ООД
план-конспект занятия (средняя группа)

Горностаева Татьяна Павловна

Труд

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл selhoe_hozyaystvo_i_trud.docx28.88 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение  

детский сад № 7 города Свободного

(МДОАУ д/с № 7 г. Свободного)

Конспект

организованной образовательной деятельности

с детьми старшей группы по ознакомлению с трудом взрослых

на  тему «Знакомство с сельскохозяйственным трудом»

(с элементами  технологии исследовательской деятельности)

Разработала:

Горностаева Татьяна Павловна,

воспитатель МДОАУ д/с № 7

г. Свободного,

I квалификационная категория

г. Свободный, 2018

«Знакомство с сельскохозяйственным трудом»

(с элементами  технологии исследовательской деятельности)

Цель: Ознакомление с сельскохозяйственным  трудом

Задачи:

  • Расширять представление детей о труде взрослых, познакомить с профессиями: фермер, агроном, ветеринар, доярка, тракторист, телятница, комбайнер.
  • Воспитывать уважение  к сельским труженикам, на плечах которых лежит благородный труд, воспитывать интерес к этим профессиям.
  • Прививать чувство любви и уважения к деревне, ее простоте, неразделимой связи с природой.
  • Развивать связную речь, формировать грамматический строй речи, умение выражать свои мысли, понимать значение   и мудрость народных пословиц.
  • Закрепить представление об условиях, необходимых для прорастания семян. Вызвать желание  самим вырастить растения из семян.

Оборудование и материалы: макет «скотный двор», мультимедийный проектор, ноутбук, презентация по теме, магнитная доска, семена овса, фартуки, лупы, демонстрационный материал по  теме «Хлеб», выставка «Знакомство детей с трудом», мешочки с семенами злаков (по количеству детей).

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций на тему «Злаки», «Расскажите детям о хлебе», «Профессии», чтение художественной литературы «Сказка о пшеничном зернышке», заучивание стихотворений, знакомство с пословицами, поговорками о труде, дидактические игры по теме.

Ход

Восп.: Дети, расскажите, где вы отдыхали летом?

Ответы детей.

Последними спрашиваю детей, которые провели лето в деревне (Ульяна, Максим).

Воспитатель приглашает рассмотреть картину, где изображены дети, приехавшие в деревню, и беседует по картине.

Восп.: Дети, а вы хотите побывать в деревне?

Дети: Да.

Восп.: Тогда предлагаю отправиться в деревню к бабушке.

Лады, лады, ладушки,

Едем в гости к бабушке.

К нашей милой бабушке,

Бабушке-Забавушке.

Вот мы и в деревне.

Воспитатель приглашает детей к  макету. Дети рассматривают ситуацию на макете и  отвечают на вопросы воспитателя.

- Кого вы здесь видите?

Дети перечисляют домашних животных.

- Чем они заняты?

Они питаются.

- Кто за ними ухаживает?

Ответы детей.

Далее предлагаю детям пройти за столы и начинаю разговор.

Давным-давно люди научились не просто охотиться на животных, а специально разводить их. Называется такое занятие сельским хозяйством (предлагаю повторить). Этим занимаются все жители деревни. А недавно появилась новая профессия – фермер.

Стихотворение «Фермер».

У фермера большое хозяйство: коровы, козы, свиньи, лошади, есть и домашние птицы. Какую домашнюю птицу вы знаете?

Ответы детей.

Выставляется иллюстрация с изображением скотного двора.

Восп.: Фермеру нелегко управляться  с большим количеством животных и птиц.  Все члены его семьи трудятся  с раннего утра  и до позднего вечера. Еще ему помогают наемные рабочие: его соседи, члены других семей.

Когда появляются маленькие телята на ферме , женщины ухаживают за ними. Они заботливо поят их из бутылочек, кормят их. Как называется эта профессия? (телятница, показ иллюстраций). А когда телята подрастают и становятся взрослыми коровами, то дают что? (молоко). Кто их доит? (доярки - иллюстрация). Что они используют для доения большого количества коров? (доильный аппарат - иллюстрация). А каких еще домашних животных вы знаете?

