Упражнения на развитие дыхания
материал

Правильному дыханию необходимо уделить большое внимание, поскольку оно оптимизирует газообмен и кровообращение, обеспечивает вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости, способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhanie.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхание

Правильному дыханию необходимо уделить большое внимание, поскольку оно оптимизирует газообмен и кровообращение, обеспечивает вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости, способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. При этом у детей не происходит естественного обогащения кислородом, так как современные дети уже в дошкольном возрасте очень мало двигаются, отдавая предпочтение бесконечному сидению перед телевизором или компьютером.

Правильное дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания, создавая основу для формирования базовых составляющих произвольной саморегуляции. Ведь ритм дыхания – единственный из всех телесных ритмов (кроме ходьбы), подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека. Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно. Эти навыки еще не раз пригодятся ребенку в течение всей жизни. Дыхание играет первую скрипку в актуализации нашего речевого потенциала: мы говорим на выдохе, а ведь с речью у современных детей дела обстоят не ахти...

Сосредоточенность на собственном дыхании позволяет привести в порядок излишние эмоциональные состояния и остановить бурный «внутренний монолог».

Дыхательные упражнения должны включаться в процесс психолого-педагогического сопровождения как можно раньше. В идеале – присутствовать на всех занятиях, играх и прогулках. На различных занятиях в ДОУ они могут выступать как физкультминутки в начале или середине «урока».

Рекомендации по выполнению дыхательных упражнений

  1. Пока ребенок не научится дышать правильно, рекомендуется класть одну его руку на грудь, другую на живот (сверху зафиксировать их руками взрослого) для контроля за полнотой дыхательных движений.
  2. Вначале взрослый должен вслух отсчитывать указанные ниже временные интервалы. Потом постепенно надо научить ребенка контролировать правильное выполнение упражнений самому.
  3. Хорошо подключить его фантазию. Например, вдыхая, он может представлять, как в животе (груди) надувается красивый оранжевый шарик. Эффективность дыхательных упражнений выше при использовании образного мышления, подключения воображения, так хорошо развитого у детей. Например, можно представлять желтый или оранжевый теплый шарик, расположенный в животе (соответственно надувающийся и сдувающийся в ритме дыхания).
  4. Ребенку также предлагается вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки («а», «о», «у», «ш», «х») и их сочетания {«з» переходит в «с», «о» в «у», «ш» в «щ», «хи» и т. п.).
  5. Универсальным приемом является обучение четырехфазному дыханию, содержащему равные по времени этапы: «вдох – задержка – выдох – задержка». Вначале каждый из них может составлять 2 - 3 секунды с постепенным увеличением до 7 секунд.
  6. Дыхательные упражнения имеет смысл делать и во время повседневных занятий, и на прогулке.

Упражнения на развитие дыхания

«Пузыри»

И.п. – лёжа, сидя или стоя, руки на коленях или вдоль тела.  Вдох, пауза, ребёнок надувает щёчки и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот.

«Насос»

И.п. – сидя или стоя, руки на коленях или вдоль тела. Ребёнок ставит руки на пояс, вдох, пауза, слегка приседает – выдох.

«Вырасти большой»

И.п. -  встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Подняться на носки - вдох, пауза, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох.

«Лошадка»

И.п. – лёжа, сидя или стоя, руки на коленях или вдоль тела.  Вдох, пауза, на выдохе выполняем вибрирующие движения губами.

«Ёжик»

И.п. – лёжа, сидя или стоя, руки перекрестить, ладони на плечах. Вдох, пауза, на выдохе произносим «ф-ф-ф-ф-ф».

«Шарик»

И.п. – лёжа, руки на животе. Вдохнуть и надуть живот «шариком», пауза, выдох.

«Воздушный шарик»

И.п. – лёжа, сидя или стоя, руки на коленях или вдоль тела.   Вдох, пауза, на выдохе пропеваем гласные звуки («А», «О», «У»).

«Ветер»

И.п. – сидя или стоя, руки на коленях или вдоль тела.   Вдох, пауза, на медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист птицы.

«Наклоны»

И.п. –  стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вперед – вдох, пауза, опустить руки вниз и, отведя их назад, наклониться вперед - полный выдох.

«Солдатик»

И. п. – лежа на спине. По инструкции ребёнок медленно поднимает одну руку и вдыхает, пауза, опускает руку и одновременно  выдыхает, затем другую руку. То же самое с ногами.

«Качели»

И.п.  – сидя на полу или кровати, скрестив ноги, с прямой спиной. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом.

«Каша кипит»

И.п. – сидя, одна рука лежит на животе, другая на груди. Выпячивая живот и набирая воздух в грудь (вдыхая воздух) и втягивая живот – выдох. При выдохе громкое произношение звука «ш-ш-ш».

«Маятник»

И.п. -  стоя, руки опущены, кивать головой вперед - вдох, назад - выдох.

«Часики»

И.п. - сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки опустить. Отвести левую руку в сторону и положить на затылок: медленно наклоняясь вправо, легко похлопать правой рукой по левому боку - вдох. Вернуться в исходное положение – выдох. То же в другую сторону.

«Самолёт»

И.п. - сесть на колени и пятки, ноги вместе. Прямые руки расставлены в стороны параллельно полу. Кисти сжаты в кулаки, кроме больших пальцев, вытянутых вовне. С вдохом поворачивать руки большими пальцами вверх; с выдохом - вниз.

«Птичка»

И.п. - сесть на колени и пятки, ноги вместе. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом поднимите левую кисть вверх, одновременно опуская правую вниз (движение только в лучезапястном суставе). С выдохом - левая кисть вниз, правая вверх.

«Крылья»

И.п. – стоя,  ноги на ширине плеч, руки опущены, ладони обращены вперед. На вдохе руки притягиваются к подмышкам ладонями вверх. На медленном выдохе - опускаются вдоль тела ладонями вниз.

«Регулировщик»

И.п. – стоя, ноги расставлены на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох, затем поменять положение рук с выдохом.

«Пила»

И.п. - стоя. Имитировать пилку бревна, руки на себя - вдох, руки от себя - выдох.

«Потягушки»

И.п. – лёжа или стоя, ноги вместе, руки опущены. На вдохе медленно поднять расслабленные руки вверх, постепенно «растягивая» все тело (не отрывать пятки от пола); задержать дыхание. На выдохе – постепенно расслабляя тело, опустить руки и согнуться в пояснице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и воспитателей разных возрастных групп:"Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи"

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.Ды...

Веселый ветерок. Комплекс упражнения для развития дыхания.

Современное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования личности ребенка. Для того, чтобы правильно научиться произносить звуки, нужно подготовить артикуляционный аппарат, тренир...

Игровые упражнения для развития дыхания

Без поставленного речевого дыхания не бывает хорошего голоса. Следующие упражнения позволят добиться увеличения силы голоса...

Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи

Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи...

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЫХАНИЯ И ГОЛОСА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ .

Правильное речевое дыхание обеспечивает четкую дикцию, произношение звуков, за счет нормального звукообразования, достаточной громкости, соблюдение пауз, сохранение плавности речи и её выразительности...

Конспект ООД по познавательному и речевому развитию «Упражнения на развитие дыхания «Ветерок». Звуковая культура речи.

Программное содержание1.Продолжать формировать интерес к занятиям.2.Продолжать формировать потребность детей в общении.3.Формировать умение детей слушать обращенную речь, отвечать на вопросы по мере в...

Мастер-класс для педагогов «Формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи: «Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей»

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания дошкольников.Задачи:1. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.2. Рассказать воспитателям о необходимо...