Дополнительная общеобразовательная,общеразвивающая программа естественно научной направленности "Познавайка"
рабочая программа (старшая группа)

Турчина Ангелина Алексеевна

Программа кружковой работы естественно научной направленности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_turchina_a._a._programma_poznavayka.doc414.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И СПОРТА  АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЯНТАРНЫЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЯНТАРНЫЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»  

«ДЕТСКИЙ САД №2 «ВЕТЕРОК»

       

СОГЛАСОВАНО                                            

на Педагогическом совете

 «30» мая 2019г.

    Протокол № 5                                                                    

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ МО «Янтарный городской округ» «Д/ с № 2 «Ветерок»

                                     _________ Н.В.Милосердова        

приказ  № _________  от   «30» мая  2019г.

                                                                       

                                                                                                                                               

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

«Познавайка» 

(стартовый уровень)

Возраст обучающихся:  5-6 лет

Срок реализации: 1 год - 36 часов

                                        

                                                                                                                                                                     

Разработчик:

                                                                         Турчина Ангелина Алексеевна,  воспитатель

                                             

                                                                     

                                                           

пгт. Янтарный

   2019г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка  …………………………………........................3

2. Содержание программы   .........................................................................6

2.1. Учебный план  ....……………………………………....………………6

2.2. Планируемые результаты  ….................................................................9

2.3. Календарный учебный график   ...……………………………......…..14

3. Условия реализации программы   ….......................................................16

4. Формы оценивания образовательных результатов   …...................23

5. Список литературы   …….....………………………………………….…23

                                        1. Пояснительная записка

Направленность программы: Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая  программа «Познавайка»  (далее - Программа) имеет  естественно научную направленность. По форме организации -  кружковая.  

Уровень освоения программы:  стартовый (ознакомительный).

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:  

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

-  Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства от 04.09.2014 № 1726-р),

- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 04.07. 2014г. № 41 «Об утверждении  СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно – эпидемиологические  требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций»,  

- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,

- Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам МБДОУ МО «Янтарный городской округ» «Д/с №2 «Ветерок».

Актуальность программы

Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Новизна программы

  Программа ориентирована на системный, интегрированный подход в экологическом образовании и построена на принципах развивающего обучения. Данная программа – это целостная система экологического воспитания детей, в результате изучения которой ребёнок познаёт окружающую его действительность на основе краеведческих материалов, регионального компонента.

   Новизной программы является комплексное использование ранее известных и современных методов и технологий для развития у детей поисково-исследовательской активности и развитие умственных способностей детей путем вооружения их навыками экспериментальных действий и формированию методов самостоятельного добывания знаний, делая при этом умозаключения и доказывая свою точку зрения.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что детское экспериментирование оказывает влияние на качественные изменения личности в связи с усвоением способов деятельности, приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает логическое мышление, способность анализировать, делать выводы и умозаключения, при этом доказывая свою точку зрения.

Отличительные особенности заключаются в том, что в основе программы лежит принцип интеллектуального и эмоционального начала в экологическом образовании. Значительное место занимает исследовательская работа – проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты напоминают детям фокусы. Для детей они необычны. Главным является то, что дети принимают непосредственное участие в исследовательской деятельности, а некоторые опыты проводят вполне самостоятельно.

   Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать. В структуру программы входят два образовательных блока: теория и практика. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование практического опыта. Методика организации теоретических и практических занятий может быть представлена следующим образом: на занятиях дети знакомятся с живой и неживой природой.

  Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности.

Программа адресована детям от 5 до 6 лет. В старшем дошкольном возрасте ребенок по-прежнему смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и чаще, все смелее и смелее он бросает свой взор на открывшуюся перспективу познания большого мира. Детям все интересно, их все манит и привлекает. Старший дошкольник с одинаковым рвением пытается освоить и то, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, и то, что пока он не в состоянии глубоко и правильно осознать. Именно у детей 5-6 лет наблюдается пик познавательных вопросов. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу все знать!»

К концу дошкольного возраста у ребенка начинает развиваться понятийное, или логическое, мышление. Ребенок начинает интересовать не только те явления, которые он видел непосредственно перед собой, а обобщенные свойства предметов окружающей действительности. Детей интересуют причины и следствия в отношениях предметов, проявляется интерес к «технологии» их изготовления. Ребенок уже способен оторваться от непосредственно увиденного, вскрыть причинно-следственные связи между явлениями, проанализировать, обобщить новый материал и сделать вполне логические выводы. Постепенно расширяя представления детей об окружающем. Для развития познавательных интересов большое значение имеет собственное участие ребенка в самых различных видах деятельности.

Условия набора обучающихся: для обучения  принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний); по заявлению родителей (законных представителей).

Количество обучающихся:  не более 12 человек.

Срок освоения программы: 1 год обучения – 36 часов.

Формы и режим занятий: программа рассчитана на 1 год обучения,

1занятие в неделю, продолжительность не более 25 мин. Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть. Форма обучения — очная, традиционная. Формы организации деятельности обучающихся групповая, фронтальная.

