Курсовая работа "дидактическая игра как средство ознакомления дошкольников с предметным миром"
материал

Поддубная Мальвина Александровна

Предметный мир  в развитии дошкольников имеет особое значение. Задача педагога – помочь  научится ориентироваться в  многообразии предметного мира, использовать предметы по назначению и, главное, сформировать ценностное к ним отношение. Исследования  (В.И.Логинова, Г.Н. Бавыкина, Л.А. Мишарина ) показывают: главным условием воспитания у дошкольников ценностного отношения к предметному миру является системный характер представлений о предмете. Важно раскрыть сущность предмета – его назначение, зависимость конструкции, строение и материала, из которого сделан предмет. Комплекс этих признаков помогает,  ребенку  научится  различать  и   называть   сходные    предметы, например  кресло и стул, халат и платье. Системный характер представлений о предметном мире способствует освоению детьми и родовых понятий (мебель, посуда, продукты, транспорт и др.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

3

ВВЕДЕНИЕ

     В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире,  формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающей жизни,  а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.

     Окружающий мир многообразен. Это и семья, и детский сад, и родной город. Это мир взрослых, с которыми ребенок общается, мир предметов, которые помогают ему познавать окружающую действительность .[1]

     Окружающий ребенка мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес,  желание войти в этот мир,  преобразовать его, усовершенствовать, а  для этого ребенок к концу дошкольного возраста  должен иметь достаточный запас представлений о создании  и изменении предметов человеком.

     Отметим, что проблема познания предметного мира детьми дошкольного возраста не является новой для педагогической теории и практики.

      В многочисленных   исследованиях   психологов  и педагогов ( Л. А. Венгер ,  В. И. Логинова,     Л. А. Мишарина ,     С. Ф. Сударчикова ,     М. В. Крулехт, Т. С. Комарова , Р. И. Жуковская , И. И. Розанова )  предметный  мир  выступает как объект умственной, трудовой, изобразительной  деятельности детей, как средство нравственного воспитания дошкольников.[7]

      Отношение ребенка к человеку – творцу и продуктам его преобразования, стремление участвовать в изменении рукотворного мира, проявляя творческое начало, изучалось в работах С. А. Козловой, О. В. Дыбиной.     Исследование О. В. Дыбиной также посвящено рассмотрению предметного мира  как средства формирования творчества, развития прогностического взгляда на  предмет.

     Изменение окружающей действительности влечет за собой изменение воспринимаемой   ребенком  картины  мира,   его  стремление   познать   эти

                                                      4

преобразования, принимать в них активное участие. Именно предметы                                                                                        рукотворного мира  обеспечивают ребенку данную возможность благодаря своим характеристикам, таким как форма, величина, цвет, материал, строение, функция, назначение, создание и преобразование, то есть признакам, которые поддаются изменениям в процессе деятельности человека. Овладевая пониманием ретроспективного вечного окружения, ребенок осознает, что человек целенаправленно изменяет предметы, делает их более  удобными и полезными. Тем самым перед ребенком открывается своеобразная перспектива, какие еще есть варианты преобразования вещей, для более полного удовлетворения потребностей человека.

     Одним из   эффективных   средств   познания  мира и совершенствования  усилий ребенка может являться дидактическая игра.

     Позиция понимания целесообразности игры  в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, вывела исследователей на проблему разработки дидактической      игры ( А. И. Сорокина,   Е. И. Удальцова,   Ф. Н. Блехер,Т. С. Комарова , В. А. Аванесова , А. К .Бондаренко, Л. В. Артемова и др. ) [13]

     Дидактическая игра – это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления знаний. В дидактической игре как в универсальной  мини- лаборатории, дети не только получают определенный объем знаний , но и учатся владеть этими знаниями .

     Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми  в целях  воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно – образовательное  значение дидактической  не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.    

     Как отмечал А. Н. Леонтьев,  дидактические игры относятся к   «рубежным играм », представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую    они     подготавливают.     Эти       игры    способствуют развитию  познавательной  деятельности,   интеллектуальных  

                                                         5                                                              операций , представляющих собой основу  обучения .  Для дидактической  игры  характерно  наличие  задачи  учебного характера – обучающей задачи.[4]

     Использование дидактической  игры в учебно-воспитательном процессе дошкольных учреждений  вызвано тем, что игра  является ведущей деятельностью в этом возрасте.

