Картотека наблюдений на прогулке в средней группе
картотека (средняя группа)

Картотека наблюдений на прогулке в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_nabl_na_progulke_.docx30.98 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека наблюдений на прогулке в средней группе

  • Наблюдение за ветром

Цель: продолжать совершенствовать навыки в определении наличия и направления ветра.

  • Художественное слово:

Фырчит, рычит, ветки ломает, снег поднимает,

Людей с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его.

(Ветер.)

  • Дует ли ветер?
  • Как можно определить ветер?
  • Холодный он или теплый?
  • Как можно узнать, что дует ветер?
  • В какую сторону он дует?
  • Трудовая деятельность:

Очистка участка от снега.

Цель: воспитывать желание коллективно облагораживать свой участок.

  • Подвижные игры:

«Мы весёлые ребята»

Цель: повышать двигательную активность, быстро действовать по сигналу воспитателя.

«Зайцы и волк»

Цель: учить правильно прыгать на двух ногах; слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом.

  • Самостоятельная деятельность детей.

  • Наблюдение за вороной

Цель: Продолжать знакомить с многообразием зимующих птиц; углублять знания о вороне её обитании, внешнем виде, питании; воспитывать гуманные чувства к птицам, желание заботиться о них.

  • Художественное слово:

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прячется в зеленых кронах,

И зовут ее ... (ворона)

  • Как выглядит ворона, какого она цвета, какой у нее хвост?
  • Чем она питается?
  • Зимующая или перелетная эта птица?
  • Как ворона кричит?

  • Трудовая деятельность:

Очистка кормушек от снега и пополнение их разнообразным кормом.

Цель: воспитывать желание заботиться о птицах.

  • Подвижные игры:

«Вороны»

Цель: учить прыгать на двух ногах, бегать в разных направлениях, четко и правильно произносить текст.

«Самолеты»

Цель: учить легкости движений, действовать после сигнала.

  • Самостоятельная деятельность детей.

  • Наблюдение за поведением птиц у кормушки

Цель: Продолжать знакомить с многообразием зимующих птиц, уточнить их названия; учить отличать их по 2-3 характерным признакам (воробьи маленькие, серые или серо-коричневые, летают стайкой; ворона крупная, серо-черная, летает одна; голуби крупные, больше воробья, серо-голубые, кормятся стаей).

  • Почему птицы прилетают на кормушки?
  • Много птиц прилетает на кормушки?
  • Большие, крупные птицы прилетаю к кормушкам?
  • Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц?
  • Почему зимующих птиц надо подкармливать?
  • Художественное слово:

Холодно стало в лесу. 
Птицы замёрзли ужасно. 
Я им поесть принесу 
Хлеба и зёрнышек разных. 
И соберутся они 
Радостно здесь на опушке 
И будут прыгать все дни 
Около нашей кормушки. 
И среди зимнего дня 
Станут весёлыми птицы, 
Если увидят меня 
С целым пакетом гостинцев.

  • Трудовая деятельность:

Пополнить кормушки.

Цель: привлекать детей к кормлению птиц, воспитывать заботливое отношение к пернатым.

  • Подвижные игры:

«Птички и кошка»

Цель: учить двигаться по сигналу развивать ловкость.

«Птицы и автомобиль»

Цель: развивать слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения.

  • Самостоятельная деятельность детей;

  • Наблюдение за снегом

Цель: Познакомить детей со свойствами снега. Формировать умение видеть красоту окружающей природы.

  • Художественное слово:

На земле лежит снежок,

Он блестит, как сахарок!

Он лежит такой же гладкий,

Только вот совсем не сладкий.

Сахар тает в кипятке,

А снежок - в моей руке!

  • Много ли снега на участке?
  • Обратить внимание, что снег лежит практически везде (на крышах, лавочках)
  • Какой снег? (липкий, рыхлый)
  • Скрипит ли снег под ногами?

  • Трудовая деятельность:

Сгребание снега на участке под деревья.

Цель: воспитывать бережное отношение к природе.

  • Подвижные игры:

«Карусель»

Цель: учить одновременно двигаться и говорить, быстро действовать после сигнала.

«Ловишки»

Цель: развивать ловкость, быстроту.

  • Самостоятельная деятельность детей.

  • Наблюдение за деревьями и кустарниками

Цель: Продолжать обучать описывать растения, отмечая их различия и сходство, характерные признаки.

  • Художественное слово:

Загадка: Много рук, а нога одна. (Дерево.)

Как птица в оперенье ледяном,

Бушует ветер злой в краю лесном.

Мерзнут у сосны и елки пальчики – иголки…

Удалой снежок примчал,

Всем им варежки связал,

Вы не видели, ребята,

Этих варежек мохнатых?

  • Все ли деревья и кусты без листьев?
  • Почему они без листьев?
  • В чем отличия между кустами и деревьями?
  • В чем сходство между ними?

  • Трудовая деятельность:

Расчистка дорожки к кормушке.

 Цель :совершенствовать умения пользоваться лопатой для уборки снега.

