Прогулочные карты как эффективная форма организации прогулки в детском саду.
консультация

Бонева Анастасия Николаевна

Прогулочные карты как эффективная форма организации прогулки в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_4.06.15.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

Прогулочные карты как эффективная форма организации прогулки в детском саду.

«Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках».              

  В.А. Сухомлинский.

В своей работе в детском саду уделяю достаточно большое внимание экологическому воспитанию. Экологическое воспитание дошкольников помогает установить правильные, гуманные отношения детей с природой, прививает уважение ко всему живому, осознание своего сходства и необходимости сотрудничества с обитателями окружающей природы.

Задачи экологического воспитания, решаются при помощи НОД, игр, бесед, прогулок.  Я не буду останавливаться на НОД, а остановлюсь более подробно на организации прогулок.

Прогулка – важнейший режимный момент в жизнедеятельности детей в детском саду.

Цели прогулки: укрепление здоровья,  умственное и физическое развитие детей, профилактика утомления, восстановление сниженных в процессе  деятельности функциональных ресурсов организма.

Прогулки обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, именно на прогулке  воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, что способствует формированию конкретных представлений о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека.  Но самое главное, что прогулки  доставляют детям большую радость, оставляя часто неизгладимый след в их сознании, а на основе впечатлений, полученных в процессе наблюдений у детей воспитывается любовь к родной природе.

Прогулка наиболее длительный по времени режимный момент в ДОУ, которая в течении дня для детей организуется дважды. Прогулки продолжаются 4 – 4,5 ч. В день и составляют 37   от общего времени пребывания ребёнка в ДОУ.

Проработав литературу по экологическому воспитанию О.Р.Меремьяненой «Комплексное планирование прогулок с детьми 2,5 – 7 лет», И.В. Кравченко, Т.П.Долгова « Прогулки в детском саду» пришла к выводу, что для эффективной организации прогулок можно использовать прогулочные карты, т.к. в них представлено  содержание прогулок по временам года и они сохраняют структуру прогулки. Также они удобны при написании планирования.

Прогулочные карты позволяют при организации прогулки выбрать карту с набором деятельности которая соответствует времени года, реальному состоянию погоды, нормативам установленным СанПиНом, и делает прогулку образовательным  и оздоровительным видом деятельности.

  Прогулочные карты мною составлены, систематизированы и собраны в папку по следующим принципам:

- сезонности

- возраста

- от простого к сложному.

Каждая  прогулочная карта состоит из следующих частей:

- наблюдение за явлениями живой и неживой природы, явлениями общественной жизни, экспериментирование.

- самостоятельные игры детей с выносным материалом.

- формы индивидуальной работы педагога с детьми.

- виды индивидуальной или коллективной трудовой деятельности детей в быту, в природе.

- подвижные, малоподвижные игры, игры- забавы, хороводные, пальчиковые, игры – соревнования, игры с использованием спортивного оборудования, сюжетно – ролевые игры.

Необходимой частью прогулки является наблюдение.

При планировании наблюдений продумываю оборудование и материалы, используемые по ходу наблюдений и экспериментирования, размещение детей, приёмы привлечения внимания к наблюдению ( художественное слово, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация), приёмы активизации умственной деятельности детей ( поисковые вопросы, действия, сравнения, использование детского опыта).

Например, мы наблюдаем за сезонными изменениями в природе, за цветами, за цветением кустарников , другими деревьями и растениями, за насекомыми, птицами.

Проводим экспериментирования, например сравнивали свойства песка и глины, глины и камня, наблюдали где быстрее одуванчик даст семена, где быстрее высохнет намоченный платок, замёрзнет ли вода на морозе и что с ней станет в помещении, украшали площадку зимой цветными льдинками.

После наблюдений, каждому ребёнку хочется поиграть.  В соответствии с ФГОС самостоятельная деятельность детей на прогулке также нуждается в грамотном руководстве. Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе НОД, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр. Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, глиной, снегом, мелкими камушками, природным и другим выносным бросовым материалом.

Так же на прогулке ведётся индивидуальная работа с детьми. Организация индивидуальной работы ведётся в соответствии с календарным планированием. Осуществляется работа  по познавательно- речевому, социально- личностному, художественно- эстетическому и физическому развитию детей.

На каждой прогулке важной часть является трудовая деятельность, она осуществляется индивидуально или с подгруппой детей.  На участке дети заботятся о цветнике, огороде, убирают участок  от веточек, расчищают дорожки от снега, убирают игрушки, кормят птиц.

Так же проводятся подвижные, малоподвижные, пальчиковые игры, игры -забавы и др.

В зависимости от погодных условий  двигательная деятельность детей на воздухе может быть разной интенсивности, что бы дети не переохлаждались или не перегревались.

Вся деятельность детей проводится в соответствии с образовательной программой ДУ и  программой Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева  « От рождения до школы».

    В своей работе в течение трёх с половиной лет пришла к выводу, что использование прогулочных карт удобно в планировании, целесообразно в соответствии с программным содержанием и требованиями ФГОС ДО.

Для составления прогулочных карт пользуюсь литературой:

 Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева  « От рождения до школы»

О.Р Меремьянина «Комплексное планирование прогулок с детьми 2, 5 – 7 лет»

И.В. Кравченко Т.П.Долгова «Прогулки в детском саду». Младшая и средняя группы.

Г. Лаптаева « Развивающие прогулки для детей». Осень. Зима. 3 – 4 года.

Т.Н. Вострухина  Л.А Кондрынская « Знакомим с окружающим миром детей 3 -5 лет».

Л.Л. Тимофеева «Планирование внеучебной деятельности с детьми в режиме дня».и другими.

Работа по экологическому воспитанию показывает, что если мы будем любить природу, жить с ней в дружбе, то наша Земля будет еще прекраснее. Хочется верить, что наши дети вырастут добрыми, чуткими, умеющими видеть прекрасное в окружающей жизни, ценить и беречь природу. А начинается всё это с нашего детского сада.

        Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая

             солнца с великими сокровищами жизни.

Мало того, чтобы сокровища эти охранять,- их надо

                                открывать и показывать.

                                                                            М. Пришвин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная Доска - эффективное средство организации обучения в детском саду

В настоящее время процесс информатизации системы образования – процесс жизненно необходимый и необратимый, как бы к нему не относились работники сегодняшней школы и дошкольных учреждений. И педагоги, ...

Консультация для воспитателей "Методика организации прогулки в детском саду"

    Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского органи...

Консультация "Организация прогулки в детском саду"

Консультация будет актуальна для родителей и педагогов дошкольного образования...

Презентация "Методика организации прогулки в детском саду"

Презентация для педагогов детского сада, раскрывающая методику организации прогулки....

консультация для воспитателей " Организация прогулки в детском саду"

учить правильно организовывать прогулку. Дать знания о методике проведения прогулки, разновидности прогулки  и ее структуре....

Консультация для педагогов. Эффективные формы взаимодействия семьи и детского сада

Дошкольная организация призвана помогать семье в вопросах воспитания и развития детей. Поэтому от согласованности действий родителей и педагогов зависит не только эффективность их взаимодействия, но и...

Статья "Дуальное обучение как эффективная форма наставнической деятельности в детском саду"

В статье раскрыта система дуального обучения, как форма наставнической деятельности и сопровождения студентов.Представлены некоторые технологии взаимодействия.Также раскрыт подход к проведению рефлекс...