Психолого-ориентированный практикум с элементами тренинга «Позитивное родительство».
материал (старшая группа)

Мацкевич Ольга Анатольевна

Создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях путем формирования положительных установок детско-родительских отношений и расширения знаний родителей и их навыков в игровом общении с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Позитивное родительство29.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка – детский сад №5 «Теремок»

 г. Новоалтайска

Конкурс для педагогов дошкольных образовательных организаций «Педагогическая изюминка»

Номинация: «Актуальные формы работы с родителями»

Психолого-ориентированный практикум

 с элементами тренинга «Позитивное родительство»

для родителей с детьми.

Возраст детей: 5 лет.

Автор

Мацкевич Ольга Анатольевна

2020 г.

Цель мероприятия – создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях путем формирования положительных установок детско-родительских отношений и расширения знаний родителей и их навыков в игровом общении с детьми.

При проведении мероприятия решаются следующие задачи:

- реконструкция, оптимизация детско-родительских взаимоотношений средствами развития коммуникативных форм поведения, способствующих самоактуализации и самоутверждению себя как родителя;

- формирование навыков адекватного общения родителей с детьми.

Материалы: игрушка небольшого размера, плакат с правилами группы, маркер, фломастеры для всех участников, безликие маски (большая для родителя, маленькая для ребенка), шаблоны из бумаги: «лучик солнышка» и «грозовая туча», клей, лист ватмана, стилизованный под небо.

Участники: 7–9 семей с детьми в возрасте 5 лет.

Продолжительность встречи: 1–1.5 часа.

Педагог-психолог (далее ведущий): Дорогие родители, вы хотели бы иметь какой-то один универсальный, «волшебный» рецепт воспитания умных, общительных, контактных детей? (ответы родителей.) Придется вас огорчить: такого рецепта нет и быть не может. В наши дни все больше растет понимание того, что процесс воспитания формируется не только родителями. На него воздействуют и сами дети своим характером, темпераментом, индивидуальными особенностями психики. Взаимодействие детей и родителей – неотъемлемая сторона семейного общения. И это общение сегодня мы сделаем наиболее конструктивным.

Упражнение «Знакомство»

Ведущий: давайте познакомимся, а для этого каждый из присутствующих назовите себя и коротко расскажите о себе и ожиданиях от встречи, передавая друг другу игрушку. (мини-рассказы)

Ведущий: очень информативными получились ваши рассказы, спасибо.

Приветствие.

Упражнение «Мы сегодня вот такие»

Ведущий: приглашаю всех встать в круг. Каждая семья продумывает: каким движением и настроением вы себя представите.

Самопрезентация начинается со слов «Мы сегодня вот такие: <показ движения и настроения>».

Рефлексия упражнения:

  • Как вы договаривались?
  • Кто был инициатором движения, настроения?
  • Проявлял ли ваш ребенок лидерские качества в процессе выбора движения?

Упражнение «Близкие люди»

Ведущий: а теперь мы сделаем два круга: наружный круг - родители, внутри родительского круга детский.

Давайте мы поприветствуем друг друга следующим образом:

- протяните правую руку соседу слева, соедините руки;

- улыбнитесь друг другу;

- погладьте друг друга по плечу;

- любым движением подарите солнечный лучик своему соседу.

Рефлексия упражнения:

  • Вам стало немного теплее, веселее, комфортнее?
  • Опишите свое состояние любыми словами?

Ведущий: прошу занять свои места на стульчиках.

Основная часть.

Упражнение «Правила нашей группы»

Ведущий: правила регламентируют формы общения в группе. Нам предстоит обсудить правила и выбрать какие-то для своей группы. Вам дается право убирать и добавлять правила. Всем участникам нашей встречи необходимо придерживаться установленных правил. Если правила по каким-то причинам не выполняются, группа может их пересмотреть и, при необходимости, изменить.  (обсуждается каждое правило)

Примерные правила общения в группе

  • Каждый из присутствующих находится здесь по своему желанию.
  • Для каждого понятие истины индивидуально.
  • Быть честными, искренне выражать свое отношение к происходящему.
  • Полностью выслушивать точку зрения собеседника;
  • Необходимо, чтобы в принятии группового решения участвовали все.