В хозяйстве у фермера есть свиньи. Они неприхотливы в еде, быстро растут и дают много мяса. За свиньями ухаживают… (свинарки - иллюстрация)

Еще в хозяйстве есть козы, овцы. Чем они питаются?

Ответы детей - травой.

Восп. : Значит, это какие животные? (травоядные)

Когда наступает весна, появляется молодая травка, их выгоняют пастись на луг.

Стихотворение «Ест у фермера отрада…»

Как вы думаете, как называют человека, который пасет животных на лугу? (пастух – иллюстрация)

А это птичница (иллюстрация). Она ухаживает  за домашней птицей, от которой мы получаем что? (яйцо, пух, перо, мясо).

Ребята, надо очень любить животных, правильно за ними ухаживать, чтобы они приносили пользу и не болели.

Ну а сами они все-таки заболеваю? Ведь это только дикие животные сами заботятся о своем здоровье: находят лекарственные растения и помогают друг другу.

Оказывается, у фермера есть врач, который лечит животных. Как называется профессия этого врача. (ветеринар - иллюстрация)

Он дает заболевшим животным микстуры, таблетки, делает им уколы.

Так трудятся фермер и его помощники на скотном дворе.

Физминутка «На бабушкином дворе»

(С.А. Лёвина «Физминутки», с. 12)

В хозяйстве очень много земли.

Земля-матушка, земля - кормилица называют ее. Она добрая, щедрая к людям, работающим на ней. И люди знают это. Самый главный секрет хорошего урожая - это уважение к земле. «Землю уважай - будет урожай»- такую поговорку придумали люди. Людей, которые работают на земле, растят хлеб для всех людей, называют хлеборобы (иллюстрация) (прошу повторить). Забота о будущем урожае начинается еще с осени (показ иллюстраций). Чем пашут землю? Кто работает на тракторе? Для чего ее пашут под зиму? Что будет с землей, когда растает снег? Весной землю рыхлят, вносят удобрения и ждут, когда земля прогреется. Ведь если маленькие зернышки положить в холодную землю, то они погибнут. А за тем, когда можно сеять следит агроном (прошу повторить). И вот мы снова на вспаханном поле. К трактору подцепили сеялку, что она делает? (роет борозды ровно, в них укладывают зерна). На селе говорят «Весенний день год кормит».

Приглашаю детей  пройти в лабораторию и стать «агрономами».

Вместе вспоминаем правила поведения в лаборатории.

Дети одевают фартуки и садятся за столы.

Предлагаю детям взять лупы и рассмотреть зернышки, и зернышки  с ростками, потом баночки со всходами.

Идет время, зерна в земле прорастают, появляются первые всходы. Они питаются дождями, яркими лучами солнца, привольным ветром все лето. А что мешает человеку выращивать и собирать хлеб? (ветер, засуха, жара, вредные насекомые, весенние заморозки, град, ливни). И вот уже все поле в золотых колосьях. Они созрели, стали крепкими и тяжелыми.

Выставляю картинку «Рожь» (экран).

Ребенок читает:

Склонила тяжелую голову рожь,

Спасибо вам, солнце

И ласковый дождь.

Спасибо земле, что была моим домом

И сильным рукам,

Моим старым знакомым.

Загадываю загадку:

«Золотист он и усат

В ста карманах сто ребят» (колос)

Показываю колосок. Дети, из чего он состоит? (стебель, зерна, усики).

Затем показываю сноп (иллюстрация), перевязанный ленточкой.

Игровое упражнение «Мы посеем зернышко»

Дети проходят на ковер, превращаются в маленькие зернышки (сжались в комочек на полу, убрали голову и закрыли ее руками). Звучит музыка. Я говорю: Дождик полил маленькие зернышки, а утром проснулось солнышко (появляется солнышко). Оно проснулось, умыло свои щечки, ротик, глазки, расчесало свои золотые волосы - лучики. Лучики распрямились, солнышко расправило свое платьице и вышло на небо. С теплым весенним солнышком зернышки стали прорастать: растет стебелек (дети вытягивают тело), появляются листочки (руки в стороны), а потом из этих росточков появляются крепкие, твердые колоски. С каждым днем они наливаются, хорошеют, любуются собой (осматривают себя), улыбаются колосьям соседям. Кланяются им, слегка дотрагиваются до них своими усиками (кланяются, дотрагиваются). Но вот подул ветер, колосок борется с непогодой (раскачивает головой, руками, всем телом). А вот снова выглянуло солнышко, колоски обрадовались и заулыбались.

