Занятие "Весенний лес"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «БРУСНИЧКА» г. ТАРКО-САЛЕ
Конспект занятия для старшего дошкольного возраста
Музыкальный руководитель
Магомедова О.И.
г. Тарко- Сле
Цели:
Научить детей искусству слушать музыку; развивать интерес к природе;
формировать положительное эмоциональное отношение к ней; желание беречь
и заботиться об окружающем мире; воспитывать чувство сопереживания через музыку.
Задачи:
- Формировать умение видеть красоту природы в музыке.
- Закреплять и расширять знания детей о весенних явлениях, о лесе, его обитателях.
- Воспитывать эстетический вкус и бережное отношение к природе.
- Вспомнить песни, игры, танцы о весенних явлениях, лесе.
- Продолжать знакомить детей с творчеством вологодских поэтов, композиторов, с
народным фольклором (пословицы, поговорки, игры).
(Зал оформлен, как лесная полянка. Дети заходят в зал, становятся полукругом.)
Муз. рук: Дорогие ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте мы с вами улыбнемся
и дружно с ними поздороваемся:
Добрый день всем добрым людям!
Мы вам рады, мы вас любим!
А теперь спокойно пройдем на свои места…
(Дети садятся на стульчики)
Ребята, послушайте внимательно загадку и постарайтесь её отгадать:
Светает рано по утрам, весь снег растаял тут и там,
Ручей шумит как водопад, скворцы к скворечникам летят.
Звенят под крышами капели, медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает, кто это время года знает?
Дети: Весна!
Муз. рук: Правильно. Сегодня мы поговорим о весне. Скажите, пожалуйста, какая она?
Дети: Тёплая, добрая, зелёная, красивая, цветущая, радостная, светлая…
Муз. рук: Давайте вспомним весенние месяцы.
Дети: Март, апрель, май.
Муз. рук: Как о них говорят в народе?
Дети: Март - месяц света.
Апрель - месяц воды.
Май - месяц зелёной травы.
Муз. рук: Молодцы. Весной природа оживает, и встреча с ней нас ожидает. Нас
ждёт сейчас прогулка в лес, мы встретим много там чудес. Согласны, отправиться
в путешествие по зелёному лесу?
Дети: Да!
Муз. рук: Тогда поедем на машине, в дороге песню запоём.
Исполняется песня «Весеннее путешествие» муз. А. Муравьёвой.
Дети останавливаются в кругу.
Муз. рук: Вот мы и добрались. Давайте поздороваемся с нашим лесом.
Ребёнок: Здравствуй, солнце, и небо, и птицы,
Здравствуй лес, и цветы, и трава.
Здравствуй, день, что сегодня родился,
Мы приветствуем тебя!
Муз. рук: Когда любуешься природой, становится хорошо на душе, светло и радостно. Хочется всему миру пожелать этой радости: и солнцу, и земле, и всему живому! И так
страшно, что есть люди, которые не любят природу. Губят её красоту. А ведь как в лесу чудесно, правда? Вы заметили, какой здесь свежий и чистый воздух? Почему, как
вы думаете?
Дети: Здесь нет машин, заводов, фабрик. Здесь много кислорода, а это заслуга деревьев и растений.
Муз. рук: Ребята, а чем полезен свежий воздух?
Дети: Укрепляет здоровье, улучшает настроение.
Муз. рук: Давайте подышим спокойно, свободно.
(Выполняется упражнение на дыхание.)
Муз. рук: А сейчас тихо-тихо постоим и прислушаемся к природе. У каждого цветка,
у каждого листочка, у каждой веточки есть своя неповторимая песенка. Давайте закроем глаза и послушаем.
(Слушают в записи «Звуки природы».)
Муз. рук: Что вы слышали?
Дети: Пение птиц.
Муз. рук: Верно, наполнился лес пением птиц, вернувшихся с юга. А какие это птицы?
Дети: Соловей, дятел, воробьи, синицы…
Муз. рук: А как они поют?
Дети: Легко, звонко, радостно, весело, радуются теплу и весеннему солнышку.
