как можно остудить напиток? (Можно остудить напиток, кинув туда кусочки льда).

- Что прикладывают к ушибу, чтобы ослабить боль? (Можно приложить лёд к месту ушиба, чтобы ослабить боль).

Что плохого, когда вода замерзает в лёд? (Можно поскользнуться, упасть на льду, в гололёд часто случаются аварии на дорогах, если съесть сосульку, заболит горло, лед намерзает на ветках, проводах и они ломаются)

Игра «Вода – не вода».

Воспитатель: Поиграем в игру на внимательность. Я называю слово. Если оно обозначает то, что содержит воду, вы встаёте и поднимаете две руки. Если слово обозначает предмет или явление, не имеющее отношения к воде, вы садитесь на корточки. (Лёд, камень, иней, ветер, лужа, радуга, стол, снег, огонь, облако, дождь, песок, море, земля, озеро)

Опыт по растаиванию льда.

Воспитатель: Ребята, мы с вами пришли к выводу что лёд – это замерзшая вода. А когда мы можем увидеть лёд? (Зимой). А если мне лёд нужен летом? ( Нужно заморозить воду в морозильнике). Как обратно изо льда получить воду? (Нагреть лёд на огне, в руках, в воде). Давайте попробуем провести опыт. Подойдите к столу. Что вы на нём видите? (Лёд и два стакана разного цвета).

Потрогайте их. Что вы заметили? (Один стакан с тёплой, а другой – с холодной водой). Бросьте один кубик льда в желтый стакан. А другой – в зелёный. Где лёд тает быстрее? (В желтом). Почему? (В тёплой воде лёд тает быстрее). Обратите внимание, лёд тяжелее или легче воды? (Легче).

Почему вы так решили? (Лёд не тонет, плавает на поверхности).

Беседа о свойствах льда

Воспитатель: Ребята, давайте сядем на стульчики. А вы знаете, что в старину в России зимой реки становились естественными дорогами, по которым перевозили грузы на санях. Но и сейчас люди ездят и ходят по льду. Посмотрите на эту картинку. Что на ней изображено? (Речка, покрытая льдом).

Как же нам перебраться на другой берег речки? (На машине опасно) Современные машины гораздо тяжелее груженых саней, поэтому перевозить грузы по льду опасней, чем раньше. (Можно пройти пешком)

Если идешь по льду водоема, особенно опасно не заметить полынью. Полынья - место, где течение такое быстрое, что плотный лед не образуется. Опасно также не заметить и провалиться в затянувшуюся тонким льдом прорубь. Прорубь - оставшаяся от рыбаков или в том месте, где брали воду дыра во льду. По льду можно ходить только со взрослыми, потому что это очень опасно, нужно пробовать перед собой лед заостренной палкой (пикой), стуча по нему: если лед при ударе издает звуки, на нем выступает вода или он другого цвета, дальше идти нельзя; лед слабый.

Можно ли перейти через речку, изображённую на картине? (Нет. Лёд на ней разного цвета, значит, может сломаться). Сможем ли мы сейчас перейти нашу речку? Почему? (Нет. Лёд ещё не образовался)

Итог беседы:

Воспитатель: Что нового, интересного вы узнали о льде и его свойствах? (Вода на морозе замерзает и превращается в лед, лед прозрачный, хрупкий, блестит и сверкает на солнце).

Что вам хотелось бы еще узнать о льде?



Предварительный просмотр:

Познавательная беседа для детей 6-7 лет

с элементами рисования

«Что такое снег?»

Программное содержание:                                                                                  

  1. Уточнить и расширить представления детей о снеге.
  2. Учить детей анализировать, делать выводы.
  3. Развивать мышление, наблюдательность, интерес к зимним явлениям неживой природы.
  4. Воспитывать у детей любовь к природе, эстетические чувства.

Предварительная работа: наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом, опыты со снегом.  

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? Как выглядит земля зимой? Что такое снег? (ответы детей)

Воспитатель: А теперь, послушайте, я вам расскажу о появлении снега. Из всех водоемов  рек и озер - испаряется вода, пар поднимается высоко в небо, охлаждается, преобразуется в маленькие ледяные кристаллы, которые соединяется друг с другом, образуя шестигранные снежинки. Затем выпадает из темных снеговых туч. А какой бывает снег?

Дети: белый, холодный, блестящий, пушистый, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий.

Воспитатель: Потрогайте его, возьмите на ладошку и можете подержать. Какой снег на ощупь?

Дети: холодный и мокрый.