Цель программы:  познакомить дошкольников с живой и неживой природой; повысить экологическую культуру ребенка, которая будет проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм.

Задачи программы:

Обучающие:

Расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологических представления у детей о физических свойствах окружающего мира: знакомить с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость).

Знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление).

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Уточнить, систематизировать и углубить знания о растениях, природных явлениях.

Сформировать представление о причинно-следственных связях внутри природного комплекса.

Развивающие:

Развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, отражение и преломление света).

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

Развивать познавательный интерес к миру природы, понимания взаимосвязей в природе и места человека в ней.

        Воспитывающие:

Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании   природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;

Воспитывать ответственность за свои поступки;

Воспитать гуманное отношение к людям и к своему здоровью.

Воспитывать потребность заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы.

2. Содержание программы

2.1. Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов/минут

Форы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Знакомство с лабораторией

1.

Что такое научная лаборатория.

1/25

0,70/20

0,30/5

Вводный контроль - беседа, устный опрос

2.

Расскажем Незнайке о правилах поведения в лаборатории.

1/25

0,30/10

0,70/15

Вводный контроль – беседа, наблюдение

Раздел 2. Песок

3.

«Барханы»

1/25

0,30/10

0,70/15

Беседа, наблюдение, опыты, текущий контроль

4.

«Песочные картины»

1/25

0,30/10

0,70/15

Беседа, творческая работа, текущий контроль

5.

«Отпечатки»

1/25

0,30/10

0,70/15

Беседа, эксперимент, текущий контроль

Раздел 3. Магниты

6.

«Железные башни»

2/50

0,30/10

0,17/40

Текущий контроль, опыт, наблюдение

7.

«Магнитный виноград»

1/25

0,30/10

0,70/15

Текущий контроль, эксперимент, наблюдение

8.

«Можно ли двигать предмет, не дотрагиваясь до нее?»

2/50

0,30/10

0,17/40

Текущий контроль, опыт, наблюдение

Раздел 4. Вода

9.

«Бесформенная вода»

1/25

0,30/10

0,70/15

Текущий контроль, беседа, опыт, наблюдение

10.

«Радужная вода»

1/25

0,30/10

0,70/15

Текущий контроль, эксперимент, беседа

11.

«Фильтрование воды»

2/50

0,30/10

0,17/40

Текущий контроль, беседа, опыт, наблюдение

12.

«Мыльный кораблик на воде»

1/25

0,30/10

0,70/15

Текущий контроль, беседа, опыт

13.

«Круговорот воды в пакете»

2/50

0,30/10

0,17/40

Текущий контроль, беседа, эксперимент, наблюдение

Раздел 5. Снег

14.

«Волшебные

кристаллики – снежинки»

1/25

0,30/10

0,70/15

Беседа, наблюдение, рассматривание под микроскопом

15.

«Постройка снежной фигуры»

1/25

0,30/5

0,70/20

Текущий контроль, беседа, опыт, наблюдение

Раздел 6. Лёд

16.

«Образование сосулек»

1/25

  0,30/10

0,70/15

Текущий контроль, беседа, эксперимент, наблюдение

17.

«Почему лёд скользкий?»

1/25

0,70/15

0,30/10

Текущий контроль, беседа, наблюдение

Раздел 7. Воздух

18.

«Сила воздуха»

2/50

0,30/20

0,17/30

Текущий контроль, беседа, опыт, наблюдение

19.

«Можно ли поймать воздух?»

1/25

0,30/10

0,70/15

Текущий контроль, беседа, опыт, наблюдение

20.

«Попробуем взвесить воздух»

1/25

0,30/10

0,70/15

Текущий контроль, беседа, эксперимент, наблюдение

Раздел 8. Почва

21.

«Состав почвы»

1/25

0,30/10

0,70/15

Текущий контроль, беседа, опыт, наблюдение

22.

«Почва бывает разной»

1/25

0,30/10

0,70/15

Текущий контроль, беседа, эксперимент, наблюдение

23.

«Почва может накапливать воду»

1/25

0,30/10

0,70/15

Текущий контроль, беседа, эксперимент, наблюдение

Раздел 9. Растения

24.

«Растения вырастают из семян»

1/25

0,30/5

0,70/20

Текущий контроль, беседа, опыт, наблюдение

25.

«Растения тянутся к свету»

1/25

0,30/5

0,70/20

Текущий контроль, беседа, опыт, наблюдение

26.

«Растениям нужны хорошие условия»

1/25

0,30/5

0,70/20

Текущий контроль, беседа, опыт, наблюдение

27.

«Растения растут по – разному»

1/25

0,30/5

0,70/20

Текущий контроль, беседа, эксперимент, наблюдение

28.

«Строение растения»

1/25

0,30/10

0,70/15

Текущий контроль, беседа, эксперимент, наблюдение

Раздел 10. Насекомые

29.