      Исходя из этого, мы определили проблему исследования: является ли дидактическая игра средством для ознакомления дошкольников с предметным миром?

     Цель исследования: изучить возможности использования дидактических игр, для ознакомления дошкольников с предметным миром.

     Объект  исследования: ознакомление дошкольников с предметным миром.

     Предмет исследования: дидактическая игра как средство ознакомление дошкольников с предметным миром.

     Гипотеза: ознакомление с предметным миром  будет более эффективно, если в педагогическом процессе  использовать систему дидактических игр.

     Цель исследования может быть достигнута через решение ряда  задач:

 1.  Проанализировать содержание дидактических игр в дошкольном возрасте .

 2.  Выявить специфику руководства дидактическими играми.

 3.  Показать роль наглядного материала в организации дидактических игр.

     Методы исследования: теоретический анализ.

   

     

                                                        6

 ГЛАВА 1. Теоретические основы использования дидактической игры как средства ознакомления дошкольников с предметным миром

  1. Теоретическое обоснование роли предметного мира в развитии детей дошкольного возраста

     Предметный мир в жизнь ребенка входит постепенно. Ребенок растет, начинает интересоваться окружающими его предметами. Внимание ребенка привлекают самые разнообразные предметы, которые попадают в его поле зрения.  Он стремится активно взаимодействовать с окружающими предметами: вертит, сжимает в руках, пробует на вкус, ломает, бросает и т.п. Так он познает признаки и свойства отдельных предметов.

    Предметный мир  в развитии дошкольников имеет особое значение. Задача педагога – помочь  научится ориентироваться в  многообразии предметного мира, использовать предметы по назначению и, главное, сформировать ценностное к ним отношение. Исследования  (В.И.Логинова, Г.Н. Бавыкина, Л.А. Мишарина ) показывают: главным условием воспитания у дошкольников ценностного отношения к предметному миру является системный характер представлений о предмете. Важно раскрыть сущность предмета – его назначение, зависимость конструкции, строение и материала, из которого сделан предмет. Комплекс этих признаков помогает,  ребенку  научится  различать  и   называть   сходные    предметы, например  кресло и стул, халат и платье. Системный характер представлений о предметном мире способствует освоению детьми и родовых понятий (мебель, посуда, продукты, транспорт и др.) [20]

     Для знакомства с предметным миром целесообразно  использовать специальный дидактический материал для того чтобы ребенок научился  различать и опознавать предметы. Например,  моделирующие предметы посуды, одежды, мебели, у которых нет той или иной части  или которые сделаны из неподходящего материала и потому не пригодны для использования  по назначению.

                                                        7

     Ознакомившись с исследованиями   В. И. Логиновой можно сказать, что  функция  предмета состоит в том, чтобы использоваться человеком, а назначение – это удовлетворить все потребности человека. Тем самым ребенок понимает весь смысл создания предметов.  [12]

      В дошкольном возрасте у детей появляется способность оценить деятельность другого человека. Опора на эту особенность позволяет формировать у них осознанный интерес к творчеству взрослого, результатом  его труда, представление о своих возможностях что-то творить. Приобщение ребенка к миру взрослых, к их деятельности, к миру чувств и переживаний, т.е. ко всему тому, чем живет общество, задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыт предыдущего.

     Идеи современных отечественных исследователей  ( А. Н. Леонтьевой, С.П. Новоселовой, В.Я. Кисленко , О.В. Дыбиной) занимают особое место в изучении предметного мира. Они рассматривают предмет как орудие предметной, игровой деятельности ребенка, как источник познания творчества взрослого [7 ]

     Предметный мир оказывает большое  влияние на формирующиеся потребности   маленького  человека,  служит  ему  своеобразной   опорой   в

общении с другими  людьми. Через предмет малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами: он теплый и холодный, шершавый и гладкий, соленый и сладкий. Ребёнок овладевает способами действий с предметами, и это помогает ему приобретать «власть» над миром в котором он живёт. Данное обстоятельство порождает чувство уверенности спокойствия и желание познавать мир. Предмет вводит ребёнка в мир взрослых,   «информирует»   его   об   этом   мире,   обогащает    содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие.