Муз. рук: В народе есть пословица: «Ласточка день начинает, а соловей заканчивает.» Давайте мы с вами споем песню «Соловушка» также легко, звонко и напевно.
Исполняется песня «Соловушка» муз. Н. Лукониной.
Муз. рук: Молодцы, постарались, хорошо спели. А теперь давайте пройдемся по - нашему лесу и посмотрим на деревья.
(Под музыку змейкой проходят на стульчики.)
Муз. рук: Ребята, а кто может назвать деревья, которые растут в нашем лесу?
Дети: Береза, ель, сосна, рябина, осина…
Муз. рук: Ласковые лучи солнышка позолотили верхушки деревьев, и они
откликнулись весёлым шелестом листвы. А вот как изобразил утро
норвежский композитор Эдвард Григ. Он нарисовал картину красками музыки.
(Звучит «Утро» муз. Э. Грига.)
Муз. рук: Поделитесь своими впечатлениями о том, что вы представляли, слушая
музыку, о чём она вам рассказала?
Дети: Просыпается солнышко, птицы, деревья, трава, насекомые, всё вокруг оживает.
Муз. рук: А какая музыка по характеру?
Дети: Легкая, воздушная, светлая, певучая…
Муз. рук: Правильно, именно это настроение композитор передал в музыке. Мы
знаем песню про деревья, давайте её споём.
Исполняется «Песня про деревья» муз. Н. Лукониной.
Муз. рук: Ребята, а вы хотите поиграть?
Дети: Да!
Муз. рук: Тогда мы с вами поиграем в интересную игру «Найди листок», а
заодно проверим, как вы знаете деревья. Под стулом каждого из вас лежит
листок, возьмите его, внимательно рассмотрите. Листья, каких деревьев вы держите
в руках?
Дети: Берёзы, осины, клёна, дуба, рябины.
Муз. рук: Совершенно верно, а теперь пришло время в круг выходить и игру заводить.
Проводится игра «Найди листок» муз. Е. Шаламоновой.
Муз. рук: Вот как весело играли, а теперь я всех на танец приглашаю. Давайте мы с
вами изобразим солнышко, будем его лучиками.
Исполняется танец «Ладошки».
Дети садятся на стульчики.
Муз. рук: Что ж, друзья, ждёт ещё одна загадка вас:
Тук-тук-тук да тук-тук-тук. Это очень важный стук.
В красной шапочке, серьёзный, он воюет очень грозно
И с личинкой, и с жуком, что зелёный рушат дом.
Сколько сил он здесь потратил, доктор леса, птица…
Дети: Дятел!
Муз. рук: Ребята, а почему дятла называют санитаром леса или доктором?
Дети: Вытаскивая насекомых из ствола, он лечит деревья.
Муз. рук: А кого мы ещё можем назвать санитарами леса? Кто эти
маленькие трудолюбивые существа, которые освобождают деревья и кустарники от вредных гусениц и тли? Кто они?
Дети: Муравьи!
Муз. рук: Верно, давайте вспомним песню, которая называется «Про меня и муравья».
Исполняется песня «Про меня и муравья» муз. Л. Абелян.
Дети садятся на стульчики. Под музыку в зал входит Весна.
Весна: Здравствуйте, ребята. Вот и я, Весна.
Тёплыми шагами по земле прошла.
Привела я солнышко, жаркое, лучистое
И оно гуляет по небу по чистому.
Воспитатель: Пришла к нам веселая гостья Весна. И всё пробудилось от долгого сна.
Исполняется хоровод «Вёснушка-весна»
Весна: Вижу рады мне, друзья, поиграем с вами?
Дети: Да!
Проводится игра вологодского края «Гори, гори ясно».
Дети садятся на стульчики.
Весна: Ай да, дети молодцы, поиграли от души! Свою ловкость показали.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, Весна махнула зелёным платочком…
Весна: Дружно лопаются почки, распускаются листочки.
Исполняется индивидуально «Танец зелёных веточек и платочков».
Воспитатель: Милая Весна, сейчас мы хотели бы тебе рассказать
стихотворение вологодской поэтессы Татьяны Петуховой «Веточка».
Ребёнок: Почему ты плачешь,
Тонкий тополёк?
Кто тебя весною
Так обидеть мог?
Росла и крепла веточка,
Смотрела в синеву.
Обломили веточку,
Бросили в траву.
Не услышит больше песен соловья.
Не увидит солнышка веточка моя.
Росла и крепла веточка,
Смотрела в синеву.
Зачем сломали веточку,
Бросили в траву!
Весна: Какое трогательное стихотворение. Скажите, ребята, хорошо или плохо рубить деревья, ломать ветки?
Дети: Плохо.
Муз. рук: Конечно же, плохо, ведь под большими кронами деревьев мы можем
спрятаться от жаркого солнца, деревья, как и растения, очищают воздух, дарят нам
свою красоту. А ведь мы с вами знаем, для того чтобы дереву вырасти, нужно очень
много лет.
(Весна машет голубым платочком.)
Воспитатель: Махнула Весна голубым платочком, и тут же побежали ручейки - говорливые, быстрые, журчащие.
Ребёнок: Спешит тропинкою лесной весёлый ручеёк.
Он звонкой песней голубой несётся над землёй.
Спешит ручей, спешит туда, где всем нужна вода.
Весна: Предлагаю вам, друзья, поиграть в русскую народную игру «Ручеёк».
Проводится игра «Ручеёк».
Дети садятся на стульчики.
Весна: Нравится ли вам, друзья, в лесу?
Дети: Да!
Весна: А какие пословицы о лесе вы знаете?
Дети:
•Лес богатство и краса. Береги свои леса!
•Люби лес, люби природу - будешь вечно мил народу.
•Много леса - не губи, мало леса - посади.
•Враг природе тот, кто леса не бережёт.
•Лес и вода - родные брат и сестра….
Весна: Спасибо, дети, порадовали меня. Вы много знаете о лесе. Лес- это большой
дом для самых разных жильцов, в котором все нужны друг другу и все друг от
друга зависят. А человек приходит к ним в гости и не должен разрушать их
жизнь. Примите от меня вот это солнышко. Пусть на ваших лицах никогда не исчезают
улыбки и всегда будет весеннее настроение.
вручает «солнышко» со сладостями
К сожалению, мне пора уходить. За цветами, травами следить, чтоб они цвели
и распускались, и весенним соком наливались. Чтобы птичьи гнёзда появлялись, и птенцы там вылуплялись. До свидания, ребята!
Под музыку Весна уходит из зала.
Муз. рук: Что ж, ребята, вот и нам пришло время возвращаться в группу. Но я ещё
раз хотела бы вам напомнить о том, что охрана природы - это обязанность
каждого человека. Жизнь растений, многих животных и птиц зависит от нас с вами.
Они нуждаются в нашей помощи, добром и бережном отношении к ним. Дерево, трава
и птица не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, на планете
мы останемся одни.
Ребёнок: С этим другом прямо с детства познакомиться спешим.
Здесь нас ждут деревья, травы, муравьишки - малыши.
Нам зелёной веткой машет наш знакомый добрый друг.
С ним земля милей и краше, с ним красивее вокруг.
Ребёнок: Говорим тебе «спасибо» за прекрасный воздух твой,
За рябину и калину, за ромашку, зверобой.
На одной большой планете нам с тобою вместе жить.
Будем, взрослые и дети, дружбой с лесом дорожить!
Муз. рук: Вот и подошло к концу наше путешествие по весеннему лесу.
Давайте попрощаемся с нашими гостями, скажем им: «До свидания, до новых встреч!»
На фоне музыки выполняется упражнение для координации слова и движения.
Муз. рук: Мы в лесу весеннем целый день гуляли.
Искали подснежники, воздухом дышали.
Ходьба обычная.
Мхом под ногами выстлана земля
Идём на носочках, ступая слегка.
Ходьба на носочках.
Вот деревья встали у нас на пути
Нам их обежать нужно и обойти.
Бег змейкой.
Тучка - невеличка дождь прислала нам,
Побежим скорее, спрячемся от дождя.
Под музыку дети убегают из зала.