"Страна красивой речи"
проект (подготовительная группа)

Софронова Елена Ивановна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx28.43 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Страна красивой речи»

Паспорт проекта

Актуальность:

Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребёнка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.

ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя:

  • Владение речью как средством общения и культуры;
  • Обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • Развитие речевого творчества;
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
  • может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
  • проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
  • обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее явно проявляется к пятилетнему возрасту.

В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.

В современной практике дошкольного образования возникает ряд проблем, требующих решения.

Во-первых, дети достаточно поздно попадают в поле профессиональной деятельности учителя-логопеда.

Во-вторых, к данному возрасту, ребёнок уже приобретает ряд вторичных и третичных нарушений развития, значительно снижающих уровень его обучаемости.

В-третьих, профилактика и коррекция нарушений речи у дошкольников остаётся недостаточно эффективной, если речевое нарушение не является предметом комплексного воздействия всех специалистов ДОУ.

Проблема

Сегодня образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое. В речи детей существуют множество трудностей. В результате опроса родителей и обследования речи детей 5 - 7 лет выяснилось, что дети испытывают затруднения при выполнении заданий направленных на:

  • пересказ литературных произведений
  • составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы
  • создание разных видов творческих рассказов направленных на освоение   форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование)
  • сочинение рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

Цели проекта

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, современные исследования в области развития общения, а также результаты диагностики интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация», мы отметили, что дети испытывают некоторые затруднения в общении с взрослыми и сверстниками: они не проявляют инициативу в общении, не всегда могут поддерживать общую тему разговора, не выслушивают собеседника, перебивают друг друга, не соблюдают очерёдность в разговоре, не умеют ориентироваться в ситуации общения, у детей отмечается недостаточное развитие диалогических высказываний, выражающееся в трудности вступления в контакт с людьми, что затруднит их дальнейшую социализацию в обществе Целью проекта является  создание единого образовательного пространства «детский сад-семья» для развития у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных навыков..

Задачи:

  • Развитие всех компонентов речи (артикуляционной моторики; физиологического дыхания; развитие темпа, ритма речи, координации речи с движением; развитие слухового внимания и фонематического восприятия; уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников 5-7 лет);
  • Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников и сотрудниками ДОУ;
  • Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка;
  • Творческая организация воспитательно-образовательного процесса.

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:

  • Принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
  • Принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
  • Принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса;
  • Принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
  • Принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

Кадровое обеспечение:

  • Воспитатели ДОУ;
  • Учитель-логопед;
  • Музыкальный работник;
  • Руководитель физического воспитания;
  • Дети и родители старшей группы.

Технологии:

  • Технология совместной деятельности;
  • Технологии формирования речевого дыхания;
  • Технологии развития интонационной стороны речи;
  • Компьютерные технологии.

Ожидаемый результат:

  • Увеличение количества детей с нормой речевого развития и уменьшение показателя с низким уровнем развития речи детей 5-7 лет.

Срок реализации проекта 1 год (сентябрь 2017 г.- май 2018 г.                               Проект разработан для воспитанников 5-7 лет, педагогов, родителей

1 этап – подготовительный (диагностический; информационно- аналитический).

2 этап – основной (практический).

3 этап – заключительный (контрольно-диагностический).

Формы работы воспитателя со специалистами ДОУ:

  • Консультации;
  • Выступления на педсовете;
  • Открытые просмотры НООД.

Формы работы воспитателя с родителями:

  • Родительские собрания;
  • Анкетирование;
  • Консультации;
  • Памятки для родителей.

Тип проекта: познавательно- речевой

По количеству участников: коллективный.

                          Этапы реализации проекта:                          

                             1 подготовительный этап:

  • Подборка материалов и литературы с информацией по теме проекта;        
  • Разработка плана работы по реализации проекта;
  • Составление плана проекта.

2 основной этап реализации проекта.

Образовательная деятельность осуществляемая, в ходе режимных моментов.