     Изучив исследования С.А.Козловой, О.В.Дыбиной-Артамановой можно сделать вывод, что через предмет раскрываются разные стороны жизни: труд, быт, искусство, а также их сущностная характеристика: характерные черты, жизненный опыт, особенно творческое начало взрослых.[7,11]

                                                       8

    Формирование отношения к предметному миру отражено в исследованиях Р.И. Жуковской   изучавшей    процесс воспитания бережного отношения к результатам труда взрослых с формирования у детей чувства благодарности взрослому за заботу о них. Предметный мир в  работе рассматривается как средство воспитания таких нравственных качеств, как бережливость, заботливость, аккуратность, трудолюбие, привычка к тому , что каждая вещь имеет свое место , и  осознание того , что взрослые много трудятся, чтобы создавать вещи, поэтому результаты их труда необходимо беречь[ 9]. .

     Анализируя исследования В.Я. Кисленко можно сделать вывод что она  отводит   значение   познанию функции и назначения предмета таким видам деятельности ,как игровая ,трудовая  и художественная , в которых ребенок действует с предметами , активно  овладевая миром вещей. Ребенок постепенно учится жить с этими предметами, учится, правильно пользоваться предметами.    Автор справедливо отмечает, что именно в деятельности ребенок реализует связь с человеком через вещи, а связи с вещами – через человека.  [10] .

     Ребенок начинает легче понимать многообразие предметного мира,  если предметы сгруппировать по каким либо признакам. Существуют  разнообразные классификации предметного мира. Их можно классифицировать по;  материалам (деревянные, стеклянные, пластмассовые и др.), формам (прямоугольные, круглые), строение и др.. Со второй половины  XIX в. стала  складываться  классификация предметов по функциональному значению, т.е. способам использования : мебель, посуда, одежда, орудия труда и т.п.

     Классифицировать предметы можно по назначению. Одни предметы используются в быту  человека; это  электроприборы,  посуда, одежда, мебель и т.д. Другие на производстве; машины, станки, компьютеры. Есть предметы для духовного развития взрослых и детей; музыкальные инструменты, книги, картины.

     Изучив исследования О.В.Дыбиной – Артамоновой  предметный мир можно условно разделить на три группы.

                                                      9

К первой группе предметов – можно отнести те предметы, с которыми ребенок не действует, т.к. дети в силу объективных причин лишены возможности непосредственного контакта с ними, их отношение социально опосредовано взрослыми (например, предметы, облегчающие труд взрослых на производстве). Но задача этих предметов велика: они служат образцом творческой деятельности взрослого, ребенок получает информацию   о   них   как   о  результате  труда  человека,  о  том,  что  это

предметы созданы для удовлетворения потребности людей. У детей формируются представления о предметах, проявляется интерес к ним, а также к человеку - их создателю и преобразователю.

Ко второй группе относятся  предметы, которые входят в ближайшее окружение ребенка. Он контактирует непосредственно с этими предметами. Ребенок не преобразовывает этих предметов, но они имеют огромное значение для его развития: дети видят эти предметы  и действуют с ними на практике.

     К третьей группе относятся предметы, с которыми ребенок действует. Эти предметы по содержанию приближены к реальной жизни  взрослых, они позволяют детям приобщаться к творческой деятельности, формировать у ребенка творческий интерес к миру предметов и миру взрослых. Соответствующие действия с ними способствуют выработке таких нравственных качеств, как аккуратность, добросовестность при выполнении преобразований, понимание того, что от добросовестности и старательности, вещь становится более  красивой  удобной,  дольше    служит    людям.    Именно   эта   группа предметов   является наиболее значимой для активного творческого освоения предметного мира дошкольника. Преобразования, осуществляемые с данными предметами, могут способствовать успешному развитию творческого начала в человеке [7]                                                                                        

     При таком представление предметной среды, для ребенка содержится большее количество  возможностей познавать предметы, и практически  использовать для реализации задачи социально нравственного развития.

                                                       10

     В познании предметного мира также для ребенка играют важную роль и функции предметного мира, это 1) информативная функция,2) эмоциогенная функция, и 3) регуляторная функция. Эти функции освещены в ряде работ отечественных ученых.

     Первая функция предмета обеспечивает знание свойств предмета , что обеспечивает ребенку, с одной стороны, ориентировку в социальном окружении, и формирует представления о деятельности человека и его личностных качествах, проявляющиеся в процессе этой деятельности.

    По мнению ученых В.И. Логиновой, Л.А. Мишариной информативная функция    помогает выработать необходимые представления о социальной действительности, центральным звеном которых, являются знания о трудовой деятельности взрослых. Информативная функция предметного окружения обеспечивает детям доступные знания об общественной ценности продуктов труда: каждая вещь является результатом труда и создана для того, чтобы служить не одному человеку, а многим. [12].