Воспитатель: Как вы думаете, из чего состоит снег?

(ответы детей)

Воспитатель: Снег состоит из снежинок. Какие снежинки?

Дети: снежинки легкие, воздушные, прозрачные, резные, красивые, белые.

Воспитатель: По форме все снежинки похожи на шестиконечные звездочки, но двух одинаковых снежинок не бывает. А когда много падает снега с неба, это явление  называется снегопад. В сильный мороз снег хрустит под ногами – это ломаются твердые лучи снежинок. Снежинки умеют летать, кружиться, падать, таять. А снежинки кружатся, ветер их несет, это явление называется вьюга и метель. Вы слышали, как воет вьюга?

Прослушивание записи вьюги и метели.

Воспитатель: Метель - это снежная буря. Сильный ветер поднимает вверх отдельные, похожие на крупу снежинки. Иногда метель бывает такой сильной, что ничего вокруг не видно. А что такое иней?  

(ответы детей)

Воспитатель: Иней, – это появление ледяной корки на деревьях, на заборе, на земле, на проводах. Иногда иней бывает такой белый, что его можно принять за снег. В сильный мороз на окнах часто образуются красивые узоры. Эти узоры разные: одни похожи на листья папоротника, их иногда называют рисунками Деда Мороза, другие похожи на лесную сказку. А теперь, давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»

Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю …(снег).

С неба все скользят пушинки –

Серебристые …(снежинки).

Вот веселье для ребят –

Все сильнее …(снегопад).

Все бегут в перегонки,

Все хотят играть в …(снежки).

Словно белый пуховик

Нарядился…(снеговик).

Словно в сказке как во сне,

Землю всю украсил…(снег).

Художественное творчество (Рисование) « Снежинка»

Воспитатель: А теперь, мы с вами нарисуем красивые, ажурные снежинки. Какого цвета снежинка? Значит, мы снежинку будем рисовать белой краской. Правильно взяли кисточку в правую руку, выше металлического наконечника, тремя пальцами. Рисуем прямую линию сверху вниз, затем с левого верхнего угла рисуем на правый нижний угол, потом с правого верхнего угла рисуем на левый нижний угол. Так как, двух одинаковых снежинок не бывает, сами придумаем красивый узор.  

Итог беседы:

Воспитатель: Почему мы любим зиму? Как выглядит земля зимой?

Какой чудесный праздник мы отмечаем зимой?

(ответы детей)

Воспитатель: Зима - чудесное время года, нам принесла снег и радость.

В какие игры мы играем зимой?

(ответы детей).

Воспитатель: Вам понравилось рисовать снежинки?



Предварительный просмотр:

Приложение № 1

Пословицы и поговорки о зиме

  • Зима без снега — лето без хлеба.
  • Год кончается, а зима начинается.
  • Снегирь прилетит — о зиме известит.
  • Зимой морозы, а летом грозы.
  • Зима — не лето, в шубу одета.
  • Зима с заморозков начинается, а капелями кончается.
  • Два друга — мороз да вьюга.
  • Зима лето пугает, да все равно тает.
  • Новый год к весне поведет: он год начинает и середину зимы отмечает.
  • Снег глубок — год хорош.
  • Осень богата хлебом, а зима снегом.
  • Береги нос в большой мороз.
  • Мороз невелик, да стоять не велит.
  • Снегу надует — хлеба прибудет
  • Август собирает, а зима поедает.
  • В зимней шубке и морозы — шутка.
  • Зима лодыря морозит.
  • Сугроб да вьюга — два друга.
  • Новый год — к весне поворот. 

Пословицы и поговорки про декабрь

  • В декабре семь погод на дворе: сеет, веет, дует, кружит, мутит, рвет, метет.
  • Декабрь снежный и холодный — будет и год плодородный.
  • Декабрь год кончает, а зиму начинает.
  • Декабрь — шапка зимы.

Пословицы и поговорки про январь

  • Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает.
  • Январь-батюшка год начинает, зиму величает.
  • Январю-батюшке — морозы, февралю — метели.
  • Январь — году начало, зиме — середина.
  • В январе и горшок на печи замерзает.

Пословицы и поговорки про февраль

  • Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет.
  • Начало февраля погожее — весну жди раннюю, пригожую.
  • Февраль коль морозом не возьмет, то все дороги заметет.
  • Февраль зиму выдувает, а март ломает.
  • Вьюги да метели под февраль полетели.
  • Февраль воду подпустит, март подберет.
  • Февраль силен метелью, а март капелью.
  • Февраль строит мосты, а март их ломает.
  • У февраля два друга — метель и вьюга.
  • Февраль богат снегом, апрель — водою.

