рабочая программа старшая группа
рабочая программа (старшая группа)

рабочая программа старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл titulnyy_list.docx103.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №27» г. Уссурийска Уссурийского городского округа

                                                                                             Утверждаю

                                                 Заведующий МБДОУ «Детский сад №27»

                                                       ___________Сергеева М.Н.

                                               

                                           От «29» августа 2019г.

Рабочая программа

_________________старшая группа________________

(наименование группы ДОУ, возраст детей)

__________________________1 год_________________________

(срок реализации программы)

Составлена на основе ООПДОУ в соответствии с примерной программой

«От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.

(наименование программы)

(автор программы)

_________________Величко Ольга Алексеевна________________

(Ф.И.О. педагога (ов), составившего (их) рабочую учебную программу)

г. Уссурийск

2019- 2020 учебный год

Содержание

1. Пояснительная записка                                                                       с. 3 - 12                                                                                                                                  

  • Возрастные и индивидуальные особенности развития                 с. 4

воспитанников;

  • Цели и задачи деятельности группы по реализации рабочей      с. 7

программы;

  • Принципы  и  подходы  к  формированию                                    с. 10

Программы; 

  • Прогнозируемые результаты реализации                                      с. 10

Программы.

2. Проектирование образовательного процесса                                 с. 13 - 56

  • Режим дня, двигательная активность                                   с. 13
  • Максимально допустимый объем образовательной           с. 19

     нагрузки

  • Расписание непосредственно образовательной                   с. 21

     деятельности

  • Модель ежедневной организации жизни и деятельности   с. 21

     детей

  • Комплексно-тематическое планирование                                с. 26

     образовательного процесса

  • Образовательная деятельность по региональным

      проектам

  • Формы сотрудничества с семьями воспитанников                 с. 38

3. Планируемые результаты освоения программы                     с. 41

4. Условия реализации рабочей программы                                 с. 43

5. Список литературы                                                                        с. 47

1. Целевой раздел:

Пояснительная записка.

    Рабочая программа старшей группы является локальным актом, разработанным  в соответствии:

с законами РФ

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

с документами Министерства образования и науки РФ

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г.   № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»

с документами Федеральных служб

  • постановлением Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г.      № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

с локальными документами

  • Уставом

Рабочая программа старшей группы разработана на основе общеобразовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад №27 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению развития детей, а также примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.

При разработке рабочей программы группы использованы также следующие вариативные программы:

- Н.Н.Авдеева, Р.В.Стеркина, О.Л.Князева «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», - М., 2002;

- О. С.Ушакова «Развитие речи дошкольников», – М., 2007;

- И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», -  М., 2013;

- В. В. Гаврилова «Занимательная физкультура»,  – Волгоград, Учитель, 2009.

Возрастные  и индивидуальные особенности развития воспитанников

     Содержание рабочей программы отражает возрастные и индивидуальные особенности развития воспитанников.

     Физическое  развитие

     Продолжается  процесс  окостенения  скелета  ребенка.  Дошкольник  более  совершенно  овладевает  различными  видами  движений.  Тело  приобретает  заметную  устойчивость.  Дети  к  6  годам  уже  могут  совершать  пешие  прогулки,  но  на  небольшие  расстояния.  Шестилетние  дети  значительно  точнее  выбирают  движения,  которые  им  надо  выполнить.  У  них  обычно  отсутствуют  лишние  движения,  которые  наблюдаются  у  детей  3-5  лет. В  период  с  5  до  6  лет  ребенок  постепенно  начинает   адекватно  оценивать  результаты  своего  участия  в  играх  соревновательного  характера.  Удовлетворение  полученным  результатом  к  6  годам  начинает  доставлять  ребенку  радость,  способствует  эмоциональному  благополучию  и  поддерживает  положительное  отношение к  себе  («я  хороший,  ловкий»  и  т.д.). Уже  начинают  наблюдаться  различия  в  движениях  мальчиков  и девочек (у  мальчиков  - более  прерывистые,  у девочек – мягкие, плавные).

К  6  годам  совершенствуется  развитие  мелкой  моторики  пальцев  рук.  Некоторые дети  могут  продеть  шнурок  в  ботинок  и  завязать  бантиком.

В  старшем  возрасте  продолжают  совершенствоваться  культурно-гигиенические  навыки:  умеет  одеться  в  соответствии  с  условиями  погоды,  выполняет  основные  правила  личной гигиены, соблюдает  правила  приема  пищи, проявляет  навыки  самостоятельности.  Полезные  привычки  способствуют  усвоению  основ  здорового  образа  жизни.

Познавательно-речевое  развитие

    Общение  детей  выражается  в свободном  диалоге  со  сверстниками  и  взрослыми,  выражении своих  чувств  и  намерений  с  помощью  речевых  и  неречевых  (жестовых,  мимических,  пантомимических)  средств.

Продолжает  совершенствоваться  речь,  в  том  числе ее  звуковая  сторона.  Дети могут  правильно  воспроизводить  шипящие,  свистящие и  сонорные  звуки.  Развивается  фонематический  слух,  интонационная  выразительность  речи  при  чтении  стихов  в  сюжетно-ролевой  игре  и в  повседневной  жизни. Совершенствуется  грамматический  строй  речи.  Дети  используют  все  части  речи,  активно  занимаются  словотворчеством.  Богаче  становится  лексика:  активно  используются синонимы  и  антонимы.  Развивается  связная речь:  дети  могут  пересказывать,  рассказывать  по  картинке,  передавая  не  только  главное,  но  и  детали.

В  познавательной  деятельности  продолжает  совершенствоваться  восприятие  цвета,  формы  и  величины,  строения  предметов;  представления  детей  систематизируются. Дети  называют  не только  основные  цвета  и  их  оттенки,  но  и  промежуточные  цветовые  оттенки;  форму  прямоугольников, овалов, треугольников. К  6-ти  годам  дети  легко  выстраивают  в  ряд – по  возрастанию  или  убыванию – до  десяти  предметов  разных  по  величине.  Однако  дошкольники  испытывают трудности  при  анализе пространственного  положения  объектов,  если  сталкиваются  с  несоответствием  формы  и  их пространственного  расположения.   В  старшем  дошкольном  возрасте  продолжает  развиваться  образное  мышление.  Дети  способны  не  только  решить  задачу  в  наглядном  плане,  но  и  совершить  преобразования  объекта.  Продолжают  совершенствоваться  обобщения,  что  является  основой  словесно-логического  мышления.  5-6  лет  -  это  возраст  творческого  воображения.  Дети  самостоятельно  могут  сочинить  оригинальные  правдоподобные  истории.  Наблюдается  переход  от  непроизвольного  к  произвольному  вниманию.

Конструирование  характеризуется   умением  анализировать  условия,  в  которых  протекает  эта  деятельность.  Дети  используют и  называют  различные  детали  деревянного  конструктора.  Могут  заменять  детали  постройки  в  зависимости  от  имеющегося  материала.  Овладевают  обобщенным  способом  обследования  образца.  Конструктивная  деятельность  может  осуществляться  на  основе  схемы,  по  замыслу  и по  условиям.  Дети  могут  конструировать  из бумаги,  складывая  ее  в  несколько  раз (2,4,6 сгибов);  из  природного   материала.