     Взрослые преобразовывают предметы в зависимости от потребности в этом предмете. Зачастую потребность в предмете диктует разнообразие его форм: часы (настенные, будильник, ручные, механические, электронные и т. д.), нож (для сыра, для рыбы, для хлеба и т.д.). Одну функцию человек преобразует в различные формы предмета. Модификация предметного мира человека проявляется в создании многофункциональности предметов (часы – это и будильник, и фонарик; телефон – это и телефон, и  плеер; часы - перстень – это и часы, и украшение), т.е. одной форме человек придает разные функции, облегчая пользование предметами. [7]

     Можно сказать что таким образом, предметы выполняют информативную функцию, а при условии эмоциональной окрашенности данная функция несет в себе нравственный заряд воздействия на чувства ребенка, вызывая эмоционально-положительное отношение к предметному миру и человеку - преобразователю этого мира .

     Насыщенный материал вызывает эмоциональный подъем у ребенка.  Он восхищается   теми   превращениями,   которые   происходят   в   результате

                                                       11

деятельности человека. Ребенок относится к результату труда взрослого эмоционально - положительно.  Эффективность такого пути обусловлена единством эмоциональных и интеллектуальных процессов.

     Исследование О.В. Дыбиной свидетельствует о том, благодаря регуляторной силе предметного мира, ребенок может осваивать ретроспективный подход к предметному окружению, несущему в себе знание о продуктах творческой деятельности взрослого и дающему толчок для развития прогностического взгляда на рукотворный мир. Это создает условия для того чтобы ребенок мог обдумать как можно совершенствовать предмет, сделать его красивым и полезным. Такое овладение «миром предметов» имеет огромное значение для развития мотивационно-личностной сферы ребенка, он начинает творчески относится к предметному миру. [6]

      Итак, можно сказать, что  предметный мир выполняет информативную, эмоциогенную и  регуляторную функции. Эти функции создают   условия  для    формирования  у детей  представления о предметах как продуктах творческой деятельности взрослых, понимания связи « человек – предмет »  и «ребенок – предмет» и  познания социальной действительности.

     Наиважнейшими для ознакомления  детей  с предметами , являются  ближайшие предметы и более широкое окружение: дом, детский сад в целом, улица, город, а иногда и страна. Предметы, окружающие детей – это уже не только конкретные предметы, используемые индивидуально  и коллективно, но и «умные вещи » - простые и более сложные, изобретенные  человеком.

     Многие вещи имеют свою давнюю историю возникновения. Эта история доступна детям. Вещи  различаются по признакам это; цвет, форма, величина, а иногда  звук и запах, и многое др.

     Для восприятия многих вещей, которые нас окружают, требуется деятельность анализаторов. Дети, как и взрослые, пользуются своими «помощниками» (анализаторами), но, они не до конца осознают их роли. И для     ребенка    ознакомление с   ними    является   большим   открытием,

                                                      12

  вызывающем интерес.                                                                                                              

     С ранних лет ребенка нужно обучать  не только различать, но и  группировать вещи по их назначению, признакам, а так же учить  ценить любую так как человек вкладывает много труда в создаваемые вещи. Ведь создавая вещи, человек  не только думает об их прямом использовании, но и старается  сделать их красивыми, иногда вещь благодаря стараниям человека становится предметом искусства. Детей с ранних лет важно научить тому, чтобы он видел в вещи  красоту цвета, формы, их сочетания. Эстетическое восприятие вещи имеет очень большую ценность. У ребенка с ранних лет важно воспитывать вкус и способность окружать себя вещами, приносящими радость, эстетическое удовольствие, создавать уют, красоту. Только тогда вещи становятся друзьями человека, и их берегут.

     В жизни ребенка также огромное значение имеет и предметная среда , являясь первым объектом деятельности дошкольника, она становится и одним из первых объектов познания окружающей действительности. Ребенок выступает действующим лицом в предметном окружении. По мере взросления ребенка он начинает знакомиться со свойствами объектов, их пространственными отношениями; начинает действовать с ними определенным образом, по отношению к предметному окружению занимает активную позицию, предполагающую стремление преобразовать и совершенствовать предметы в соответствии со своими потребностями. Последнее становиться возможным при ознакомлении дошкольников с историей создания и преобразования человеком предметов и развития на этой основе способности к прогнозированию изменения объектов. Представления детей о прошлом, настоящем и будущем предметов позволяют ребенку видеть окружающий мир в динамике, временном движении и развитии.        

