Проект "Сказки"
проект (средняя группа)

Шильникова Татьяна Вениаминовна

МБДОУ   Сявский детский сад «Колокольчик»

 

 

 

 

 

Сказка учит добро понимать,

О поступках людей рассуждать,

Коль плохой, то его осудить,

 Ну а слабый – его защитить!

Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

Каждый раз что-нибудь узнают,

Родину свою познают!

А. Лесных

      

 

 

Педагогический проект в средней группе «Василек»

«В гостях у сказки»

 

 

 

 

 

 

                                                                                                      Подготовила и провела:

Воспитатель: Шильникова Т.В.

                                                                                                

                                                          2018г

 

Пояснительная записка.

 

                                          Актуальность выбранной темы.

          Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, как богата родная речь юмором, образными выражениями, сравнениями.  Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа.  Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К.Д.Ушинский: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто — нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».  Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Сказка – проводник культуры в сердце ребёнка. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму, а героика - это, хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силами добра.

        Проблема: К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.

 

Цель проекта: Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства.

 Задачи:

•Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры

. •Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.

 •Расширять представление детей о сказках.

 •Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.

 •Укреплять дружеские отношения в семье.

•Прививать любовь и интерес к русским народным сказкам.

Для родителей: •Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

 •Развитие совместного творчества родителей и детей;

 Для педагога: •Развитие творческого потенциала ребенка;

•Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проект.

 

Участники проекта: Дети средней группы, воспитатели, родители.

 Срок реализации: 2 недели.(15.01.2018 – 26.01.2018)

 Тип проекта: Информационно- творческий ,групповой.

 

 Формы работы:

-беседы,

-показ сказок,

 -продуктивная деятельность детей,

-выставки творческих работ детей.

 Ожидаемые результаты: 

1. К концу проекта дети будут иметь представление о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека.

 2. Повышение заинтересованности и активности родителей в сотрудничестве с воспитателем. 

 

 

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

Подготовительный этап 

Цель: Актуализировать имеющийся методический потенциал педагога, конкретизировать параметры развивающей среды необходимой для обогащения познавательного опыта детей.

 Воспитатель:

-определяются с темой, составляют план проекта, знакомят родителей с проектом, собирают информацию, подбирают литературу, дополнительный материал.

Родители:

- Анкетирование.

- Знакомство с темой проекта.

Основной этап 

Цель: Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа. Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям  народной культуры.

 

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование предметно-развивающей среды

16.01.2018--25.01.2018

  Беседы:  «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?»

Беседа «Кто рисует картинки к сказкам» Цель: Познакомить детей с художниками .

 Беседа «На кого из сказочных героев я похож» Цель: воспитывать умение отожествлять себя с полюбившимся героем.

Беседа «В гости к книге» Цель: воспитывать любовь к книге, развивать литературную речь. Воспитывать бережное отношение к книге.

Рисование по русским народным сказкам: «Три и медведя», «Теремок», «Репка» .

Лепка по мотивам русских народных сказок:  « и медведь», «Колобок».

  Аппликация «Теремочки для лесных жителей», «Красавица репка».

 Познавательное занятие:  «Русские народные сказки из волшебного сундучка» «Путешествие по русским народным сказкам»

Оформление выставки рисунков «Русские народные сказки»

 Рассматривание альбомов «Русские народные сказки» (в рисунках детей и родителей) «Узнай сказку» (иллюстрации к сказкам) Цель: вызвать интерес к русским народным сказкам и предметам русской избы Расширять и углублять о предметах домашней утвари, героях сказок.

Рассказывание сказки по схеме.

Загадки о сказках.

 Пословицы, поговорки, прибаутки, потешки о русском народном быте и гостеприимстве. Пальчиковые игры по мотивам народных сказок.

 Физминутки по русским народным сказкам.

Дидактические игры:  «Расскажи сказку по серии картинок» «Составь сказку» «Назови сказку»  «Что сначала, что потом» «Из какой сказки пришёл герой (героиня)?» «Из какой сказки волшебная вещь?» «Подбери иллюстрацию к сказке» «Сложи картинку и узнай сказку» «Сложи сказку», «Что лишнее?» «Узнай по описанию» .

