Квест-игра «Собери макет проезжей части»
методическая разработка (подготовительная группа)

Кочерова Марина Алексеевна

У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_soberi_maket_proezzhey_chasti.docx32.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Малышка» общеразвивающего вида городского округа город Мантурово

Костромской области

Методическая разработка совместной деятельности воспитателя и детей

 Квест-игра «Собери макет проезжей части»

                                                     Мантурово 2020

Актуальность

Для того чтобы выпустить ребенка в мир, задача взрослых частично подготовить его к трудностям, с которыми он столкнется. Одним из таких важных моментов является правильное поведение на улицах и дорогах нашего города.

У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности и на улицах. Предоставленные сами себе, дети мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой.  

Мероприятия, посвящённые теме профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, всегда актуальны в учреждениях дошкольного образования. А как же иначе? Ведь данную необходимость диктует сама жизнь.

Мы предлагаем квест-игру для детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с сюжетом, данный квест «Собери макет проезжей части» по своей структуре является линейным, т.е.  игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают атрибуты для проезжей части и переходят к следующему заданию, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут и  полностью не соберут проезжую часть.

Цель: формирование и закрепление у детей знаний о назначении дорожных знаков, о сигналах светофора, активизация познавательного интереса к соблюдению правил безопасного поведения на дороге в процессе игровой деятельности.

Задачи:

Обучающие:

  1. в игровой форме закреплять знания детей о  назначении дорожных знаках, о сигналах светофора;
  2. закреплять навыки безопасного поведения на дороге;
  3. в играх учить действовать в соответствии с правилами, действовать по сигналу;

Развивающие:

  1. развивать логическое и пространственное мышление,  внимание, память;
  2. развивать коммуникативные навыки и связную речь, активизировать словарь по теме;
  3. продолжить формирование интереса к изучению правил дорожного движения посредством игр.

Воспитательные:

  1. воспитывать культуру поведения с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма;
  2. воспитывать умение работать в команде, в парах для достижения общей цели.

Участники квест-игры:

В квесте принимают участие воспитанники старшей – подготовительной к школе группы, количественный состав группы, принимающей участие в квесте 8-10 человек. Группу сопровождает воспитатель, который не принимает участия в испытаниях. На станциях участников встречает мастер игры.

Порядок проведения квест-игры:

1. предварительная работа: закрепить знания о дорожных знаках; отгадывание загадок; чтение художественной литературы по дорожной тематике; просмотр иллюстративно-наглядного материала, просмотр видеофильмов, презентаций.

2. данный квест предполагает прохождение участниками станций, на которых ребята будут самостоятельно выполнять различного рода задания и получать атрибуты для проезжей части. После прохождения всех станций ребята собирают макет проезжей части, который смогут использовать для игры.

3. Необходимое оборудование и материалы:

- цветные карандаши;

- экран;

- проектор;

- ноутбук;

- загадки о транспорте (Приложение);

- набор «Дорожное лото» (Приложение);

 - раскраска «Светофор» (Приложение);

- разрезные картинки «Спецтранспорт» (Приложение);

- столы, стулья;

Сценарий проведения квест-игры «Собери макет проезжей части»

Дети собраны в актовом зале, их сопровождает воспитатель.

Зал украшен в тематике дорожного движения.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие дети! К нам сегодня по электронной почте пришло письмо от инспектора Машинкина. Давайте прочитаем, что он пишет.

Здравствуйте, дорогие ребята!

У меня возникла большая проблема и мне требуется ваша помощь.

 На дороге, где я  патрулирую,  пропали все дорожные знаки, светофор и  транспортные средства. Помогите мне, пожалуйста,  вернуть всё обратно. Для этого  вам нужно пройти испытания. Если вы справитесь со всеми испытаниями и сможете всё вернуть, я подарю вам макет этой проезжей части для дальнейших игр и изучения правил безопасного поведения на дороге.  Вы готовы?

Ведущий: Ребята, давайте поможем инспектору Машинкину. Для этого мы будем путешествовать по станциям и выполнять задания, после правильного выполнения мы будем получать атрибуты для проезжей части. Вам нужно будет действовать слаженно и дружно, слушать друг друга и помогать друг другу.

