Формирование наблюдательности у детей дошкольного возраста на занятиях
консультация

Дошкольное детство является периодом с момента осознания себя членом человеческого общества (примерно с 2-3 лет) до момента систематического обучения (6-7 лет).  Это  возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения с ровесниками. Игра остается главным способом познания находящегося вокруг мира, хотя изменяются ее формы и содержание.

Формирование наблюдательности считается в дошкольной педагогике и психологии одной из главных задач умственного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

        Формирование наблюдательности у детей дошкольного возраста на занятиях

Дошкольное детство является периодом с момента осознания себя членом человеческого общества (примерно с 2-3 лет) до момента систематического обучения (6-7 лет).  Это  возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения с ровесниками. Игра остается главным способом познания находящегося вокруг мира, хотя изменяются ее формы и содержание.

Формирование наблюдательности считается в дошкольной педагогике и психологии одной из главных задач умственного воспитания.

В педагогическом словаре наблюдательность рассматривается «как способность наиболее полно подмечать свойства и особенности предметов и явлений. Уровень наблюдательности определяется глубиной анализа непосредственно воспринимаемых объектов, дифференцированностью различения в них частей и признаков, правильностью оценки связей и отношений в наблюдаемой действительности.

Изучение развития наблюдательности у детей необходимо, так как это поможет раскрыть особенности не только ее возникновения, но и постепенного становления более сложных и развитых форм активной и мыслительной деятельности детей.

Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев... Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте.

Основное средство познания природы — наблюдение. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребенка. Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически.

Детей учат подмечать последовательность наступления явлений в природе (сезонные изменения, изменение растений и животных в процессе роста и развития), им прививают элементарные умения по выращиванию растений и уходу за животными. В «Программе воспитания в детском саду» материал ознакомления с природой распределен по видам деятельности детей. Осуществление его проводится на занятиях, на ежедневных прогулках, во время игр и труда детей по выращиванию растений и уходу за животными.

Наблюдения расширяют кругозор человека, повышают его интерес и любовь к природе. В то же время они не требуют сложного оборудования и доступны любому человеку.

Каждый воспитатель детского сада должен научиться вести фенологические наблюдения и составлять календарь природы. Только в этом случае он сможет правильно наметить сроки доступных детям наблюдений и научит их видеть и слышать происходящее в природе.[1]

На первом этапе задачи систематизации знаний о состоянии погоды включаются в ход обобщающих наблюдений на прогулке, экскурсии, занятиях. Занятия или экскурсии чаще всего проводятся со всеми детьми (фронтальная форма организации). Труд и наблюдения за природой лучше организовать с небольшой подгруппой или индивидуально.

Занятия. Это основная форма организации детей в ознакомлении их с природой. Проводятся они в определенные часы по заранее разработанному плану, согласованному с программой. На занятиях воспитатель не только сообщает детям новые сведения, но уточняет и закрепляет уже имеющиеся у них знания.

Занятия тесно связаны с другими формами работы. Так, например, полученные на занятиях знания и умения дети применяют в повседневной деятельности (в играх и труде), а накопленные представления во время прогулок, работы и наблюдения на участке уточняются, систематизируются на занятиях.

Экскурсия для детей – это форма учебно–воспитательной работы, которая позволяет организовать наблюдение и изменения предметов, объектов и явлений в естественных условиях[2].

Основное значение экскурсий для детей старшего дошкольного возраста в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни. Включение в ход экскурсий разнообразных заданий детям, использование тех или иных методов должно отвечать основной задаче - обеспечить яркие, эмоциональные и конкретные представления о наблюдаемых объектах[3].

Функции экскурсии:

-С помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, потому что в процессе их учащиеся, как отмечено выше, непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями.

-Экскурсии позволяют увеличивать уровень научности обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой.

Превосходство экологических экскурсий в том, что они способствуют развитию наблюдательности, происхождению интереса к природе, т.е. познавательного к ней отношения детей. Велика роль экскурсии в эстетическом воспитании детей, формировании у них эстетического отношения к природным явлениям и объектам. Красота  находящегося вокруг их мира вызывает глубочайшие переживания.

Именно в дошкольном возрасте закладывается основание для всех специальных знаний, умений, отношения ребенка к окружающему миру. Не может быть здорового развития в отсутствии деятельной, увлекательной жизни.

Знакомя дошкольника с окружающей действительностью, побуждая его активно отображать эту действительность в своих играх, занятиях, изобразительной деятельности, педагог вызывает интерес к новым предметам и явлениям, заставляет ребёнка непроизвольно сосредоточить на них своё внимание.

Ребятам очень нравятся целевые экскурсии-прогулки. Хотя они кратковременны, эпизодичны, однако очень разнообразны по теме: наблюдения за особенностями погоды, за растениями, животными в различные времена года. Постепенно границы наблюдений расширяются – участок детского сада, знакомая улица, озеро, поле и т.д. Сообщаются ребятам не только первые знания о природе, однако дается пример простых оценок наблюдаемых явлений. Дети становятся активнее участвовать в разговорах, проявляют активность, дают развернутые ответы[4].

Природоведческие опыты и эксперименты в работе с дошкольниками используются для того, чтобы знания детей о природе более осознанными; для формирования познавательного отношения к природе; для развития наблюдательности; для формирования представлений о скрытых свойствах и качествах объектов природы; для формирования представления о причинно- следственных, пространственно-временных связях существующих в природе.

Дошкольнику, который является свидетелем сезонных изменений природы, но не всегда способен их самостоятельно заметить, надо показать все - и чарующие пейзажи, и закономерную последовательность роста и развития всего живого, зависимость его состояний от сезонно меняющихся факторов внешней среды.

Дети ежедневно наблюдают погоду (облачность, ветер, осадки). Внимание детей можно  обратить на небо перед грозой. Хорошо собрать детей у окна, чтобы они понаблюдали вспышки молний; послушали отдаленный гул грома, переходящий в раскаты; установили, что гром раздается после каждой вспышки молнии; после этих явлений идет ливневый дождь.

Наблюдение этих явлений при сопоставлении их с электрическими явлениями в быту помогут воспитателю объяснить детям, что молния—это большая электрическая искра, которая появляется между тучами или между тучей и землей; гром — сильный треск от искры. Нужно научить детей, как вести себя во время грозы, чтобы избежать опасности.

Правила поведения во время грозы.

 -Во время грозы нельзя прятаться под одинокими высокими деревьями, укрыться можно под низкорослым кустарником. Если нет укрытия, нужно лечь на землю.

-Во время грозы нельзя бежать: считается, что быстрое движение «притягивает» молнию.

-Во время грозы нельзя купаться, ловить рыбу, находиться на берегу у воды.

-Опасно для жизни запускать воздушного змея во время грозы.

-Во время грозы нельзя пользоваться мобильным телефоном, электроприборами, следует отключить телевизор.

-Если гроза началась, когда вы ехали в автомобиле, не нужно из него выходить, безопаснее остановиться и в нём переждать грозу.

-Во время грозы нельзя дотрагиваться до металлических предметов.

-Во время грозы нужно закрыть окна и двери, чтобы не создавать сквозняков.

Вопросы и задания.

-В какое время года обычно бывают грозы(Летом)

-Какие природные явления чаще всего сопровождают грозу(Ветер, дождь, гром, молнии)

После грозы дети наблюдают, как проясняется небо, бегут ручьи, играют солнечные лучи на деревьях и траве, любуются радугой, называет ее цвета, воссоздают ее, разбрызгивая воду в лучах солнца.

В теплые дни во время отдыха на прогулке хорошо наблюдать за движением облаков и изменением их формы. Нужно заметить на ясном небе легкое облачко и предложить детям следить за тем, как оно медленно передвигается, постепенно увеличивается и, меняя форму, превращается в массу, похожую на вату, или же, наоборот, уменьшается и «тает».

Правильно организованные наблюдения позволят активизировать исследовательскую деятельность детей, побудят их к самостоятельному экспериментированию и будут способствовать формированию бережного отношения ребенка к окружающему миру.

Список использованных источников

1. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. Учебник для учащихся пед. училищ по специальности «Дошкольное воспитание». Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Просвещение», 1973.-256с.

2. Глушанок Т. М, Хуусконен Н.М. Практика Экскурсионной деятельности. – СПб.: «Издательский дом Герда», 2006. – 208с.

3. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. Н. Николаева. — 7-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. — 272с.

4. Становление экологической культуры и развитие ребенка старшего дошкольного возраста: Монография / С.Н. Николаева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 198 с.

5. Лисицына Т. Б. Экскурсия – педагогический процесс [Текст] / Т. Б. Лисицына // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 401-404.

6. Шанц Е. А. Экскурсия как форма развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста // Концепт. 2016. №S2. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/ekskursiya-kak-forma-razvitiya poznavatelnoy - aktivnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 14.01.2020).


[1] Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. Учебник для учащихся пед. училищ по специальности «Дошкольное воспитание». Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Просвещение», 1973.-256с.

[2] Лисицына Т. Б. Экскурсия – педагогический процесс [Текст] / Т. Б. Лисицына // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 401-404.

[3] Шанц Е. А. Экскурсия как форма развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста // Концепт. 2016. №S2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekskursiya-kak-forma-razvitiya-poznavatelnoy-aktivnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 14.01.2020).

[4] Глушанок Т. М, Хуусконен Н.М. Практика Экскурсионной деятельности. – СПб.: «Издательский дом Герда», 2006. – 208с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по плаванию для детей среднего и старшего возраста "Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста на занятиях по плаванию"

Занятие в бассейне для детей среднего возраста, на котором через игровые задания прививаются навыки ЗОЖ...

циклограмма планирования занятий по теме "Формирование словаря у детей дошкольного возраста"

Циклограмма планирования занятий по теме «Формирование словаря»  у детей младшего дошкольного возрастамесяцНепосредственно-образовательная деятельностьПрограммное содержаниеОбразовательная деятел...

Развитие наблюдательности у детей дошкольного возраста

Дидактические игры, направленные на развитие наблюдательности у дошкольников...

«Формирование творческой активности детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях»

«Формирование творческой активности детей  дошкольного возраста на физкультурных занятиях»...

«Формирование творческой активности детей дошкольного возраста на занятиях художественно – эстетического развития»

В истории дошкольной педагогики проблема творчества и творческой активности была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс челове...

Мероприятие "Юные метеорологи" для детей среднего дошкольного возраста. В рамках проекта "Метеостанция как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"

Широкие возможности для развития ребенка - дошкольника оказывает эксперементирование с различными объектами. И важно поддерживать стремление детей к познанию интересующих их явлений и событий....