 Чтение художественной литературы .  «Петушок – золотой гребешок» (сравнение с сюжетом сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»

 «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» «По щучьему велению» «Морозко» «Снегурочка» «Рукавичка» «Волк и семеро козлят» «Три медведя» «Пузырь, соломинка и лапоть» «Три поросенка» «Заюшкина избушка» «Курочка Ряба» «Колобок» «Репка» «Царевна лягушка» «Зимовье зверей» (сравнение с сюжетом сказки «Термок») «Снегурушка и лиса» «Маша и медведь» «Как коза избушку строила» «Кот, Петух и Лиса»

«Теремок» «Лиса и заяц» «Лиса и гуси» «Лиса и козел» «Лиса и журавль» «Жихарка» «Смоляной бычок» .

Настольно-печатные игры: «Любимые сказки» («Играем и учимся») «Мои любимые сказки» («Умка» развивающие игры – узнай по тени) «Сказки о животных» «Сказки. Игра в дорогу» (с фишками)\ кубики «Любимые сказки».

Пальчиковые игры по мотивам народных сказок.

 Игра-драматизация по русской народной сказке «Колобок».  Обыгрывание сюжета из сказки «Репка» .

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам художников-иллюстраторов Е. Рачёва, В. Конашевича. Рассматривание репродукций картин В. Васнецова «Алёнушка» , «Иван-царевич на Сером волке»

 Показ воспитателем театров по сказкам:  «Теремок»  «Петушок и бобовое зёрнышко» «Репка» (плоскостной) «Маша и медведь» «Заичья избушка» (на конусах) 

 Просмотр мультфильмов по любимым русским народным сказкам.

 Музыка: подбор музыкального материала для обыгрывания сюжетов сказок, русских народных песен, хороводов, музыкальных народных игр.

Конструирование: «Домик для медведя»

«Теремки» .

Подвижные игры:  «Водяной» «Бабушка Маланья» «Волк и семеро козлят» «У медведя во бору» «Гуси - лебеди» «Кот и мышь» «Курочка - хохлатка» «Золотые ворота».

 

 

Консультации для родителей «Сказка в жизни ребенка». «Читайте детям сказки» «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» Чтение русских народных сказок.

Составление для родителей рекомендательного списка художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения. 

Оформление выставки:  «Русские народные сказки» (рисунки). «Моя любимая сказка» (творческие работы по сюжетам сказок)

 

 

 

 

Перспективный план работы с родителями и детьми. Проект « В гостях у сказки». Методические рекомендации. Обогащение развивающей среды:  в книжный уголок – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения;  в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров ( плоскостной, настольный, на палочках, перчаточный, пальчиковый); в игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок; в ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам. Сбор экспонатов для организации мини - музея "В гостях у сказки"; Подбор и изготовление атрибутов к играм-драматизациям. Изготовление альбома для рассматривания: «Русские народные сказки» (в рисунках детей и родителей) .

 «Узнай сказку» (иллюстрации к сказкам)

 Создание картотеки игр: Русские народные игры - «Водяной», «Бабушка Маланья», «Волк и семеро козлят»,  «У медведя во бору», «Гуси- лебеди»,«Кот и мышь»,«Курочка -хохлатка», «Золотые  ворота».

Дидактические игры – «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь сказку», «Назови сказку». «Узнай сказку по зачину», «Что сначала, что  потом», «Из какой мы сказки?», «Из какой сказки волшебная вещь?»,  «Подбери иллюстрацию к сказке», «Сложи картинку и узнай сказку»,  «Сложи сказку», «Что лишнее?», «Узнай по описанию», «Путаница», «Ты мне – я тебе», «Сказки о животных», «Колобок спешит домой»,  «Разыграй свою сказку».

 Мнемотаблицы (схемы).

 

Завершающий этап

 Цель: проанализировать и обобщить результаты, полученные в процессе проектно- исследовательской деятельности.  

Оформление выставки рисунков «Русские народные сказки» .

Проведение викторины «Путешествие по сказкам» .

 

 РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали уча­стие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рас­сматривают иллюстрации в книгах;  рассказывают знакомые сказки с опорой на иллюстрации. В самостоятельной игровой деятельности разыгры­вают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.

Родители поддержали педагогов, проявили инициативу и творчество в изготовлении выставки на сказочную тематику (совместно с детьми) ; в обсуждении вопросов о детском чтении на родительском собрании;

Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а так же способствовала возникно­вению интереса и желания у родителей принять участие в проекте ; сблизила детей, родителей и педагогов нашей группы. Таким образом цель проекта достигнута, путём успешного решения поставленных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошколь­ного учреждения. -: М.: Т Ц «Сфера», 2001

2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003 г.

3. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. - 2-е изд.-М.: Про­свещение,2005г.

4. Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декора­ций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011г.

5. Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».СПб.: «Паритет» 2007г.

6. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. -СПб. «Детство-пресс», 2008.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proek_skazki_.docx46.68 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ   Сявский детский сад «Колокольчик»

Сказка учит добро понимать,

О поступках людей рассуждать,

Коль плохой, то его осудить,

 Ну а слабый – его защитить!

Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

Каждый раз что-нибудь узнают,

Родину свою познают!

А. Лесных

       

Педагогический проект в средней группе «Василек»

«В гостях у сказки»

             Подготовила и провела:

Воспитатель: Шильникова Т.В.

        

                                                          2018г

Пояснительная записка.

                                          Актуальность выбранной темы.

          Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, как богата родная речь юмором, образными выражениями, сравнениями.  Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа.  Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К.Д.Ушинский: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто — нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».  Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Сказка – проводник культуры в сердце ребёнка. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму, а героика - это, хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силами добра.

        Проблема: К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.

Цель проекта: Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства.

 Задачи:

•Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры

. •Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.

 •Расширять представление детей о сказках.

 •Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.

 •Укреплять дружеские отношения в семье.

•Прививать любовь и интерес к русским народным сказкам.

Для родителей: •Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

 •Развитие совместного творчества родителей и детей;

 Для педагога: •Развитие творческого потенциала ребенка;

•Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проект.

Участники проекта: Дети средней группы, воспитатели, родители.

 Срок реализации: 2 недели.(15.01.2018 – 26.01.2018)

 Тип проекта: Информационно- творческий ,групповой.

 Формы работы:

-беседы,

-показ сказок,

 -продуктивная деятельность детей,

-выставки творческих работ детей.

 Ожидаемые результаты:  

1. К концу проекта дети будут иметь представление о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека.

 2. Повышение заинтересованности и активности родителей в сотрудничестве с воспитателем.  

 

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

Подготовительный этап  

Цель: Актуализировать имеющийся методический потенциал педагога, конкретизировать параметры развивающей среды необходимой для обогащения познавательного опыта детей.

 Воспитатель:

-определяются с темой, составляют план проекта, знакомят родителей с проектом, собирают информацию, подбирают литературу, дополнительный материал.

Родители:

- Анкетирование.

- Знакомство с темой проекта.

Основной этап  

Цель: Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа. Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям  народной культуры.

 

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование предметно-развивающей среды

16.01.2018--25.01.2018

  Беседы:  «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?»

Беседа «Кто рисует картинки к сказкам» Цель: Познакомить детей с художниками .

 Беседа «На кого из сказочных героев я похож» Цель: воспитывать умение отожествлять себя с полюбившимся героем.

Беседа «В гости к книге» Цель: воспитывать любовь к книге, развивать литературную речь. Воспитывать бережное отношение к книге.

Рисование по русским народным сказкам: «Три и медведя», «Теремок», «Репка» .

Лепка по мотивам русских народных сказок:  « и медведь», «Колобок».

  Аппликация «Теремочки для лесных жителей», «Красавица репка».

 Познавательное занятие:  «Русские народные сказки из волшебного сундучка» «Путешествие по русским народным сказкам»
Оформление выставки рисунков «Русские народные сказки»

 Рассматривание альбомов «Русские народные сказки» (в рисунках детей и родителей) «Узнай сказку» (иллюстрации к сказкам) Цель: вызвать интерес к русским народным сказкам и предметам русской избы Расширять и углублять о предметах домашней утвари, героях сказок.

Рассказывание сказки по схеме.

Загадки о сказках.

 Пословицы, поговорки, прибаутки, потешки о русском народном быте и гостеприимстве. Пальчиковые игры по мотивам народных сказок.

 Физминутки по русским народным сказкам.

Дидактические игры:  «Расскажи сказку по серии картинок» «Составь сказку» «Назови сказку»  «Что сначала, что потом» «Из какой сказки пришёл герой (героиня)?» «Из какой сказки волшебная вещь?» «Подбери иллюстрацию к сказке» «Сложи картинку и узнай сказку» «Сложи сказку», «Что лишнее?» «Узнай по описанию» .

