Консультация для педагогов: «Технология формирования образа человека в работах детей».
консультация

Малышева Евгения Михайловна

   «Не умею рисовать человека!» Кому из нас, воспитателей, не знакомы эти  слова?   Действительно, попробуй изобразить человека, когда не знаешь, как приступить к этому.

    Изображение человека – самое сложное в развитии изобразительного творчества  детей – дошкольников, которое, постепенно усложняясь, занимает место в детских рисунках в течение всего дошкольного детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon risovanie_cheloveka.ppt2.99 МБ
Файл risovanie_cheloveka.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рисование человека Технология формирования образа человека в работах детей Подготовила: воспитатель ГБОУ Школа № 718 Малышева Е.М.

Слайд 2

« Не умею рисовать человека!» Кому из нас, воспитателей, не знакомы эти слова? Действительно, попробуй изобразить человека, когда не знаешь, как приступить к этому.

Слайд 3

Портрет - (от франц. portrait, от устаревшего portraire — изображать), изображение какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.

Слайд 4

Русские художники - портретисты Рокотов Ф.С. «Портрет неизвестной» Боровиковский В. «Портрет ребенка с яблоком»

Слайд 5

Альбрехт Дюрер (немецкий художник) Иоган Вольфганг Гете

Слайд 6

Первое изображение человека в рисунках детей «Палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек!»

Слайд 7

Обучение рисованию портрета начинается с рисования головы

Слайд 8

Пособие «Схемы настроения»

Слайд 9

Изображение человеческой фигуры Дидактическое пособие «Части тела»

Слайд 10

Изображение человеческой фигуры в движении Пособие «Палочные человечки»

Слайд 12

Рисуя, ребенок иногда сознательно, а иногда бессознательно схематизирует изображение предмета, упрощает его, отбрасывая многие детали, подробности, заостряя внимание на самом главном. Так, рисуя человеческое лицо, дети часто изображают только глаза и рот. Все эти, на взгляд взрослого, «недостатки» не мешают детскому рисунку быть выразительным. А наоборот, они-то и делают детский рисунок особенно привлекательным.

Слайд 13

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

 «Технология формирования образа человека в работах детей».

        «Не умею рисовать человека!» Кому из нас, воспитателей, не знакомы эти  слова?   Действительно, попробуй изобразить человека, когда не знаешь, как приступить к этому.

        Изображение человека – самое сложное в развитии изобразительного творчества  детей – дошкольников, которое, постепенно усложняясь, занимает место в детских рисунках в течение всего дошкольного детства.

Все виды и жанры изобразительного искусства непосредственно или косвенно рассказывают о человеке. Одним из таких жанров является портрет.  Портретный  жанр ставит своей главной задачей передачу внешнего и внутреннего облика человека. Портрет может изображать одного человека или группу людей.

        Художники всех эпох создавали портреты, раскрывающие характеры и внутренний мир их современников. Русский портрет всегда отличала глубина психологической характеристики. Великолепны по мастерству портреты художников XVIII века: Ф. Рокотова; Д.Левицкого; Б. Боровиковского. Силу ума, сосредоточенность мысли русских ученых, артистов, писателей, человеческую красоту простых людей показали в своих лучших портретах И. Крамской, И. Репин, В.Серов.

        Рисование  человека – очень  сложная, но и увлекательная задача. В  первых же рисунках детей человек занимает центральное место. Здесь и любимая мама в праздничном наряде, и дедушка, и сестренка, и папа, и любимые сказочные герои. Однако, как правило, изображение человека в рисунках детей отличается однообразием, примитивностью, схематизмом.

        Обучение детей дошкольного возраста изображению человека, а особенно передаче движения, процесс сложный и кропотливый, требующий от педагога умения учитывать в своей работе ряд требований и создания необходимых условий для детского творчества. Чтобы ребенок смог передать в рисунке задуманное, он должен владеть изобразительными и техническими умениями.

                Зачастую ребенок, недовольный  тем, что его изображение выполнено  не на должном уровне, может просто отказаться от рисования человеческих фигур. Поэтому, важное значение приобретает  целенаправленное обучение детей изображению человека, в соответствии с их  возрастными возможностями и  индивидуальными способностями.

        На практике многие педагоги пасуют и зачастую отказываются от рисования с дошкольниками  фигуры человека, не понимая, что данная тема очень обширна и интересна.
        Над вопросом методики рисования человека впервые  задумались художники эпохи Возрождения. Великий немецкий художник эпохи  Возрождения Альбрехт Дюрер оставил  теоретические труды, представляющие большую ценность в области методики обучения. Много ценных мыслей о  методике рисования человека высказал Иоганн Вольфганг Гете. В отечественной дошкольной педагогике проблеме изображения дошкольниками человеческой фигуры впервые уделила внимание Н.П.Сакулина.
        Дети  начинают пробовать свои силы в графическом  изображении фигуры человека вскоре после трех лет. В это время  они пользуются несколькими основными  штрихами, с помощью которых могут  изобразить какого-нибудь человека: маму, папу или другого члена семьи. Рисунок фигуры выполняется ребенком по одной и той же схеме: «Палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек!» 

