МБДОУ "ГАРМОНИЯ" ДЕТСКИЙ САД №33
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Шипилова Марина Вадимовна

 «Первые шаги в науку»- 2020

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Автор: воспитатель Шипилова Марина Вадимовна

МБДОУ «Гармония», детский сад №33

 

Название проекта: «Мы живем на Урале»

Тема проекта: «Все народы как братья равны, всем народам любовь и почет»

Кто представляет: дети 6-7 лет

Срок реализации проекта: долгосрочный

Проблема: не достаточное знание детей о своем любимом крае, о его истории и мало изученность населения, которое заселяет Наш Великий Урал.

Как возникла идея проекта:

На протяжении многих веков Урал - перекресток путей многих народов. Его географическое положение на стыке Европы и Азии во многом предопределило этнический состав населения и многообразную этническую историю. Исследователи считают, что древние уральцы принадлежали к урало-алтайской этнолингвистической общности, и предполагают, что в середине IV тыс. до н. э. древне-уральское население разделилось на две ветви: восточную (предположительно – предков самодийцев) и западную (финно-угорская общность). Во II тыс. до н. э. финно-угорская общность распалась на финно-пермскую (предки коми-пермяков и удмуртов) и угорскую (предки ханты и манси) ветви. Именно эти народы относятся к аборигенному населению Урала.
Урал рубежа ХХ-ХХI веков – уникальный этнический и социокультурный регион, в котором проживают представители более 100 национальностей: коренных и мигрантов. В 1999 г. только в Свердловской области были зарегистрированы около 70 национально-культурных организаций (русские, украинские, татарские, башкирские, корейские, цыганские, еврейские, немецкие, польские и др.). Наш город Нижний Тагил, как и любой другой, многонациональный. Большой единой дружной семьей живут все населяющие его национальности и народности. Пример Нижнего Тагила наглядно убеждает ее жизненную силу. В годы Великой Отечественной войны город принял целые предприятия с их коллективами с временно захваченной немцами Украины. Тагильчане мирились с невзгодами, предоставляли свои квартиры попавшим в беду людям. После войны часть украинцев возвратилась в родные места. Для многих же Нижний Тагил стал их второй родиной. Мы, тагильчане, это русские, украинцы, белорусы, марийцы, татары, немцы, евреи и другие национальности – часть великой семьи, которая зовется Россия.  В МБДОУ «Гармноя» детский садик №33 ходят дети разных национальностей. Садик на сегодняшний день является многонациональный. Дети других наций приходят в садик в одежде, в которой присутствуют элементы национальной культуры (узоры на одежде, платки, юбки), здороваются, прощаются, произносят фразы на национальном языке, на праздники дети приносят свои национальные лакомства и угощения. В связи с эти, у детей возник интерес и потребность поближе познакомится с культурой, языком, традициями, обычаями и бытом других народов. Ребята проявили любознательность к истории нашего края, захотели провести исследовательскую работу и классифицировать народы на коренных жителей Урала (татары, башкиры, манты, марийцы и т.д.) а также познакомится с теми народами, которые приехали на Урал и остались тут жить: таджики, узбеки, армяне.

Задачи проекта:

  • выяснить какие народы проживают на территории Урала
  • воспитание любви к малой Родине, осознание ее многонациональности, многоаспектности.
  • Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, родному краю, культурному наследию своего народа.
  • Воспитание уважения и понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)
  • Формирование бережного отношения к родной природе, окружающему миру.
  • Формирование начал культуры здорового образа жизни на основе национально-культурных традиций.

Этапы реализации проекта:

1 Подготовительный этап

  • Создание интереса у участников проекта. Подбор необходимой литературы, материалов для реализации проекта.
  • Постановка задачи перед детьми и родителями: сбор предметов домашней утвари, национальной одежды, сбор информации о традициях и обычаях в их семьях (создание альбомов). Пошив детской национальной одежды для показа ее на празднике
  • Создание предметно – развивающей среды для самостоятельной и совместной деятельности взрослых и детей, которая будет способствовать развитию личности ребенка на основе народной культуры, с опорой на краеведческий материал (предметы, вещи домашнего обихода, быта; предметы декоративно прикладного быта, искусства уральских народов), предоставляющие детям

возможность проявить свое творчество;

  • совместная экскурсия воспитателя, детей и родителей в краеведческий музей
  • проведение «гостевого вечера» для детей и родителе, где родители и дети могут презентовать свои традиции и обычаи семьи, своего народа.

2 Основной этап

Реализация проекта через разные виды совместной деятельности педагогов с детьми:

  • тематические беседы,
  •  исследовательская работа,
  • непосредственно – образовательная деятельность детей,
  • культурно – досуговая деятельность.
  •  чтение художественной и познавательной литературы
  • чтение сказок народов Урала
  •  отгадывание загадок, разучивание стихов, пословиц и поговорок
  • художественно – эстетическая деятельность детей
  •  использование настольных дидактических игр
  • игра в лото, разрезные картинки, пазлы
  • разучивание национальных подвижных игр
  •  прослушивание народных песен
  • игры на национальных музыкальных инструментах
  • совместный просмотр презентаций о народах, населяющих Урал
  • экскурсия в краеведческий музей
  • приглашение в гости старожилов и почетных жителей Урала. 
  • разнообразные праздники и досуги: «Веселая ярмарка» (создание изделий народных промыслов),
  • «Музыкальный круиз» (танцы, песни, мелодии народов Урала);
  • праздники (в том числе народные обрядовые)
  • театрализовано-музыкальные развлечения
  • «семейные вечера» подводящие своеобразный итог рассмотрения темы, активное участие детей в них
  • сравнительный анализ народных игр, игрушек, произведений народного творчества
  •  игровые упражнения и этюды с использованием народных музыкальных инструментов
  • -музыкально-дидактические и музыкально-двигательные игры
  •  музыкально-творческие игры-импровизации, включающих исполнение на народных (детских) музыкальных инструментах;
  • танцевальные импровизации с использованием сюжетного оформления;
  •  чтение сказок с выполнением музыкально-развивающих заданий;
  • хороводы, народные танцы;
  • -самостоятельный подбор выразительных средств в музыкальных зарисовках;
  • чтение сказок народов Урала, сказов П.П. Бажова;
  • разучивание малых фольклорных форм;

 

Реализация творческой деятельности:

  • выставка рисунков по темам «Народы, живущие на Урале, «Национальный узор» «Предметы быта разных народов» «Традиционное народное промысла», «Игры и забавы народностей», «Любимое блюда»
  • Аппликация, конструирование, поделки по теме «Народы, живущие на Урале»
  • создание национальных костюмов народов (башкиры, татары, марийцы, таджики, армяне)

3  Заключительный этап

  • Проведение праздничного концерта, участие в фестивале «Национальных культур», участие в фестивале «Дружба»

 

Какие ресурсы использовались для реализации проекта: сбор информации от бабушек, дедушек, родителей, долгожителей Урала, интернет -  ресурсы, художественная, науч  ная литература, энциклопедии,

Итоговые продукты: оформление альбомов о народах, живущих на Урале, создание национальных кулинарных книг, создание коллекции одежды представителей разных народов Урала, монтаж видеофильма о праздниках, проводившихся в нашем детском саду по данной теме.

Как и где можно применить получившийся продукт: участие в городских, областных и Всероссийских конкурсах, праздниках и концертах