Социально-личностное  развитие

     Дети  проявляют  высокую  познавательную  активность.  Ребенок  нуждается  в  содержательных  контактах  со  сверстниками.  Их  речевые  контакты  становятся  все  более  длительными  и  активными.  Дети  самостоятельно  объединяются  в  небольшие  группы  на  основе  взаимных  симпатий.  В  этом  возрасте  дети  имеют  дифференцированное  представление  о  своей  гендерной принадлежности  по  существенным  признакам  (женские  и мужские  качества,  особенности  проявления  чувств).

Ярко  проявляет  интерес  к  игре.

В  игровой  деятельности  дети  шестого  года  жизни  уже  могут распределять  роли  до  начала игры  и  строят  свое  поведение,  придерживаясь  роли.  Игровое взаимодействие  сопровождается  речью,  соответствующей  и по  содержанию,  и  интонационно  взятой роли.  Речь,  сопровождающая  реальные  отношения  детей,  отличается  от  ролевой  речи.  При  распределении    ролей могут  возникать  

конфликты,  связанные с  субординацией   ролевого  поведения.  Наблюдается организация  игрового  пространства,  в  котором  выделяются  смысловой  «центр»  и  «периферия».  В  игре  дети  часто  пытаются  контролировать  друг  друга  -  указывают,  как  должен  вести  себя  тот  или  иной  персонаж.

Ребенок  пытается  сравнивать  ярко  выраженные  эмоциональные  состояния,  видеть  проявления  эмоционального  состояния  в  выражениях, жестах,  интонации  голоса.  Проявляет  интерес  к  поступкам  сверстников.

В  трудовой  деятельности  освоенные  ранее  виды  детского  труда  выполняются  качественно, быстро,  осознанно.  Активно  развиваются  планирование  и  самооценивание  трудовой  деятельности.

Художественно-эстетическое  развитие

       В  изобразительной  деятельности  5-6  летний  ребенок  свободно  может  изображать  предметы  круглой,  овальной,  прямоугольной формы, состоящих  из  частей  разной  формы  и  соединений  разных  линий.  Расширяются  представления  о  цвете  (знают  основные  цвета  и  оттенки, самостоятельно может  приготовить  розовый  и  голубой  цвет).  Старший  возраст – это  возраст  активного  рисования.  Рисунки могут  быть  самыми  разнообразными  по  содержанию:  это  жизненные впечатления  детей,  иллюстрации  к  фильмам  и  книгам,  воображаемые ситуации.  Обычно  рисунки  представляют  собой  схематичные  изображения  различных  объектов,  но могут  отличаться  оригинальностью  композиционного  решения. Изображение  человека  становится  более  детализированным  и  пропорциональным.  По  рисунку  можно  судить  о  половой  принадлежности  и  эмоциональном  состоянии  изображенного человека. Рисунки  отдельных  детей  отличаются  оригинальностью,  креативностью. В  лепке    детям  не  представляется  трудности  создать  более  сложное  по  форме  изображение.   Дети  успешно  справляются  с  вырезыванием  предметов  прямоугольной  и  круглой  формы  разных  пропорций.

Старших  дошкольников  отличает  яркая  эмоциональная  реакция на  музыку.  Появляется  интонационно-мелодическая  ориентация  музыкального  восприятия.  Дошкольники  могут  петь  без  напряжения,  плавно,  отчетливо  произнося  слова;  свободно  выполняют  танцевальные  движения:  полуприседания с  выставлением  ноги  на пятку,  поочередное  выбрасывание  ног  вперед в  прыжке  и  т.д.  Могут  импровизировать,  сочинять  мелодию  на  заданную  тему. Формируются  первоначальные  представления  о жанрах  и видах  музыки.

 Цели и задачи деятельности группы по реализации рабочей программы

     Рабочая программа направлена на:

  • создание условий для позитивной социализации ребёнка, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей детей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; сохранение и укрепление здоровья детей; коррекцию нарушений в физическом и психическом развитии детей.

Цель программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Задачи:

•  Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.

• Построение комплексно-тематической модели образовательного процесса.

• Обеспечение познавательно,  социально-нравственного, художественно-эстетического и физического развития детей.

• Обеспечение рациональной организации и реализации приоритетного направления.

• Создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам.

• Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

• Стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной и трудовой).

• Осуществление преемственности детского сада и семьи в воспитании и обучении детей.

• Повышение компетентности родителей в области воспитания.

• Оказание консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Основные задачи образовательных областей:

Социально – коммуникативное развитие

  1. Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
  2. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
  3. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
  4. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
  5. Формирование готовности к совместной деятельности.
  6. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации.
  7. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
  8. Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие

  1. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
  2. Формирование познавательных действий, становление сознания.
  3. Развитие воображения и творческой активности.
  4. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритм, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
  5. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие

  1. Владение речью как средством общения.
  2. Обогащение активного словаря.
  3. Развитие связной,  грамматически правильной диалогической и монологической речи.
  4. Развитие речевого творчества.
  5. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
  6. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
  7. Формирование звуковой аналитика – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно - эстетическое развитие

  1. Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
  2. Становление эстетического отношения к окружающему миру.
  3. Формирование элементарных представлений о видах искусства.
  4. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
  5. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
  6. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Физическое развитие

  1. Развитие физических качеств.
  2. Правильное формирование опорно - двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики.
  3. Правильное выполнение основных движений.
  4. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.
  5. Овладение подвижными играми с правилами.
  6. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
  7. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

Приоритетным направлением работы дошкольного учреждения является речевое развитие:

  1. Осуществлять решение речевых задач в образовательном процессе дошкольного учреждения посредством использования разных форм организации детей, интеграции содержания и задач образования дошкольника;
  2. Обогатить речевую развивающую среду дидактическим и игровым материалом;
  3. Повысить профессиональную компетентность педагогов;
  4. Сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам становления связной речи детей;
  5. Организовать психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в процессе реализации проекта, его продвижение и успешность.

Принципы и подходы к формированию Программы

Рабочая программа:

  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • сочетает принципы научной обоснованности и практической преемственности;
  • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
  • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.

Прогнозируемые результаты реализации программы

  •  динамика индивидуального развития детей;
  • участие родителей в образовательном процессе;
  • создание активной развивающей среды, направленной на самореализацию ребёнка в специфических для дошкольного возраста видах деятельности.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

• Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам товарищей, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои действия и управлять ими;

• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены;

• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно  придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;

  • Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте;
  • Проявляет уважение к жизни (в различных её формах) и заботу об окружающей среде;
  • Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.);
  • Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, её достижения, имеет представление о её географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях;
  • Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу;
  • Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших;
  • Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

2. Проектирование образовательного процесса

Режим дня

В группе разработан режимный процесс:

  • на холодный/тёплый период года;
  • двигательная активность.

