Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Марина Эдуардовна Смирнова

В данном тексте указаны возрастные особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_publikatsiyu.docx13.88 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

«В овладении речью, - считал Л. С. Выготский,  ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее – к простой фразе, еще позже – к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений» 

У маленьких детей диалог предшествует монологу; при этом именно диалог имеет первостепенную социальную значимость для ребенка. По мнению А. А. Леонтьева, умения монологической речи формируются крайне поздно. Многие исследователи подчеркивают первичную роль диалога в монологической речи. Самое главное - понять, какое значение имеет правильное обучение диалогической речи в раннем возрасте, ибо именно тогда происходит зарождение и развитие монологической речи .

В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом детей, что отражается на формах речи. Для нее характерны неполные, неопределенно-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; названия предметов заменяются местоимениями. В рассказах ребенка переплетаются факты из материала на заданную тему с всплывающими на поверхность фактами из личного опыта. Ситуативность речи не является абсолютной принадлежностью возраста ребенка. У одних и тех же детей речь может быть то более ситуативной, то более контекстной. Это определяется задачами и условиями общения. В психологических исследованиях показано, что элементы связной монологической речи у детей уже в 2 – 3 года, а переход внешней речи во внутреннюю, ситуативной – в контекстную происходит к 4 – 5 годам .

Дети 4 – 5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь еще несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушения логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (словами еще, потом) .

В старшем дошкольном возрасте, дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности. Совершенствуется и монологическая речь: дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их языковом оформлении .

 Интенсивное овладение монологической речью начинается с 5  6 лет, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи, и дети в основном усваивают морфологический, грамматический и синтаксический строй родного языка. В этом возрасте дети задают много вопросов взрослым, пытаются объяснить свои действия.

Наиболее сензитивным периодом для развития связной речи является пятый год жизни. Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развёрнутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельство событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучшей памяти, напряжения внимания к содержанию и речи. Монологическая речь сложнее в лингвистическом плане. Рассказ – связанное развёрнутое изложение какого-либо факта. Для рассказа ребёнок самостоятельно выбирает тему. В рассказе больше отражение – личный опыт, эмоции.

    Дети 5 – 6 лет способны овладевать навыками планирования монологических высказываний. Изменение условий жизни с переходом к дошкольному возрасту, появление новых видов деятельности, новых отношений со взрослыми приводит к дифференциации функций и форм речи. У ребенка возникает форма речи-сообщения в виде рассказа-монолога о том, что с ним происходило вне непосредственного контакта с взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста

Овладение речью — один из важнейших этапов развития ребенка среднего возраста. От того, как ребенок овладеет речью, будет зависеть его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие...

Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста...

Семейная гостиная для родителей «Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

  Под связной речью принято понимать такие развёрнутые высказывания, которые позволяют человеку последовательно изложить свои мысли, сделав их понятными для других людей....

Консультация для родителей «Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

      В старшем дошкольном возрасте нормально развивающиеся дети успешно овладевают доступными их возрасту формами связной речи.         В...

Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня) с использованием развивающих интеллектуальных игр (танграм, пентамино)

Современные тенденции развития дошкольного и начального образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), г.Уфа 2023 г. Уфа: Издательство ИРО РБ, 2023.-2...