Экономическое воспитание дошкольников. Занятие "Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?"
учебно-методический материал (старшая группа)

Занятие "Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?" (кружок "Экономика для малышей")

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны.

Цель: способствовать финансовому и просвещению и воспитанию дошкольников, формированию здорового отношения к деньгамкак вознаграждению за проделанную работу и в то же время как средству, облегчающему обмен продуктами труда (товарами и услугами)

Задачи:

Формировать у детей понятие денег как выработанное в процессе исторического развития цивилизации удобное для торговли товарами и услугами средство обмена;

способствовать пониманию взаимосвязи между деньгами и трудом,  дать представление о том, как деньги попадают в семью, как и где можно хранить деньги;

воспитывать уважительное отношение к трудовым деньгам.

Ход:

1. Орг. момент.

2. Беседа «Что такое деньги и откуда они берутся  с использованием презентации  «Деньги. История возникновения»

Отгадайте загадку

«Маленькая, кругленькая,

Из кармана в карман скачет. (Монетка)

-что такое монетка? (Это деньги)

-Ребята,  а вы знаете, что рядом с нами существует загадочный финансовый мир - его еще называют миром денег.

-Кто населяет этот мир?

-Что же такое деньги и зачем они нужны? (ответы детей)

-Человеку для жизни необходимо множество разных вещей.(Слайд 2)

-Где человек может это взять? (купить или обменять) (Слайд 3)

-Что необходимо человеку, чтобы купить все необходимое? (деньги)   (Слайд 4)

- Много лет назад бумажных и металлических денег не было. Для получения нужных товаров люди обменивались на то, что ценилось.(рис, зерно, орехи, драгоценные камни и т.д.) (слайд 5)

-Например,   меняли одного быка  одного быка  на мешок зерна, или мешок риса на рубашку. (слайд 6 и 7)

-Как вы думаете, удобно было так платить за товар? Почему?

-Представьте, вы идете в магазин что-нибудь купить и вам надо взять с собой быка или мешок зерна? Это неудобно, потому что занимает много места, их нельзя положить в карман, как деньги.

-Поэтому люди придумали деньги. Первые деньги у нас в России назывались гривна. Их можно было рубить на несколько часте, отсюда и появилось название РУБЛЬ, (Слайд 8)

- Но долгое время основной являлась единицей расчета оставалась копейка – маленькая серебряная монета с изображением всадника с копьем. Отсюда и ее название – КОПЕЙКА.(Слайд 9)

-Металлические деньги были очень тяжелые и занимали много места, их нельзя было положить в карман, и тогда придумали бумажные деньги. Они были удобнее и дешевле по производству.(Слайд 10)

- В современной России люди пользуются как металлическими, так и бумажными деньгами. А называются они МОНЕТЫ и КУПЮРЫ. А называют их рублями.(Слайд 11, 12)

-Из чего сделаны монеты? (металлические)

-Какой они формы? (круглой)

-Из чего сделаны купюры? (из бумаги)

-Какой они формы? (прямоугольной)

-Какой звук издают монеты, если их несколько в руках?(звенят) А купюры? (шуршат)   (Показать как звенят и шуршат)

-Можно ли деньги купюры  простыми бумажками, которые мы можем взять и сами нарисовать?

-Деньги изготавливают специальные организации, на специальной бумаге и специальными красками, которые простой человек нигде не сможет взять. Настоящие монеты имеют специальные отличительные знаки для того, чтобы их не могли подделать. Поэтому деньги - это не просто бумажки и кусочек металла. В отличие от бумажек деньги не рвут, не мнут, на них нельзя рисовать. Если купюра испортилась, её могут не принять в магазине. Деньги берегут и обращаются с ними аккуратно.

-Откуда у человека появляются деньги? (ответы детей)

-Как деньги попадают к нам в дом? За что человек получает деньги?

-У всех ли людей одинаковое количество денег? Отчего это зависит?

-Легко ли заработать деньги? (тяжело, надо много трудиться)

«Деньги на свет появились давно,

Но назначенье у них всех одно:

Их меняют на товар,

Идут с ними на базар,

Чтоб товары получить, за них надо заплатить!»

3. Решение ситуационных задач «Как деньги попадают к нам в дом»

«Маша часто слышала от мамы, что у них мало денег и они не могут себе позволить дорогие покупки. Маша подумала, что это всего лишь цветные бумажки с картинками и таких бумажек можно нарисовать и раскрасить сколько угодно. Весь вечер девочка трудилась, рисовала «Машины купбры».

Утром она торжественно положила пачку своих денег на стол и сказала «Теперь мама мы богаты и на все покупки хватит денег». Мама улыбнулась и произнесла:»Деньги очень красивые, но их не примут в магазине. Все расплачиваются банкнотами, которые печатаются на специальной фабрике,» используя специальную бумагу и краски. Их невозможно просто нарисовать»

-Рассмотрите внимательно банкноты, пощупайте их руками и подумайте, права ли мама Маши?

-Как вы думаете, зачем купюры так сложно изготавливать, а нельзя просто нарисовать.

-Для чего придумали деньги?

-Все ли деньги появляются в доме за работу?

-Кто не ходит на работу, а получает деньги?