Что бы было всё в порядке, поиграем мы в загадки. Если вы согласны, громко крикнете в ответ: «Это я, это я, это все мои друзья».
И похлопайте в ладоши дружно - для веселья это нужно!
Если нет, тогда молчите и ногами топочите!
Кто из вас идёт вперёд
Только там, где переход? (Это я, это я, это все мои друзья)
Кто из вас в вагоне тесном
Уступил старушке место? (Это я, это я, это все мои друзья)
Чтоб проветриться в автобусе немножко,
Кто и голову, и туловище высунул в окошко? (Дети молчат)
Кто бежит вперёд так скоро,

Что не видит светофора? (Дети молчат)
Знает кто, что свет зелёный означает:

По дороге каждый смело пусть шагает? (Это я, это я, это все мои друзья)
Кто вблизи проезжей части
Весело гоняет мячик? (Дети молчат)

- Молодцы! Я убедилась, что вы готовы к настоящим испытаниям и уже знакомы с правилами дорожного движения!

Дети вместе с воспитателем переходят на первую станцию, где их встречает мастер игры.

1-ая станция « Загадочная»

Мастер игры: Здравствуйте, ребята! Вы находитесь на 1-ой станции нашего квеста «Загадочная», обратите внимание на экран. На этой станции вам нужно проявить внимательность и догадливость.

Шуршат по дорогам
Веселые шины,
Спешат по дорогам
Машины, машины.
А в кузове – важные,
Срочные грузы…
Цемент и железо,
Изюм и арбузы.
Работа шоферов
Трудна и сложна,
Но как она людям
Повсюду нужна!

- Ребята!  О чем это стихотворение? Да! О транспорте. На этой станции вам нужно вспомнить  транспортные средства, которые ездят по дороге. А помогут вам в этом загадки.  (Приложение 1). Правильные ответы будут появляться на экране.

1. Дом по улице идёт  

На работу всех везёт

Не на тонких курьих ножках

       А в резиновых сапожках (Автобус).

2. Надеваем обувь резиновую

Кормим водой и бензином (Автомобиль)

  1. День рожденья у меня —

Подарили мне коня.

Замечательный какой!

Голубо-преголубой.

Ездить нужно осторожно,

За рога держаться можно,

Жаль вот только — гривы нет...

Что за конь?... (Велосипед)

  1. Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней? (Машина)

5. Несется и стреляет,

Ворчит скороговоркой.

Трамваю не угнаться

За этой тараторкой. (Мотоцикл)

6. По асфальту идёт дом,

Ребятишек много в нём,

А над крышей вожжи,

Он ходить без них не может. (Троллейбус)

 7. Богатырь идет железный,

Но работник он полезный.

Тащит плуги за собой,

Разговор ведёт с весной. (Трактор)

Для получения транспортных средств  и перехода на следующую станцию детям необходимо разгадать загадку:

Мастер игры:

                                           Снег идет - а мне тепло.

                                           Дождик льет - а мне смешно.

                                           Ведь смотрю я сквозь стекло

                                           В обыкновенное…(окно).

Мастер игры объясняет, что транспортные средства необходимо искать около/в/на окне. После того как дети нашли транспортные средства, осуществляется переход на следующую станцию.

2-ая станция «Дорожное лото».

На столах находится 4 листа с игровым полем лото и карточки с изображением дорожных знаков. К одному из столов в кабинете прикреплен/спрятан конверт с дорожными знаками, который дети не видят.

Мастер игры: Вы находитесь на 2-ой станции нашего квеста «Дорожное лото».

На столах лежит 4 листа с игровым полем (Приложение 2). Мастер игры поднимает карточку с дорожным знаком, дети (в парах) должны назвать знак и заполнить игровое поле. Игра считается законченной, когда все игровое поле будет заполнено. Для получения дорожных знаков  и перехода на следующую станцию детям необходимо разгадать загадку:

На себе он блюдо держит

                                                           Ножками упрется в пол.

  Скатертью накрыли белой

            Крепкий и надежный …(Стол)

Мастер игры объясняет, что дорожные знаки необходимо искать около/в/на столе. После того как дети нашли сигнал, осуществляется переход на следующую станцию.

3-я станция «Зажги светофор».

На столах находятся листы с изображением светофора на каждого участника и цветные карандаши (Приложение 3).

Мастер игры: Вы находитесь на 3-ой станции нашего квеста «Зажги светофор».