«Насекомые вокруг нас»

1/25

0,70/15

0,30/10

Текущий контроль, беседа, наблюдение,  устный опрос

Раздел 11. Итоговая опытная деятельность

30.

«Проращиваем лук»

1/25

0,30/5

0,70/20

Итоговый контроль, беседа, опыт, наблюдение

31.

«Из кусочков вырастит целое»

1/25

0,30/5

0,70/20

Итоговый контроль, беседа, опыт, наблюдение

Всего:

36/900

7,8/305

17,85/595

Краткое содержание учебного плана

Раздел 1. Знакомство с лабораторией

Тема №1.  Что такое научная лаборатория.

Теория. Знакомство детей с профессией «ученый». Проведение  экскурсий по лаборатории. Показ презентации.

Практика. Рассматривание наборов для экспериментирования.

Тема № 2.  Расскажем Незнайке о правилах поведения в лаборатории.

Теория. Определение правил поведения в научной лаборатории при проведении простейших опытов и экспериментов.

Практика. Обследование наборов для экспериментирования.

Раздел 2. Песок

Тема №3.  Барханы

Теория. Формировать у детей умение проводить простой опыт с песком. Выяснение опытническим путем, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга. 

Практика. Опыт с песком.

Тема №4 . Песочные картины                                                                      

 Теория. Познакомить со способом изготовления рисунка из песка.  Дать представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.

Практика. Экспериментирование с песком.

Тема № 5. Отпечатки

Теория. Исследование поверхности природного материала методом отпечатков. Формировать умение делать вывод на основе проведенного опыта с песком

Практика. Экспериментирование с песком.

Раздел 3. Магниты

Тема № 6. Железные башни

Теория.  Дать  представление о магните и его свойствах притягивания предметов. Выявление материалов, которые могут быть магнетическими. 

Практика. Опыт с магнитами.

Тема № 7.  Магнитный виноград

Теория. Формировать  умение пользоваться   приборами - помощниками при проведении эксперимента.

Практика. Экспериментирование с магнитами.

Тема № 8.  Можно ли двигать предмет, не дотрагиваясь до него?

Теория.  Определение свойств магнита в воде и на воздухе. Закрепление знаний детей о свойствах железа - притягивается к магнитам.

Практика.  Опыт с магнитами.

Раздел 4. Вода

Тема № 9.  Бесформенная вода

Теория. Формировать  у детей умение проводить с помощью педагога простой опыт с водой. Делать вывод, что вода принимает форму сосуда; пользоваться  приборами - помощниками при проведения опыта с водой.

Практика.  Опыт с водой.

Тема № 10.  Радужная вода

Теория. Формировать у детей умение  проводить опыт с водой, акварельными красками и сахаром; делать вывод - как сахар и краска влияет на свойство воды. 

Практика. Экспериментирование с водой.

Тема № 11. Фильтрование воды

Теория. Формирование у детей умения проводить простой опыт с водой, Изготавливать различные очистительные устройства - фильтры по алгоритму из песка, грунта, бумаги. Опытным путём выяснить, какой фильтр лучше.

Практика.  Опыт с водой.

Тема № 12.  Мыльный кораблик на воде

Теория.  Познакомить детей со свойством воды - поверхностное натяжение. Формирование умения делать вывод на основе проведенного опыта.

Практика. Опыт с водой.

Тема № 13.   Круговорот воды в пакете

Теория. Знакомство с явлением как состояния воды зависит от температуры. Формирование умения зарисовывать и отмечать результаты наблюдений свойства воды и круговорот воды в природе, путем эксперимента.

Практика. Экспериментирование с водой.

Раздел 5. Снег

Тема № 14. Волшебные «кристаллики – снежинки»

Теория. Закрепление знаний детей об изменение в природе зимой. Дать знания о понятии образования узоров на стеклышках.

Практика. Работа с микроскопом.

Тема № 15. Постройка снежной фигуры

Теория. Познакомить детей со свойствами снега, какой он бывает в разную погоду.

Практика. Опыт со снегом.

Раздел 6. Лёд

Тема № 16.  Образование сосулек 

Теория.  Познакомить детей с влиянием температурных изменений на свойства льда. Сравнение льда и снега. Почему лед скользкий? Образование сосулек.

Практика. Экспериментирование со льдом.

Тема № 17.  Почему лёд скользкий?

Теория.  Познакомить детей с влиянием температурных изменений на свойства льда. Сравнение льда и снега. Почему лед скользкий?

Практика. Опыт с льдом.

Раздел 7. Воздух

Тема № 18. Сила воздуха 

Теория. Знакомство детей с пониманием того, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ. 

Практика. Опыт с воздухом.

Тема № 19.  Можно ли поймать воздух?

Теория. Формирование у детей умения проводить простой опыт. Зарисовывать и отмечать результаты наблюдений о свойствах воздуха.

Практика. Опыт с воздухом.

Тема № 20.  Попробуем взвесить воздух

Теория. Систематизировать знания детей о воздухе. Познакомить со способами обнаружения воздуха, некоторыми свойствами (упругость).