Режим дня на холодный период года

Режимные моменты

(с указанием реализуемых образовательных областей)

Отведенное время на режимный момент

Утренний приём детей, игры, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность с детьми, утренняя гимнастика

7.30 – 8.20

Подготовка к завтраку, завтрак

8.20 – 8.40

Игры, самостоятельная деятельность, подготовка к непосредственно образовательной деятельности

8.40 – 8.55

Непосредственно образовательная деятельность в рамках образовательных областей

Второй завтрак

9.00 – 9.25

9.35 – 10.00

10.10 – 10.35

Подготовка к прогулке, прогулка: игры, наблюдения, труд, самостоятельная деятельность детей

10.10 – 12.20

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность

12.20 – 12.30

Подготовка к обеду, обед

12.30 – 13.00

Подготовка ко сну, дневной сон 

13.00 – 15.00

Постепенный подъём, воздушные, водные процедуры

15.00 – 15.30

Чтение художественной литературы

15.30 – 15.55

Подготовка к усиленному полднику, усиленный полдник.

15.55-16.20

Игры, самостоятельная и организованная деятельность детей, кружки

16.20 – 16.25

16.25 – 16.50

Прогулка, игры, постепенный уход домой детей

16 50 - 18.00


Режим дня на  тёплый период года

Режимные моменты

(с указанием реализуемых образовательных областей)

Отведенное время на режимный момент

Утренний приём детей на участке, игры.

Индивидуальная работа с  детьми.  Утренняя гимнастика на свежем воздухе.

7.30 – 8.30

Подготовка к завтраку, завтрак

8.30 – 9.00

Самостоятельная игровая деятельность

9.00 – 9.30

Второй завтрак

9.30 – 9.40

 Прогулка 1.

Наблюдения и опыты в природе. Труд. Музыкальные и физкультурные развлечения и досуги на свежем воздухе. Подвижные и ролевые игры. Физкультурные игры и упражнения. Индивидуальная работа с детьми по развитию основных движений по физкультуре. Самостоятельные игры.

9.40  – 12.00

Возвращение с прогулки, гигиенические и оздоровительные процедуры. Обед. Подготовка ко сну.

12.00 – 13.00

Подготовка к обеду, обед.

12.30 – 13.00

Дневной сон.

13.00 – 15.15

Постепенный подъём, оздоровительно – закаливающие процедуры.

15.15 – 15.30

Чтение художественной литературы.

15.30-15.55

Подготовка к усиленному полднику, усиленный полдник.

 

15.55 – 16.20

Прогулка 2.

Подвижные игры на свежем воздухе. Индивидуальная работа с детьми. Командные игры – эстафеты. Развлечения на улице. Индивидуальная работа по основным движениям. Уход домой.

16.20 - 18.00

 

Двигательный режим

Виды двигательной активности

Старший возраст

(5 – 6 лет)

Утренняя гимнастика

8 – 10  мин.

Непосредственно образовательная деятельность

(образовательная область «Физическое развитие»)

25 мин.

(3 раза в неделю)

Физкультурная минутка

1-3мин.  ежедневно

Динамическая переменка

10 мин.

(ежедневно)

Непосредственно образовательная деятельность

(образовательная область «Музыка»)

25 мин.

(2 раза в неделю)

Развлечение

30 - 40 мин.

( 1 раз в неделю)

Подвижные и спортивные игры на прогулке

25 – 30 мин.

(ежедневно на утренней и вечерней прогулке)

В дни проведения физкультурных занятий

10 – 15 мин.

Гимнастика после сна

10 мин.

(ежедневно)

Разминка в постели после сна

3 мин.

(ежедневно)

Физкультурные досуги

30 – 40  мин.

(1раз в неделю)

Физкультурные праздники

До 60 мин.

(2 раза в год)

Объём двигательной активности в неделю

5 ч. 45 мин. –

6 ч. 10 мин.

Максимально допустимый объём образовательной нагрузки

     Образовательный процесс предусматривает решение программных образовательных задач в ходе совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей, взаимодействия с семьями воспитанников группы.

     Планирование образовательной нагрузки разработано в соответствии с максимально допустимым объёмом образовательной нагрузки для возрастной группы в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

     Непосредственно образовательная деятельность организуется как совместная интегративная деятельность педагогов с детьми, которая включает различные виды детской деятельности.

     Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут.

     Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня для детей старшей группы не превышает – 50 -75 мин.

     В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводится физкультминутка. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.

Учебный план

Средняя группа

(дети с 4 до 5)

Образовательные области

Основные виды непосредственно образовательной деятельности                                     с воспитателем

Количество                    в неделю

25 мин х 13 =                     = 325 мин.

( 5ч. 25 мин.)

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие:                                                                                                                - Формирование элементарных математических представлений;                                      - Формирование целостной картины мира  (приобщение к социокультурным ценностям, ознакомление с предметным миром,  миром природы)                                                

1

2

Речевое развитие

2

Художественно-эстетическое развитие                                                  - Рисование                                                            - Лепка

/аппликация 

-

- Музыка

2

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

2

Физическое развитие                                       

                 

3

Общее количество      

13

Расписание непосредственно образовательной деятельности

Дни недели

Непосредственно образовательная деятельность

Понедельник

1.  9.00 – 9.25   Речевое развитие

2.  9.35 – 10.00   Рисование

3.  15.20 – 15.45  Физическое развитие  

Вторник

1. 9.00 – 9.25    Музыка

2. 9.35 – 10.00    Познавательное развитие

Среда

1. 9.00 – 9.25    Речевое развитие

2. 9.35 – 10.00    Лепка/Аппликация

3. 11.00 – 11.25 Физическое развитие на улице

Четверг

1. 9.00 – 9.25    Музыка

2. 10.10 – 10.35 Формирование элементарных    

                           математических представлений

3. 10.45 – 11.10  Рисование

Пятница

1. 9.00 – 9.25    Физическое развитие

2. 9.35 – 10.00 Ознакомление с окружающим миром

Модель ежедневной организации жизни и деятельности детей

       Ежедневная организация жизни и деятельности детей строится на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей, социального заказа родителей и предусматривает личностно-ориентированный подход к организации всех видов детской деятельности.

  Решение программных образовательных задач осуществляется:

  • в совместной деятельности детей и взрослых

- в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской,, музыкальной, двигательной, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, восприятие художественной литературы и фольклора,) в самостоятельной деятельности детей;

  • во взаимодействии с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

     Совместная деятельность предполагает индивидуальную,  подгрупповую и групповую форму организации образовательной работы с воспитанниками.

Она строится на:

  • субъектной (партнерской, равноправной) позиции взрослого и ребенка;
  • диалогическом  общении взрослого с детьми;
  • продуктивном взаимодействием ребенка со взрослыми и сверстниками.

      Самостоятельная деятельность предполагает свободную деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами (в том числе совместно с детьми) предметно-развивающей образовательной среды и:

  • обеспечивает выбор каждым ребенком  деятельности по интересам;
  • позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
  • содержит в себе проблемные ситуации и направлена  на самостоятельное решение ребенком разнообразных задач;
  • позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.

