Современный Педагогический совет: переход к интерактивным формам работы с педагогами
статья

Кириллова Кристина Олеговна

Статья раскрывает опыт работы по внедрению интерактивных форм методической работы в процесс взаимодействия с педагогами дошкольного образовательного учреждения, отмечены основные достоинства и возможные трудности перехода к интерактивным формам работы с воспитателями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennyy_pedsovet_-_perehod_k_interaktivnym_formam.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 165»

 Современный Педагогический совет: переход к интерактивным формам работы с педагогами

Подготовила:

старший воспитатель

Кириллова К.О.

Нижний Новгород

2018 год

Качество образования и его эффективность – одна из актуальных проблем современной педагогики. Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его профессионализм.

Свою работу в качестве старшего воспитателя я начала год назад. Уже в первые месяцы работы мною был выявлен сниженный уровень мотивации педагогов к повышению качества своей работы с детьми. Проведение семинара во время ЛОР в традиционной форме (с докладами и выступлениями)  не обеспечило достаточной обратной связи с педагогами.

Таким образом, возникла необходимость использовать интерактивные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в активную работу, в дискуссию, диалог.

Педагогический совет как итоговое мероприятие помогает выявить  промежуточные результаты проделанной работы над повышением профессиональной компетенции педагогов, однако, сам по себе педсовет не является самоцелью, гораздо важнее и продуктивнее подготовка к нему.

И в рамках подготовки к Педагогическому совету интерактивные методы работы зарекомендовали себя как эффективное средство стимулирования педагогов к творчеству и самообразованию.

Рассмотрим подробнее этапы подготовки к любому Педагогическому совету. Прежде всего, в начале учебного года проводится мониторинг результатов образовательной деятельности за предыдущий учебный год, подводятся итоги и формулируются приоритетные задачи на следующий учебный год. В зависимости от годовых задач определяются тематики Педагогических советов.

Педагогический совет – это постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников.

Виды педагогических советов:

  • установочный - проводится до начала учебного года, в конце августа, и посвящается анализу итогов предыдущего года, принятию плана и ориентации на решение предстоящих проблем;
  • тематический педсовет с промежуточными итогами посвящен одной из годовых задач педагогического коллектива;
  • итоговый - проводится в конце учебного года, на нем подводятся итоги года.

Как показывает практика, установочный и итоговый Педагогические советы проводятся в традиционной форме, а при проведении тематических Педагогических советов возможно (и нужно) использование интерактивных форм работы.

Цель использования интерактивных форм работы с педагогами – повышение качества образования в дошкольном образовательном учреждении.

Интерактивные формы работы позволяют:

  • обеспечивать прирост знаний, умений и навыков у сотрудников;
  • стимулировать активное участие всего педагогического коллектива;
  • формировать положительные отношения между сотрудниками, укреплять коллектив, учат работать в команде.

Этапы подготовки и проведения Педагогического совета представлены в таблице. Рассмотрим подробнее практический этап подготовки. Все мероприятия объединены годовой задачей и тематикой Педагогического совета. Помимо этого, они связаны между собой - каждое последующее мероприятие является следствием предыдущего.

Этапы подготовки и проведения Педагогического совета

№ этапа

Название этапа

Содержание работы

I

Организационный

Определение темы, целей, задач Педагогического совета в соответствии с годовыми задачами.

Составление плана подготовки и проведения Педагогического совета.

Выбор форм проведения Педагогического совета.

Подготовка вопросов для обсуждения

II

Практический

Проведение тематического контроля

Организация смотров-конкурсов

Проведение семинаров-практикумов

Просмотр открытых занятий

Консультирование воспитателей (в том числе, по вопросу подготовки выступления на Педагогическом совете)

III

Заключительный

(аналитический)

Проведение Педагогического совета с использованием интерактивных форм работы с педагогами

Анализ эффективности проведения педагогического совета на административном совещании

Контроль за выполнением решений педагогического совета

Рассмотрим на примере методической работы в МБДОУ «Детский сад №165». В 2017-2018 учебном году были проведены тематические Педагогические советы по следующим направлениям: физическое развитие и художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. По каждому из направлений были проведены разные интерактивные мероприятия с педагогами – список приведен в таблице. Остановимся подробнее на каждом из них.

Организация смотра-конкурса нетрадиционного физкультурного оборудования в группах была следствием анализа по итогам проведения тематического контроля. В ходе проведения тематического контроля было выявлено, что в физкультурных уголках некоторых групп недостаточно спортивного оборудования, сделанного своими руками. Следовательно, для побуждения воспитателей к продуктивной деятельности (т.е. к пополнению РППС) был организован смотр-конкурс нетрадиционного физкультурного оборудования, сделанного своими руками. По итогам конкурса были определены победители, и организована выставка нового физкультурного оборудования. Воспитатели были заинтересованы в достойном представлении своих работ на конкурсе, а также с пользой для себя переняли опыт коллег. Таким образом, педагоги приняли активное участие в мероприятии, в коллективе появился здоровый дух соперничества.