  • Подвижные игры:

 «Мороз – красный нос»

Цель: учить четко говорить текст в игре, соблюдать правила игры.

«Зимующие и перелетные птицы»

Цель: развивать двигательные навыки; закреплять представление о поведении птиц зимой.

  • Самостоятельная деятельность детей

  • Наблюдение за погодой

Цель: Упражнять в определении состояния погоды; формировать обобщённые представления о признаках природных объектов и явлений; устанавливать простейшие связи между ними.

  • Художественное слово:

Где ты, солнце, в самом деле?

Мы совсем окоченели.

Без тебя вода замерзла,

Без тебя земля промерзла.

Выйди, солнышко, скорей!

Приласкай и обогрей!

  • Тепло ли на улице?
  • Светит ли солнце?
  • Ярко ли светит солнце?
  • Дует ли ветер?
  • Идет ли снег?
  • Трудовая деятельность: 

Сгребание снега на участке в определенное место; расчистка дорожки, ведущей к березе и рябине.

Цель: учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения.

  • Подвижные игры:

«Хитрая лиса»

 Цель: развивать ловкость, быстроту бега, внимание.

«Найди свой домик»

Цель: учить впрыгивать в круг и выпрыгивать по команде, находить свои «домики».

  • Самостоятельная деятельность детей.

  • Наблюдение за льдом

Цель: формировать обобщенные представления о признаках природных объектов и явлений; установить простейшие связи между ними; воспитывать интерес к неживой природе; продолжать знакомить со свойствами льда.

  • Какого цвета лед?
  • Какой он, твердый или мягкий?
  • Может ли он развиться?
  • Какой он на ощупь?
  • Художественное слово:

Гололед, гололед…
Лед у дома, у ворот.
Я люблю скользить по льду,
Хоть куда по льду пойду.

Но едва лишь сделал шаг,
На дорожку тут же – шмяк!
Как же в садик мне дойти?
Не ползком туда ж ползти?!

Гололед, гололед…
По чуть-чуть скольжу вперед.

  • Трудовая деятельность: 

Пополнить кормушки, очистить их от снега.

Цель: привлекать детей к кормлению птиц, воспитывать заботливое отношение к пернатым.

  • Подвижные игры:

«Лиса в курятнике»

Цель: учить мягко, спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего.

 «Охота на зайцев»

Цель: развитие ловкости, быстроты реакции.

  • Самостоятельная деятельность детей. 

  • Наблюдение за воробьями

Цель: продолжать знакомить с многообразием зимующих птиц; учить замечать характерные особенности строения птиц.

  • Художественное слово:

В серой шубке перовой

И в морозы он герой,

 Скачет, на лету резвиться,

 Не орел, не все же птица (Воробей).

  • Прилетают ли к нашим кормушкам воробьи?
  • Как выглядят воробьи?
  • Чем питаются воробьи?
  • Маленькие или большие воробьи?
  • Трудовая деятельность:

Уборка снега на участке.

Цель: воспитывать трудолюбие.

  • Подвижные игры:

«Воробушки»

Цель: развивать ловкость, внимание.

 «Бездомный заяц»

Цель: упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга; воспитывать ловкость и выносливость.

  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Наблюдение за снегирем.

Цель: формировать представления о зимующих птицах, заботе человека о них, знакомить с характерными особенностями снегиря.

  • Художественное слово:

Каждый год я к вам лечу —

Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой

Ярко-красный галстук мой. (Снегирь)

Есть примета: если снегирь под окном чирикает — это к оттепели.

  • Как выглядит снегирь?
  • Чем питается?
  •  Улетает или остается зимовать?
  • Как человек заботится о нем?
  • Почему снегирь прилетел к нам зимовать?

  • Трудовая деятельность: 

Подкормка птиц на участке детского сада

 Цель: воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к зимующим птицам.

  • Подвижные игры:

«Перелет птиц»  

Цель: учить лазить по лестнице, слышать сигналы воспитателя.

«Кот Васька»

Цель: развивать внимание, ловкость.

  • Самостоятельная деятельность детей.

  • Наблюдение за синичкой

Цель: формировать представления о зимующих птицах, о заботе человека о них; учить узнавать их по внешнему виду.

  • Художественное слово:

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится.

Прыг-скок, прыг-скок, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку

И с дорожки – на плетень,

Тири-тири, тень-тень-тень.

  • Как выглядит синичка? Какого она цвета?  
  • Как передвигается и чем питается?
  • Где зимует синичка?
  • Как человек заботится о ней?
  • Трудовая деятельность: 

Пополнить кормушки салом для синичек, очистить кормушки от снега.

 Цель: привлекать детей к кормлению птиц, воспитывать заботливое отношение к пернатым.

  • Подвижные игры: 

«Кот на крыше»

Цель: развивать координацию движений; развивать ритмичную, выразительную речь.

«Пустое место»

Цель: развивать быстроту реакции, ловкость, скорость, внимание.

  • Самостоятельная деятельность детей.