Модель ежедневной организации жизни и деятельности детей

1-я половина дня

 (совместная образовательная деятельность с детьми, самостоятельная деятельность детей)

2-я половина дня

(совместная образовательная деятельность с детьми, самостоятельная деятельность детей)

Физическое развитие

  • Приём детей на воздухе в тёплое время года
  • Утренняя гимнастика
  • Гигиенические процедуры (умывание)
  • Комплексы закаливающих процедур (облегчённая одежда в группе; воздушные ванны; ходьба по ребристым дорожкам до сна; обширное умывание, мытьё ног и солнечные ванны в тёплое время года)
  • Подвижные игры на прогулке
  • Физкультурные занятия: игровые, сюжетные, комплексные
  • Подвижные игры
  • Физкультминутки
  • Динамические переменки
  • Логоритмические упражнения
  • Релаксационные упражнения
  • Гимнастика для глаз
  • Дыхательная гимнастика
  • Массаж
  • Формирование навыков самообслуживания
  • Рассматривание иллюстраций и беседы о пользе физических упражнений и здоровом образе жизни
  • Индивидуальная работа по развитию движений

  • Гимнастика пробуждения
  • Гимнастика после сна
  • Выполнение правил личной гигиены
  • Самостоятельная двигательная деятельность в физкультурном уголке группы и на прогулке
  • Формирование навыков самообслуживания

Физкультурные досуги, игры, развлечения

  • Индивидуальная работа по развитию движений
  • Комплексы закаливающих процедур (облегчённая одежда в группе; воздушные ванны; ходьба по ребристым дорожкам после сна; обширное умывание)

Социально-коммуникативное развитие

  • Оценка эмоционального состояния группы с последующей коррекцией плана работы
  • Этика быта, трудовые поручения
  • Формирование навыков культуры общения
  • Театрализованные игры, подвижные игры имитационного характера
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Просмотр и обсуждение мультфильмов, видеоматериалов
  • Чтение, рассматривание, обсуждение книг
  • Общение младших и старших детей  (совместные игры)
  • Индивидуальная работа с детьми
  • Ситуативные беседы при проведении режимных моментов.  Формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов
  • Индивидуальные игры
  • Совместные игры
  • Все виды самостоятельной  деятельности, предполагающие общение, взаимодействие со сверстниками
  • Индивидуальная работа с детьми
  • Эстетика быта

Познавательное развитие

  • Непосредственно образовательная деятельность
  • Дидактические игры
  • Наблюдения
  • Беседы, рассказы взрослых об интересных фактах, событиях
  • Экскурсии по участку
  • Исследовательская деятельность, простейшие опыты и экспериментирование
  • Конструктивная деятельность
  • Оформление выставок
  • Рассматривание и обсуждение предметных, сюжетных картинок, иллюстраций
  • Индивидуальная работа
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Рассматривание книг, картинок
  • Настольно-печатные игры
  • Развивающие, дидактические игры
  • Конструктивная деятельность
  • Речевое творчество
  • Досуги
  • Индивидуальная работа

Речевое развитие

  • Чтение художественной литературы
  • Заучивание стихов
  • Упражнения на развитие всех сторон речи
  • Создание речевой развивающей среды
  •  Поощрение речевой активности детей
  • Ситуативные разговоры с детьми (развитие речи во всех видах детской деятельности)
  • Индивидуальная работа
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Рассматривание книг, картинок
  • Настольно-печатные игры
  • Развивающие, дидактические игры
  • Речевое творчество
  • Досуги
  • Индивидуальная работа

Художественно-эстетическое развитие

  • Музыкальные занятия
  • Игры музыкальные, хороводные
  • Непосредственно  образовательная деятельность художественно-эстетического цикла
  • Праздники, музыкальные досуги
  • Выставки произведений декоративно-прикладного искусства
  • Выставки детского творчества
  • Слушание народной, классической, детской музыки
  • Музыкальные дидактические игры
  • Игра на музыкальных инструментах
  • Пение, упражнения на развитие голосового аппарата
  • Беседы по содержанию песен
  • Развитие танцевальных, музыкально-ритмических движений
  • Использование музыки в повседневной жизни детей
  • Привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире
  • Рассматривание  репродукций картин, иллюстраций
  • Рассматривание народной игрушки
  • Игра в народные игрушки-забавы
  • Слушание музыки
  • Самостоятельное музыцирование
  • Музыкальные досуги
  • Художественное творчество
  • Индивидуальная работа


Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса

Содержание совместной деятельности детей и взрослых организуется по комплексно-тематическому принципу.

Сроки

Лексические темы

Праздники, знаменательные даты

Педагогические задачи

Итоговые мероприятия

Сентябрь

1 неделя

«Путешествие в страну знаний».

Развитие у детей познавательной мотивации, интереса к школе, книгам. Формирование дружеских, доброжелательных отношений между детьми. Продолжение знакомства с детским садом как ближайшим социальным окружением ребёнка, расширение представлений о профессиях сотрудников детского сада.

Праздник «День знаний»

2 неделя

«Приморский край. Наш город Уссурийск».

Формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему; познакомить с историей названия города, воспитывать чувство гордости за своих земляков; обогащать и активизировать словарь; обучать словесному описанию картины, прививать любовь к искусству и родной природе.

Поэтическая гостиная «Мой Уссурийск».

3 неделя

«Времена года. Осень».

Расширение знаний детей об осени. Продолжение знакомства с сельскохозяйственными профессиями. Закрепление знаний о правилах безопасного поведения в природе. Формирование обобщённых представлений об осени как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы. Формирование первичных представлений об экосистемах, природных зонах. Расширение представлений о неживой природе.

Комплексное НОД «Осень в гости к нам пришла»

Выставка детского творчества.

4 неделя

«Овощи. Огород».

Учить детей различать овощи на ощупь, называть и группировать их; после прослушивания стихотворения перечислять овощи, о которых в нём рассказывается.

Выставка поделок «Дары Осени»

Октябрь

1 неделя

«Фрукты. Сад».

Закреплять названия фруктов. Ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде.

Мастерская «Фруктовый салат»

2 неделя

«Грибы. Ягоды».

Научить различать съедобные и несъедобные грибы, познакомить с особенностями внешнего вида и роста грибов; составить правила сбора грибов; активизировать словарь.

Праздник «Осень».

Выставка    детского творчества.

3 неделя

«Деревья. Кустарники».

Способствовать развитию мышления, познавательного интереса, воображения; воспитывать стремление бережно относиться к природе в повседневной жизни; закрепить знания о понятиях «дерево», «кустарник», «травы», о многообразии размеров, форм, в связи с приспособляемостью растений к среде обитания; развивать творчество, воображение детей.

Викторина «Юные защитники природы»

4 неделя

«Одежда, обувь, головные уборы».

Развивать устную речь; уточнить функциональную значимость одежды в жизни людей: потребность в одежде присуща только людям; научить дифференцировать одежду по сезонам; дать понятие о национальной одежде и привести примеры.

 

 

Развлечение «В мире моды»

5 неделя

«Домашние животные».