Практика. Экспериментирование с воздухом.

Раздел 8. Почва

Тема № 21.  Состав почвы

Теория. Познакомить детей со свойствами, составом и качеством почвы. Дать первоначальные представления о внутреннем содержании земли. Почва – верхний слой земли.

Практика. Опыт с почвой.

Тема № 22.  Почва бывает разной

Теория.  Познакомить детей со свойствами почвы. Дать первоначальные знания о компонентах в почве. Выделить, что почва бывает плодородной, песчаной и глинистой.

Практика. Экспериментирование с почвой.

Тема № 23.  Почва может накапливать воду

Теория. Систематизировать знания детей о сухой и влажной почве.

Почва – верхний слой земли. Для жизни живых организмов в почве есть воздух, вода, органические вещества.

Практика. Экспериментирование с почвой.

Раздел 9. Растения

Тема № 24.  Растения вырастают из семян

Теория. Дать первоначальное  представление о прорастании растений из семени. Познакомить детей с факторами внешней среды, необходимыми для роста и развития растений (вода, свет, тепло).

Практика. Опыт «Проращивание семян».

Тема № 25.  Растения тянутся к свету

Теория.  Дать первоначальное  представление о влиянии света на рост растений. Формировать представление о том, что солнце является источником тепла и света для растений.

Практика. Опыт с растениями.

Тема № 26. Растениям нужны хорошие условия

Теория.  Дать первоначальное представление о влиянии внешних факторов на рост растений. Систематизировать знания детей об условиях, мешающих росту растений. Это может быть связано с загрязняющими веществами в воздухе, воде и почве.

Практика. Опыт с растениями.

Тема № 27.  Растения растут по – разному

Теория.  Дать первоначальное представление о многообразии растений и их особенностях, растения отличаются формой, цветом и размером. Из одного единственного семечка вырастает целое растение. Растения прорастают и растут с разной скоростью.

Практика. Экспериментирование с растениями.

Тема № 28.  Строение растения

Теория.  Систематизировать знания детей о строении растений. Растение состоит из разных частей, каждая из которых выполняет свою работу. Растения умеют передавать воду и питательные вещества от корней к другим частям.

Практика. Экспериментирование с растениями.

Раздел 10. Насекомые

Тема № 29.  Насекомые вокруг нас

Теория. Дать первоначальное представление о многообразии насекомых, условия их приспособления к среде обитания.

Практика. Опыт с насекомыми.

Раздел 11. Итоговая опытная деятельность

Тема № 30.  Проращиваем лук

Теория.  Дать первоначальное представление о размножении растений.  Формировать представление  детей о выращивание растений, не только семенами, но и луковицами. Развивать навыки и умения самостоятельно проводить простейшие опыты.

Практика.  Итоговая опытно - исследовательская работа

Тема № 31.  Из кусочков вырастит целое

Теория.  Дать первоначальное представление о размножении растений.  Формировать представление  детей о выращивании растений, не только из луковицы, но что из части растения может вырасти целое растение. Развивать навыки и умения самостоятельно проводить простейшие опыты.

Практика.  Итоговая опытно - исследовательская работа.

                                   2.2. Планируемые результаты

К концу реализации программы у обучающихся:

Сформированы умения проводить простые опыты и эксперименты.

Сформированы умения делать выводы и умозаключения.

Умеет доказывать свою точку зрения.

Умеет пользоваться приборами - помощниками при проведении опытов и    экспериментов совместно в группе.

Быстрое включение в активный познавательный процесс;

Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении исследовательских задач

Самостоятельно ставит проблему  

Выдвигает гипотезы, предположения

Самостоятельно планирует деятельность  

Выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности  

Доводит дело до конца  

Ребенок формулирует в речи достигнут или нет результат, делает выводы

Умеет проводить опыты и  эксперименты с объектами живой и неживой природы.

Имеет представление о различных физических свойствах и явлениях

Соблюдает правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Проявляет познавательный интерес к опытно-экспериментальной деятельности.

2.3. Календарный учебный график

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Познавайка» (стартовый (ознакомительный) уровень).

№п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество минут

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

Сентябрь

5

16.00

Групповая

25

Что такое научная лаборатория

Центр «Хочу всё знать»

Беседа, наблюдение.

2.

12

Групповая

25

Расскажем Незнайке о правилах поведения в лаборатории.

Беседа, наблюдение, обследование.

3.

19

Групповая

25

Барханы

Беседа, наблюдение, опыты, текущий контроль

4.

26

Групповая

25

Песочные картины

Беседа,  текущий контроль

5.

Октябрь

3

16.00

Групповая

25

Отпечатки

Центр «Хочу всё знать»

Беседа, эксперимент, текущий контроль

6.

10

Групповая

25

Железные башни

Текущий контроль, опыт, наблюдение

7.

17

Групповая

25

Железные башни

Текущий контроль, опыт, наблюдение

8.

24

Групповая

25

Магнитный виноград

Текущий контроль, эксперимент, наблюдение

9.