Приложение № 2

Детские загадки о зиме, зимних явлениях.

  • Опять метели, непогода, 
    И снова снега кутерьма. 
    Но по душе нам время года 
    С морозным именем: 
    (зима).
  • Падают снежинки, 
    Зазвенели льдинки.
    И невидимый мороз
    Щиплет уши, щёки, нос!
    - Знаю, знаю я сама! -
    Это к нам  пришла ... ! 
    (Зима) 
  • Время года, время года!
    Когда спит кругом природа.
    С золотыми берегами
    Под пушистыми снегами.
    (Зима.)
  •  С неба хлопья полетели…
    Шубы белые надели
    И дороги, и дома….
    Начинается?  
    ( зима )
  • Дождались меня салазки!
    Всё вокруг бело как в сказке.
    И в лесу и на дворе
    Все деревья в серебре.
    Белоснежные дома
    В гости к нам пришла 
    (Зима.)
  •  Скачет с Севера Царица,
    Золотой туман клубится.
    Погоняет трёх Коней,
    А метелицы за ней.
    (Зима.)
  • На дворе трещит мороз,
    Он кусает больно нос,
    Снег на улице лежит,
    По нему лыжня бежит.
    Праздник Новый Год идёт,
    Детям радости несёт,
    Угадайте время года,
    Что с  холодною погодой,
    День короткий, ночью тьма,
    На дворе стоит ...
    (Зима.)
  • По ночам людей пугает,
    Зверем страшным завывает,
    Вихрем кружит на пути -
    Ни проехать, ни пройти.
    Очень путники боятся
    В снежной буре оказаться:
    Не увидишь в ней друг - друга.
    Что же это? Это...
    (вьюга)
  • В холодильнике живёт.
    Превращает воду в лёд.
    Щиплет пальчики и нос
    Это дедушка…
    (мороз)!
  •  Рисовать на окнах - мастер,
    Но не требует фломастер...
    Щиплет нам зимою нос
    Бодрый утренний ...
     (Мороз)
  •  Кто все лужи застеклил,
    Озеро стеклом накрыл,
    Разрешает на катках
    Покататься на коньках?
     (Мороз.)
  • Одеяло белое не руками сделано. 
    Не ткалось и не кроилось, 
    С неба на землю свалилось.
     (Снег)
  • Белое покрывало,
    С неба упало,
    Всю зиму лежало,
    Землю укрывало,
    Весной солнце припекло,
    В реку ручейком стекло.
     (Снег)   
  • Зимой лежит.
    Весной бежит.
     (Снег)
  •  На реке зимой Паркет
    Прочный, скользкий, гладкий.
    Хоть пляши на нём сто лет!
    Вальсы и вприсядку.
    Миновали холода -
    Подевался он куда?
     (Лед)
  •  Мороз коснулся светлых вод
    И навёл хрустальный 
    (лед).
  •  Не стекло и не хрусталь,
    А блестит, как будто сталь.
    Занесёшь в тепло, домой.
    Станет сразу он водой.
    Холод от него идёт.
    Ну конечно это
    …( лёд)

 

Приложение № 3

Стихотворения о зиме.

Е. Трутнева «Первый снег»

Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром,
Самый первый, самый белый!
Вот о чем всю ночь свистел
За моим окошком ветер!
Он про снег сказать хотел
И про то, что зиму встретил.
Нарядилась и рябина
В белый праздничный наряд.
Только гроздья на вершине
Ярче прежнего горят.

***

Не ветер бушует над бором

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идёт - по деревьям шагает,

Трещит по замёрзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде… Н. Некрасов

В. Шипунова «Чудо из чудес»

За окошком тёмным

Чудо из чудес -

Белые снежинки

Падают с небес!

Под луною полной

Зимний тихий лес

Запорошен снегом -

Весь под ним исчез.

Лучики и звёзды

В тонких паутинках - ночью новогодней

Падают снежинки.

«Снежинка» К. Бальмонт

Светло-пушистая, снежинка белая,

Какая чистая, какая смелая!

Дорогой бурною легко проносится,

Не в высь лазурную, на землю просится.

Лазурь чудесную она покинула,

Себя в безвестную страну низринула.

В лучах блистающих скользит, умелая,

Средь хлопьев тающих сохранно-белая.

Под ветром веющим дрожит, взметается,

На нем, лелеющем, светло качается.

