План по самообразованию «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения».
методическая разработка (подготовительная группа)

Кокорина Екатерина Владимировна

План по самообразованию 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2019.docx29.83 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«ДЕТСКИЙ САД №7 «СОЛНЫШКО»

Корсаковского городского округа Сахалинской области

МАДОУ «Детский сад №7 «Солнышко»

        

План по самообразованию

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения».

                                                                                                                                                                                              Кокорина Екатерина Владимировна

2019 г.

План самообразования

Ф.И.О. педагога: Кокорина Екатерина Владимировна.

Образование: Средне-специальное.

Тема самообразования: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения».

Работа начата: сентябрь 2019 г.

Предполагается закончить: май 2020 г.

Пусть движутся потоками машины,

Водители спокойствие хранят

Ведь правила движения едины-

Для взрослых пешеходов и ребят

Актуальность

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке.

В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах и предупреждение дорожно-транспортного травматизма стали актуальной в нашей стране.

Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Много в нашем городе широких, красивых улиц, дорог; большой поток транспорта на дорогах и улицах. По этим же дорогам и улицам проходит тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети.

Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации.

Для ребенка умение вести себя на дороге зависит не только от его желания или нежелания это делать. Ребенок является самым незащищенным участником дорожного движения, и во многом поведение детей на дороге обусловлено их восприятием дорожной ситуации.

Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные, правила, усвоенные, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека. Поэтому очень важно, как можно раньше научить юных граждан правилам поведения на улицах и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до школы, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения.

В обучении детей безопасному поведению на улицах, должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Важно еще, что данная тема тесно переплетается с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях. Все это составляет основу воспитания грамотного и уверенного в себе пешехода и водителя.

Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.

С чего же начинается безопасность детей дороге? Разумеется, со своевременного обучения умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитания потребности быть дисциплинированным на улице, осмотрительным и осторожным. Личный пример – это самая доходчивая форма обучения для ребенка.

Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию - «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения».

Цель:

  1. Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.
  2. Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.

В соответствии с целью выделены следующие задачи самообразования:

Задачи:

  1. Расширять, совершенствовать и систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения детей на улице, знакомить с назначением дорожных знаков.
  2. Уточнять и расширять представления о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части.
  3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
  4. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно- транспортном процессе.
  5. Познакомить с действиями инспектора ГИБД.
  6. Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
  7. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
  8. Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и безопасности детей.

В результате работы предполагается, что дети узнают об:

  • об основных источниках и видах опасности на улице;
  • о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части, о дорожных знаках; 
  • об опасных для жизни ситуациях и способах предупреждения опасных ситуаций на улице;
  • о безопасном поведении в дорожно-транспортной среде;
  •  о правилах дорожного движения.

Предполагаемый результат:

1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и основных правилах поведения на улице и в общественном транспорте.

2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

4. Умение детей проявлять осторожность и предусмотрительность в потенциально опасной ситуации (на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в автомобиле).

5. Умение понимать смысл общепринятых символических обозначений (дорожные знаки, дорожная разметка, светофор, остановка транспорта и др.);

6. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Формы работы с детьми:

  • Мониторинг детей.
  • Совместная деятельность воспитателя с детьми (экскурсии, наблюдения, прогулки, досуги, игры).
  • Индивидуальная работа с детьми.
  • Образовательная деятельность.
  • Свободная самостоятельная деятельность детей (игры: настольные, театрализованные, строительные, подвижные).
  • Работа вне образовательной деятельности.

Формы работы с родителями:

  • Консультации для родителей, беседы по теме.
  • Оформление папки-передвижки.
  • Проведение анкетирования.
  • Выступление на родительском собрании.

Формы работы с педагогами ДОУ:                                                                        

Подготовка консультаций для воспитателей по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения.

  • Обобщение опыта на педсовете по теме самообразования.
  • Показ образовательной деятельности.

Действия и мероприятия, которые будут проводиться мною в процессе работы над темой:

  • Изучение методической литературы по теме.
  • Изготовление картотек, оборудования и игр по ПДД.
  • Разработка перспективного плана по теме самообразования.
  • Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.
  • Проведение открытых мероприятий.
  • Подборка консультаций для родителей по данной теме.
  • Круглый стол с родителями по теме.
  • Самоанализ и самооценка своей деятельности в группе.

   Форма отчётности:

  • Выступление по теме самообразования на педагогическом совете.
  • Обобщение результатов на педсовете.

Этапы работы:

1 этап - информационно-аналитический.

Изучение научной и учебно-методической литературы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Безопасность», - СПб.: «Детство-Пресс», 2002
  3. Л.Б. Баряева, В.Л. Жевнеров, Е.В. Загребаева «Азбука дорожного движения»,-М.: «Дрофа», 2008.
  4. Г.Д. Беляевскова, Е.А. Мартынова «Правила дорожного движения для детей 3-7 лет», - Волгоград: «Учитель», 2012.
  5. П.В. Быстров «Формирование представлений о здоровом образе жизни и основам безопасности жизнедеятельности», - М.: ООО «Группа Компаний «Активное обучение», 2014.
  6. Т.И. Данилова «Программа Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД.» - Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
  7. И.А. Лыкова, В.А. Шипунова «Дорожная азбука», - М.: Издательский дом «Цветной мир». 2015.
  8. О. Ю. Старцева «Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма», - М.: ТЦ Сфера, 2008.
  9. Н.В. Коломец «Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет. «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры», - Волгоград: Издательство «Учитель», 2014.
  10.  Под ред. Л.Л. Тимофеевой «Формирование Культуры Безопасности. Планирование образовательной деятельности в подготовительной группе», - Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2014.
  11.  Е. Я. Хабибулина «Дорожная азбука в детском саду», - Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2011.