Закрепить знания детей о домашних животных; учить замечать и называть их характерные особенности: рога, шерсть, борода, копыта.

Фотовыставка «Мой домашний питомец»

Ноябрь

1 неделя

«День народного единства».

Расширение представлений детей о родной стране, о государственных праздниках; развитие интереса к истории своей страны; воспитание гордости за свою страну, любви к ней.

Знакомство с историей России, гербом и флагом, мелодией гимна. Рассказы о людях, прославивших Россию; о том, что Российская Федерация – огромная многонациональная страна; Москва – главный город, столица нашей Родины.

Праздник «День народного единства».

Выставка детского творчества

2 неделя

«Дикие животные».

Формировать желание заботиться о животных и птицах; Расширять представления о взаимодействии человека с природой в разное время года.

Досуг «В гостях у лесных жителей».

3 неделя

«Животные Жарких стран и Севера».

Расширять и обогащать представления детей об особенностях жизни животных Жарких стран и Севера.

Выставка поделок из солёного теста.

4 неделя

«Птицы: домашние и дикие».

Дать детям представление о птицах, их разнообразии; учить делить на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания; активизировать словарь.

Выставка поделок из бросового материала.

Декабрь

1 неделя

«Зима. Зимующие птицы».

Расширять представления детей о зимующих птицах родного края. Учить узнавать по внешнему виду и называть птиц. Формировать желание наблюдать за птицами, не мешая им. Развивать познавательный интерес к миру природы. Закреплять знания о повадках птиц. Формировать желание заботиться о птицах в зимний период, развивать эмоциональную отзывчивость.

Развлечение «Зимние игры – забавы».

2 неделя

«Дикие животные зимой».

Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу, как переносят зиму.

Игра – драматизация по сказке «Зимовье зверей».

3 неделя

«Организм человека. Гигиена».

Расширение представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Воспитание стремления вести здоровый образ жизни. Формирование положительной самооценки.

Спортивное развлечение «Сильные, ловкие, смелые».

4 неделя

«Моё здоровье. Зимние забавы».

Продолжение знакомства детей с зимой как временем года, с зимними видами спорта. Формирование первичного исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование с водой и льдом.

Расширение и обогащение знаний детей об особенностях зимней природы, особенностях деятельности людей в городе, на селе; о безопасном поведении зимой.

Игры – забавы.

Январь

5 неделя

«Новый год»

Привлечение детей к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении. Содействие возникновению чувства удовлетворения от участия в коллективной праздничной деятельности.

Закладывание основ праздничной культуры.

Развитие эмоционально положительного отношения к предстоящему празднику, желания активно участвовать в его подготовке.

Новогодний утренник.

1 неделя

«Посуда».

Закрепить познания детей о посуде. Учит называть и различать посуду, составлять описательный рассказ по плану. Правильно строить предложения. Полно отвечать на вопросы. Развивать память, внимание, мелкую моторику. Воспитывать умение внимательно слушать короткие рассказы своих товарищей по теме. Вызвать желание помогать маме (бабушке) на кухне.

Выставка поделок «Очумелые ручки»

Февраль

2 неделя

«Наша пища. Продукты питания».

Обогатить представления детей о мире посуды и продуктах питания. Расширить представление детей о труде повара, кухонных электроприборах. Сформировать представления детей о зависимости здоровья человека от правильного питания; умения определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях.

Вечер загадок.

3 неделя

«Дом. Семья».

Формировать у детей убеждение о важности семьи, о роли семьи в жизни человека, представление о значимости каждого члена семьи. Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге; расширять представление об обязанностях членов семьи, о семейных ценностях и традициях; активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье. Развивать коммуникативные навыки детей. Воспитывать у детей чувство любви и уважения к родителям, гордость за свою семью.

Конкурс – фотовыставка «Отдыхаем всей семьёй»

1 неделя

«Мебель».

 Закрепить обобщающее понятие «мебель». Обобщить,  уточнить  и активизировать словарь детей: мебель, шкаф, кровать, буфет, сервант, диван, кресло, тахта, стул, стол, комод, полка, тумба, табурет, ножка, подлокотник, спинка, сиденье. Развивать познавательный интерес детей.

Инсценировка сказки «Три медведя»

2 неделя

«Народная культура и традиции».

Продолжение знакомства детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно – прикладным искусством. Расширение представлений о народных игрушках. Знакомство с национальным декоративно – прикладным искусством.

Рассказы детям о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта, одежды.

Досуг «Любимые народные игры»

3 неделя

«Правила дорожного движения. Транспорт».

Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта.

Закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения.

Упражнять в умении классифицировать транспорт по видам.

Активизировать словарь детей словами-названиями транспортных средств, профессий людей, управляющих этими транспортными средствами.

Закрепить умение работать с бумагой и клеем, создавать из элементов целостную композицию.

Развивать любознательность, мышление, фонетический слух, мелкую моторику.

Воспитывать уважение к профессии водителя.

Игры – ситуации по правилам безопасности.

4 неделя

«Наша Армия».

 Расширение представления детей о Российской армии. Рассказы о трудной, но почётной обязанности защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Воспитание детей в духе патриотизма, любви к Родине. Знакомство с разными родами войск, боевой техникой.

Расширение гендерных представлений, формирование в мальчиках стремления быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитание в девочках уважения к мальчикам как будущим защитникам Родины.

Конкурсная программа «А ну-ка, мальчики!»

Март  

1 неделя

«Времена года. Весна. Прилёт птиц».

Формирование у детей обобщённых представлений о весне как времени года, о приспособленности растений и животных к изменениям в природе.

Расширение знаний о характерных признаках весны; о прилёте птиц; о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; о весенних изменениях в природе.

Досуг «Проводы зимы».

2 неделя

«Мамин праздник».

Организация всех видов детской деятельности вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитание уважения к воспитателям.

Расширение гендерных представлений, формирование у мальчиков представлений о том, что мужчины должны внимательно относиться к женщинам.

Привлечение детей к изготовлению подарков мамам, бабушкам, воспитателям.

Воспитание бережного и чуткого отношения к самым близким людям, потребности радовать близких добрыми делами.

Развлечение «Праздник мам и бабушек»

3 неделя

«Профессии».

Закрепить знания детей о профессиях; расширить кругозор и познавательный интерес к профессиям; формировать уважение к труду взрослых разных профессий, определить значимость этих профессий.

Выставка поделок с участием родителей «Все работы хороши»

4 неделя

«Пресноводные рыбы. Земноводные».

Закрепление знаний у детей о рыбах (пресноводные, морские, аквариумные).

Помочь детям  запомнить особенности внешнего вида, разнообразие названий  рыб и  их детёнышей.

Учить выделять  характерные особенности пресноводных, морских, аквариумных рыб.

Формировать знания детей о пресноводных рыбах родного края.

Развивать диалогическую речь, активизировать словарь.

Учить составлять описательные рассказы о строении и характерных особенностях рыб.

Закрепить представление о природоохранной деятельности человека на водоёмах,  содержащих рыб.

