ПРОЕКТ «Народные промыслы на Руси» старшая группа
проект (старшая группа)

Даниленко Ирина Валерьевна

Проект: познавательно-творческий

Сроки реализации проекта: долгосрочный  

Участники  проекта:

- дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет);

- родители детей;

- воспитатели, музыкальный  руководитель, инструктор по физической культуре

 

Актуальность проекта

Современный мир, полный противоречий и тревог, когда материальные ценности стали доминировать над духовными и привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей?

Последние годы, работая над проблемой повышения уровня качества реализации ФГТ, а на сегодня ФГОС, обозначилась проблема низкого уровня у дошкольников социально-нравственных качеств, патриотических чувств и несоответствующий уровень знаний дошкольников об истории и культуре русского народа. Мои наблюдения выявили, что дети со своими родителями практически не посещают музеи; не проявляют интерес к истории и культуре русского народа, не могут различать народные промыслы, виды декоративно-прикладного искусства.

А чтобы восполнить знания детей по выше обозначенной проблеме необходимо наполнить окружающий мир ребенка не только предметами народного промысла, но и организовать воспитательно-образовательную деятельность по принципу «восприятие-осознание-творчество», которая и будет способствовать приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры, развитию у них чувства патриотизма, нравственных ценностей к традициям и обычаям нашего народа.

Все вышеизложенное позволило мне определить тему и цель данного проекта.

 

Цель: создание условий для приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры посредством декоративно-прикладного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_-danilenko.doc351.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. КАНСКА»

ПРОЕКТ

«Народные промыслы на Руси»

Направление реализации проекта:

«Познавательное развитие» с интеграцией «Художественно-эстетического развития»

и «Социально-коммуникативного развития»

Даниленко Ирина Валерьевна

воспитатель

старшей группы

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

Детский сад № 47 «Теремок» комбинированного вида

«Ребенок является будущим полноправным

членом социума, ему предстоит осваивать,

сохранять, развивать и передавать дальше

культурное наследие этноса через включение

в культуру и социальную активность»

Д.С. Лихачев

Проект: познавательно-творческий

Сроки реализации проекта: долгосрочный  (сентябрь 2015г. – декабрь 2015г.)

Участники  проекта: 

- дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет);

- родители детей;

- воспитатели, музыкальный  руководитель, инструктор по физической культуре

Актуальность проекта

Современный мир, полный противоречий и тревог, когда материальные ценности стали доминировать над духовными и привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей?

Последние годы, работая над проблемой повышения уровня качества реализации ФГТ, а на сегодня ФГОС, обозначилась проблема низкого уровня у дошкольников социально-нравственных качеств, патриотических чувств и несоответствующий уровень знаний дошкольников об истории и культуре русского народа. Мои наблюдения выявили, что дети со своими родителями практически не посещают музеи; не проявляют интерес к истории и культуре русского народа, не могут различать народные промыслы, виды декоративно-прикладного искусства.

А чтобы восполнить знания детей по выше обозначенной проблеме необходимо наполнить окружающий мир ребенка не только предметами народного промысла, но и организовать воспитательно-образовательную деятельность по принципу «восприятие-осознание-творчество», которая и будет способствовать приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры, развитию у них чувства патриотизма, нравственных ценностей к традициям и обычаям нашего народа.

Все вышеизложенное позволило мне определить тему и цель данного проекта.

Цель: создание условий для приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры посредством декоративно-прикладного искусства.

Для реализации поставленной цели, я определила для себя следующие задачи:

  • cформировать первоначальные представления старших дошкольников о народном декоративно-прикладном искусстве, как части культуры русского народа, его значении в жизни русских людей;
  • развивать интерес к истории и культуре своего народа, к устному народному декоративно-прикладному искусству;
  • формировать навыки работы с различными материалами;
  • способствовать развитию познавательных способностей у детей, любознательности, творчества,  формированию духовно-нравственных ценностей;
  • воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, любовь к отечеству (чувство патриотизма);
  • организовать  взаимодействие с семьями воспитанников по принципу активного вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс, оказать им консультативную помощь по данной теме;
  • наполнить развивающую предметно-пространственную среду группового помещения ДОУ в рамках данного проекта;
  • установить взаимодействие с социокультурными центрами нашего города (организовать совместные мероприятия).

