Беседа с дошкольниками по картине И.И. ЛЕВИТАНА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ».
план-конспект занятия (старшая группа)

Мануйлова Наталья Геннадьевна
Программное содержание. Развивать художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать состояние осенней природы и адекватно эмоционально откликаться на него. Пробуждать добрые и светлые чувства, радость, желание любоваться красотой и поэзией золотой осени. Учить внимательно рассматривать художественную картину, подводя к пониманию того, что художник изображает реальную природу — то, что он видит, что вызвало у него радость, удивление. Развивать навыки восприятия образного языка пейзажной живописи, эмоциональное восприятие цвета и цветосочетаний. Обратить внимание детей на то, что с помощью цвета можно рассказать о времени года, о своем настроении, отношении к изображаемому, на особенности цветовой гаммы золотой осени (сочетание теплых и холодных цветовых тонов, создающих настроение радости и светлой грусти; взаимосвязь теплых желтых, оранжевых, бордовых, зеленоватокоричневых, коричневато-оранжевых цветовых тонов с холодными — синими, фиолетовыми).
Материалы. Репродукция картины И. Левитана «Золотая осень», мольберт.
Ход занятия. 
Воспитатель предлагает детям удобно сесть перед картиной (она пока закрыта).
Воспитатель. Дети, сейчас очень красивое время года. Знаете ли вы, как оно называется?
Ответы детей … (Осень.)
Воспитатель. Правильно, осень. Осень – очень красивое и яркое время года. Чем оно так привлекает?
Ответы детей … (Осенью деревья очень красивые, нарядные, с желтыми, красными, разноцветными листочками.)
Воспитатель. Ребята, вы видели, как опадают листочки, красиво кружатся на лету, бегут под ветерком по земле?!
Ответы детей … 
Воспитатель. Что вы слышите, когда ранним утром идете в детский сад? Дети. Шорох и шелест листвы под ногами, пение птиц.
Воспитатель. Во время нашей с вами вчерашней прогулки мы даже почувствовали, как пахнет осень — горьковатым дымком костров, прелой листвой, скошенной травой, пряным ароматом осенних цветов и трав, грибами. А солнышко вчера было?
Ответы детей … (Да, было солнышко.)
Воспитатель. И оно «зажигало» листву деревьев, траву. Они становились ярче, наряднее. А какое было небо?
Ответы детей …  (Голубое, ясное, чистое.)
Воспитатель. Да, очень красиво сейчас за окном. Вам нравится? Послушайте, как об этом времени года сказали поэты.
 
Лес, точно терем расписной.
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь, в листве сквозной.
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца...
И. Бунин
 
Унылая пора!
Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...
А.С. Пушкин
 
Воспитатель. Ах, как красиво, проникновенно рассказали об осени поэты.
А что же художник? Как он может рассказать о золотой осени?
Ответы детей …  (Он может нарисовать осень.)
Воспитатель. Правильно. Ему нужно изобразить на холсте то, что он видел или видит в природе, что вызвало у него радость, удивление красотой осени. Но он должен нарисовать так, чтобы мы узнавали и деревья, и кусты, и речку. А с помощью красок он может изобразить время года — зиму, лето, осень, весну; свое настроение — радость, грусть, тревогу, спокойствие, тишину.
Сейчас мы посмотрим с вами картину об осени, которую написал художник Исаак Ильич Левитан. (Открывает картину, дает возможность детям полюбоваться ею.)
Что за прелесть эта картина! Здесь нарисовано то, что мы видим за окном сейчас. Какая же здесь нарисована осень?
Ответы детей …  (Нарядная, яркая, золотая, веселая.)
Воспитатель. Да, художник назвал эту картину «Золотая осень». А как вы думаете, почему он ее так назвал — «золотая»? Какие цвета он использовал?
Ответы детей …  (Много желтых, оранжевых красок.)
Воспитатель. Как эти цвета можно назвать одним словом? Какие они?
Ответы детей …  (Теплые, радостные, веселые.)
Воспитатель. Молодцы, дети! Художник очень радовался, увидев эту красоту. Он восхищался ею, почувствовал это праздничное настроение, эти нарядные краски осени. Славная осень! А что интересного, красивого увидел художник?
Ответы детей …  (Красивые березки, луга, речку.)
Воспитатель. А как вы узнали, что он нарисовал березки?
Ответы детей …  (Стволы у них беленькие, тоненькие, а листочки желтенькие, оранжевые.)
Воспитатель. А какого цвета травка на лугах?
Ответы детей …  (Зеленого.)
Воспитатель. Посмотрите внимательно: зеленого ли? Нет, она коричневато-зеленая, зеленовато-коричневая, желтоватая, бурая. К концу лета она от солнышка подсохла. А речка какого цвета?
Ответы детей …  (Синяя.)
Воспитатель. Да, близко к нам она синяя, есть даже немного фиолетового цвета, а вдали — беловато-голубая. Синие и фиолетовые — это холодные тона. Посмотрите, как нарядно смотрятся вместе теплые оранжевые, желтые, золотые и холодные сине-фиолетовые краски. А чего больше — теплых красок или холодных?
Ответы детей …  (Теплых.)
Воспитатель. Вот поэтому природа на картине кажется такой радостной, нарядной, теплой, светлой и даже торжественной. Понравилась вам картина?
Ответы детей …
Воспитатель. Сегодня мы с вами познакомились с пейзажной живописью, посмотрели картину Исаака Ильича Левитана «Золотая осень», послушали стихотворения русских поэтов. Нам было радостно и немного грустно. Мы вспомнили с вами это чудесное время года, которым, к счастью, все еще можем любоваться на прогулке.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_s_doshkolnikami_po_kartine.docx16.24 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа с дошкольниками по картине И.И. ЛЕВИТАНА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ».