 Чтение художественной литературы .  «Петушок – золотой гребешок» (сравнение с сюжетом сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»

 «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» «По щучьему велению» «Морозко» «Снегурочка» «Рукавичка» «Волк и семеро козлят» «Три медведя» «Пузырь, соломинка и лапоть» «Три поросенка» «Заюшкина избушка» «Курочка Ряба» «Колобок» «Репка» «Царевна лягушка» «Зимовье зверей» (сравнение с сюжетом сказки «Термок») «Снегурушка и лиса» «Маша и медведь» «Как коза избушку строила» «Кот, Петух и Лиса»

«Теремок» «Лиса и заяц» «Лиса и гуси» «Лиса и козел» «Лиса и журавль» «Жихарка» «Смоляной бычок» .

Настольно-печатные игры: «Любимые сказки» («Играем и учимся») «Мои любимые сказки» («Умка» развивающие игры – узнай по тени) «Сказки о животных» «Сказки. Игра в дорогу» (с фишками)\ кубики «Любимые сказки».

Пальчиковые игры по мотивам народных сказок.

 Игра-драматизация по русской народной сказке «Колобок».  Обыгрывание сюжета из сказки «Репка» .

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам художников-иллюстраторов Е. Рачёва, В. Конашевича. Рассматривание репродукций картин В. Васнецова «Алёнушка» , «Иван-царевич на Сером волке»

 Показ воспитателем театров по сказкам:  «Теремок»  «Петушок и бобовое зёрнышко» «Репка» (плоскостной) «Маша и медведь» «Заичья избушка» (на конусах)  

 Просмотр мультфильмов по любимым русским народным сказкам.

 Музыка: подбор музыкального материала для обыгрывания сюжетов сказок, русских народных песен, хороводов, музыкальных народных игр.

Конструирование: «Домик для медведя»

«Теремки» .

Подвижные игры:  «Водяной» «Бабушка Маланья» «Волк и семеро козлят» «У медведя во бору» «Гуси - лебеди» «Кот и мышь» «Курочка - хохлатка» «Золотые ворота».

Консультации для родителей «Сказка в жизни ребенка». «Читайте детям сказки» «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» Чтение русских народных сказок.

Составление для родителей рекомендательного списка художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения.  

Оформление выставки:  «Русские народные сказки» (рисунки). «Моя любимая сказка» (творческие работы по сюжетам сказок)

 

 

 

Перспективный план работы с родителями и детьми. Проект « В гостях у сказки». Методические рекомендации. Обогащение развивающей среды:  в книжный уголок – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения;  в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров ( плоскостной, настольный, на палочках, перчаточный, пальчиковый); в игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок; в ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам. Сбор экспонатов для организации мини - музея "В гостях у сказки"; Подбор и изготовление атрибутов к играм-драматизациям. Изготовление альбома для рассматривания: «Русские народные сказки» (в рисунках детей и родителей) .

 «Узнай сказку» (иллюстрации к сказкам)

 Создание картотеки игр: Русские народные игры - «Водяной», «Бабушка Маланья», «Волк и семеро козлят»,  «У медведя во бору», «Гуси- лебеди»,«Кот и мышь»,«Курочка -хохлатка», «Золотые  ворота».

Дидактические игры – «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь сказку», «Назови сказку». «Узнай сказку по зачину», «Что сначала, что  потом», «Из какой мы сказки?», «Из какой сказки волшебная вещь?»,  «Подбери иллюстрацию к сказке», «Сложи картинку и узнай сказку»,  «Сложи сказку», «Что лишнее?», «Узнай по описанию», «Путаница», «Ты мне – я тебе», «Сказки о животных», «Колобок спешит домой»,  «Разыграй свою сказку».

 Мнемотаблицы (схемы).

Завершающий этап

 Цель: проанализировать и обобщить результаты, полученные в процессе проектно- исследовательской деятельности.  

Оформление выставки рисунков «Русские народные сказки» .

Проведение викторины «Путешествие по сказкам» .

 

 РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах;  рассказывают знакомые сказки с опорой на иллюстрации. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.

Родители поддержали педагогов, проявили инициативу и творчество в изготовлении выставки на сказочную тематику (совместно с детьми) ; в обсуждении вопросов о детском чтении на родительском собрании;

Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а так же способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте ; сблизила детей, родителей и педагогов нашей группы. Таким образом цель проекта достигнута, путём успешного решения поставленных задач.

         

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: Т Ц «Сфера», 2001

2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003 г.

3. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. - 2-е изд.-М.: Просвещение,2005г.

4. Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011г.

5. Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».СПб.: «Паритет» 2007г.

6. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. -СПб. «Детство-пресс», 2008.

МБДОУ Сявский детский сад «Колокольчик»

Конспект ООД  

«Русские народные сказки из волшебного сундучка» по речевому развитию в средней группе.      

                                                                                                                                                     

     

                                  Воспитатель: Шильникова Т.В.

2018г

Цель: дать детям понятие, что такое устное народное творчество,  познакомить с понятиями волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных; закрепить знание русских народных сказок; развивать речь детей, память, логическое мышление; активизировать словарный запас детей (бытовые , волшебные сказки, сказки о животных,  устное народное творчество), воспитывать любовь к устному народному творчеству, чувство сострадания к окружающим.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок: «Царевна-лягушка»,   «Снегурочка», «Каша из топора», «По щучьему велению»,  «Сивка-бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»  Рассказывание сказок: «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Заяц хвастун», «Колобок», «Гуси-лебеди». Пересказ сказок: «Теремок», «Репка». Рассматривание иллюстраций к сказкам.                              

Ход ООД:

 В: Дети, а знаете ,в какой стране мы живём? Д: В России. В: Правильно, мы живём в России. Как называются жители нашей страны? Д: Россияне. В: Правильно. Россия-большая страна, и её населяет много народов. А на каком языке говорят россияне? Д: На русском. В: Красив, могуч наш русский язык, В древние времена, когда люди еще не знали букв (еще не придумали), не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочиняли самые талантливые авторы той поры. Бабушка рассказывала внучке, внучка вырастала и рассказывала то, что слышала, своей дочке, та-своей. А знаете, как в то время называли губы? Губы называли уста. Поэтому, то, что сочинил народ и не мог записать, называлось устным народным творчеством. К устному народному творчеству относятся пословицы, поговорки,  потешки, заклички, прибаутки, загадки, сказки. И вот сегодня мы поговорим о русских народных сказках. Стук в дверь. Внести игрушку  домовёнка Кузи и сундук. Кузя «плачет». В:Кто это к нам пожаловал? Ребята, вы узнали  его? (да, это домовёнок Кузя) В: Почему ты такой грустный, Кузя? Что у тебя случилось?  К: У меня большое горе, только вы можете мне помочь .Баба яга рассердилась на меня, разбросала, заколдовала все сказки. Какие хранились в моём сундучке. В: Придётся помочь Кузе. Для этого нам нужно отправиться в чудесную страну сказок, надо произнести волшебные слова: -В сказочное времечко, времечко чудесное Тихо начинается сказка интересная. (звучит музыка) Вот мы в сказочной стране. Что это за конверт? Да это же задание от Бабы Яги!  «На картинки посмотрите, всех героев назовите, что за сказка ? Подскажите»  Д/И «Назови героя, что за сказка?» В: о коварная Баба Яга! Мы, ребята, должны постараться. Давайте дадим характеристику каждому герою. «Маша и медведь» - какой в сказке медведь? А Маша, какая? (рассуждения детей) «Волк и семеро козлят» - почему с козлятами случилось это несчастье? Какой волк в этой сказке? А мама-коза какая? «Теремок»-добрые звери в этой сказке или нет? «Заяц-хвастун» -можно ли про зайца сказать, что он- смелый? А вы обратили внимание, кто герои этих сказок? (животные) Сказки о животных считаются древними. Главными героями в них выступают   звери. Наши предки раньше, чем прокормить семью, занимались охотой, и их жизнь зависела от удачи на охоте, и поэтому они с уважением относились к животным, придумывали о них сказки.

Сказки о животных мы расколдовали. Кузя, клади свои сказки в сундук. К: ой, спасибо, молодцы! Мои любимые сказки о животных! В: а мы отправляемся дальше. Ещё конверт. Посмотрим, что приготовила нам Баба Яга ещё: «Покажу вам предметы чудесные, отгадайте, кому они были полезные?» 1. Лук и стрела. Из какой сказки предметы, какую роль они играли в сказке? ( Царевна-лягушка) 2. Живая и мёртвая вода ( Иван-царевич и серый волк) 3. Печка. Из какой сказки попала к нам печь? (Гуси-лебеди). Кому она помогла? 4. Снежный ком. Что за сказка спряталась в снежном коме? (Снегурочка) Вот и все сказки расколдованы. Чем похожи все эти сказки? ( В них встречаются превращения). Да, это волшебные сказки. В них живут фантастические существа. Героям помогают животные и необыкновенные предметы, людей ожидают удивительные приключения, происходят различные чудеса. Вот тебе, Кузя, волшебные сказки, складывай их в сундук. Всё, полный сундучок?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: Сказка даст нам отдохнуть,

 Отдохнём и снова- в путь!