Принципы работы по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры посредством декоративно-прикладного искусства:

- целостность, системность и последовательность воспитательно-образовательной работы;

- единство влияния семьи и ДОУ для приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры посредством декоративно-прикладного искусства;

- направленность воспитательно-образовательной деятельности на комплексное познание народных традиций, быта и декоративно-прикладного искусства.

Деятельность с детьми организовала на основе интеграции образовательного содержания, использовании наглядно-практических методов и способов продуктивной организации деятельности детей. Основными методами и приёмами активизации процесса приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры посредством декоративно-прикладного искусства детей являются:

  • игровые методы и приёмы;
  • сравнение, вопросы;
  • сюрпризные моменты;
  • метод «погружение в проблему».

Использование разнообразных методов и приёмов, включение детей в активную познавательную и продуктивную творческую деятельность, сделали мероприятия интересными, насыщенными.

В рамках данного  проекта разработан и реализован комплекс мероприятий, предусматривающий три этапа:

I.  Подготовительный этап

- проведение опроса детей для определения уровня их знаний по данной теме;

- встреча с родительским коллективом с целью мотивации к участию в проекте;

- подбор литературы, иллюстраций, образцов декоративно-прикладного искусства, альбомов по декоративно-прикладному искусству, репродукций известных художников о народных праздниках, презентаций  (родителями и воспитателем);

- сбор необходимого материала для продуктивной творческой деятельности;

- выставка книг, сказок, образцов декоративно-прикладного искусства, стихов о календарно-обрядовых праздниках;

- оснащение предметно-развивающей среды предметами русского быта (печь, крынки, самовар и т.д.), предметами народных промыслов (дымковские игрушки, изделия с хохломской росписью, ручная вышивка и т.д.);

- организация работы по установлению взаимодействия с  учреждениями города.

II.  Основной этап

Формы работы с детьми:

- рассматривание предметов народного декоративно-прикладного творчества, которые были принесены детьми и родителями;

- организация циклов образовательных ситуаций художественно-творческого направления по каждому разделу (рисование, лепка, аппликация, ручной труд): знакомство с историей создания росписей, вырисовывание базовых элементов каждой росписи, раскрашивание трафаретов или рисование народных изделий, создание своего рисунка на основе базовых элементов, изготовление поделок,  лепка предметов);

- конструирование из бумаги « Веселые матрешки»;

- организация дидактических игр: «Русские узоры», «Путешествие матрешек», «Подбери узор», «Матрешки» и т.д.;

- использование информационно-коммуникативных технологий в виде презентаций («Вятское чудо», «История посуды», «Народные промыслы», «Презентация о русском народе», «Русская изба», «Русские прялки», «Русский быт»);

- использование музыкального сопровождения, игровых моментов;

- беседы с детьми об истории создания художественных  промыслов России (Хохлома, Гжель, Городецкая роспись, Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка, Матрешки, Жостовские подносы);

- чтение произведений о народном декоративно-прикладном искусстве;

- изготовление тряпичных кукол (кукол-оберегов);

- организация игр: настольных, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых;

- организация выставки «Русская матрешка», составление рассказов и организация хороводных игр с участием матрешки;

- проведение конкурса рисунков совместно с родителями о народных промыслах;

- экскурсии в Краеведческий  музей, в библиотеку, «Канский педагогический колледж»;

- проведение традиции  «Гость группы».

III.  Заключительный

- оформление выставки  «Русская матрешка»;

- создание альбомов по каждому виду декоративно-прикладного искусства;

- проведение развлечения  «Народные промыслы»;

- показ итоговой презентации для родителей и педагогов.

Организация развивающей предметно-пространственной среды группового помещения ДОУ:

  • создан мини-музей «Русскяа изба», в котором собрано большое количество предметов стариной утвари, образцов декоративно-прикладного искусства и который помогает ближе познакомиться с историей и бытом русского народа и сравнить с теми предметами, которыми люди пользуются в быту сегодня;
  • создан центр изобразительного искусства, в котором размещен материал для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Также в центре находятся материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования;
  • создан театральный центр, в  котором есть все необходимое для театрализованной деятельности, инсценированию сказок, пополнен элементами народных костюмов;
  • музыкальный центр, который оснащен музыкальными народными инструментами: ложками, трещотками, бубнами и т.д..    