На этом этапе проводится мониторинг знаний детей по ПДД (с использованием иллюстраций).

2 этап – практический (формирования знаний у детей по ПДД).

Оформление предметно- развивающей среды:

1. Изготовление макета «Наша улица».

2. Изготовление дорожных знаков, макетов домов, макет светофора.

3. Изготовление атрибутов для сюжетно- ролевых игр («Шофер», «Автобус», «Водители и пешеход», «Улица», «Регулировщик», «Автосалон», «Автобаза»).

4. Подобрать наглядный дидактический материал, дидактические и настольно-печатные игры по правилам дорожного движения.

5. Составление картотек: дидактических игр, сюжетно-ролевых игр.

6. Пополнить книжный уголок литературой по ПДД для детей.

7. Оформление фотоальбома «Дорожные знаки».

8. Подбор материала для презентаций.

9. Составление плана работы с детьми и родителями.

Работа с детьми:

Беседы: 

- «Знакомство с городским транспортом»,

- «Правила поведения в транспорте»,

- «Улицы города»,

- «Опасный перекрёсток»,

- «Пешеходный переход. Поведение пешехода на перекрёстке»,

- «Посмотри налево, посмотри направо»,

- «Правила пешехода»,

- «Регулировщик и его работа»,

- «Зачем нужны дорожные знаки»,

- «Запрещающие знаки»

- «Предписывающие знаки»

- «Информационные знаки и знаки особых предписаний»

- «Знаки сервиса»

- «Велосипед на улицах города»,

- «Правила поведения пешеходов»,

- «Зачем нужны правила дорожного движения?».

Дидактические игры: «Внимание дорога!», «Правила дорожного движения», «Светофор и пешеходы», «Разложи правильно дорожные знаки», «Собери светофор», «Подумай, отгадай», «Весёлый жезл», «Говорящие знаки», «Угадай, какой знак», «Улица города».

Настольные игры: «Викторина по правилам дорожного движения», «Лето. Дорожные знаки», «Дорога. Детское домино», «Простоквашино. ОБЖ. Обучающая настольная игра», «Опасно-безопасно», «Большая прогулка», «Законы улиц и дорог»….

Сюжетно-ролевые игры: «Водители и пешеход», «Улица», «Регулировщик», «Шофёр», «Автосалон», «Автобаза», «Семья».

Чтение стихов, рассказов; отгадывание загадок по ПДД.

Рассматривание иллюстраций, плакатов, картинок «Безопасность на дороге», «Как избежать неприятностей?», «Безопасное общение», «Азбука безопасности», «Дети на улице».

Подвижные игры:

- «Цветные автомобили»

- «Светофор»

- «Автомобили» и др.

Просмотр презентаций: «Дорожные знаки», «Наша улица», «Пассажиром быть не просто».

Участие в конкурсе рисунков по ПДД.

Целевые прогулки и экскурсии (к дороге, к светофору, на перекресток, на остановку общественного транспорта).

Развлечения: «Дорожная азбука», «Остановка общественного транспорта» - эстафета, «Правила дорожного движения» - викторины, «Азбука дорожного движения».

Встреча с инспектором ГАИ.

Образовательная деятельность:

1. Художественно-эстетическое развитие:

- «Пешеходы идут по улице» - рисование

- «Знаки ПДД» - рисование

- «Светофор» - рисование

- «На чем ездят люди» - рисование

- «Внимание, светофор!» - аппликация  

- «Улица города» - конструирование

- «Транспорт» - конструирование

- «Светофор» -лепка

2. Познавательное развитие:

- «Работа светофора»  

- «Мы - пешеходы»

- «Путешествие по стране дорожных знаков»

- «Правила дорожного движения»                                                                      

Работа с родителями:

  •  Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?»
  •  Анкетирование родителей «Грамотный пешеход».
  •  Родительское собрание «Роль семьи в воспитании грамотного пешехода».
  •  Консультации: «Азбука дорожного движения», «Дети и дорога», «Безопасность детей в автомобиле», «Мама за рулем: основы безопасности», «Дидактические игры в ходе ознакомления детей с ПДД», «Обучаем ребёнка безопасному поведению на дороге», «Безопасность детей – забота взрослых!», «Ребенок в автомобиле».
  •  Памятки для родителей: «Как обучать ребенка правилам безопасного поведения на дороге», «Причины дорожно- транспортного травматизма», «Правила поведения на остановках общественного транспорта», «Детское кресло для автомобиля», «Родители – пример для детей в соблюдении правил дорожного движения».
  •  Папки – передвижки: «Безопасность дорожного движения».
  1. этап – заключительный.

Проведение мониторинга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения ».

Размещена работа на тему: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения »....

Самообразование «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения» на 2019-2020 уч. год

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожно...

План самообразования " Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения

  Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке.В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной пром...

План самообразования Тема самообразования: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения».

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке.В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, ув...

Проект по самообразованию по теме: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения»

Проект по самообразованию по теме:«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения»...