Развивать память, логическое мышление.

 

Выставка творчества «Водная стихия»

5 неделя

«В мире театра».

Развивать интерес к театральной игре путем активного влечения детей в игровые действия. Вызывать желание попробовать себя в разных ролях. Развивать умение детей создавать творческие группы для подготовки и проведения.

Театрализованная постановка «Заюшкина избушка»

Апрель

1 неделя

«Морские животные и рыбы».

Закрепить знания детей о разнообразии подводного мира; поощрять навыки поисковой деятельности; обогащать речь детей; формировать бережное отношение к природе.

Экологическое развлечение «Морские жители»

2 неделя

«День Космонавтики».

Формирование обобщающего понятия. Формирование и расширение представлений о космосе, космической технике.

Физкультурный досуг «Космическое путешествие»

3 неделя

«Насекомые».

Уточнить и закрепить с детьми понятие «насекомые»; уточнить особенности внешнего вида насекомых; закрепить знания о цикле развития насекомых, способе питания, образе жизни, окраске в соответствии с местом обитания, защите от врагов, пользе и вреде, значении для жизни других обитателей природы; заложить основы экологического воспитания; вызвать удовольствие от общения с природой.

«В гостях у Мухи - цокотухи»

4 неделя

«Весна в лесах и садах».

Формирование у детей обобщённых представлений о весне как времени года, о приспособленности растений и животных к изменениям в природе.

Расширение знаний о характерных признаках весны; о прилёте птиц; о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; о весенних изменениях  в природе.

Конкурс рисунков

Май

й

1 неделя

«9 Мая - День Победы»

Воспитание дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине. Расширение знаний о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне. Знакомство с памятниками героям Великой Отечественной войны.

Просмотр видеоматериала «Это было недавно, это было давно»

2 неделя

«Полевые и садовые цветы».

Содействовать формированию бережного отношения к цветам, желанию заботится о растениях, знакомству с разнообразием цветущих растений, их связью со средой обитания, развитию у детей творческих познавательных способностей.

Коллективное творчество:

«Деревья и кусты нашего района»

Дидактическая игра «Лес – сад»

3 неделя

«Комнатные цветы».

Познакомить с названиями цветущих комнатных растений, способами ухода за ними.

Обратить внимание детей на характерные особенности растений и уметь их сравнивать.

Учить описывать комнатные растения, формировать навыки ухода за ними.

Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, интереса к миру растений.

Поэтическая гостиная

4 неделя

«На пороге школа. Школьные принадлежности.

Развивать познавательный интерес, интерес к школе, к книгам;

Формировать положительные представления о профессии учителя и «профессии» ученика;

Формирование первичных и положительного отношения к процессу обучения в школе.

Досуг «Вот и стали мы взрослее!»

5 неделя

« Времена года. Лето».

Формирование у детей обобщённых представлений о лете как времени года; признаках лета. Расширение и обогащение представлений о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений; представлений о съедобных и несъедобных грибах.

Развлечение, «Здравствуй, лето красное!»

Формы сотрудничества  с семьями воспитанников

Задачи:

-  установить партнёрские отношения с семьями воспитанников,

- создать атмосферу общности интересов,

-  активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Цель: Изучение, анализ и прогнозирование дальнейшей деятельности с семьями воспитанников. Сбор информации о ребёнке (состояние здоровья, индивидуальные особенности). Семейные традиции, увлечения членов семьи. Позиция родителей по отношению к воспитанию ребёнка в детскому саду, как институту социализации. Повышение педагогической культуры родителей.

     месяц

                                                                                 Название мероприятия

Сентябрь

1.Групповое родительское собрание: Особенности детей старшего возраста, задачи воспитания и обучения на новый учебный год.

2. Анализ семей по социальным группам (полные, неполные)

3.Папка – передвижка «Осень»;

4. Анкета для родителей по оценке предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

октябрь

1.Ежедневные  беседы с родителями о поведении детей при общении друг с другом.

2.Консультация для родителей: Нужен ли ребёнку дневной сон?

3.Советы для родителей: 9 заповедей семейного воспитания.

ноябрь

1.Папка – передвижка «Развиваем мелкую моторику».

2.Тестирование: «Определение типа детско – родительских отношений»

3.Советы для родителей: «Мама и папа, помните»

4. Конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья».  


декабрь

1. Памятка для родителей «Основы нравственных отношений в семье».

2. Новогодний утренник (оформление группы).

3. Проведение акции для родителей и детей «Помогите птицам зимой!»

4. Консультация в родительский уголок по ПДД: «Памятка для родителей старших дошкольников».

январь

1.Родительское собрание: «Безопасность ребёнка в быту»

2.Консультация в родительский уголок: «Детские страхи могут испортить всю жизнь»

3. Анкетирование: «Особенности воспитания ребенка в семье, его склонности, интересы»

февраль

1. «Осложнения и последствия гриппа».

2.Советы для родителей: Родительские «нельзя».

3. Анкета по оценке взаимодействия родителей с педагогами.

март

1.Консультация в родительский уголок: «Что делать, если случилась беда?»

2. Беседа: «Если ребенок невнимателен»

3. Санбюллетень: «Витаминный календарь. Весна»

апрель

1.Консультация: «Профилактика детского травматизма».

2.Беседа: «Умственное развитие ребенка».

3. Анкета для родителей по вопросам укрепления здоровья ребенка.

май

1.Тематическая выставка, посвященная дню победы.

2.Папка – передвижка «9 Мая!».

3.Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня».

4.Конкурс «Солнцеворот».

3. Планируемые результаты освоения программы

         Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые отражают социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

К целевым ориентирам для детей старшей группы следует отнести социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка дошкольного образования, указанные в ФГОС ДО:

- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Целевые ориентиры используются педагогами для:

а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учётом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации;

  б) решения задач:

- формирования Программы;

- анализа профессиональной деятельности;

- взаимодействия с семьями;

  в) изучения характеристик образования детей 5-6 лет;

г) информирования родителей и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.


4. Условия реализации рабочей программы

Учебно-методическое обеспечение

Образовательные области

Основные программы

Вариативные программы

Педагогические технологии,

методические пособия

Физическое развитие

- «От рождения до школы»,                                         под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

(основная общеобразовательная программа дошкольного образования)

«Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»,

 Авдеева Н. Н.                                Стеркина Р.В., Князева О.Л.

Гаврилова В. В. «Занимательная физкультура»,  – Волгоград, Учитель, 2009.

                                         «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников»,                                                  Новикова И.М. - М., Мозаика – Синтез,                       2009-2010 г.

«Физическая культура в детском саду»,                                                           Пензулаева  Л.И.                                                           М., Мозаика – Синтез, 2015

Здоровячок. «Система оздоровления дошкольников».                                     Т.С.Никанорова, Е.М. Сергиенко                     Воронеж, 2007 г.

Прохорова Г.А. Утренняя гимнастика. – М., Айрис – пресс, 2005.

Познавательное развитие

- «От рождения до школы»,                                         под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

(основная общеобразовательная программа дошкольного образования)

- «Конструирование из строительного материала», Куцакова Л.В.  - М., 2016

- «Добро пожаловать в экологию», Воронкевич О.А.  – СПб,  Детство-пресс, 2006

- «Игралочка», Петерсон Л.Г. -  М., Ювента, 2011

- «Ознакомление с предметным и социальным окружением», Дыбина О. В. -  М, Мозаика – Синтез 2015

- «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», Дыбина О.В. -  М., 2002

- «Ознакомление с природой в детском саду», Соломенникова  О.А. – М., Мозаика - Синтез, 2015

- «Формирование элементарных математических представлений», Помораева И.А., Позина В. А. – М.: Мозаика – Синтез, 2016

Речевое развитие

- «От рождения до школы»,                                         под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

(основная общеобразовательная программа дошкольного образования)

                                                     

- «Развитие речи в детском саду», Гербова В.В.  - М., Мозаика Синтез, 2016

- «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», Ушакова О.С. -  М: Сфера, 2011

- Развитие речи детей 5 – 6 лет, Ушакова О.С. – М: Сфера, 2011

- Познавательно-речевое и социально-личностное развитие детей от года до 6 лет, Карелова И.И. – Волгоград

Социально-коммуникативное развитие

«От рождения до школы»,                                         под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

(основная общеобразовательная программа дошкольного образования)

«Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»                                  Стеркина Р.В., Князева О.Л.

-«Театрализованные игры дошкольников» Артемова Л.В. – М.: Просвещение, 1991

- «Основы безопасного поведения дошкольников» Чермашенцева О. В., В., «Учитель», 2012

- «Развитие игровой деятельности», Губанова Н. Ф., М., Мозаика – Синтез, 2014

- «Проектная деятельность дошкольников» Веракса Н. Е., М., Мозаика – Синтез, 2014

- «Уроки этикета и вежливости для детей» Черенкова Е., М., «Дом XXI век», 2006

- «Беседы о правилах пожарной безопасности» Шорыгина Т. А., М., «Т Ц Сфера», 2005

Художественно-эстетическое развитие

- «От рождения до школы»,                                         под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

(основная общеобразовательная программа дошкольного образования)

                                                         

- «Изобразительная деятельность в детском саду» Комарова Т. С., М., Мозаика – Синтез, 2015

- «Изобразительная деятельность в детском саду» Лыкова И. А., М., 2013

5. Список литературы

месяц

Лексическая тема

Список изучаемой литературы

Сентябрь

Путешествие в страну знаний.

Мой родной город.

Ранняя осень.

Овощи.

И. Крылов «Стрекоза и муравей»

С. Баруздин «Кто построил этот дом»

Чтение сказки «Осень на пороге» Н. Сладкова

Ш. Перро «Золушка»

Октябрь

Фрукты.

Золотая осень.

Домашние и дикие животные осенью.

Наша пища.

Посуда.

Чтение сказки «Василиса Прекрасная»    

И. Бунин «Листопад», А. Майков «Осенние листья по ветру кружат»

К. Паустовский «Кот ворюга», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», Сказки «Заяц-хвастун», «Вежливый Кот-воркот», «Котофей Котофеевич», рассказы Е. Чарушина «Волчишко», «Свинья», А. Милн «Винни Пух и все-все-все»

Чтение сказки «Царевна-лягушка»

А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»

Г. Кружков «Стихи о чистой посуде»

Ноябрь

Мы девочки и мальчики.

Мебель.

Профессии.

Дом, в котором я живу.

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»

В. Маяковский «Кем быть»

«Дом, который построил Джек» (англ., пер. С. Маршака, Ю. Мориц «Домик с трубой»

Декабрь

Наземный транспорт.

Водный и воздушный транспорт.

Зимушка хрустальная.

Новогодние сюрпризы.

Новый год

С. Волков «Про правила дорожного движения»

Литовская сказка «Почему кот моется после еды»

И. Никитин «Встреча зимы», С. Есенин «Поёт зима – аукает»

И. Одоевский «Мороз Иванович», Сказка «Морозко»

М. Зощенко «Ёлка»

Январь

Организм человека.

Одежда, обувь, головные уборы.

Зимующие птицы.

Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу»

А. Милн «Винни Пух и все-все-все»

В. Бианки «Синичкин календарь», М. Горький «Воробьишко»

Февраль

Дикие животные.

Домашние животные.

День Защитника Отечества.

Народная культура и традиции.

М. Пришвин «Лисичкин хлеб», Сказки «Заяц-хвастун»

Чарушина «Волчишко»

К. Паустовский «Кот ворюга»

«Вежливый Кот-воркот», «Котофей Котофеевич»

А. Н. Афанасьев «Никита Кожемяка», стихи про папу, Л. Кассиль «Твои защитники»

К. Ступницкий «Масленица»

Март

Очень, очень я люблю маму милую свою.

Какие краски у весны.

Животные, птицы весной.

Цветы.

День смеха.

  Г. Виеру «Мамин день», Е. Монахова «8Марта», Я. Жабко «Мамин праздник»

С. Маршак «Стихи о весне», Ю. Аким «Апрель», С. Есенин «Черёмуха», А. Плещеев «Мой садик»

 П. Воронько «Лучше нет родного края»

Н. Забила «Наша Родина», М. Исаковский «Поезжай за моря – океаны»

Я. Аким «Жадина», Э. Мошковская «Вежливое слово», Р. Сеф «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»

Ю. Владимиров «Чудаки», Э. Успенский «Разгром», А. Веденский «Кто? », Н. Носов «Затейники», С. Я. Маршак «Вот какой рассеянный», И. Токмакова «Отвечайте, правда ли»

Апрель

Насекомые.

День Космонавтики.

Книги.

Моя страна.

 С. Никифоров старший «Про воду и природу»

В. Бороздин «Первый в космосе», Н. А. Андреев «Как человек научился летать»; Г. Т. Черненко «Как человек полетел в космос? »

Я. Сегель «Как я был обезьянкой», В. Берестов «Кто чему научился», С. Михалков «Дядя Стёпа», С. Я. Маршак «Почта»

Н. Рубцов «Привет Россия… » (отрывок, И. Суриков «Вот моя деревня»

Май

День Победы.

Весна в лесах и садах.

Ягоды.

Грибы.

Лето.

И. Френкель «День Победы», К. Чибисов «Вечный огонь», В. Степанов «Рассказ ветерана», С. Маршак «Пусть не будет войны никогда»

С. Михалков «Дядя Стёпа» (сквозь огонь и дым пожара, Л. Н. Толстой «Пожарные собаки»

О. Ю. Липатова «Я люблю свою сестричку», Л. Н. Толстой «Отец приказал сыновьям»

тат. нар. сказка «Три дочери», В. Осеева «Три сына»

Нанайская сказка «Айога», М. Карим «Эту песню мама пела»


   

Программное обеспечение

Официальные документы

- Закон «Об образовании» Российской Федерации.

- Конвенция ООН о правах ребёнка, 1989.

- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990.

- Давыдов В. В., Петровский В. А. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание.-1989.-№5.

