Опыт работы по теме: «Коми праздники как средство мотивации детей к обучению коми языку»
материал

Баранова Ольга Николаевна

-

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования района "Сыктывдинский"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 7 общеразвивающего вида" с. Выльгорт

"Челядьöс сöвмöдан 7 №-а видзанiн"

Школаöдз велöдан Выльгорт сиктса муниципальнöй сьöмкуд учреждение

Опыт работы по теме:

«Коми праздники как средство мотивации детей к обучению коми языку»

Подготовили:

Старший воспитатель Баранова О.Н.

воспитатели Панюкова Л.И.

Солодянникова Е.С.

Сажина Т.В.

Выльгорт, 2017 г.

Работа по приобщению дошкольников к ценностям, культуре, традициям, языку коми народа в нашем детском саду ведется ежедневно. В течение дня педагоги используют коми разговорную речь, стихотворения, потешки на коми языке в режимных моментах, на прогулке, во время закаливающих процедур, при укладывании детей.

     В организованной образовательной деятельности дети знакомятся с традициями и культурой коми народа.

В Образовательной области «Познавательное развитие» знакомим детей с историческим и краеведческим аспектами.

В образовательной области «Речевое развитие» обогащаем словарный запас детей на коми языке.

В образовательной области «Физическое развитие» разучиваем с детьми коми народные игры.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»  знакомим детей с музыкой коми народа — дети слушают и разучивают песни, знакомятся с коми народными музыкальными инструментами, разучивают коми хороводы и пляски. Знакомим детей с декоративно-прикладным искусством – с коми орнаментом, росписью, гончарным производством, изготовлением изделий из меха, бересты.

По образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» педагоги играют с детьми в коми народные игры, дидактические игры, пальчиковые игры на коми языке, знакомят детей с произведениями коми писателей и поэтов, разучивают стихотворения на коми языке, слушают музыку коми композиторов.

      Доброй традицией стало выступление в детском саду народных артистов – Лидии Логиновой, Веры Булышевой, Виктории Пыстиной.

      Воспитатели детского сада совместно с музыкальным руководителем занимаются театрализованной деятельностью. Сказки и инсценировки ставятся и на коми языке.

     Обряды, праздники и традиции играют в становлении духовного развития человека огромную роль. Они во многом обуславливают и регулируют поведение людей, их настроение, психическое состояние, передают от одного поколения к другому все многообразие и богатство духовной культуры. Праздники позволяют нам сделать творческую жизнь детского сада  разнообразнее, развивают интерес к коми культуре, её истории, традициям,  ценностям.

     На основе коми народного календаря в нашем детском саду мы проводим следующие праздники: осенью – чомöр, зимой – зимние каникулы «Гажа ворсомъяс», рöштво (колядки), «Тöвся рытйысьöмъяс» (Зимние посиделки), весной – «Гажа тулыс» (веселая весна) (ТАБЛИЦА)

       На этих праздниках дети исполняют коми песни, играют на коми народных музыкальных инструментах, читают стихотворения на коми языке, танцуют коми танцы, играют в коми народные игры, встречаются с героями коми сказок.

ЧОМӦР – что означает этот праздник?

        При подготовке к празднику «Чомöр» мы знакомили детей с традициями коми народа, обогащали словарный запас детей по теме «Осень». Разучивали коми народные песни, хороводы «Весалис капуста ныв», «Мича гудöк», «Уна блин ме пöжала».  Инсценировали сказки «Сёркни», «Катша-катша китш-котш». Разучивали танцы под коми музыку. Играли в коми игры – «Тодмав, кутшöм тшак», «Ошкö бабö», «Петöр тотшкöдчö».

ИГРА «Петöр тотшкöдчö»

     Зимой знакомим детей с промыслами коми народа – охота, рыболовство, оленеводство. В период зимних каникул проводим зимние каникулы «Гажа ворсöмъяс» - здесь в работе с детьми проводим коми подвижные игры – и в группе, и на улице: «Сувт, кöр» (догонялки), «Чум», «Чум да кöръяс»,  «Ёма-кулема», «Мудер руч», «Ёма туй», «Чери кыйöм».

ИГРА «Чум да кöръяс»  

После новогодних праздников дети с удовольствием участвуют в зимних колядках – «Рöштво». Предварительно детей знакомим с традициями, фольклором. Дети подготовительных групп колядовали - желали здоровья, благополучия, успехов. Взрослые и дети гадали  с помощью волшебного мешочка – доставали предмет и называли его на коми языке. Так мы закрепляли слова на коми языке. Инсценировали стихотворение Саши Черного «Рождественское». Для развития танцевального творчества использовали коми народную музыку – дети с удовольствием танцевали, используя коми народные движения.

ИГРА «ГАДАНИЕ»

На последней неделе апреля в детском саду проходит  традиционный коми праздник «Гажа Тулыс» («Веселая Весна»). Праздник проходит уже на протяжении многих лет для воспитанников всех возрастов, педагогов и родителей. При подготовке к празднику с детьми разучиваем стихотворения коми поэтов о весне («Гажа тулыс»), загадки, песни («Шор», «Гажа тулыс», «Блины»), пляски («Коми круговой», «Марья моль», хороводы («Гöгöр жургö»), игры «Улич кузя», «Ӧзйы, öзйы!», «Плетень».

Игра «Плетень»

Благодаря коми праздникам мы содействуем всестороннему развитию детей, знакомим с историей, основами коми национальной культуры. Прививаем детям любовь к родному краю через музыкальный, литературный, фольклорный, игровой материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: Логоритмические игры, как средство коррекции речи детей - дошкольников с ЗПР

В данной статье рассматривается проблема преодоления речевых расстройств, учитывая особенности взаимосвязей между двигательными, психомоторными и речевыми возможностями детского организма. Особое вним...

Опыт работы на тему: «Художественное конструирование, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

«Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» В.А.СухомлинскийТворчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать ...

Обобщенный опыт работы по теме "Использование моделей и картинно-графических схем при обучении детей рассказыванию"

В практике развития речи дошкольников есть факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Один из таких факторов - наглядность. Используя готовые схемы - модели педагогов-практиков  на пр...

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»....

Опыт работы по теме "Дидактические игры как средство подготовки детей к школе"

Опыт работы по подготовке детей  к школе через игровую деятельность....

Опыт работы на тему «Повышение эффективности коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи и детей, слабо владеющих русским языком»

Необходимость повышения эффективности коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи и детей, слабо владеющих русским языком, требует организацию взаимоотношений семьи и образовательного учрежд...

Циклограмма совместной деятельности педагога и детей по обучению коми языку

Циклограмма совместной деятельности педагога и детей по обучению коми языку в средней, старшей и подготовительной группах...