 Василиса нам сказала:

Наклоняйся влево. Вправо.

 Вот Снегурочки слова:

Приседайте, как пружинки,

Полетайте, как снежинки.

 В: подожди, Кузя, здесь ещё одна сказка. Ее ты будешь отгадывать! К: Кузя не может отгадывать! В: хорошо, мы ее тебе покажем с помощью жестов, движений, без слов. Показ сказки «Репка» с помощью мимики. А эти сказки называются  бытовыми. Что такое быт? Это-жизнь людей. В этих сказках- главные герои-люди. Вот тебе и бытовые сказки. А теперь полный сундучок? К: сейчас узнаем. (складывает в сундучок сказки. Звучит музыка). Вот и всё. Спасибо , ребята! В: нет, чудесные русские сказки не лгали про Кощееву смерть , про ковёрсамолёт. Нет, не праздный люди сказки слагали ,а слагал их мудрый русский народ. Что же такое устное народное творчество? Почему оно так называется? Какие сказки мы собирали в сундучок Кузе? Какие сказки называются волшебными? Бытовыми? О животных?

МБДОУ Сявский детский сад  «Колокольчик»

Конспект ООД

«Чашечки для Машеньки, бабушки и дедушки» по изобразительной деятельности - лепке в средней группе.                                                                                    

                Воспитатель: Шильникова Т.В.

2018г

                                                                       

 Цель:  - вспомнить сюжет русской народной сказкой «Маша и медведь»;  - помочь детям понять скрытый замысел девочки Машеньки (как она хитростью побудила медведя отнести её к бабушке и дедушке);  - учить приёмам лепки полой формы, уметь соединять части, - развивать координацию рук, - развивать сюжетно игровой замысел.  

Материалы и оборудование: русская народная сказка «Маша и медведь», иллюстрации к сказке ; пластилин, картинки с изображением чашек с узорами.                            

Ход ООД:

 Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним русскую народную сказку «Маша и медведь». -Куда пошла Машенька? -Что увидела Машенька в лесу? -Что сказал медведь Машеньке, когда увидел её? -Что делала Машенька в доме медведя? -Что придумала Машенька, чтобы вернуться домой к бабушке с дедушкой? -Что говорила Машенька из короба? -Чем закончилась сказка? (выслушиваются ответы детей) Воспитатель:  -Сказка закончилась хорошо, Машенька вернулась домой к бабушке и дедушке, ребята, а как вы думаете, что стало с пирогами, которые испекла Машенька (ответы детей). Верно, они все вместе стали пить чай. - А вы знаете, из чего пьют чай (ответы детей). - Правильно, из чашек. Давайте ребята, мы с вами слепим красивые чашечки для Машеньки, для бабушки и для дедушки. - Перед тем как, слепить чашки, давайте разомнём наши ручки. Пальчиковая гимнастика «Чашка». Чашка синяя для Мити, (Приседают, правая рука на поясе, как ручка у чашки.) Чтобы чаю смог попить он, (Встают, загибают пальцы рук на каждое название напитка.) Соку, сливок, лимонаду, Нам украсить чашку надо. (Показывают, как украшают чашку точками.)  - Молодцы, а теперь приступаем к лепке наших чашек.  Дети начинают лепить, в процессе работы воспитатель контролирует правильность выполнения приёмов лепки.          

Итог: -Какую сказку мы повторили сегодня? -Чем закончилась сказка про Машу и Медведя? -Для кого вы слепили чашечки?                        

Литературная викторина в средней группе «Путешествие по сказкам»

Цель: Приобщить дошкольников к истокам народной культуры через интеграцию различных видов совместной деятельности: игровой, художественной, коммуникативной, продуктивной, музыкальной.

Задачи:

   Общеобразовательные:

       1. Познакомить детей с различными жанрами фольклора: сказки, загадки, пословицы,

               2. Формировать умение определять название и содержание литературных

       произведений, героев сказок по отрывкам из книг и иллюстрациям, по описанию.