Еще одним интерактивным мероприятием было проведение физкультурного практикума с воспитателями «От пальчиковой игры до подвижной». Необходимость проведения данного мероприятия выявил открытый просмотр детской деятельности по физическому развитию «Подвижные и малоподвижные игры». Диапазон игр, предложенных детям воспитателями, не отличался многообразием. В связи с чем, всем педагогам было дано предварительное задание: подготовить пальчиковую игру, физкультминутку, подвижную игру и продемонстрировать их коллегам на практикуме. Во время проведения игры одним педагогом, остальные брали на себя роль детей. Таким образом, педагоги примеряли на себя разные роли, преодолевали стеснительность, перенимали опыт коллег.

Организация смотра-конкурса на лучший развивающий лэпбук также являлась следствием проведенного тематического контроля. Примечательно, что в этот раз к голосованию привлекались и сами участники конкурса – воспитатели, и жюри принимали окончательное решение, основываясь на своих впечатлениях и мнении педагогов. Такой подход вызывает у педагогического коллектива чувство ответственности за принятые решения и, в то же время, дарит ощущение значимости мнения каждого члена коллектива.

Зачастую результативность проведенного мероприятия зависит от настроя участников. Поэтому целесообразно проводить всякого рода «разминки», например, в форме викторины. Педагоги делятся на команды, задача каждой команды набрать максимальное количество очков, отвечая на вопросы викторины. Короткие вопросы и быстрые ответы задают темп мероприятия, «оживляют» его, настраивают участников на дальнейшую продуктивную работу.

Иногда в работе с педагогическим коллективом возникает необходимость повторить пройденное и, казалось бы, хорошо известное. Во-первых, это идет на пользу молодым специалистам. Во-вторых, побуждает педагогов-стажистов идти в ногу со временем, ведь любая теория со временем трансформируется в соответствии с новыми требованиями (стандартами, законами). Педагогам было предложено упражнение на соотнесение приемов и методов работы с детьми. Так как методы включают в себя приемы, они были визуализированы в виде цветных коробочек, в которые воспитатели клали «билеты» с тем или иным приемом, обосновывая свой выбор. Упражнение было нацелено не на проверку знаний педагогов, а на побуждение педагогов к дискуссии (некоторые приемы были спорными, что вызвало совместное обсуждение ситуации).

Также в целях тренировки актерского мастерства педагогов (в работе с детьми очень важно умение педагога играть различные роли) была проведена игра «Крокодил». Правила привычной игры были немного изменены. Педагоги делились на две команды. Каждая команда показывала не слово, а целую пословицу, поэтому в показе были задействованы несколько педагогов. Задача другой команды отгадать пословицу, при том, что показ осуществлялся только невербальными средствами. Данная игра позволяет раскрыть творческий потенциал каждого педагога, подвести воспитателей к выводу: образовательный процесс – совместная работа всего коллектива.

Мое личное наблюдение показало, что эффективным средством является  прорабатывание (проигрывание) с воспитателями всего того, что они делают с детьми: игры, режимные моменты, продуктивная деятельность. Во-первых, воспитатели таким образом «вживаются» в роль ребенка, что помогает впоследствии лучше понимать особенности детской психики. Во-вторых, воспитатели могут посмотреть на себя со стороны, увидеть свои сильные и слабые стороны – такой самоанализ как правило ведет к улучшению качества работы педагогов.

Использования интерактивных методов работы с педагогами содержит не только достоинства, но я ряд недостатков, а точнее трудностей в работе. 

Недостатки (возможные трудности)

Достоинства

Переход к новым формам работы не у всех педагогов встречает поддержку

Интерактивные формы вызывают заинтересованность педагогов в своей работе, благодаря чему сокращается текучесть кадров

Приход новых кадров требует порой повторения конкретных интерактивных методов для скорейшего включения «новичков» в совместную работу

Обучение педагогов новым формам, методам, технологиями и приемам работы с детьми проходит  эффективнее

Проведение интерактивных мероприятий предполагает тщательную подготовку, при этом «отдача» от трудозатрат не всегда видна сразу

Повышается уровень воспитательно-образовательной работы дошкольного образовательного учреждения

Подводя итоги, можно сказать, что после применения в работе с педагогами интерактивных методов выявляются позитивные изменения общего уровня профессиональной компетенции педагогов.

Применение интерактивных методов обучения позволяет создать условия для самостоятельной и творческой работы педагогов, развить умение работать коллективно, плодотворно сотрудничая друг с другом, повысить их педагогическую компетентность, активизировать деятельность педагогов на Педагогических советах и семинарах. Все это приводит к повышению качества образования в дошкольном образовательном учреждении.

Однако, учитывая фактор индивидуализации взаимоотношений с педагогами, приходим к выводу о непрерывности работы над повышением качества образования, о постоянном саморазвитии и самосовершенствовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные формы работы с педагогами в ДОУ.

В статье представлен опыт работы по использованию активныз методов обучения. Статья полезна старшим воспитателям....

Интерактивные формы работы с педагогами

Понятие «Интерактивные формы работы с педагогами»Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с педагогами.Многие основные методичес...

Выступление на педагогическом совете «Инновационные методы и формы работы с родителями в группе №7»

Выступление на педагогическом совете«Инновационные методы и формы работы с родителями в группе №7»...

Доклад на педагогическом совете Тема: «Лэпбук» как форма работы с детьми дошкольного возраста»

Главной отличительной чертой построения образовательной деятельности в МДОУ на современном этапе – является уход от учебной деятельности (занятий), подъем статуса игры, как основного вида деятел...