Его качелями она утешена,

С его метелями крутится бешено.

Но вот кончается дорога дальняя,

Земли касается, звезда кристальная.

Лежит пушистая, снежинка смелая.

Какая чистая, какая белая!

«Зима» И. Суриков

Белый снег пушистый

В воздухе кружится,                                                                                                              И на землю тихо.                                                                                                               Падает, ложится.

И под утро снегом                                                                                                            Поле забелело,                                                                                                                     Точно пеленою.                                                                                                                      Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой.                                                                                    Принакрылся чудной,                                                                                                             И заснул под нею                                                                                                          Крепко, непробудно...

Стали дни коротки,                                                                                                        Солнце светит мало,                                                                                                           Вот пришли морозы,                                                                                                                И зима настала.

Приложение № 4                                                                                                                       Опыты.

Опыт № 1. Почему снег мягкий?

Цель: Совершенствовать знание детей о снеге.                                       Материал. Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага. Ход. Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело? Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.                                                                              Вывод. Снег легче песка, так как  он состоит из снежинок, между которыми много воздуха.                                                                                                  Обратить внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит.

Опыт № 2. Где лучики?

Цель. Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.

Материал. Чёрная шерстяная ткань, лупа, вертушки.

Ход. Дать детям понаблюдать за ветром.  Отметить его силу и направление при помощи вертушек. Спросить  у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель предлагает рассмотреть их на чёрном полотне, через лупу.

Вывод. Снежинки очень мелкие и у них нет лучиков, они поломались из-за сильного ветра.

 

Опыт № 3. Почему снег греет?

Цель. Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.

Материал. Лопатки, две бутылки с тёплой водой.

Ход. Предложить детям  вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом).  Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло).

Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить  детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят  рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.

Вывод.  В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.

Опыт № 4. Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?

Цель. Помочь детям выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).

Материалы.  Подносы для снеговых фигурок.

Ход.  На прогулке спросить у детей, где живут Дед Мороз и Снегурочка? (Там, где холодно – на Севере; им хорошо, когда холодно). Предложить детям вылепить маленькие фигурки Деда Мороза и Снегурочки, и  внести их в группу. Деда Мороза закутать меховой тканью, а Снегурочку оставить на подносе. Через несколько  минут Снегурочка станет таять, а Дед Мороз будет таким же прочным, каким его принесли. Дети высказывают предположения: шуба  защищает от тепла комнаты, снежный Дед Мороз не растаял. Дети выясняют, что Дед Мороз и Снегурочка приходят в шубах и тем самым, спасаются от тепла.

Вывод. Одежда может защищать не только от холода, но и от тепла.

Опыт № 5. Замерзание жидкостей.

Цель. Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.

Материал. Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.

Ход. Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят формочки с различными жидкостями на холод.  После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.

Вывод. Жидкости  замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.

Опыт № 6Ледяной секретик

Цель. Показать детям свойства льда, выяснить, в чём опасность льда для здоровья.

Материал. Заранее подготовленный «ледяной секретик», картинки с различными ситуациями детей на льду (дети находятся  на водоёме, возле проруби; дети шалят на катке и падают).  

Ход. Загадать детям загадку: «Прозрачен, как стекло, а не вставить в окно». (Лёд).

Когда уже установится холодная, морозная погода, детей можно удивить и порадовать таким опытом. Но необходимо  заранее раскопать снег до земли, положить листок с надписью «Дети, будьте осторожны на льду!» И залить это водой.  Когда  всё замёрзнет, присыпать снегом и заметить это место.

Предложить детям, осторожно, не торопясь раскопать снег в указанном месте варежкой. Дети находят под снегом лёд, видят подо льдом надпись. Вместе читают: «Будь осторожен на льду!». Дети отмечают, что читать легко, так как лёд прозрачный.  Предлагает достать  записку  из - под  льда.  Дети отламывают кусочки льда, и  выясняют, что лёд хрупкий, гладкий, скользкий. Воспитатель проводит беседу, как опасно выходить на лёд зимой, рассматривают картинки.

Вывод. Лёд прозрачный, хрупкий, скользкий и этим он опасен для человека, если не соблюдать осторожность.

Опыт № 7. Откуда берётся иней?

Цель. Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

Материал. Термос с горячей водой, тарелка.

Ход. На прогулку выносится термос с горячей водой.  Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды.  Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки.  В конце  прогулке дети легко увидят на ней образование инея.  Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.

Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении  превращается в воду, вода в иней.