31

Групповая

25

Можно ли двигать предмет, не дотрагиваясь до нее?

Текущий контроль, опыт, наблюдение

10.

Ноябрь

7

16.00

Групповая

25

Можно ли двигать предмет, не дотрагиваясь до нее?

Центр «Хочу всё знать»

Текущий контроль, опыт, наблюдение

11.

14

Групповая

25

Бесформенная вода

Текущий контроль, беседа, опыт, наблюдение

12.

21

Групповая

25

Радужная вода

Текущий контроль, эксперимент, беседа

13.

28

Групповая

25

Фильтрование воды

Текущий контроль, беседа, опыт, наблюдение

14.

Декабрь

5

16.00

Групповая

25

Фильтрование воды

   

    Центр «Хочу всё знать»

Текущий контроль, беседа, опыт, наблюдение

15.

12

Групповая

25

Мыльный кораблик на воде

Текущий контроль, беседа, опыт

16.

19

Групповая

25

Круговорот воды в пакете

Текущий контроль, беседа, эксперимент, наблюдение

17.

26

Групповая

25

Круговорот воды в пакете

Текущий контроль, беседа, эксперимент, наблюдение

18.

Январь

9

16.00

Групповая

25

Волшебные

кристаллики – снежинки

Центр «Хочу всё знать»

Беседа, наблюдение, рассматривание под микроскопом

19.

16

Групповая

25

Постройка снежной фигуры

Текущий контроль, беседа, опыт, наблюдение

20.

23

Групповая

25

Образование сосулек

Текущий контроль, беседа, эксперимент, наблюдение

21.

30

Групповая

25

Почему лёд скользкий?

Текущий контроль, беседа, наблюдение

22.

Февраль

6

16.00

Групповая

25

Сила воздуха

Центр «Хочу всё знать»

Текущий контроль, беседа, опыт, наблюдение

23.

13

Групповая

25

Сила воздуха

Текущий контроль, беседа, опыт, наблюдение

24.

20

Групповая

25

Можно ли поймать воздух?

Текущий контроль, беседа, опыт, наблюдение

25.

27

Групповая

25

Попробуем взвесить воздух

Текущий контроль, беседа, эксперимент, наблюдение

26.

Март

6

16.00

Групповая

25

Состав почвы

Центр «Хочу всё знать»

Текущий контроль, беседа, опыт, наблюдение

27.

13

Групповая

25

Почва бывает разной

Текущий контроль, беседа, эксперимент, наблюдение

28.

20

Групповая

25

Почва может накапливать воду

Текущий контроль, беседа, эксперимент, наблюдение

29.

27

Групповая

25

Растения вырастают из семян

Текущий контроль, беседа, опыт, наблюдение

30.

Апрель

3

16.00

Групповая

25

Растения тянутся к свету

Центр «Хочу всё знать»

Текущий контроль, беседа, опыт, наблюдение

31.

10

Групповая

25

Растениям нужны хорошие условия

Текущий контроль, беседа, опыт, наблюдение

32.

17

Групповая

25

Растения растут по – разному

Текущий контроль, беседа, эксперимент, наблюдение

33.

24

Групповая

25

Строение растения

Текущий контроль, беседа, эксперимент, наблюдение

34.

Май

8

16.00

Групповая

25

Насекомые вокруг нас

Центр «Хочу всё знать»

Текущий контроль, беседа, наблюдение,  устный опрос

35.

15

Групповая

25

Проращиваем лук

Итоговый контроль

36.

22

Групповая

25

Из кусочков вырастит целое

Итоговый контроль

3. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы

Занятия проходят в  интерактивной комнате  кружково-образовательного  блока «Познавайка»

Наименование

Площадь помещения, кв.м

1.

Интерактивная комната

60

Основное оборудование

Наименование

Кол-во, шт.

1.

Детские столы

6

2.

Детские стульчики

12

3.

Стол для педагога

1

4.

Шкафы для хранения методического материала

6

 Учебное оборудование

Наименование

Кол-во, шт.

1.

Интерактивная доска

1

2.

Ноутбук

1

3.

Электронный микроскоп

6

4.

Микроскоп

6

5.

Контейнер с песком

6

6.

Контейнер с водой

6

7.

Контейнер с мыльным раствором

6

8.

Подставка для пробирок

6

9.

Бумага фильтровальная

12

10.

Разбрызгиватель

6

11.

Вата

12

12.

Линейка

6

13.

Воронка с короткой трубкой

6

14.

Мензурка маленькая

12

15.

Стакан с лупой

12

16.

Стакан мерный

12

17.

Картонка

12

18.

Пластина прозрачная

12

19.

Коробка пластиковая, светонепроницаемая

12

20.

Шпатель деревянный

12

21.

Кружка мерная

6

22.

Горшок цветочный

6

23.

Пресс для растении

6

24.

Пробирка

12

25.

Термометр

6

26.

Чашка Петри

12

27.

Ложка

6

28.

Коробка пластиковая, прозрачная

6

29.

Флакон с пипеткой

6

30.