Встали мы на переходе,
Перед нами светофор.
И при всем честном народе
Смотрит он на нас в упор.

Красный глаз его открылся,
Значит, хочет он сказать:
Как бы ты не торопился,
Должен ты сейчас стоять!

Вот мигает желтым глазом.
Приготовься, говорит!
Как закрою этот - разом
Будет третий глаз открыт.

Третий глаз горит зеленым,
Все машины встали в ряд.
Можем мы идти, Алена,
Мама с папой говорят.

Мастер игры: Ребята, перед вами листы бумаги с изображением светофора. Ваша задача раскрасить  сигналы светофора  в правильной последовательности.

После выполнения задания, дети проверяют правильность выполнения по образцу на экране.

Мастер игры: Молодцы, ребята! Теперь отгадайте загадку:

У него четыре ножки,

Любят спать на нем все кошки.
Если кто-то хочет есть,
На него придется сесть…(стул)

Мастер игры объясняет, что светофор необходимо искать около/в/на стуле. После того, как дети нашли светофор, осуществляется переход на следующую станцию.

4-я станция «Спецтранспорт»

На столах находятся разрезные картинки «Спецтранспорт» (Приложение 4)

Мастер игры: Вы находитесь на 4-ой станции нашего квеста «Спецтранспорт».

Вам необходимо собрать разрезные картинки «Спецтранспорт» (на экране подсказки для детей) и рассказать о их назначении. После выполнения задания, вы получите недостающие атрибуты для макета.

Мастер игры: Молодцы, ребята! Мы вспомнили много важных правил безопасного поведения на дороге, вспомнили дорожные знаки, смогли зажечь светофор. Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Огни светофора».

На светофоре – красный свет!

Опасен путь – прохода нет!

А если желтый свет горит, - он «приготовься» говорит.

Зеленый вспыхнул впереди – свободен путь – переходи.

В игре все дети – «пешеходы». Когда регулировщик дорожного движения показывает на «светофоре» желтый свет, то все участники выстраиваются в шеренгу и готовятся к движению, когда «зажигается» зеленый свет – можно ходить, бегать, прыгать по всему залу; при красном свете – все замирают на месте. Ошибившийся игрок – выбывает из игры. Когда переходишь улицу – следи за сигналами светофора.

Мастер игры: Вот и закончилось наше приключение, ребята. Вы смогли помочь инспектору Машинкину, и он дарит вам макет проезжей части. И, давайте пообещаем, друг другу, что всегда будем соблюдать правила дорожного движения. Обещаете?

Список использованных источников

  1. Дети и дорога: основы безопасности: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных организаций по обучению детей безопасному участию в дорожном движении // Кларина Л.М., Прилуцкая А.А., Поварницына С.А., Грошев О.С и др. – М.: АНО «ЦНПРО», 2014. – 112 с.
  2. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.

Интернет-ресурсы:

  1. «Движение без опасности» – Экспертный центр [https://bezdtp.ru/bezdtp/ru/]
  2. Дорога без опасности [http://bdd-eor.edu.ru]


Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ПДД в подготовительной группе "Правила перехода проезжей части"

Конспект занятия в подготовительной группе по дорожному движению...

Занятие по ПДД в подготовительной группе "Правила перехода проезжей части"

Програмное содержание:* Закрепить с детьми правила перехода проезжей части, знания о сигналах звуковых и зрительных (гудок, мигание фар)* Закрепление навыка остановки перед переходом проезжей части дл...

Цикл бесед для детей старшего дошкольного возраста по правилам поведения на проезжей части улицы

уточнить представления детей о правилах уличного движения, проезжая часть улицы для движения машин, а тротуар для пешеходов, убедить в необходимости соблюдать их....

Занятие по ФЦКМ. Правила поведения вблизи с проезжей частью, пешеходные переходы.

Закрепление знания детей  о правилах поведения  вблизи с проезжей частью. Вспомнить виды пешеходных переходов, знаки обозначиющие их....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ НА ТУМУ "бЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ ".

Презентауия подходит для детей среднего и старшего возраста. используемые образовательные области: "социльно-комуникативное развитие", "познавательное развитие","Речевое развитие2....

Экскурсия к проезжей части «Как вести себя на улице»

Экскурсия к проезжей части «Как вести себя на улице»Программные задачи.·        Познакомить со знаком «Пешеходный переход».·...