Семинар - практикум для родителей "Познавательное развитие детей раннего возраста"
методическая разработка (младшая группа)

Семинар - практикум для родителей "Познавательное развитие детей раннего возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум для родителей

«Познавательное развитие детей раннего возраста»

Цель: Овладение родителями основными приемами, которые способствуют познавательному развитию детей  раннего возраста в домашних условиях.

Задачи:

  • Создать психологический настрой, способствующий сплочению коллектива родителей.
  • Расширить знания родителей об особенностях познавательного развития детей раннего возраста.
  • Рассказать о влиянии развивающих игр на уровень интеллектуального развития детей.
  • Обучить родителей игровым приемам формирования познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Предварительная работа:

  • подбор игр, пособий, книг для развития внимания, восприятия, памяти, мышления, речи и воображения.

Оборудование: шляпа, бумага и ручки по количеству участников, материал к игре «Чудесный мешочек», предметные картинки к игре «Картинки-загадки», 10 картинок к игре «Запомни картинки», лабиринты по количеству присутствующих, музыка к игре «Запрещенное движение», релаксационная музыка.

Ход семинара-практикума

Игра «Волшебная шляпа»

Цель: Создать определенный психологический настрой, расположить
участников не только к восприятию информации, но и к продуктивному
общению между собой.

Инструкция: - Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, надевает её на себя (или шляпа может остаться в руках по желанию родителя) и говорит комплимент любому, стоящему в круге. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о ребенке. Тот, кому адресован «комплимент», должен принять его, сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да, мне это в себе тоже очень нравится! Да, мне это тоже очень нравится в своем ребенке!»

По окончании игры все возвращаются на места. Обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент; приятно ли было принимать комплимент. Психолог подводит итог: комплимент должен быть искренним, лучше не прямым, а косвенным, т.е. хвалить родителю ребенка.

- Дорогие мамы и папы, сегодня с таким положительным настроем, рассмотрим вопрос познавательное развитие детей раннего возраста. Мы сегодня – все участники, как единое целое, имеем общую цель – развить и воспитать ребенка.

Ситуация «Непослушный ребёнок».

- Вашему вниманию предлагается послушать историю, может кому-то она покажется знакомой, похожей.

Маленькая Маша с мамой пришла на берег моря.
-  Мама, можно я поиграю в песке?
-  Нет, дорогая. Ты испачкаешь свою чистую одежду.
- Мама, можно я побегаю по воде?
- Нет. Ты намокнешь и простудишься.
- Мама, можно мне поиграть с другими детьми?
- Нет. Ты затеряешься в толпе.

- Мама, купи мне мороженое.
- Нет. Ты простудишь горло.

Маленькая Маша начала плакать. Мама повернулась к стоявшей неподалёку женщине и сказала: Вы когда-нибудь видели такого непослушного ребёнка?

- Ребенок – это добродушный, пытливый, любознательный человечек. Он каждую минуту открывает для себя что-то новое, его интересует все и везде. Мы, взрослые, не должны идти у ребенка на поводу, но обязаны, умело и верно направлять действия ребенка, научить его познавать и изучать мир. Мы должны создать условия для раскрытия всех творческих способностей, внутреннего потенциала, научить любить окружающий мир.

Мы все хотим, чтобы наши дети не только блистали энциклопедическими знаниями, но также были людьми большой души в отличной физической форме, которые умеют выражать свои эмоции и чувства, общаться с людьми, взаимодействовать с окружающим миром.

Но все это невозможно без кропотливого труда нас самих, благодаря которому, наши дети смогут развиваться в дальнейшем самостоятельно, опираясь на полученный опыт и знания.

Эрнст Легуев говорил: «ВОСПИТАНИЕ - это наука, научающая наших детей обходиться без нас». 

Константин Дмитриевич Ушинский отмечал: «Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой». 

- Исходя из вышесказанного, сегодня мы будем обсуждать с вами  очень интересные и необходимые вопросы, связанные с развитием познавательной деятельности дошкольников.

- Как вы понимаете что такое познавательное развитие?

(варианты ответов и их краткий анализ)

Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей.

Внимание - это форма организации познавательной деятельности, направленной на выбранный объект. Уровень внимания определяется комплексом основных характеристик внимания: объем, концентрация, переключение и распределение; противоположные вниманию состояния – это отвлекаемость, неустойчивость.

