План по самообразованию на 2016-2017гг
методическая разработка (средняя группа)

Петрова Анастасия Владимировна

Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu._16-17gg.docx24.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

общеразвивающего вида детский сад «Березка»

План по самообразованию

«Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Воспитатель:

Петрова Анастасия Владимировна

2016-2017гг.

г. Вихоревка

Цель: Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме, изучить педагогический опыт через СМИ, интернет;
  2. Разработать методические рекомендации, дидактические материалы;
  3. Разработать картотеку игр по формированию элементарных математических представлений;
  4. Используя игровые приемы, развивать у детей интерес к математике, приобщить детей к предмету в игровой и занимательной форме, обогащать детей новыми представлениями и понятиями, закреплять знания.

Особенности использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников

Усвоение математических знаний на разных этапах школьного обучения вызывает существенные затруднения у многих учащихся. Одна из причин, порождающих затруднения и перегрузку учащихся в процессе усвоения знаний, состоит в недостаточной подготовке мышления дошкольников к усвоению этих знаний. Поэтому по своему содержанию математическая подготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениям в простейших случаях. С точки зрения современной концепции обучения, формирование логического мышления является не менее важным для подготовки к усвоению математических знаний, чем арифметические операции. Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и рассуждать.

Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельностью, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша.

Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими добровольно, без принуждения.

Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста

2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств

3. Все психологические новообразования берут начало в игре

4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике

5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов

На всех ступенях дошкольного детства игровому методу на занятиях отводится большая роль. Следует отметить, что «обучающая игра» (слово обучающая можно считать синонимом слова дидактическая) подчеркивает использование игры как метода обучения, а не закрепления или повторения уже усвоенных знаний.

На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляются и расширяются математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя.

Дидактические игры делятся на:

- игры с предметами

- настольно-печатные игры

- словесные игры

Также при формировании элементарных представлений у дошкольников можно использовать: игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.), игры головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, лото, развивающие игры.

Не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности.

Также необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм: варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением. Необходимость современных требований вызвана высоким уровнем современной школы к математической подготовке детей в детском саду, в связи с переходом на обучение в школе с шести лет.

Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.


Перспективный план по самообразованию

на 2016-2017 учебный год

Тема: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Сентябрь-октябрь 2016г.

  1. Работа с документацией
  2. Изучение литературы по проблеме, создание плана работы
  3. Изучение программы «От рождения до школы»
  4. Изучение ФГОС дошкольного образования

Ноябрь 2016г.

  1. Изучение теории по теме: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
  2. Знакомство с литературой по данной теме
  3. Проведение дидактических игр с детьми («Сложи предмет из геометрических фигур», Найди свою пару», «Подбери игрушки»)

Декабрь 2016г.

  1. Накопление научно-технических материалов по теме самообразования
  2. Консультация для родителей «Играем вместе с детьми»
  3. Подготовка папки-копилки с занимательными ребусами, головоломками
  4. Проведение дидактических игр с детьми («Магазин посуды», «Назови предмет», «Пройди в ворота»)

Январь-февраль 2017г.

  1. Работа над созданием картотеки дидактических игр по формированию элементарных математических представлений
  2.  Подбор материала по теме самообразования
  3. Проведение дидактических игр с детьми («Чудесный мешочек», «Подбери фигуру», «Лото») и игр со счетными палочками («Выложи по образцу», «Отсчитай столько же»)

Март 2017г.

  1. Оформление картотеки дидактических игр по формированию элементарных математических представлений
  2. Изготовление буклетов для родителей «Математические игры по дороге домой»
  3. Проведение дидактических игр с детьми («Не промочи ноги», «Назови фигуры», «Отсчитай столько же»)

Апрель 2017г.

  1. Проведение открытого занятия по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в сказочный лес»
  2. Посещение открытых занятий других воспитателей
  3. Проведение дидактических игр с детьми («Не ошибись», «Что длиннее?», «Что стало не так?»)

Май 2017г.

  1. Отчет по самообразованию за 2016-2017 учебный год
  2. Выступление с презентацией
  3. Разработка плана по самообразованию на 2017-2018 учебный год
  4. Подбор методической литературы по теме самообразования

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план работы с родителями на 2016-2017гг.

В данном материале можно ознакомиться помесячно с теми вопросами, которые я планирую проговорить, разобрать и т.д. с родителями....

План работы с ГИБДД на 2016 - 2017гг

План работы с ГИБДД...

План работы по самообразованию на учебный год 2016-2017гг.

Сенсорное воспитание – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вк...

План по самообразованию на 2016-2017гг.

Тема: «Трудовое воспитание. Развитие у детей простейших трудовых навыков».Цель: повышение профессиональной компетентности по формированию трудовых навыков у дошкольниковЗадачи:...

План летней оздоровительной работы на 2016 - 2017гг.

План летней оздоровительной работы...

самообразование 2016-2017гг

Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе познавательно - исследовательской деятельности...

План работы по самообразованию на 2016 - 2017гг.

Тема по самообразованию: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми»...