   Развивающие:

      1. Развивать фантазию, творческие возможности детей,

   2. Расширять словарный запас детей, речевой аппарат, артикуляцию и дикцию, выразительность жестов, мимики.

    3. Развивать коммуникативные навыки, память, внимание, мышление при решении игровых задач.

  Воспитательные:

       Приобщать к художественному слову, воспитывать интерес к различным жанрам

      фольклора. Воспитывать умение согласовывать свои действия с партнерами, быть

      дружными, находчивыми, сообразительными.

Предварительная работа:

  Знакомство с произведениями русского народного фольклора (сказки, пословицы, поговорки, загадки), обсуждение, свободное общение на различные темы:

      «Мой любимый сказочны герой»

      «Чему учат сказки»

      «Книжки читаем да скуки не знаем»

     Рассматривание иллюстраций, оформление выставки «Что за прелесть эти сказки».

   Проведение игр-драматизаций по мотивам прочитанных сказок «Репка», «Колобок», «Теремок», «Играем в сказку», «Походки».

  Проведение дидактических игр «Сложи сказку», «Любимые сказки», «Сказочная мозаика», «Зайкины задачки» и т. д.

Э/и «Зеркало», «Угадай настроение», игры с кубиком эмоций.

Материальное обеспечение:

     магнитофон с аудиозаписями (пляска, марш, колыбельная),

     клубочек из ниток,

     цветик-семицветик,

     чудо-дерево с картинками принадлежностей сказочных героев,

     домик, маски петуха, зайца, лисы,

     перчатка Б.Яги, И «Сказки» (пазлы)

     элементы костюмов сказочных героев,

     сундучок-коробка с надутыми воздушными шарами,

     1 шарик с нарисованным лицом,

     маркеры,

     русский народный костюм для сказочницы.

 Ход :

Под музыку входит воспитатель, одетая в русский народный костюм.

  • Здравствуйте, дети, я бабушка-Сказочница знаю, что вы очень любите сказки

«Бабушка, расскажи нам сказку» - можно было бы услышать и сто, и двести лет назад. Бабушка брала в руки веретено или спицы и спрашивала: «Какую хотите сказку, внучата?» - рассказывает бабушка сказку, а сама прядет или вяжет.

- Дети, а кто придумывает сказки?

А придумывали сказки люди и рассказывали один другому. Так через века дошли сказки и до нас.

  • А кто знает какими словами сказки начинаются?

Дети: - Жили-были, жил-был.

Сказочница: - А что такое сказка?

Дети: - Необыкновенная история с животными, людьми. С героями случаются необычные события, волшебство. Умеют говорить звери, птицы, вещи.

Сказочница: - А как сказки заканчиваются?

Дети: - Вот и сказочке конец, а кто слушал — молодец. Добро побеждает зло, счастливый конец, мы радуемся вместе с героями.

Сказочница: - А вы хотите отправиться в путешествие по сказкам?

Дети: - Хотим!

Сказочница: - А дорогу покажет нам этот волшебный клубочек (достает клубок из ниток из кармана)

Сказочница: - Ну, что все готовы?

  Дети берут за конец нити в клубке, нитка разматывается и приводит к первой остановке:

Сказочница: - Вижу цветик-семицветик

                        И задания на нем.

                        Листочки надо оторвать

                        И загадки отгадать.

Дети по одному отрывают листики разного цвета.

Сказочница читает загадки на обратной стороне лепестков, дети отгадывают.

  1. «Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться?

      Очень вкусная вода в ямке из копытца.»

                                    («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

  1. «Красна девица грустна, ей не нравиться весна.

      Ей на солнце тяжко, слезы льет бедняжка.»

                                    («Снегурочка»)

  1. «Сидит в корзине девочка у мишки за спиной,

       И сам того не ведая, несет ее домой.»

                                    («Маша и медведь»)

  1. «У Аенушки-сестрицы унесли братишку птицы,

       Высоко они летят, далеко они глядят»

                                    («Гуси-лебеди»)

  1. «Возле леса на опушке

        Трое их живет в избушке.

        Там 3 стула и 3 кружки,

        Три кроватки, три подушки.

        Угадайте без подсказки,

        Кто герои этой сказки?

                                   («Три медведя»)

  1. «Ждали маму с молоком,

       А пустили волка в дом.

       Кто же были эти

       Маленькие дети?»