Это колосок пшеницы. Какой колосок - пшеничный.

Ты – колосок ржи – ржаной.

Ты – овса – овсяный.

Ты – гречихи – гречишный.

Ты – ячменя – ячменный.

Ты – проса – просяной.

Ты – риса – рисовый.

Предлагаю детям вернуться за столы.

Но вот пришла пора уборки урожая, наступила жатва. Жатва – от слова жать, резать, косить. Загадка: «Он идет, волну сечет. Из трубы зерно течет». Что это? (комбайн -иллюстрация). Кто работает на комбайне? (комбайнер). С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая. Упустишь время – осыплется зерно и пропадет урожай. А от комбайнеров длинной вереницей тянутся грузовики - иллюстрация. Кто ими управляет? (шофер). Куда они везут зерно? (на элеватор - иллюстрация). Что такое элеватор? (здание, в котором хранится зерно).

«Хоть и собрано зерно,

Но еще не хлеб оно».

С элеватора зерно везут на мельницу - иллюстрация.

Стихотворение «Мельница»

Там из него получается что? (мука), а потом уже муку везут на хлебозавод, где из нее уже выпекают? (хлеб, булки, бублики- иллюстрации на магнитной доске).

Видите, как много людей трудятся. Чтобы вырастить хлеб, который мы едим каждый день, сколько рук к нему прикоснулось, прежде чем он стал хлебом. Чьи это руки? (тракториста, комбайнера, шофера, мельника, агронома, грузчика, пекаря).

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

(выделяют лишнее слово и объясняют свой выбор)

Картофель, морковь, ячмень, свекла;

Просо, рожь, баклажан, пшеница;

Рис, кукуруза, яблоко, рожь;

Гречиха, слива, виноград, персик;

Ячмень, пшеница, рожь, кукуруза.

Стихотворение

Хлеб ржаной, батоны, булки,

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют

Сил для хлеба не жалеют.

Вот поэтому народ всегда относился с уважением к хлебу. Хлеб всегда первым на стол ставят, хлебом – солью достойных людей встречают. О хлебе люди сложили много пословиц и поговорок. Вот, например: «Кто хлебушком не дорожит, тот мимо жизни пробежит» (кто не дорожит трудом других людей, тот сам трудиться не умеет).

Дети говорят:

Хлеб – всему голова.

Слава рукам, что пахнут хлебом.

Хлеб бросать – силу терять.

Нет хлеба, так нет и обеда.

Хорошо трудиться - хлеб уродится.

Не велик кусок пирога, а стоит много труда.

И обед – не обед, коли хлеба нет.

Легкого хлеба не бывает.

Хлеб батюшка - вода матушка.

Только тот, кто всей душой любит матушку-землю, кто согласен жить вдали от больших городов с их нарядными улицами, витринами, театрами, магазинами, кто знает и любит природу, кто хочет вкусно и сытно накормить  сотни людей, может стать хозяином земли – хорошим фермером.

Работают в деревне люди, которые труда не боятся, а после трудового дня собираются вместе  (ведь они дружная семья). Даже придумали поговорку «Сделал дело – гуляй смело». Вот  они вместе и отдыхают: поют песни, частушки, пьют чай из самовара с румяным, душистым караваем. А мы с вами тоже потрудились, и я хочу вас угостить чаем с овсяным печеньем.

Вношу блюдо с овсяным печеньем.

Ребенок читает:

Вот он, хлебушко душистый,

Вот он теплый. Золотистый.

В нем здоровье наше, сила

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

Рефлексия.

Восп.: О чем сегодня мы с вами говорили?

Какие злаки вы запомнили?

А чтобы вы их запомнили еще лучше, я дарю вам мешочки с разными злаками, которые вы сможете летом посеять на грядке и вырастить урожай для птиц, а зимой угощать их зернами. Птицы будут вам благодарны.