Работа с педагогами в ДОУ. Как организовать театральную среду.
консультация

Консультация для воспитателей - "Как организовать театральную среду".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_organ._teatral._sredu-vospitat.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Как организовать театрализованную среду»

Занятия  по  театрализованной  деятельности  имеют  большое  значение  для

всестороннего  развития  ребенка.  Именно  поэтому  в  примерных  требованиях  к

содержанию  и  методам  работы  в  дошкольном  образовательном  учреждении

выделен  специальный  раздел  «Развитие  ребенка  в  театрализованной

деятельности». В нем подчеркивается, что педагог обязан:

•  создавать  условия  для  развития  творческой  активности  детей  в

театрализованной  деятельности  (поощрять  исполнительское

творчество,  развивать  способность  свободно  и  раскрепощено

держаться  при  выступлении,  побуждать  к  импровизации

средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);

•  приобщать  детей  к  театральной  культуре  (знакомить  с

устройством  театра,  театральными  жанрами,  с  разными  видами

кукольных театров);

•  обеспечивать  взаимосвязь  театрализованной  с  другими  видами

деятельности в едином педагогическом процессе.

Для  этого  необходимы  определенные  условия.  В  первую  очередь

организация  работы.  Почему,  прежде  всего  организация,  а  не  содержание?

Только  разумная  организация  театрализованной  деятельности  поможет

выбрать  основные  направления,  форму  и  методы  работы  по  данному

вопросу.  Это  будет  способствовать  реализации  новых  форм  общения  с

детьми,  индивидуальному  подходу  к  каждому  ребенку,  нетрадиционным

путям  взаимодействия  с  семьей  и  т.  д.,  в  итоге  -  целостности

педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как  единая

продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых.

Театрализованная  деятельность  детей  может  быть  организована  в

утренние  и  вечерние  часы  в  нерегламентированное  время;  представлена

частью занятий по разным видам деятельности (музыкальному воспитанию,

изодеятельности  и  т.  д.),  а  также  запланирована  как  специальное  занятие  в

рамках  занятий  по  родному  языку  и  ознакомлению  с  окружающим  миром.

Желательно,  чтобы  во  всех  формах  театрализованной  деятельности

участвовали  небольшие  подгруппы  детей  (это  позволяет  осуществлять

индивидуальный подход к ребенку), причем каждый раз подгруппы должны

формироваться по-разному - в зависимости от содержания занятий.

В  соответствии  со  склонностями  и  интересам  детей  в  вечернее  время

могут  быть  организованы  занятия  разнообразных  студий  по

театрализованной  деятельности  («Кукольный  театр  -  малышам»,

«Театральный  салон»,  «В  гостях  у  сказки»  и  т.  д.),  которые  проводит

воспитатель или специалист. Полезно, когда результаты работы студий

(по  ручному  труду,  изодеятельности,  музыкальному  воспитанию,

театрализованной деятельности) в итоге объединяются в  единый «продукт»  -концерт,  спектакль  или  праздник;  в  таких  общих  мероприятиях  каждый

ребенок становится членом коллектива, объединенного общей целью.

В  работе  студий  по  театрализованной  деятельности  могут  участвовать

воспитатели  и  родители.  Это  очень  важно:  совместная  творческая

деятельность детей и взрослых,  позволяет преодолеть традиционный подход

к  режиму  жизни  в  ДОУ,  которому  присуще   все  регламентировать,

искусственная  изоляция  детей  разного  возраста,  ограниченные  возможности

их  общения  друг  с  другом  и  взрослыми.  Подобная  организация

театрализованной деятельности не только создает условия для приобретения

детьми  новых  знаний,  умений  и  навыков,  развития  способностей  и

творчества, но и позволяет им вступать в контакты с детьми из других групп, с

разными взрослыми.

Расширение  круга  общения  помогает  создать  полноценную  среду

развития,  каждому  ребенку  найти  свое,  особенное  место  и  одновременно

стать  полноценным  членом  сообщества;  способствует  самореализации

каждого  и  взаимообогащению  всех:  взрослые  и  дети  выступают  здесь  как

равноправные партнеры взаимодействия.

Участвуя  в  спектакле  или  концерте, ребенок  усваивает  опыт  взрослых

естественно  и  непринужденно,  так  же,  как  взрослый  естественно  задает

собственным  примером  образцы  поведения  и  способы  деятельности.  Кроме

того,  в  совместной  деятельности  воспитатели  лучше  узнают  детей,

особенности  их  характера,  темперамента,  мечты  и  желания.  Создается

микроклимат,  в  основе  которого  лежат  уважение  к  личности  маленького

человека,  забота  о  нем,  доверительные  отношения  между  взрослыми  и

детьми.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка в

театрализованной  деятельности,  источником  его  индивидуальных  знаний  и

социального опыта. При этом предметно  -  пространственная среда должна не

только обеспечивать совместную  театрализованную деятельность детей, но и

являться  основной  самостоятельного  творчества  каждого  ребенка,

своеобразной  формой  его  самообразования.  Поэтому  при  проектировании

предметно  -  пространственной  среды,  обеспечивающей  театрализованную

деятельность детей, следует учитывать:

•  Индивидуальные  социально  -  психологические  особенности

ребенка;

•  Особенности его эмоционально - личностного развития;

•  Индивидуальные  интересы,  склонности,  предпочтения  и

потребности;

•  Любознательность,  исследовательский  интерес  и  творческие

способности;

•  Возрастные и поло - ролевые особенности.

