Использование ТРИЗ - технологии в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС.
презентация

Бурдюгова Людмила Олеговна
"Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно", - эти слова приписывают известному ученому Альберту Эйнштейну. В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах. Многие педагоги убедились на своем опыте, что система ТРИЗ является эффективным средством для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon triz_lo.ppt1.41 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование ТРИЗ – технологии в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС. Подготовила: старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 48» Бурдюгова Людмила Олеговна

Слайд 2

Компетентность- это усвоенный ребенком в процессе обучения способ действия (я знаю, умею и применяю на практике).

Слайд 3

Основатель - Генрих Саулович Альтшуллер (15.10.1926-24.09.1998) псевдоним- Генрих Альтов Целью использования ТРИЗ – технологии является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Слайд 4

Метод контрольных вопросов Цель: формировать представления о признаках предметов, явлений. Развивать воображение, познавательную активность Сущность метода в том, что воспитатель заранее готовит вопросы, наводящие ребенка на ответ. В процессе метода используется «память» всех анализаторов ( тактильный, зрительный….)

Слайд 5

Метод проб и ошибок Цель: Развитие воображения, умения смоделировать и оценить ситуацию. Сущность метода: Последовательное выдвижение вариантов решения. Если выдвинутое решение не устраивает, то его отбрасывают и выдвигают другое. Воспитатель задает главный вопрос метода: «А что было бы, если бы….?». Обсуждение с детьми «+» и «-» моментов данного решения. Принятие идеи, или выдвижение следующей.

Слайд 6

Метод каталога Метод каталога позволяет в развивать навыки анализа и синтеза, развивать творческую фантазию. Метод каталога был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета Э. Кунце. Этот метод успешно адаптирован к работе с дошкольниками . Сущность метода: Усовершенствование предметов, через присвоение качеств других предметов .

Слайд 7

Метод ресурсов Цель: Развитие фантазии, умения моделировать. Сущность метода: Замена вредного действия энергии «полей» на объект (предмет). Виды «полей»Механическое; Химическое; Аккустическое; Электрическое; Тепловое; Магнитное.

Слайд 8

Метод мозгового штурма Метод мозгового штурма (автором этого метода является Алекс Осборн)- (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming ) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Слайд 9

Метод синектики Цель: Развитие творческого мышления, памяти Сущность метода: Усовершенствованный и упорядоченный «мозговой штурм» Методика проведения: Воспитатель направляет ответы детей, побуждая к поочередному прохождению аналогий.

Слайд 10

МЕТОД ПРОТИВОРЕЧИЙ Цель: - активизация интереса, -систематизация знаний, - формирование понятий относительности Сущность метода противоречий: Восприятие одного и того же предмета (действия, явления…) в качестве противоположных оценок (хорошо- плохо; опасно – неопасно..)

Слайд 11

Системный оператор - помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу.

Слайд 12

Н/С Н/С Н/С С С С П/С П/С П/С прошлое настоящее будущее где С – система, т.е.объект, который находится в центре рассмотрения; Н/С – надсистема, ближайшее окружение объекта, система, частью которой является объект; П/С – подсистема, структурная единица системы, части, из которых состоит сам объект.

Слайд 13

объектом, т.е. системой, является пылесос домашняя утварь бытовая техника бытовая техника веник пылесос скоростной аппарат по уборке помещений прутья и верёвка, скрепляющая и удерживающая прутья вместе корпус, шланг, щётка, колёсики, шнур с вилкой, кнопка для включения составляющие пылесоса в будущее полностью зависят от фантазии и воображения детей прошлое настоящее будущее

Слайд 14

дерево корни, тонкий невысокий ствол, ветви корни, высокий толстый ствол, ветви, листья, плоды корни, сухой обрубок ствола саженец дерево пень растение леса растение леса - прошлое настоящее будущее

Слайд 15

Моделирование маленькими человечками Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое –жидкое –газообразное)

Слайд 16

Метод фокальных объектов Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Например, мяч. Какой он? Смеющийся, летающий, вкусный; рассказывающий на ночь сказки . . . Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, ф антази ю, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки "забавные животные”, "пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию. Например "Левообезьян”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева .

Слайд 17

Метод морфологического анализа работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта. Цель этого метода - выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены. Чтобы создать новый образ какого-либо объекта, нужно выделить как можно большее количество критериев и характеристик этого объекта по каждому из критериев. Как показывает практика, лучше всего начинать работу по методу морфологического анализа со сказочных образов. Например, необходимо создать новый образ Ивана-царевича.

Слайд 18

Возможные варианты характеристик по выделенным критериям : Возраст Место жительства Средство передвижения Стиль одежды Характер Ребёнок Дворец Конь Спортивный костюм Добрый Подросток Многоэтажный дом Автомобиль Праздничный наряд Вредный Юноша Лес Ролики Строгий костюм Нытик Старик Детский сад Лыжи Шорты и майка Весельчак и т.д. и т.д. и т.д. и т.д. и т.д.

Слайд 19

Типовые приёмы фантазирования Увеличение-уменьшение Дробление-объединение Оживление-окаменение Приём «Наоборот»

Слайд 20

Метод золотой рыбки Суть метода заключается в разделении ситуации на реальную и фантастическую составляющие с дальнейшим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.

Слайд 21

10 заповедей творческой личности, введёнными профессором Вайцвангом, основателем и президентом общества «За мир через культуру». Будьте хозяином своей судьбы. Достигайте успеха в том, что Вы любите. Вносите свой конструктивный вклад в общее дело. Стройте свои отношения с людьми на доверии. Развивайте свои творческие способности. Культивируйте в себе смелость. Заботьтесь о своем здоровье Не теряйте веру в себя. Старайтесь мыслить позитивно. Сочетайте материальное благополучие с духовным удовлетворением.

Слайд 22

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии исследовательской деятельности в ДОУ, как эффективного условия для развития вариативного дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО.

Познавательно -исследовательская деятельность- форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной...

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО

Консультация: показать педагогам практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками....

Методическая разработка «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО»

С целью ознакомления педагогов со способами использования игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании для создания условий индивидуализации образовательного процесса мы предста...

Консультация для педагогов «Кейс-технологии в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС».

Материал будет полезен для педагогов ДОО. Цель - познакомить педагогов с кейс-технологией и ее применением в воспитательно-образовательном процессе...

Статья по опыту организации дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО «Технология активного обучения в ДОУ»

Технология активного обучения — такая организация воспитательно-образовательного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый воспитанник, либо имеет определ...

Использование игрового набора «Дары Фребеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО.

При использовании игрового набора «Дары Фребеля» у детей развиваются также социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность, логические сп...