Пипетка

12

31.

Лупа

12

32.

Пакет пластиковый 18х26 см

6

33.

Лоток для рассады

6

34.

Песочные часы

6

35.

Магниты разной формы

12

36.

Акварельные краски

6

37.

Клей ПВА

12

38.

Лейка

12

39.

Пробирки

12

40.

Картон белый

12

41.

Вата

12

42.

        Кораблик

12

43.

Уксус столовый

2

44.

Контейнер с растительной почвой

6

45.

Контейнер с щебнем

6

46.

Контейнер с глиной

6

47.

 бобы

12

48.

Семена кресс - салата

6

49.

Зерна кукурузы

12

50.

Семена цветов

6

51.

Прищепка

12

52.

Пробка резиновая

12

53.

Резинка канцелярская

12

54.

Простой карандаш

12

55.

Альбом для рисования

12

56.

Воронка

12

Методические материалы

п/п

Название раздела, темы

Материально-техническое оснащение, дидактико-методический материал

Формы, методы, приёмы обучения

Формы подведения итогов

Раздел 1. Знакомство с лабораторией

1.

Что такое научная лаборатория

Интерактивная
доска, ноутбук,

наборы для экспериментирования.

Наблюдение, беседа,

рассматривание иллюстраций, презентация, игра.

Текущий контроль (игра)

2.

Расскажем Незнайке о правилах поведения в лаборатории

Наборы для экспериментирования.

Наблюдение, беседа, игра.

Текущий контроль (опытно - исследовательская работа)

Раздел 2. Песок

3.

Барханы

Контейнер с песком, ложка, контейнеры пластиковые прозрачные, песочные часы.

Опытно - исследовательская работа, беседа, рассказ

педагога, игра.

Текущий контроль (опытно - исследовательская работа)

4.

Песочные картины

Контейнер с песком, клей ПВА, картон.

Опытно - исследовательская работа, беседа, рассказ

педагога, игра.

Текущий контроль (опытно - исследовательская работа)

5.

Отпечатки

Контейнер с песком, контейнеры пластиковые прозрачные, шаблоны следов животных.

Опытно - исследовательская работа, беседа, рассказ

педагога, игра.

Текущий контроль (опытно - исследовательская работа)

Раздел 3. Магниты

6.

Железные башни

Магниты разной формы.

Опытно-исследовательская работа, беседа, рассказ

педагога.

Текущий контроль (опытно - исследовательская работа)

7.

Железные башни

Магниты разной формы.

Опытно-исследовательская работа, беседа, рассказ

педагога.

Текущий контроль (опытно - исследовательская работа)

8.

Магнитный виноград

Магниты разной формы.

Опытно-исследовательская работа, беседа, рассказ

педагога.

Текущий контроль (опытно - исследовательская работа)

9.

Можно ли двигать предмет, не дотрагиваясь до нее?

Магниты разной формы, интерактивная
доска, ноутбук.

Опытно-исследовательская работа, беседа, рассказ

педагога, презентация.

Текущий контроль (опытно - исследовательская работа)

10.

Можно ли двигать предмет, не дотрагиваясь до нее?

Магниты разной формы, интерактивная
доска, ноутбук.

Опытно-исследовательская работа, беседа, рассказ

педагога, презентация.

Текущий контроль (опытно - исследовательская работа)

Раздел 4. Вода

11.

Бесформенная вода

Контейнер с водой, разбрызгиватель, воронка, мерный стакан, пробирки, лейка.

Опытно-

исследовательская работа, наблюдение, беседа,

рассматривание иллюстраций.

Текущий контроль (опытно - исследовательская работа)

12.

Радужная вода

Контейнер с водой,  мерный стакан, пробирки, интерактивная доска, ноутбук, краски акварельные.

Опытно-

исследовательская работа, наблюдение, беседа,

рассматривание иллюстраций, презентация, игра.

Текущий контроль (опытно - исследовательская работа)

13.

Фильтрование воды

Контейнер с водой, воронка, мерный стакан, пробирки, вата, бумага фильтровальная, соль, глина, пипетка, флакон с пипеткой.

Опытно-

исследовательская работа, наблюдение, беседа,

рассматривание иллюстраций.

Текущий контроль (опытно - исследовательская работа)

14.

Фильтрование воды

Контейнер с водой, воронка, мерный стакан, пробирки, вата, бумага фильтровальная, соль, глина, пипетка, флакон с пипеткой.

Опытно-

исследовательская работа, наблюдение, беседа,

рассматривание иллюстраций.

Текущий контроль (опытно - исследовательская работа)

15.

Мыльный кораблик на воде

Контейнер с мыльным раствором, контейнер с водой, кораблик, контейнеры пластиковые прозрачные.

Опытно-

исследовательская работа, наблюдение, беседа,

рассматривание иллюстраций, игра.

Текущий контроль (опытно - исследовательская работа)

16.

Круговорот воды в пакете

Контейнер с водой, пакет пластиковый 18х26 см, интерактивная доска, ноутбук, мерный стакан, пробирки.