Социально  -  психологические  особенности  детей  дошкольного  возраста

включают  стремление  участвовать  в  совместной  деятельности  со

сверстниками  и  взрослыми,  а  так  же  время  от  времени  возникающую

потребность в уединении.

Для  обеспечения  оптимального  баланса  совместной  и  самостоятельной

театрализованной  деятельности  детей  в  каждой  возрастной  группе  должна

быть  оборудована  театральная  зона  или  уголок  сказки,  а  также  «тихий

уголок»,  в  котором  ребенок  может  побыть

один  и  «порепетировать»  какую  -  либо  роль  перед  зеркалом  или

ещё раз посмотреть иллюстрации к спектаклю и т. д.

Учет индивидуальных особенностей  эмоционально -  личностного развития

ребенка  требует  проектирования  своеобразных  зон  приватности  -специальных  мест,  в  которых  каждый  ребенок  хранит  свое  личное

имущество: домашнюю любимую игрушку,  украшение, какой  -  либо костюм

и т. д., которое он может использовать в театрализованной деятельности.

В  целях  реализации  индивидуальных  интересов,  склонностей  и

потребностей  дошкольников  предметно  -пространственная  среда  должна

обеспечивать  право  и  свободу  выбора.  Поэтому  в  зоне  театрализованной

деятельности должны быть разного вида кукольные  театры и ширма для его

показа, детские рисунки и т. д.

Кроме  того,  необходимо  периодическое  обновление  материала,

ориентированного  на  интересы  разных  детей.  Это  создает  условия  для

персонифицированного общения воспитателя с каждым ребенком.

Развитие  любознательности  и  исследовательского  интереса  основано  на

создании возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с

различными материалами  при  подготовке атрибутов, декораций и костюмов

к  спектаклям  -  в  зоне  театрализованной  деятельности  необходимо  иметь

разнообразный  природный  и  бросовый  материал,  ткань,  костюмы  для

ряжения.

Раскрытию  творческих способностей  детей способствуют и  специальные

полифункциональные  помещения  (музыкальные  и  театральные  залы,

гримерная, комната сказок и т. п.), в которых могут  проводиться специальные

занятия  по  театрализованной  деятельности  детей,  студийная  работа  и

разнообразие  праздники  и  развлечение.  В  «Школе  развития»  В.  А.

Сухомлинского  была  оборудована  специальная  комната  сказки:  «Каждая

картина,  каждый  наглядный  образ  обостряли  восприимчивость  к

художественному слову, глубже раскрывали идею сказки. Даже освещение в

комнате сказки играло очень большую роль».

Учет  возрастных  особенностей  ребенка  как  грани  его  индивидуальных

особенностей  требует  при  проектировании  театральной  зоны  в  группе

предусматривать  возрастную  адресованность  оборудования  и  материалов.

Так, например,  в  группе для детей 2-4 лет  в данной зоне должен быть уголок

ряжения и игрушки - животные для театрализации знакомых сказок.

В  группе же  для детей 5-7 лет  более широко должны быть представлены

виды театров, а также разнообразные материалы для изготовления  атрибутов

к спектаклям и т. д.

В целях учета  поло  -  ролевых особенностей  детей оборудование  зоны для

театрализованной  деятельности  должны  отвечать  интересам  как  мальчиков,

так и девочек.

Таким  образом,  проектирование  зоны  театрализованной  деятельности

детей предполагает соблюдение основных принципов построения предметно

- пространственной среды:

•  Обеспечение  баланса  между  совместной  и  индивидуальной

деятельностью детей;

•  Организация зон приватности;

•  Предоставление права и свободы выбора;

•  Создание  условий  для  моделирования,  поиска  и

экспериментирования;

•  Полифункциональность  использования  помещений  и

оборудования;

•  Возрастая  и  поло  -  ролевая  адресованность  оборудования  и

материалов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический час для педагогов по теме " Как организовать работу с детьми в летний период"

Методический час поможет  педагогам оранизовать работу с детьми в летний период....

Консультация для педагогов "Как организовать театрализованную среду»

В статье раскрываются определяющие моменты при организации предметно-пространственной среды для театральной деятельности, с учетом возрастных особенностей детей. и на какие принципы следует  опир...

Консультация для педагогов ДОУ "Как организовать театрализованную среду"

Занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребенка. Именно поэтому во временных (примерных) требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образ...

Консультация для родителей в детском саду "Как правильно организовать театральную игру для детей"

Что родителям надо знать об организации детской театральной деятельности в домашних условиях?Педагоги утверждают, что в театральные игры можно играть с детьми любого возраста, так как они интересны и ...

Консультация для родителей в детском саду "Как правильно организовать театральную игру для детей"

Консультация для родителей в детском саду "Как правильно организовать театральную игру для детей"...

Консультация для родителей "Как правильно организовать театральную игру для детей"

Что родителям надо знать об организации детской театральной деятельности в домашних условиях?Педагоги утверждают, что в театральные игры можно играть с детьми любого возраста, так как они интересны и ...