        Обучение  детей дошкольного возраста изображению  человека - процесс сложный и кропотливый, требующий от педагога умения учитывать в своей работе ряд требований и создания необходимых условий для детского творчества. И в то же время педагогическое руководство  должно быть направлено не только на обучение искусству изображения портрета, но и на развитие восприятия, воображения.

         Необходимо найти такие педагогические приемы, которые способны возбудить интерес к рисованию человека, эмоции, воображение детей, активизировать процесс рисования, вызвать желание оценивать рисунок, находить в нем элементы выразительности.
        В процессе воспитательной работы в данном направлении у детей развивается понимание создаваемого изображения, красоты и выразительности портретного рисунка.
        Основной  целью в проведении работы по обучению изображению человеческой фигуры с  дошкольниками выступает деятельность педагога по формированию у детей 5–7 лет умения создавать эмоционально-выразительный  образ человека в портретном рисунке. Работа ведётся поэтапно в трех направлениях, через интеграцию познания, искусства  и творчества. Главное в успешной работе по обучению детей  изображению человека – заинтересовать детей.

        На начальном  этапе проводится блок занятий по ознакомлению детей с жанром портрета – это  занятия, на которых дети знакомятся с портретной живописью.

        Далее  начинается  знакомство  детей с  различными  видами  портрета: одиночный, групповой, автопортрет. Здесь же дети узнают, что портрет может быть выполнен в скульптурном исполнении и знакомим с его видами: бюст, памятник.

        Обучение изображению  портрета начинается с рисования головы.
Для таких, занятий изготавливаются различные пособия и игры. Пособие «Как рисовать портрет» представляет собой папку-передвижку, где на  показано поэтапное изображение лица человека.

        В старшем  дошкольном возрасте дети узнают о  том, что глаза, носы, рты, уши при  внешнем сходстве имеют самые  различные формы и располагаются  на лицах по-разному. Необходимо разглядеть эти особенности, которые называются чертами  лица. Здесь  могут использоватся дидактические игры «Составь портрет  сказочного героя», «Семейный портрет», «Портрет».

        С целью  постижения мимики лица используется: пособие «Схемы настроения». Здесь не обойтись без упражнений в подборе детьми определений  для характеристики образа. Ведь только глаза, кроме того, что они бывают по форме маленькие, большие, узкие, прищуренные, раскосые, миндалевидные, также могут быть горящими, искрящимися, лукавыми, хитрыми, злыми, потухшими, усталыми.

        В пятилетнем возрасте  для детей самое сложное — изображение человеческой фигуры. И здесь большое значение имеет наличие разнообразного наглядного и иллюстративного материала. Начинаем с рассматривания наглядных пособий  с изображенными фигурами девочки  и мальчика. Обращаем внимание на основные пропорции, основные «части» тела. Оказывается, плечи шире головы, а руки спускаются вниз, доходя до середины бедра (Обычно руки на рисунках детей получаются очень короткими).

        Вначале натурой может  служить кукла. Прежде чем ее рисовать, дети занимаются аппликацией: им предлагается собрать вместе части «поломанной» куклы и каждой части найти свое место — «починить куклу». После этого дети, рисуя куклу красками, легче улавливают последовательность ее изображения. Предшествующая аппликация помогает детям понять строение фигуры. В дальнейшем, изображая фигуру одетой, они опираются на это понимание. Ноги фигуры уже не приставляют к концам платья, а руки не рисуют от шеи или головы.

        Естественное желание детей нарисовать куклу нарядной за одно занятие выполнить трудно — надо найти время и дать детям закончить свои работы. Для того чтобы детям было легче передать различный наряд куклы, можно использовать дымковскую игрушку. Кольца, полосы, клетки, овальные отпечатки кисти — вот элементы узоров этой куклы. Каждая кукла расписана по-своему, каждая застыла в своем движении. Они лаконичны, выразительны, и детям легко их рисовать. Все рисунки получаются разные.

        Далее привлекаем детей к рассматриванию «живой натуры». Детям очень нравится позировать. Вызывается ребенок из группы. Это  еще интересней и понятней. Дети рисуют «с натуры», стараясь понять, запомнить  и передать основные пропорции. Так  шаг за шагом дети подводятся к  изображению фигуры человека в движении.

        Здесь неоценимую помощь оказывает использование  пособий: «Палочные  человечки», «Двигающийся  человечек» (плоский, двигающийся в суставах макет человека), где каждый ребенок на  плоскости может придавать своему человечку любые позы, а затем переносить эти движения на лист бумаги, деревянная  модель человека со сгибающимися  в суставах руками и ногами.