Программное содержание. Развивать худо​жественное восприятие детей, способность ви​деть и чувствовать состояние осенней природы и адекватно эмоционально откликаться на него. Пробуждать добрые и светлые чувства, радость, желание любоваться красотой и поэ​зией золотой осени. Учить внимательно рас​сматривать художественную картину, подводя к пониманию того, что художник изображает реальную природу — то, что он видит, что вы​звало у него радость, удивление. Развивать навыки восприятия образного языка пейзажной живописи, эмоциональное вос​приятие цвета и цветосочетаний. Обратить вни​мание детей на то, что с помощью цвета можно рассказать о времени года, о своем настроении, отношении к изображаемому, на особенности цветовой гаммы золотой осени (сочетание теплых и холодных цветовых тонов, создающих настро​ение радости и светлой грусти; взаимосвязь теп​лых желтых, оранжевых, бордовых, зеленовато​коричневых, коричневато-оранжевых цветовых тонов с холодными — синими, фиолетовыми).

Материалы. Репродукция картины И. Леви​тана «Золотая осень», мольберт.

Ход занятия. 

Воспитатель предлагает детям удобно сесть перед картиной (она пока закрыта).

Воспитатель. Дети, сейчас очень красивое время года. Знаете ли вы, как оно называется?

Ответы детей … (Осень.)

Воспитатель. Правильно, осень. Осень – очень красивое и яркое время года. Чем оно так привлекает?

Ответы детей … (Осенью деревья очень красивые, нарядные, с желтыми, красными, разноцветными листоч​ками.)

Воспитатель. Ребята, вы видели, как опа​дают листочки, красиво кружатся на лету, бегут под ветерком по земле?!

Ответы детей … 

Воспитатель. Что вы слышите, когда ранним утром идете в детский сад? Дети. Шорох и шелест листвы под ногами, пение птиц.

Воспитатель. Во время нашей с вами вчерашней прогулки мы даже почувствовали, как пахнет осень — горьковатым дымком костров, прелой листвой, скошенной травой, пряным ароматом осенних цветов и трав, грибами. А солнышко вчера было?

Ответы детей … (Да, было солнышко.)

Воспитатель. И оно «зажигало» листву деревьев, траву. Они становились ярче, наряд​нее. А какое было небо?

Ответы детей …  (Голубое, ясное, чистое.)

Воспитатель. Да, очень красиво сейчас за окном. Вам нравится? Послушайте, как об этом вре​мени года сказали поэты.

Лес, точно терем расписной.

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь, в листве сквозной.

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца...

И. Бунин

Унылая пора!

Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса...

А.С. Пушкин

Воспитатель. Ах, как красиво, проникновенно рассказали об осени поэты.

А что же художник? Как он может рассказать о золотой осени?

Ответы детей …  (Он может нарисовать осень.)