     Итак, можно сказать, что  дошкольное детство по темпам развития, по качественным  психическим образованиям, приобретенным в этот период, имеет особое значение для всего последующего становления личности. И здесь  важнейшую   роль   играет  проблема поиска новых форм обучения и

                                                      13

 воспитания , а также организация развивающей   среды,    которая   может   предоставить  детям  значительно большее «поле» для самостоятельных действий, которое способствовало бы   формированию  познавательной  и практической активности дошкольников.

 

1.2 Дидактическая игра как средство ознакомления дошкольников с предметным миром

       Как указывают  ученые В.Т. Кудрявцев, В.А.Петровский, Р.М. Чумичева и др. дошкольное детство – это сложное социально – культурное, психологическое  и педагогическое явление, обладающее самоценностью  и собственной логикой развития. Дошкольный возраст – это уникальный, единственный в своем роде возраст. В нем происходит наиболее стремительное, бурное психологическое и физическое  развитие ребёнка, закладываются основы личности. В настоящее время ребенок предстает перед нами как индивидуальность, как самобытная суверенная личность, достойная любви и уважения, являющаяся не объектом, а субъектом воспитательного процесса, а общество вправе надеяться  на успех и всестороннее развитие каждого ребенка, на  выявление  и развитие творческих способностей, которые являются основой  воспитания и обучения  детей. [19]

     Эта задача успешно  решается в игровой деятельности, как указывают ее исследователи (Я.А.Каменский, Н.К.Крупская, Е.И.Тихеева,  М.Монтессори и др.). Но  для этого необходимо развивать познавательную активность ребенка дошкольного возраста в стремлении познать, углубить свои уже имеющиеся представления об окружающем мире. Потребность в познании  присуща детям, они стремятся удовлетворять ее  в деятельности.

     К.Д.Ушинский  указал зависимость содержания детских игр  от социального окружения. Он ценил самостоятельность  детей  в игре, видел в  этом  основу   глубокого   влияния   игры   на   ребенка,  однако   считал

                                                      14

необходимым направлять детские игры, обеспечивая нравственное содержание детских  впечатлений. [14]  

     В дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное   время  не  воспринимают.   Эта игра  учит  опираться   в    решении

задачи  на  представление о   ранее   воспринятых  предметах. Игра требует

использования приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. В этих играх ребенок  должен решать самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам  сходства и различия  и группировать предметы по различным свойствам, признакам.

    Проблема  создания материалов, помогающих, ребенку познакомится  с предметами и явлениями окружающей действительности, существовала со  времен  древних цивилизаций. Еще Платон, изучая древнейшие папирусы в библиотеках Египта, узнал, что детей обучали, используя предметы домашнего обихода. Так, например, детям поручали собрать все чаши  в доме, пересчитать их  и рассортировать  на серебряные, глиняные,  деревянные и т.д. Или во время плетения венков из цветов и листьев  их обучали счету, определению цвета, формы,  величины, и т.д. Постепенно пришли к мысли, что окружающие ребенка предметы можно использовать для обучения. Так возникли дидактические материалы.

     Дидактические материалы имеют огромное значение для развития детей,  так как они обеспечивают один из главнейших принципов обучения – наглядность. Обоснование этого принципа Я. А. Коменский, который в своем величайшем труде «Великая дидактика» сформулировал «золотое правило дидактики»: «Все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусу - вкусом; доступное осязанию - путем осязания. Если какие – либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу  схватываются  несколькими чувствами »[20]. Его знаменитую книгу «Мир чувственных вещей в картинках» по праву называют первым дидактическим

                                                       15

материалом, построенным    по  принципу     книжки- картинки,    который    до    сих   пор используется при создании книг для малышей.