Задачи

Срок реализации

1.

Родительское собрание  «Результаты обследования речи каждого ребёнка»

Рассказать родителям о причинах нарушения речи

Сентябрь

2.

Диагностика детей на начало года

Выявить уровень речевого развития детей на начало года

Сентябрь

3.

Артикуляционная гимнастика

Октябрь

4.

Выступление на педсовете на тему «Отличительные особенности работы воспитателя по развитию речи в разных возрастных группах»

Рассказать воспитателям о требованиях к уголку «Речевого развития» для каждой возрастной группы

Октябрь

5.

Разучивание стихотворений к конкурсу «Синичкин день»

Учить детей правильно выразительно читать стихотворения.

Ноябрь

6.

НОД по теме «Профессии моих родителей»

Развивать диалогическую и монологическую речь детей

Ноябрь

7.

Изготовление картотеки речевых игр для детей 5-7 лет

Развивать речь детей с помощью речевых  игр

Декабрь

8.

Дыхательная гимнастика по методу  А.Н. Стрельниковой

Учить детей правильно дышать

Декабрь

9.

10.

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей»

НОД «Дикие животные зимой»

Уточнить и активизировать словарь детей по теме «Дикие животные», «Зима». Уметь образовывать слова в уменьшительно-ласкательной форме.

Январь

Январь

11.

Конкурс «Лучшее стихотворение о Родине»

Учить детей чётко читать стихотворение

Февраль

12.

Консультация для родителей «Учимся говорить правильно»

Март

13.

НОД по теме «Весну выручаем»

Учить детей составлять рассказ по картинкам «Весна наступила»,

Апрель

14.

Рекомендации для родителей

Дать родителям рекомендации,    как следить за правильным произношением звуков

Апрель

15.

Консультация для педагогов

«Формы работы по речевому развитию детей в ДОУ в соответствии с ФГОС».

Май

16.

Диагностика детей на конец года

Выявить уровень речевого развития детей  на конец года

Май

17.

Родительское собрание «Подведение итогов коррекционно-педагогической работы с детьми»                                                                

Подвести итог за учебный год

Май

3 завершающий этап

Выступление на педагогическом совете с итогами работы по проекту

Используемая литература:

  1. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова,М.А. Васильева.
  2. Программа «От рождения до школы» М.-МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2010
  3. Н.В. Нищева Программа коррекционно развивающей работы в логопедической группе детского садя для детей с общим недоразвитием речи СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007
  4. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005
  5. Э.Ф Курмаева. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет, Учитель 2012
  6. В.М. Акименко Новые логопедические технологии Феникс, 2009
  7. Винникот Д.В. Разговор с родителями Независимая фирма «Класс», 1994
  8. Е.М. Косинова Уроки логопеда. Игры для развития речи ОЛИСС, 2011
  9. О.И. Крупенчук Научите меня говорить правильно «Литера», 2001
  10. Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет М.2005
  11. М.Ю.Картушина Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет М. 2007от 17 октября 2013года №1155


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по развитию речи для старшей группы "Путешествие в страну Красивой речи"

Открытое занятия подготовила и показывала на конкурс воспитатель года....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: "Путешествие в страну Красивой речи"

Занятие по развитию речи представлено в виде путешествия в сказочную страну. Чтобы туда попасть нужно выполнить определённые задания, которые даны в игровой форме....

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе: " Путешествие в страну красивой речи"

1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.4. формирова...

Занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект занятия на конкурс "Воспитатель года 2016" по развитию речи в старшей группе по ФГОС...

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ КЛАСИФИЦИРОВАТЬ ,ОБОБЩАТЬРАСШИРЯТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС...

Рабочая программа кружка по развитию речи "В стране красивой речи" для детей 5-6 лет

Содержание данной программы направлено на проведение специально организованных занятий с акцентом на формирование фонематического восприятия, развитие словаря и словообразования, грамматического строя...