Воспитатель. Правильно. Ему нужно изобразить на холсте то, что он видел или видит в природе, что вызвало у него радость, удивление красотой осени. Но он должен нарисовать так, чтобы мы узнавали и деревья, и кусты, и речку. А с помощью красок он может изобразить время года — зиму, лето, осень, весну; свое настроение — радость, грусть, тревогу, спокойствие, тишину.

Сейчас мы посмотрим с вами картину об осени, которую написал художник Исаак Ильич Левитан. (Открывает картину, дает возможность детям полюбоваться ею.)

Что за прелесть эта картина! Здесь нарисовано то, что мы видим за окном сейчас. Какая же здесь нарисована осень?

Ответы детей …  (Нарядная, яркая, золотая, веселая.)

Воспитатель. Да, художник назвал эту картину «Золотая осень». А как вы думаете, по​чему он ее так назвал — «золотая»? Какие цвета он использовал?

Ответы детей …  (Много желтых, оранжевых красок.)

Воспитатель. Как эти цвета можно на​звать одним словом? Какие они?

Ответы детей …  (Теплые, радостные, веселые.)

Воспитатель. Молодцы, дети! Художник очень радовался, увидев эту красоту. Он восхи​щался ею, почувствовал это праздничное на​строение, эти нарядные краски осени. Славная осень! А что интересного, красивого увидел ху​дожник?

Ответы детей …  (Красивые березки, луга, речку.)

Воспитатель. А как вы узнали, что он нарисовал березки?

Ответы детей …  (Стволы у них беленькие, тоненькие, а листочки желтенькие, оранжевые.)

Воспитатель. А какого цвета травка на лугах?

Ответы детей …  (Зеленого.)

Воспитатель. Посмотрите внимательно: зеленого ли? Нет, она коричневато-зеленая, зе​леновато-коричневая, желтоватая, бурая. К концу лета она от солнышка подсохла. А речка какого цвета?

Ответы детей …  (Синяя.)

Воспитатель. Да, близко к нам она синяя, есть даже немного фиолетового цвета, а вдали — беловато-голубая. Синие и фиолето​вые — это холодные тона. Посмотрите, как на​рядно смотрятся вместе теплые оранжевые, жел​тые, золотые и холодные сине-фиолетовые краски. А чего больше — теплых красок или хо​лодных?

Ответы детей …  (Теплых.)

Воспитатель. Вот поэтому природа на картине кажется такой радостной, нарядной, теплой, светлой и даже торжественной. Понра​вилась вам картина?

Ответы детей …

Воспитатель. Сегодня мы с вами познакомились с пейзажной живописью, посмотрели картину Исаака Ильича Левитана «Золотая осень», послушали стихотворения русских поэтов. Нам было радостно и немного грустно. Мы вспомнили с вами это чудесное время года, которым, к счастью, все еще можем любоваться на прогулке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассматривание репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень»

Занятие в старшей группе преследует цель - вызвать эмоциональное отношение к природе, а так же продолжить развитие художественного восприятия детей, их способности видеть и чувствовать красоту о...

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Составление описательного рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень»

Данный конспект бедет полезен воспитателям подготовительных групп. Приобщать детей к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус. Учить детей составлять описател...

Конспект занятия по развитию связной речи с элементами изодеятельности на тему: «Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень»

Учить рассматривать пейзажные картины; познакомить детей с творчеством И. Левитана на основе репродукции картины «Золотая осень»....

Конспект занятия для детей 5-6 "Рассматривание репродукции картины И.И. Левитана "Золотая осень"

Цель данной деятельноссти: расширение представлений детей о осени. Задачи: познакосмитть детейс творчеством И.И. Левитана. Воспитывать у детей чувство радости от встречи с прекрасным....

По ознакомлению с пейзажной живописью в старшей группе. Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень»

Развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины, интерес и эмоциональный отклик на неё...

Организованная образовательная деятельность Развитие речи Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень»

Организованная образовательная деятельность (ООД)Развитие речи (Р.Р)Дата____________________________________Тема: По ознакомлению с пейзажной живописью в старшей группе. Рассматривание картины И....

Беседа с дошкольниками по картине И.С. ОСТРОУХОВА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»

И.С. ОСТРОУХОВ «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»Программное содержание. Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к худо​жественному изображению яркой осенней при​роды, развиват...