- А сейчас предлагаю вам поиграть.

Проведение игры с родителями на развитие внимания:

  1. Рассмотрите внимательно картинку (картинка убирается). А теперь расскажите, что на ней изображено: Кто сидел за столом? Кто стоял около стола? Какого цвета рубашка у Пятачка? Что ел Винни-Пух? Что держал в руках Кролик? (После беседы, показывается картинка и проверяется правильность ответов).
  2. Посмотрите внимательно на другую картинку. Кот с мышатами играют в жмурки. Помоги коту найти всех мышат (называют места, где спрятались мышата).

Восприятие – целенаправленный и активный интеллектуальный процесс по формированию образов окружающего мира. У детей мы развиваем зрительное (цвет, форма, величина), слуховое (речевые и неречевые звуки), тактильное восприятие.

- А сейчас снова поиграем. Помните, когда вы играете с ребенком, просьбы, инструкции и задания должны быть четкими и понятными.

Проведение игры с родителями на развитие восприятия:

Игра «Чудесный мешочек» 

- Для развития памяти можно организовать игры «Запомни картинки», «Повтори слова», «Что ты видел сегодня на улице?», «Что изменилось?», «Кого не стало?» и др. Необходимо помнить, что игры на развитие памяти не должны сильно утомлять ребенка!

Память – навык, который лучше всего нарабатывать постепенно.

Проведение игры с родителями на развитие памяти:

Игра «Запомни картинки». 

Родителям предлагается запомнить 10 картинок, например игрушечный автомобиль, конфета, карандаш, точилка, расческа, ложка... В течение короткого времени взрослый (ребенок) запоминает, а потом должен назвать картинки, которые запомнил, остальные проверяют.

Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения сущностных характеристик, причинно-следственных связей между явлениями окружающей действительности посредством вербализации.

- Для понимания процесса развития мышления, вам, уважаемые родители предлагается немного «поиграть» - побыть в роли детей. Внимательно слушайте инструкцию и выполняйте задание.

Проведение игры с родителями на развитие мышления:

Игра «Что снаружи, что внутри?» 

Педагог называет пару предметов, а родители (дети) говорят, что может быть снаружи, а что - внутри. Дом - шкаф; сумка - кошелек; кошелек - деньги; кастрюля - каша; аквариум - рыбы; будка - собака; нора - лиса. 

Подводя итог, хотелось бы обратить внимание родителей на 7 важных моментов:

Для развития и роста детям нужна помощь взрослых. Это наша обязанность заботиться о детях, ценить и уважать их.

Общаться с детьми о вещах, которые влияют на их жизнь. Стараться сбалансировать желания ребенка в рамках разумности и безопасности. Позволяйте детям играть более весомую роль в их жизни. Для этого предложите ребёнку несколько вариантов для принятия им решения, но будьте готовы принять выбор вашего ребёнка.

Научите детей брать на себя ответственность.

Взрослым важно понять и принять то, что дети могут думать и чувствовать по-другому.

Чтобы чувствовать себя хорошо, детям необходимо уважение, осознание собственной важности.

Ценить индивидуальность своего ребенка.

Создать атмосферу безопасности и защищенности.

Надеемся, что эти простые правила помогут вам лучше понять вашего ребёнка и сделать жизнь вашей семьи ещё счастливей!

- Наш семинар-практикум подошёл к завершению, надеемся, что вы узнали для себя что-то новое и научились приемам, которые способствуют познавательному развитию детей.

- Успехов вам и вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация семинара-практикума по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения. Педагоги должны знать и понимать пути речевого развити...

Семинар-практикум на тему: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Обозначить проблемы, которые возникают у детей и родителей в адаптационный период к ДОУ...

Семинар-практикум «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»

Максимально развивать социально-личностный потенциал каждого ребенка - одна из основных задач дошкольного образования. У детей дошкольного возраста необходимо развивать навыки конструктивного общения,...

Семинар-практикум для воспитателей: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Семинар-практикум для воспитателей: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»...

Семинар-практикум для воспитателей "Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада "

Семинар-практикум для воспитателей "Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада"...

Семинар – практикум для воспитателей «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №22 «Город Детства»         Семинар – практикум для восп...

Семинар-практикум для родителей и детей раннего возраста «Сенсорные коробочки»

Семинар-практикумдля родителей и детей раннего возраста «Сенсорные коробочки»...