Все правила записываются на большом листе ватмана и помещаются на доске.

Анализ упражнения

  • В какой степени предложенные правила вам понятны?
  • Какие из новых правил оказались полезными, а какие кажутся обременительными?
  • Стоит ли принимать дополнительные правила или достаточно будет данных?

Игра «Волшебное зеркало»

Цель: отработать навыки невербального взаимодействия взрослого и ребенка; развивать умение повторять движение взрослого.

Ведущий: постройтесь в две команды: команда мам и команда детей. Команды находятся напротив друг друга. Мамы по очереди выполняют различные движения, а все дети их повторяют.

Ну-ка, зеркальце, смотри,

Все нам верно повтори.

Встану я перед тобой,

Повторяй-ка всё за мной.

Рефлексия упражнения:

  • Вы заметили, чьи движения было легче повторить вашему ребенку: ваши или другой мамы?

Упражнение «Посудомоечная машина»

Ведущий: теперь перестроимся в один большой круг. Каждый из вас – это какой-либо предмет посуды. Каждый «предмет» по одному выходит в центр и рассказывает о себе: какая он посуда, насколько грязная, какой водой надо мыть, как надо мыть, какими движениями рук и т.д. А мы все – посудомоечная машина, которая будет вас мыть в соответствии с вашей инструкцией. Кто первый?

Рефлексия:

  • Какие эмоции вы испытывали в роли посуды, какие были ощущения?
  • Ваша инструкция была полностью выполнена «машиной»?
  • Какую роль – посуды или машины – вам больше понравилось играть? Почему?

Ведущий: приглашаю всех сесть на стульчики.

Рефлексия

Цель – обсуждение результатов совместной работы, а также увиденного и услышанного на встрече.

Упражнение «Мое настроение»

Ведущий: на столах имеются фломастеры и безликие маски (большая для родителя, маленькая для ребенка). Нарисуйте на маске «лицо» так, чтобы оно отражало ваше настроение на данную минуту и ваше впечатление от сегодняшней встречи.

Упражнение «Солнышко и тучка»

Ведущий: на листочке «лучик солнышка» вы можете написать свой положительный отзыв о встрече, понравившиеся моменты, а дети - нарисовать понравившееся упражнение или игру. На листочке «грозовая туча» — то, что не понравилось, на что необходимо обратить внимание при проведении следующих встреч.

Все лучики и тучи клеятся на лист ватмана, стилизованный под небо.

Ведущий: мы все готовы выслушать желающих высказаться… Вы получили от встречи то, что ожидали?

Упражнение «А теперь мы вот такие»

Ведущий: а каким движением своей пары вы хотели бы завершить нашу встречу? (способствовать тому, чтобы этим движением стало объятия мамы с ребенком)

Ведущий: обнимайте ребенка несколько раз в сутки. Как сказала Вирджиния Сатир: «Четыре объятия необходимы каждому человеку просто для выживания, восемь объятий в день  -  для нормального существования, двенадцать объятий - для роста и развития!» И не только ребенку, но и взрослому. Думаю, что именно в это вы и заинтересованы.

Спасибо всем за участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков".

Цели:1. Развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждений.2. Проверка уровня развития профессионально значимых свойств лич...

Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков"

Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков"...

Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга: "Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков"

Конспект семинара для педагогов с элементами  тренинга:"Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков"...

Семинар для педагогов с элементами тренинга «Установление позитивных отношений с родителями воспитанников»

Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с родителями воспитанников....

Семинар для педагогов ДОУ с элементами тренинга "Совершенствование общения педагогов и родителей. Развитие коммуникативных навыков. Техники для установления позитивных отношений»

Для педагогов ДОУСеминар1. Развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждений.2. Проверка уровня развития профессионально з...