«Маленькая Катя поинтересовалась у бабушки, за что она получает деньги, если не ходит на работу и не работает. Бабушка объяснила внучке, что они с дедушкой долго работали и получали заработную плату, так же как Катина мама и папа. Прошло время, они постарели, ходить на работу и работать стало трудно. Для тех, кто долго и хорошо работал, положен заслуженный трудом отдых, и платят им не зарплату, а пенсию. Катя выслушала бабушку и и сказала «Как бы мне пойти на заслуженный отдых и получать пенсию!»

-Как вы думаете, Катя может получать пенсию?

-Что надо сделать, чтобы получать пенсию?

-Есть ли кто-нибудь в вашей семье, кто не работает и получает пенсию?

-А бывает ли так, что человек может получить деньги не за работу, а просто так? (выиграть, в подарок). Это нетрудовые деньги.

-Получают ли люди деньги за то, что они трудятся дома: готовят есть, убираются, стирают, гладят? Почему за это никто не платит?

-Это домашний труд. Люди выполняют его для себя и своих близких, чтобы всем было уютно и хорошо дома. Он не оплачивается. К нему надо бережно относиться.

4. Беседа «Где хранятся деньги?

-Кто знает, где хранятся деньги?

-Должен ли у денег быть свой домик?

-Как вы думаете, почему взрослые чаще всего носят деньги в кошельке, а не просто кладут их в карман?

Послушайте мудрую пословицу «Глупый деньги напоказ носит»

-Что может случиться, если деньги всем показывать или положить так, чтобы они торчали из кармана?

Расскажу вам одну историю, которая произошла с одним мальчиком.

«Мама дала ему 100 рублей на мороженое, а он неаккуратно положил их в карман брю, да так, что деньги выглядывали из кармана. Во дворе он громко похвастался, что бежит за мороженым. А пока он выбирал мороженое, воришка легко вынул из его кармана деньги»

-Почему это произошло? В чем ошибка мальчика?

-Деньги, как и все вещи и игрушки должны храниться на своих местах.

Деньги могут храниться в кошельке, в шкатулке или коробке, в сейфе, в банке и на карточке.

5. Игровая ситуация «Денежкин домик»

(Воспитатель  говорит за ведущего, банк, сейф, кошелек и т.д., дети берут в руки деньги из бумаги (монеты и купюры) и раскладывают их в соответствии со словами)

Ведущий

Ой, беда, беда, беда!

Денежки остались без жилья.

Что нам делать и как быть?

Как нам деньги сохранить?

Куда деньги поселить?!

Кошелек

Я солидный кошелек.

Я монетам бы помог!

Приходите ко мне жить!

Будем вместе мы дружить!

(Дети кладут часть денег в кошелек)

Сейф

Приходите ко мне жить!

Могу я деньги защитить!

Заходи скорей, не дрейфь!

Я самый прочный в мире сейф!

(Часть монет и купюр отправляется в сейф)

Копилка

Я копилка, хрюшка «Милка»

Приходите сюда жить,

Помогу вам накопить!

(Часть дерег идёт в копилку)

Банк

Я банк, я денежки люблю!

Приютить я всех смогу!

(Часть денег отправляется в банк)

Банковские карты

Мы карточки-подружки,

Симпатичные девчушки,

Приходите, деньги к нам,

Здесь удобно будет вам.

(Часть денег идет на банковскиме карты)

Шкатулка

Хоть я шкатулочка простая,

А всеж девчонка удалая!

Приходите ко мне жить,

Не придется вам тужить!

(Часть денег идет в шкатулку)

Банк

Согласились вы напрасно-

В шкатулке жить не безопасно!

Ведущий

Хорошо мы потрудились,

Наши деньги расселились!

Славно все мы поиграли,

Много нового узнали.

-Где могут жить деньги?

-Где хранить деньги надежнее всего?

6. Подведение итогов.

-О чем сегодня говорили?

-Что узнали о деньгах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД Тема: «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны».

В старшем дошкольном возрасте вполне возможно знакомить ребенка с миром экономики как c одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При этом экономическое воспитание способно обогатить социально-ко...

Тема: «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны».

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста.Задачи:Познакомить с понятием «деньги», «монета», «сберкнижка», «пластиковая карта&r...

Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны

Как научить наших детей жить в условиях рыночной экономики, когда они постоянно сталкиваются с такими непонятными им явлениями, как безработица родителей, отсутствие средств для существования семьи, и...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Что такое деньги: откуда они берутся и зачем он нужны"

Продолжать воспитывать бережное отношение к вещам, к деньгам, как к средству, удовлетворяющие разумные потребности....

Картотека дидактических игр "Что такое деньги, откуда они берутся и зачем нужны?"

Формирование у детей дошкольного возраста элементарные знания и представления о монетах и купюрах, представление о целостных образах предметов....

Конспект НОД по формированию основ финансовой грамотности «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны» 5–6 лет

Тема: "Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны".Цель: содействовать финансовому просвещению детей дошкольного возраста, создать необходимую мотивацию для повышения их финансов...

Занятие по финансовой грамотности Конспект НОД по формированию основ финансовой грамотности «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны» 4–5 лет

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности....