Методические рекомендации по благоустройству зимних участков ДОУ
методическая разработка

Казакова Олеся Александровна

Материал адресован воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_po_uchastkam.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждено

Приказом заведующего

МАДОУ детский сад №11

г. Павлово

№17а от 10.02.2020 г.

Методические рекомендации

по благоустройству зимних участков ДОУ.

Заместитель заведующего Рунова О.В.,

старший воспитатель Казакова О.А.

2020 г.

Данный материал представляет собой рекомендации для педагогов по оборудованию и оформлению участков ДОУ в зимний период. В нём представлены основные элементы оснащения, оформления территории дошкольного учреждения, основные требования к организации прогулки, безопасности.

На прогулке осуществляются все виды детской деятельности:

 -спортивные упражнения «Катание» (катание на санках (ледянках), «Скольжение» (скольжение по ледяным дорожкам), «Ходьба» (ходьба по цветным дорожкам, на лыжах);

- игры-эстафеты на лыжах, санках;

- игры с элементами спорта;

- игры со снежками;

- подвижные игры;

 - забавы, аттракционы;

 - народные игры;

 - театрализованные, хороводные игры;

- кормление птиц;

 - ремонт снежных построек;

- уборка снега;

 - игры на развитие памяти, внимания;

 - изготовление цветных льдинок;

 - наблюдения в природе;

 - опытно-экспериментальная деятельность;

 - рисование на снегу;

- лепка из снега;

 - конструирование из снежных пластов;

- рассказы педагога;

 - загадывание загадок о зиме, зимних явлениях и т.д.

Формы организации двигательной активности:

 - активный отдых: день (неделя) здоровья, малая зимняя Олимпиада, спортивный праздник, праздники и развлечения, физкультурные досуги;

- тематические дни: (например «День сказки»);

- туристические прогулки (дошкольный туризм) и экскурсии; лыжные прогулки;

- подвижные игры мало, средней и высокой подвижности;

- физкультурные занятия на улице;

- самостоятельная двигательная деятельность и др.

Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь, как нигде, дошкольникам предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей дети сами не могут использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью. В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость, формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

Участок является своеобразной «визитной карточкой» группы. Он должен быть максимально расчищен от снега, оформлен эстетично, в едином стиле. Его устройство должно создавать радостное настроение у воспитанников и положительно эмоциональную атмосферу в ДОУ. Красивые и удобные участки – радость любого детского сада. Но зимой гораздо труднее сделать так, чтобы территория выглядела эстетичной, да ещё и позволяла решать педагогические задачи. Поэтому проектирование снежных построек, способных обеспечить двигательную активность детей, их трудовую и игровую деятельность, наблюдение за природой, планируется заранее.

Постройки из снега не только стимулируют активное участие детей в творческих, ролевых, и подвижных играх, но и позволяют детям упражняться во всех видах основных движений (упражнениях на равновесие, прыжках, метании, лазании, и.т.д.), способствуют увеличению двигательной активности детей на свежем воздухе в зимнее время, укреплению здоровья детей, улучшению их психического состояния, снижению количества респираторных заболеваний. Сооружение построек – это создание условий, обеспечивающих реализацию содержания и требований образовательной программы дошкольного образования. При проектировании зимних участков проявляется неиссякаемое творчество, трудолюбие, заинтересованность педагогов и родителей. Сооружение снежных композиций – увлекательное занятие, прежде всего для детей. Они переносятся в сказочный мир фантазий и приключений, забав и развлечений.

 Большую радость доставляют детям расположенные на территории ДОУ ледяные горки для катания, горки для вбегания, барьеры для перешагивания, оборудование для метания (вертикальные и горизонтальные мишени, стенка-мишень), оборудование для ходьбы на равновесие (вал), лыжня, цветные дорожки, ледовые дорожки (функциональные) и др. При сооружении этих построек необходимо  учитывать их рациональное размещение, а также обеспечить доступ к имеющемуся спортивному оборудованию.

 Особое внимание уделяется оборудованию спортивной площадки. В зимнее время вся площадка должна быть расчищена от снега, на её территорию наносится разметка с помощью контрастной краски. Обычно разметка производится следующим образом: в одном метре от краёв площадки наносят прямые линии, они отделяют беговую дорожку; поперечная линия делит площадку на две половины; на расстоянии 0,5м от неё справа и слева проводят две параллельные линии; в центре площадки рисуют два концентрических круга, диаметром 5 и 6 метров. Такая разметка удобна для проведения большинства игр и упражнений.

После того, как толщина снега достигает 10см, можно начинать обучение детей ходьбе на лыжах. Для ходьбы на лыжах по территории дошкольного учреждения (кольцевая дорожка вдоль границы участка) прокладывается лыжня (младший и средний возраст, 30-40 м., 100-150м старший дошкольный возраст). Желательно проложить 2 параллельные лыжни, что позволит проводить со старшими дошкольниками эстафеты. Сначала трассу выравнивают, затем прокладывают лыжню широкими лыжами с поворотами, с подъемами и спусками. Вдоль лыжни воткнуть яркие ориентиры (пластмассовые цветные игрушки). С детьми старшей и подготовительной групп можно проводить лыжные прогулки. Большое удовольствие доставляет детям спуск на лыжах с небольших горок. На спортивной площадке  можно разместить постройки, из которых можно устраивать полосу препятствий. При этом необходимо учитывать определённые требования к их устройству. Обычно оборудуют снежные валы для упражнения в равновесии и перелезании (высота – 30 см, длина 3 м.), горку для вбегания (высота - 25 см, длина - 1м), препятствие для пролезания (высота над уровнем площадки – 80 см, длина – 1м, диаметр верхнего бруса – 20-50см), грибок для чехарды (высота – 40см, диаметр опорной поверхности – 20см), мишени для метания (высота 110-120см), башни для влезания (высота 2,5м).

 Эти же постройки можно разместить на территории групповых площадок. Постройки из снега должны использоваться ежедневно. Можно включать забавные упражнения, например «Белые медведи», «По снежному мостику, «Кто к нам в гости приходил» ( следы на снегу), «Попади в цель» (на снежной стенке изображают цветной круг диаметром 75см. или вместо мишени в стенке могут быть сделаны сквозные мишени любой формы: треугольник, круг, квадрат. Много удовольствия приносит детям катание с ледяной горки. При этом дорожка для раската ледяной горки должна быть как можно длиннее, на пути раската не должно быть стационарного оборудования (с целью недопущения травматизма). Скат горки не должен выходить на территорию массового движения. Высота горки для младшей группы должна быть не выше 1 метра, со скатом длиной 3м, для старшей и подготовительной групп – 1,5 – 2 метра, со скатом длиной 5-6м. Скат горки должен быть пологий, расширяющийся к низу. Наверху горки делают площадку 1,2х1,2м, по краям площадки и ската горку оборудуют барьерами. Сзади горки устраивают ступеньки и площадку для провоза санок. Ступеньки и верхнюю площадку посыпают песком.

Технология устройства ледяной горки проста и доступна:

 - во время оттепели снег скатывают комьями и складывают их в кучу, чтобы получилась горка (при этом необходимо учесть рельеф участка);

- снег утрамбовывают в снежную кучу, затем придается форма усеченной пирамиды с завершенной площадкой и скатом;

 - в первый мороз горку слегка обрызгивают холодной водой, которая, замерзая, создает ледяную корку;

- после этого воду можно лить более интенсивно и намораживать лед до требуемой толщины (5 см);

- поливать горку теплой водой не следует - могут появиться проталины;

- в большие морозы, когда снег нельзя скатать, его уминают ногами.

 Если территория групповых площадок не позволяет разместить на ней ледяную горку, её можно соорудить в другом удобном месте.

Сказочный вид участку детского сада придают малые архитектурные формы, постройки для развития сюжетных игр (лабиринт, крепость, транспорт, дом, фигуры животных, сюжеты сказок и т. п.), соответствующие возрастным особенностям детей (высотой в рост ребенка). Фигурки животных можно использовать в качестве целей для метания. Например, в блюдо или корзину в лапах медведя или зайца дети бросают снежки, мячи, мешочки с песком; отверстие в снежной стене может служить горизонтальной целью и т.п. Постройки необходимо размещать рационально, не загромождая центральную площадку - место для удовлетворения двигательной активности детей. Снежные постройки можно украшать различными способами: с использованием тканевой аппликации, разноцветных льдинок или окрашивания (в недоступных для детей местах, в целях безопасности и избегания окрашивания одежды); можно использовать  формы для игры с песком, игрушки и другой бросовый материал, не угрожающий здоровью ребенка. Для окрашивания снежных построек лучше пользоваться пульверизатором. Не следует поливать окрашенной водой из лейки, это придаёт неэстетичный вид постройкам. Зимой, когда деревья и кустарники теряют свою декоративность, их можно украсить размещёнными на ветвях поделками из бросового материала.

 Украшением групповой площадки должна быть веранда. Её оформление (композиционное или единичными элементами: флажками, бусами из цветных льдинок, декоративной кормушкой для птиц) играет большую роль в эстетическом развитии дошкольников.

Для развития разных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательной и др.) необходимо обеспечить наличие достаточного количества выносного материала. Например:

 - лопатки для снега, ведёрки, формочки;

- ледянки, печатки, султанчики, вертушки, «карандаши», флажки;

 - клюшки;

 - мешочки, мячи для метания;

 - материал для игр со снегом;

-атрибуты для сюжетно-ролевых игр: кукла, одетая по сезону, саночки, руль, материал для игры «Магазин» и др.;

 - атрибуты для спортивных игр: маски, ленточки и др.;

- материал для разметки (ленты, верёвочки, фишки и др.);

- набор для исследовательской деятельности: емкости для снега и воды, формочки для заморозки, палочки для измерения глубины снега, лупа, снегомер;

- ящики для перевозки снега;

- большие фанерные фигуры зверей из любимых сказок;

- игрушки из бросового материала;

- палочки для рисования на снегу;

- кегли, маски для сюжетно-ролевых игр;

- лыжи, санки, ледянки и др.

При оборудовании и оформлении территории дошкольного учреждения, прежде всего, необходимо учитывать требования безопасности, охраны жизни и здоровья воспитанников. Для этого, при необходимости, обеспечить безопасность металлических конструкций (можно обмотать тканью, либо облепить снегом и заледенить), дорожки на территории детского сада должны быть своевременно и максимально расчищены, посыпаны песком, кровля здания детского сада, навесы должны быть очищены от снега, льда и сосулек.

Снежные постройки

параметр

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Горка

Высота, см

70-80

80-90

100-120

120-150

150-200

Высота барьера, см

15-18

10-15

10-15

10-15

10-15

Длина ската, м

3

3

4,5

5-6

5-6

Ширина ската внизу, м

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

Наклон, С

20-30

20-30

20-30

20-30

20-30

Лесенка для подъема на горку

Площадка

100*100

120* 120

120*120

120*120

120*120

Высота ступенек, см

10

10

12

14

14

Ширина ступенек, см

25

25

25

25

25

Снежный вал

Ширина, см

Округленной формы

15-20

12-15

12-15

12-15

Высота, см

10-20

20-30

30-40

30-40

40-50

Длина, м

1,5

1,5

2-3

3 м. и более

3 м. и более

Барьеры для перешагивания

Высота, см

10-15

10-20

20-30

30-40

30-50

Лабиринты

Высота

-

-

-

Выше роста ребенка

Выше роста ребенка

Ширина дорожек, см

60-70

60-70

Толщина стен, см

-

-

-

50

50

Ледяные дорожки

Длинные, см

-

120-150

200-250

300-400

300-400

Короткие (с промежутком 1 м)

-

50-60 (2-3)

70-100 (2-3)

80-100 (3-4)

80-100 (3-4)

Ширина

-

30-40

40-45

40-45

40-45

Мишени для метания

Корзинки

Горизонтальные цели на разной высоте (110-120) фанерные щиты, размером 50*50, 60*60

Горизонтальные круглые (диаметр 50-40 см)

Снежные скульптуры, крепости для сюжетных игр

Должны быть расположены на участке таким образом, что бы максимально обеспечить пространство для свободной двигательной активности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по благоустройству и дизайну игровой площадки

Создание комфортных, благоприятных условий для пребывания детей в детском саду. Развивать эстетические чувства, мелкую моторику. Способствовать развитию основных физических качеств. Воспитывать любовь...

Рекомендации для оформления зимних участков

В статье содержатся краткие рекомендации для создания условий двигательной активности детей на прогулке в зимний период....

Методические рекомендации по организации зимней прогулки в ДОУ

Как сделать зимнюю прогулку эффективной и интересной для дошкольников....

Рекомендации к оформлению зимних участков

Рекомендации к оформлению зимних участков...

Методические рекомендации по оформлению зимних участков.

Методические рекомендации по оформлению зимних участков....

Методические рекомендации «Методические требования к снежным постройкам, разработка проектов снежных построек на участке ДОУ»

В рекомендациях раскрываются требования к снежным постройкам на участке детского сада....