Опытно-

исследовательская работа, наблюдение, беседа,

рассматривание иллюстраций, презентация.

Текущий контроль (опытно - исследовательская работа)

17.

Круговорот воды в пакете

Контейнер с водой, пакет пластиковый 18х26 см, интерактивная доска, ноутбук, мерный стакан, пробирки.

Опытно-

исследовательская работа, наблюдение, беседа,

рассматривание иллюстраций, презентация.

Текущий контроль (опытно - исследовательская работа)

Раздел 5. Снег

18.

Волшебные

кристаллики – снежинки

Замороженные стеклянные пластины, микроскоп электронный, интерактивная доска, ноутбук.

Опытно-исследовательская работа, беседа,

наблюдение, чтение художественной литературы,

практическая деятельность.

Текущий контроль (опытно - исследовательская работа)

19.

Постройка снежной фигуры

Снег, контейнеры пластиковые прозрачные, пластина прозрачная, термометр, прищепка.

Опытно-исследовательская работа, беседа,

наблюдение, чтение художественной литературы,

практическая деятельность, игра.

Текущий контроль (опытно - исследовательская работа)

Раздел 6. Лёд

20.

Образование сосулек

Вода, стакан мерный, воронка с короткой трубкой, малая половина чашки Петри, термометр, прищепка.

Опытно-исследовательская работа, беседа.

Текущий контроль (опытно - исследовательская работа)

21.

Почему лёд скользкий?

Вода, стакан мерный, воронка с короткой трубкой, малая половина чашки Петри, пластина прозрачная, термометр, прищепка.

Опытно-исследовательская работа, беседа.

Текущий контроль (опытно - исследовательская работа)

Раздел 7. Воздух

22.

Сила воздуха

Интерактивная доска, ноутбук, пробирки, прищепки, пробка резиновая, пакет пластиковый 18х26 см.

Рассказ воспитателя,

опытно-исследовательская работа, наблюдение, презентация, игра.

Текущий контроль (опытно - исследовательская работа)

23.

Сила воздуха

Интерактивная доска, ноутбук, пробирки, прищепки, пробка резиновая, пакет пластиковый 18х26 см.

Рассказ воспитателя,

опытно-исследовательская работа, наблюдение, презентация, игра.

Текущий контроль (опытно - исследовательская работа)

24.

Можно ли поймать воздух?

Пробирки, прищепки, пробка резиновая, пакет пластиковый 18х26 см, мензурка маленькая, простой карандаш, альбом для рисования.

Рассказ воспитателя,

опытно-исследовательская работа, наблюдение, игра.

Текущий контроль (опытно - исследовательская работа)

25.

Попробуем взвесить воздух

Интерактивная доска, ноутбук, пробирки, прищепки, пробка резиновая, пакет пластиковый 18х26 см, мензурка маленькая.

Рассказ воспитателя,

опытно-исследовательская работа, наблюдение, презентация, игра.

Текущий контроль (опытно - исследовательская работа)

Раздел 8. Почва

26.

Состав почвы

Кружка мерная, стакан мерный, ложка, лоток для рассады, шпатель деревянный, лупа, пробы почвы: растительный слой, щебень, песок, глинистая почва, интерактивная доска, ноутбук.

Беседа, наблюдение, опытно-исследовательская

работа, презентации, рассказ педагога.

Текущий контроль (опытно - исследовательская работа)

27.

Почва бывает разной

Лоток для рассады, шпатель деревянный, лупа, пробы почвы: растительный слой, щебень, песок, глинистая почва, интерактивная доска, ноутбук.

Беседа, наблюдение, опытно-исследовательская

работа, презентации, рассказ педагога.

Текущий контроль (опытно - исследовательская работа)

28.

Почва может накапливать воду

Кружка мерная, стакан с лупой, горшок цветочный, шпатель деревянный, почва: песок, земля для цветов, глинистая почва, интерактивная доска, ноутбук.

Беседа, наблюдение, опытно-исследовательская

работа, презентации, рассказ педагога.

Текущий контроль (опытно - исследовательская работа)

Раздел 9. Растения

29.

Растения вырастают из семян

Стакан мерный, лупа, картонка, разбрызгиватель, малая половина чашки Петри, бобы (сухие и замоченные).

Опытно-

исследовательская работа, наблюдение, беседа, рассматривание иллюстраций, чтение художественной

литературы.

Текущий контроль (опытно - исследовательская работа)

30.

Растения тянутся к свету

Коробка пластиковая, светонепроницаемая, вата, пипетка, вода, бобы.

Опытно-

исследовательская работа, наблюдение, беседа, рассматривание иллюстраций.

Текущий контроль (опытно - исследовательская работа)

31.

Растениям нужны хорошие условия

Чашка Петри, флакон с пипеткой, мензурка маленькая, пипетка, бумага фильтровальная, вода, семена кресс – салата, столовый уксус, интерактивная доска, ноутбук.

Опытно-

исследовательская работа, наблюдение, беседа, презентации.