        Сначала дети  изображают движения человека при помощи рисования палочек. Можно придавать  разное положение палочным человечкам на листе бумаги карандашом, можно  рисовать мелом на доске или на мольберте, стирая губкой и рисуя  вновь, если получилось не совсем удачно. Так при помощи схематичных изображений  ребенок понимает, что возможно придать фигуре любое  движение, нарисовав основные направляющие линии (схема движения). В дальнейшем на  занятиях дети пробуют одеть «палочки», учатся добавлять толщину, и изображение приобретает более реалистичные формы Как только дети овладевают секретом передачи движения, направляющие линии становятся ненужными. Дети рисуют человека сразу в одежде и при этом представляют, как движутся руки и ноги, как наклонено туловище.

        Чтобы дети могли передать разнообразные движения, нужно обращать их внимание на положение  рук при ходьбе, беге.  Воспитатель организует наблюдения в жизни, на занятиях рисованием и лепкой. При изображении человека дети сами выполняют нужное движение, и, разумеется, замечают, как меняется при этом положение их рук, ног, корпуса, головы. Так же дети могут наблюдать за  движениями товарищей.  Рассматривание иллюстраций, картинок в книгах еще один полезный прием. Чтобы научить детей передавать то или иное движение, надо сосредоточить их внимание на положении мелких движущихся частей фигуры по отношению к крупной (основной), их форме и способах ее передачи в рисунке, лепке, аппликации. Надо предоставить детям возможность самим попробовать выразить движение в рисунке после предварительного наблюдения, пояснив, с чего начинать, в какой последовательности выполнять изображение

        Хотелось  бы, чтобы дети, прежде чем нарисовать фигуру того или иного персонажа, задумались, какой он по характеру, какое у него настроение, и попробовали  бы выразить в рисунке свое отношение  к изображаемому. Необходимо обращать внимание детей на выражение внутреннего  мира человека при рисовании человеческой фигуры, и здесь нелишним будет  использование  произведений изобразительного искусства. К примеру, рассматривание репродукции картины В. Васнецова  «Аленушка», картины Маковского «Дети, бегущие от грозы», Венецианова «Вот тебе и батькин обед», В.Серова «Стрекоза» и др. В этих картинах через движение передается настроение героев. В позе изображенных художниками персонажей мы можем почувствовать «радость», скорбь», «страх».

        Нельзя  не сказать и о таком аспекте  при изображении фигуры человека, как цветовое решение. Например, при  изображении грустных, злых персонажей цвет детьми выбирается темных и холодных оттенков. Яркие персонажи с радостным, оптимистичным настроем раскрашиваются в яркие, жизнерадостные краски. Дети сознательно выбирают яркие цвета, и это делает рисунки более  выразительными, а движения нарисованных героев более динамичными.

        Обучение  рисованию детей должно быть направлено в первую очередь на развитие их творческой самостоятельности  и  активности. А  для  этого  необходимо воспитывать у детей умение видеть вокруг себя предметы и явления, которые  послужат содержанием изобразительного творчества, вызывать эстетическое отношение  к общественным событиям и природе, развивать эмоциональную отзывчивость детей и вооружать их средствами изображения различных событий и явлений.
        Любой предмет  воспроизводится детьми плоскостно. Это является одной из главных  особенностей детского рисунка. Другой особенностью является то, что соразмерность  частей при изображении различных  предметов не играет большой роли для ребенка. То, что хочет подчеркнуть, определить как главное, он изображает часто непропорционально большим (например, голова человека). Непропорциональность наблюдается и между предметами (человек часто оказывается крупнее  дома).

        Рисуя, ребенок  иногда сознательно, а иногда бессознательно схематизирует изображение предмета, упрощает его, отбрасывая многие детали, подробности, заостряя внимание на самом  главном. Так, рисуя человеческое лицо, дети часто изображают только глаза  и рот. Все эти, на взгляд взрослого, «недостатки» не мешают детскому рисунку  быть выразительным. А  наоборот, они-то и  делают детский рисунок особенно привлекательным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Технология сотрудничества как средство социализации детей дошкольного возраста»

Актуальность технологии сотрудничества заключается и в том, что она позволяет разрешить проблему преемственности в работе школы и детского сада в системе реализации развивающего обучения....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ТЕХНОЛОГИЯ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Представлена консультация для воспитателей о понятии музейная педагогика, о ее формах, принципах....

Консультация для педагогов "Технология партнерской деятельности взрослых и детей дошкольного возраста"

Каким образом организовать совместную партнерскую деятельность взрослых и детей дошкольного возраста. Этот материал будет полезен педагогам МДОУ....

Мастер – класс для педагогов : «технология ЛЭПбук и применение её в работе с детьми раннего возраста» (из опыта работы)

Повышение профессиональной компетентности педагогов в области познавательного развития детей   на основе использования технологии лэпбук....