Ресурсное обеспечение:

  • социальные ресурсы: социальное партнерство с учреждениями города (филиалом центральной детской библиотеки г.Канска, Краеведческим музеем г.Канска, КГАОУ СПО «Канским педагогическим колледжем», Физкультурно-оздоровительным комплексом «Дельфин»);
  • техническое оснащение: мультимедийная система, фотоаппарат, музыкальный центр;
  • материально-техническая база ДОУ: музыкальный зал, мини-музей ДОУ, наглядный материал, дидактические и сюжетно-ролевые игры с атрибутами по данной теме; материалы необходимые для продуктивной творческой деятельности, методическая литература по данной теме.

Организации-партнеры

Для более качественной реализации мероприятий с детьми в рамках данного проекта организовала сотрудничество с  социумом нашего города:  

Краеведческий музей г.Канска:

  • организация и проведение экскурсий для детей «Народные промыслы», «Осенние кузьминки».

Физкультурно-оздоровительный комплекс «Дельфин»:

  • обеспечение транспортным средством для перевозки участников проекта к месту проведения экскурсий.

Филиал № 9 центральной детской библиотеки:

  • организация для  ребят и их родителей выставки книг по декоративно-прикладному искусству, проведение беседы «Познаем народную культуру через литературу».

КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж»:

организация экскурсии в «Избу русского быта».

Взаимодействие с родителями:

  • опрос родителей с целью определения их потребностей и желаний  о повышении уровня знаний у их детей о декоративно-прикладном искусстве, об истории и культуре русского народа;
  • проведение родительского собрания на тему «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»;
  • консультирование родителей по вопросам «История народной игрушки», «Народные промыслы»;
  • мастер-класс для  родителей «Изготовление кукол-оберегов»;
  •  организовала участие родителей в оформлении мини-музея по народным промыслам в ДОУ;
  • сбор предметов народного декоративно-прикладного творчества;
  • пошив элементов народных костюмов (кокошники, кепки, сарафаны, косоворотки, фартуки);
  • участие в организации развлечения «Народные промыслы»;
  • участие в организации выставки «Русская матрешка»;
  • участие в организации выставки кукол в национальных костюмах;
  • участие в конкурсе совместных рисунков о народных промыслах;
  • помощь родителей в организации экскурсий.

Механизм оценки результатов:

- результаты опроса детей по определению уровня знаний по данной теме;

- итоги опроса-анкетирования родителей;

- отзывы родителей  о проведенных мероприятиях;

- фотоматериал проведенных мероприятий в рамках данного проекта.

Результаты реализации проекта:

- дети проявляют устойчивый интерес к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам; не только правильно называют предметы быта старины, но и понимают их назначение; правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла; умеют  передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности (рисовании, лепке, аппликации, ручном труде);

- повысился уровень мотивации детей к продуктивной деятельности;

- оформлен фотоматериал и создана презентация по результатам работы с детьми по теме проекта;

- оформлена выставка «Русская матрешка»;

- оформлены альбомы по каждому виду декоративно-прикладного искусства;

- возрасла потребность и желание родителей в повышении уровня знаний их детей о декоративно-прикладном искусстве, об истории и культуре русского народа;

- изменение и обогащение  предметно-развивающей среды в соответствии с темой проекта.

 Перспективы развития проекта

В ходе реализации проекта заметила, что многие дети проявляют к русской народной культуре большой интерес и поэтому решила продолжить проектную деятельность, дополнив  новой формой работы («Посиделки»), где дети будут дополнительно знакомиться с историческим прошлым России и русского народа (народными праздниками и традициями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Народная культура и традиции" старшая группа

Проект для детей 5-6 лет, групповой, познавательно-образовательный, среднесрочный....

Информационно-творческий проект "Народные промыслы" для детей подготовительной группы

Информационно-творческий проект "Народные промыслы" для детей подготовительной группы...

Проект «Народные промыслы на Руси»

Вид проекта:    познавательно-творческийУчастники проекта:              дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет)...

Проект «Народные промыслы» во второй младшей группе

Пояснительная записка:Яркая русская культура складывалась из обрядов, обычаев, традиций, праздников. Народные традиции и праздники – это отражение языческих взглядов предков на быт, труд и приро...

Методические рекомендации при работе с проектом «Народные промыслы» для детей подготовительной группы.

Цель проекта: Знакомство с традиционными русскими художественными промыслами. Проект  содержит  23  слайда,  из  которых   20  игр – заданий....

Развитие речи «Мир народных промыслов» для детей старшей группы.

Конспектнепосредственной образовательной деятельности по развитию речина тему: «Мир народных промыслов» для детей старшей группы....