Текущий контроль (опытно - исследовательская работа)

32.

Растения растут по – разному

Горшок цветочный, разбрызгиватель, шпатель деревянный, вода, земля для цветов, бобы, семена цветов, семена кресс – салата, зёрна кукурузы, клей ПВА.

Опытно-

исследовательская работа, наблюдение, беседа, рассматривание иллюстраций.

Текущий контроль (опытно - исследовательская работа)

33.

Строение растения

Пресс для растений, бумага фильтровальная, лупа, резинка канцелярская, листья разных растений, микроскоп, интерактивная доска, ноутбук.

Опытно-

исследовательская работа, наблюдение, беседа, презентации.

Текущий контроль (опытно - исследовательская работа)

Раздел 10. Насекомые

34.

Насекомые вокруг нас

Ловушка для насекомых, коробка пластиковая прозрачная, лупа, стакан с лупой, лист растения.

Опытно-исследовательская

работа, наблюдение, беседа, рассматривание

иллюстраций, чтение художественной литературы.

Текущий контроль (опытно - исследовательская работа)

Раздел 11. Итоговая опытная деятельность

35.

Проращиваем лук

Мензурка маленькая, кружка мерная, вода, лук.

Опытно-

исследовательская работа, наблюдение, беседа, рассматривание иллюстраций.

Итоговый контроль (опытно - исследовательская работа)

36.

Из кусочков вырастит целое

Разбрызгиватель, бумага фильтровальная, чашка Петри, кружка мерная, вода, корнеплоды: морковь, редис.

Опытно-

исследовательская работа, наблюдение, беседа, рассматривание иллюстраций.

Итоговый контроль (опытно - исследовательская работа)

4. Формы оценивания образовательных результатов

Педагогическая диагностика - первичная,  итоговая диагностика.

Первичная диагностика происходит в процессе совместной деятельности педагога с обучающимися в виде бесед, наблюдений, опытно-экспериментальной деятельности; с целью выявления уровня развития дошкольников, их умений.

Итоговая диагностика проводится в конце учебного года в форме выставки или

конкурса.

Формами подведения итогов реализации программы являются:

1.Конкурсы, выставки детей;

2.Совместная опытно-исследовательская деятельность детей и воспитателей. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающимися практических  заданий.

3.Итоговый контроль реализуется в форме конкурсных работ.

В каникулярное время допускается работа с детьми по реализации опытно-исследовательской деятельности, участие обучающихся в конкурсах, досуговых мероприятиях.

5.  Список литературы

1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность

дошкольников». Для занятий с детьми 4-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015г.

2. Дыбина О. В. Развитие творческого отношения детей дошкольного возраста к

рукотворному миру. Тольятти, 1995г.

3. Дыбина О.В. «Из чего сделаны предметы?», сценарии игр-занятий для дошкольников.

4. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и эксперимента в детском саду. М., 2007.

5. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. М., 2004

6.  Рыжова Н.А. Что у нас под ногами. Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.; Линка – Пресс, 2005.

7. Рыжова Н.А. Почва – живая земля. Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.; Линка – Пресс, 2005.

8. Рыжова Н.А. Волшебница – вода. Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.; Линка – Пресс, 2005.

9. Рыжова Н.А. Воздух – невидимка. Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.; Линка – Пресс, 2005.

10. Набор для экспериментирования. Мои первые опыты: изучаем природу. Методическое пособие для работников дошкольных образовательных организаций. – М.:ИНТ. – с.104.

11. Зотова Т. В. Азбука природолюбия. Учебное пособие. – М.:ООО «Адвес – Т»,2017. – 320с.

6.  Глоссарий (понятийный аппарат)

Микроскоп    

Прибор, предназначенный для получения увеличенных

изображений, невидимых или плохо видимых предметов.

Чашка Петри

Неглубокая круглая посуда с плоским дном, используемая

в лабораториях. Для выращивания микроорганизмов.

Пробирка


Сосуд цилиндрической формы. Используется в химических лабораториях для проб различных веществ.

Шпатель деревянный

Мензурка

Пипетка

Приспособление, при помощи которого наноситься какой – либо состав или происходит забор материала из общей ёмкости.

Лабораторный стакан с делениями и носиком. Служит для

Измерения объёмов жидкостей.

Стеклянная трубочка с резиновым наконечником для

набирания малых долей жидкости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПОЧЕМУЧКИ»

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПОЧЕМУЧКИ»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая рабочая программа по шахматам для детей 5-6 лет

Цель программы – привлечения к шахматной игре детей с раннего возраста, как средству интеллектуального  развития ребенка....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа естественно-научной направленности «Азбука природы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяПрограмма естественно-научной  направленности«Азбука природы»...

Достижения обучающимися положительных результатов освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих/предпрофессиональных программ по результатам аттестации (промежуточной/итоговой)

Достижения обучающимися положительных результатов освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих/предпрофессиональных программ по результатам аттестации (промежуточной/итоговой)...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Математика для малышей"

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Математика для малышей"...