- Детский фонд ООН ЮНИСЕФ. Декларация прав ребёнка, 1959.

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях – СанПиН 2.4.1.3049-13.

Методические пособия

Лыкова И. А. Цветные ладошки. М.: «Цветной мир», 2013.

Гаврилова В.В. Занимательная физкультура – Волгоград, Учитель, 2009.

Ушакова О. С. Развитие речи детей 5 – 6 лет. М.: «Вентана – Граф», 2010

Речевое развитие:

Гербова В. В.  Развитие речи в детском саду. – М., Мозаика - Синтез, 2016.

Алябьева Е.А. Дни этики в детском саду. М., Сфера, 2011.

Куликовская Т.А. Сказки-пересказки. – С – П., Детство-Пресс, 2011.

Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. – М., Сфера, 2011.

Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников. – С – П., Речь, 2006.

Вахрушева Л.Н. Познавательные сказки для детей. – М., Сфера, 2011.

Погосова Н.М. Погружение в сказку. – С – П., Речь, 2006.

Шиян О.А. Развитие творческого мышления. – М., Мозаика – Синтез, 2012.

Наглядно – дидактические пособия

Шанина Н.Ф. сказки А.С.Пушкина. – Л.: Малыш, 1981.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.

Ушакова О.С. Живая природа. М.: Сфера, 2010.

Ушакова О.С. Животные. – М.: Сфера, 2010.

Социально-коммуникативное развитие:

Веракса Н. Е. Проектная деятельность  дошкольников. – М., Мозаика - Синтез, 2014.

Чермашенцева О.В. Основы безопасного поведения дошкольников. – В., Учитель, 2007.

Арушанова А.Г. Развитие диалогического общения. – М., Мозаика – Синтез, 2008.

Шорыгина Т.А. Безопасность для малышей. – М., Книголюб, 2002.

Черенкова Е. Уроки этикета и вежливости. – М., Дом XXI век, 2006.

Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми. – М., Сфера, 2008.

Шорыгина Т.А. Беседы о домашних и декоративных птицах. – М., Сфера, 2009.

Шорыгина Т.А. Беседы о тайге и её обитателях. – М., Сфера, 2009.

Наглядно-дидактические пособия

Гербова В.В. развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми  дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1986.

Художественно-эстетическое развитие

Арсеневская О.Н. Тематические праздники и развлечения. – В., Учитель, 2012.

Курочкина Н.А. Знакомим с пейзажной живописью. – М.: Детство – Пресс, 2005.

Курочкина Н.А. Знакомим с жанровой живописью. М.: Детство – Пресс, 2007.

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду - М., Мозаика - Синтез, 2015.

Наглядно-дидактические пособия

Серия «Мир в картинках»

Дымковская игрушка. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.

Филимоновская народная игрушка. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.

Городецкая роспись по дереву. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.

Познавательное развитие

Губанова Н. Ф.  Развитие игровой деятельности. – М., Мозаика - Синтез, 2014.

Блинова Г. М.  Познавательное развитие детей. – М., Т Ц Сфера, 2009.

Наглядно-дидактические пособия

Симаков С. Поиграем с числами. – М., Полиграф – Проект, 2012.

Серия «Мир в картинках» (мир природы)

Цветы.- М.: Мозаика Синтез, 2010.

Фесюкова Л.Б. Белочкин календарь наблюдений за погодой. – М., Сфера, 2009.

Насекомые. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.

Нищева Н.В. Волшебное дерево. – С – П., Детство – Пресс, 2010.

Домашние животные. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.

Ягоды садовые. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.

Морские обитатели. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.

Грибы. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.

Овощи. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.

Фрукты. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.

Наглядно-дидактические пособия

Серия «Мир в картинках» (предметный мир)

Посуда. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.

Техника. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.

Транспорт. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.

Музеи и выставки Москвы. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.

Серия «рассказы по картинкам»

Времена года. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.

Зима. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.

Осень. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.

Весна. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.

Лето. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.

Развитие речи в картинках. – М.: Сфера, 2010.

 Организационный раздел:

Реализация программы требует целесообразной организации развивающей среды и соответствующего материально-технического обеспечения.
Предметно-развивающая среда в МБДОУ строится с учетом принципа интеграции образовательных областей. Предметно – развивающая среда в детском саду пополняется материалами, атрибутами в соответствии с пройденным материалом:

  • Имеет эстетический вид;
  • Разделена на зоны для мальчиков и девочек;
  • Положительно влияет на эмоциональное состояние;
  • Помогает ребёнку индивидуально познавать окружающий мир;
  • Даёт возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью. 

Все предметы и материалы доступны детям;

Имеются центры игровой, познавательной деятельности.

     При организации предметно – развивающей среды в ДОУ соблюдались следующие требования:

  • Гигиенические – безопасность и комфортность пребывания ребёнка в группе и на участке ДОУ для положительного эмоционального тонуса и личностного развития ребёнка.
  • Психолого – педагогические – гендерный подход;
  • Приоритетное  направление образовательной деятельности педагогов группы;
  • Интересы, склонности, способности детей;
  • Уровень развития детей, их возрастные особенности;
  • Особенности реализуемой программы.

Эстетические – использование детских работ в оформлении интерьера в группе.

     При создании предметно – пространственной среды учитывались особенности детей:

  • Возраст дошкольников;
  • Уровень их развития;
  • Склонности, способности, интересы;
  • Гендерный состав;
  • Личностные особенности.

Центры развития:

- Грамотейка (книги, иллюстрации);

- Самоделкин (детское творчество, иллюстрации);

-Исследовательский  (ванночки, колбочки, пробирки, природный материал);

- Спортивный (кегли, мячи, скакалки, картотека подвижных игр);

- Строитель (конструкторы)

- Игровой (с/р игры «Семья», «Салон красоты», «Клиника», «Супермаркет», «Почта»);

- Музыкальный (музыкальные, шумовые инструменты);

- «В гостях у сказки» (костюмы, шапочки, рукавички, маски).

Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на индивидуальные возможности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа старшей группы по программе "Детство"

Рабочая программа по развитию детей группы от 5 до 6 лет (далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ № 312.Программа определяет содержание и организа...

Приложение к рабочей программе старшей группы по программе "Детство"

Представлен  материал по перспективно-тематическому планированию по всем образовательным областям программы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы на 2015/16 учебный год (с учётом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.)

Рабочая программа по развитию детей старшей группы разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада ...

Рабочая программа старшей группы (от 5 до 6 лет) (приложение к образовательной программе дошкольного образования)

Рабочая программа старшей группы (далее Программа) спроектирована на основе образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Д...

Рабочая программа старшей группы по программе "От рождения до школы"

Рабочая программа старшей группы, разработанная в соответствии с программой "От рождения до школы"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы на 2019/20 учебный год в соответствии с основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Дошкольное детство – самоценный период в жизни человека, период наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы №10 «Брусничка» на 2020-2021 учебный год рабочая программа (старшая группа)

Рабочая программа по развитию детей средней группы № 1 разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.112 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе образовательной программы Д...