                                   (Козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)

  1. «Бабушка девочку очень любила,

       Шапочку красную ей подарила.

       Девочка имя забыла свое,

       А ну подскажите имя ее»

                                   («Красная шапочка»)

Сказочница: - Молодцы, ребятки. Все загадки отгадали правильно. Катится наш клубочек дальше и вот остановка «Чудо-дерево».

Сказочница: - Это необычное дерево, на нем растут вещи, принадлежащие различным сказочным героям. Нужно отгадать, какому сказочному герою принадлежит каждая вещь.

Дети называют сказочных героев (Красная шапочка, Айболит, коса-петушку, короб для Маши, посуда для Федоры, печка для Аленушки, яблочки для Иванушки, издушка для бабы Яги и т. д.)

Сказочница: - Всех героев отгадали, отправляемся дальше. Остановка «Веселые превращения»

В музыкальной коробке лежат картинки с изображениями различных эмоциональных состояний сказочных героев. Дети вынимают карточку и изображают эмоциональное состояние героя, используя элементы костюмов. (трусливый заяц, хитрая лиса, храбрый петух,  сердитый медведь, глупый волк и т. д.)

Сказочница: - Катится наш клубочек дальше. Следующая остановка «Сложи сказку». Смотрите здесь записка

Воспитатель читает «записку», на руке одета кукла-перчатка «Бабка-Ежка».

               «Я сегодня здесь была,

                 И порядок навела,

                 Метлой своей я подметала,

                 Ваши сказки разбросала.

                 Пазлы вы должны собрать,

                 Сказки русские назвать.

                 Улетаю я, ха-ха-ха,

                 Ваша Бабушка-Яга»

Сказочница: - Ах, какая вредная Баба-Яга, что же делать, ребята?

Дети: - Давайте соберем пазлы, которые Бабка-Ежка разбросала.

(Дети собирают пазлы-картинки из сказок и называют сказки)

Сказочница: - Какие вы хорошие помощники, порядок в сказках навели.

Путешествие продолжается, катится, катится наш клубок и остановился около домика. Как вы думаете, кто там живет?

Сказочница: - Отгадайте те загадки:

                      - Гордый, в красных сапогах,

                        Несет косу на плечах.

                                                  (Петушок)

                      - Его называют трусишкой

                        И длинноухим... (зайчишкой)

                      - Хитрая плутовка,

                        Рыжая головка,

                        Хвост пушистый — краса,

                        Кто это?   (лиса)

Воспитатель одевает шапочки 3 детям: лисы, петуха и зайчика.

Сказочница: - А ка вы думаете, это герои из какой сказки?

Дети: - «Заюшкина избушка»

Сказочница: - Зверюшки хотят с вами поиграть в игру «Чей кружок скорее соберется?»

(Дети становятся в три кружка. В центре каждого кружка ребенок в маске лисы, зайца, петуха. Дети танцуют под музыку около сказочного героя. Когда звучит колыбельная мелодия, все приседают, имитируют сон. В это время сказочные герои меняются местами. Под быструю музыку дети должны быстро найти своего сказочного героя и быстро взявшись за руки построить круг.)

Дети играют в игру.

Сказочница: - Хорошо вы все играли

                        И немножечко устали.

                        Вижу короб я в дали,

                        Интересно, что внутри?

Сказочница: - Остановка «Волшебный короб»

Дети подходят к большой коробке, открывают ее и достают воздушные шары.

Сказочница достает шарик с нарисованным на нем лицом деда. Надевает шапку.

Сказочница: - Славный получился дед из сказки «Репка», а может и из «Колобка», а еще в каких сказках есть дед?

Дети: - «Маша и медведь», «Три медведя», «Гуси-лебеди» и т. д.

Сказочница: - А шарики хотят тоже в кого-нибудь превратиться? Подумайте, в кого вы превратите свой шарик, а помогут вам в это волшебные маркеры и волшебный сундучок с элементами костюмов.

(Дети рисуют маркерами на шариках лица, достают из сундучка элементы костюмов для своего сказочного героя и рассказывают кто это)

Сказочница: (звучит плясовая музыка) — Всех музыка зовет на веселую пляску.

(Дети танцуют с шариками)

Сказочница: - На этом наше путешествие заканчивается.

                      - Отправляемся гурьбой

                        В детский садик наш родной.

(Под марш дети возвращаются в группу).