     Выдающийся советский педагог Н.К. Крупская, подчеркивая особенность   дидактических    игр,   писала :  «Игра   есть   потребность  растущего   детского    организма.   В  игре  развиваются  физические  силы ребенка, тверже делается  рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.»   Н.К. Крупская указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, связь игр с жизнью. «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для ни – учеба, игра для них - труд , игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего» . [14]

     К.Д. Ушинский считал игру свободной деятельностью  ребенка, вносящей в его развитие такой вклад, какой не может сравниваться ни с чем другим. Он писал « Игра есть свободная деятельность дитяти, и если мы сравним интерес игры, а равно число и разнообразие следов, оставленных ею в душе дитяти, с подобным же влиянием учения первых четырех- пяти лет, то, конечно, все преимущество останется на стороне игры».[14] Далее он указывал на то, что обучение в форме игры может и должно быть интересным,  занимательным, но никогда не развлекающим.

     Оценивая дидактическую игру, и ее роль в системе обучения  А.П. Усова писала: «Дидактические игры  игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность» .[14]

     По мнению Л.В.Артемовой, дидактическую игру следует использовать как звено между учебной и самостоятельной игровой деятельностью. Возникая на основе организационного или стихийного обучения, дидактические игры фактически продолжают его в игровой форме. Вместе с тем в дидактической игре  дети овладевают  специфическими способами

                                                      16

игровой деятельности – игровыми действиями, игровыми отношениями, игровыми ролями, позволяющими самостоятельно реализовывать свои представления об окружающем мире. Игровые ситуации, которые имеются в     каждой       дидактической    игре,     служат     примером      создания

воображаемых ситуаций самими детьми. [4]

     В последние годы вопросы теории  и практики  дидактической игры разрабатывались и разрабатываются  многими исследователями: А.П.Усовой, Е.И. Радиной,  Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, З.М.Богуславской, Е.Ф.Иваницкой, А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой, В.Н.Аванесовой, А.К.Бондаренко, Л.А. Венгером. Во  всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы  и методы руководства дидактическими играми.  В исследованиях накоплены факты, характеризующие дидактическую игру как форму организации обучения.[15]

     В создании современной системы дидактических игр надо отметить роль Е.И. Тихеевой, заявившей о новом подходе к дидактическим играм. По мнению Е.И. Тихеевой, они являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом. Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей Е.И. Тихеева напрямую ставила в зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребенка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность[19]. Обучающие задачи в предлагаемых Е.И. Тихеевой играх выходят за рамки упражнения внешних чувств, сенсорики ребенка. Они предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение), совершенствование речи, развития умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве. Содержанием дидактических   игр   стала   окружающая  жизнь  со  всем    богатством  мира природы,  социальных связей, рукотворных предметов. Е.И. Тихеева разработала   дидактические   материалы,   настольно- печатные    игры,

                                                     17

которые и сегодня используются в дошкольных  учреждениях. [7]

     Как отмечает  А.К. Бондаренко,  дидактические игры ставят  перед детьми задачу рационально исследовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки  в предметах и явлениях      окружающего        мира;       сравнивать,    группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения  к приобретению твердых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе. [5]

     Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы  ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребенком характерных признаков предметов.  

Благодаря дидактической игре у ребенка  происходит сенсорное  развитие, при этом у него развивается логическое мышление, и умения выражать свои мысли  словами. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнить признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развиваются способности к суждениям, умозаключениям, умение применять свои знания в разных условиях. Это может быть лишь в том случае, если у детей есть конкретные знания о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.

     С помощью увлекательных дидактических игр у ребенка возникает интерес   к решению умственных зада и, получая успешный результат  от своих умственных усилий,  ребенок получает удовлетворение от преодоленных трудностей.  Увлечение игрой повышает     способность    к    

произвольному       вниманию,    обостряет    наблюдательность,   помогает

                                                       18

быстрому и точному запоминанию.

       В дидактических играх существуют  разные приемы обучения: наглядные, словесные, практические. Но методика   дидактических     игр своеобразна. Важно   во   все   время   игры   поддерживать   у   ребенка интерес к игровой задаче.

     Дидактические игры  не продолжительны  и важно, чтобы все     это   время не снималась умственная активность играющих.

     В зависимости от материала А.К. Бондаренко, А.П. Усова разделяют дидактические игры на три вида: игры с предметами, настольные печатные игры и словесные [5].

     Дидактические игры, содержанием которых является ознакомление детей с окружающими их предметами, свойствами предметов, назначением, отношением к ним, составляют занимательную «Азбуку предметов». Она отвечает потребностям детей узнать «Что это». Применяя в играх знания о внешних свойствах предметов, усвоенные в предыдущие годы, дети глубже усваивают знания о новых жизненных связях. Это обогащает круг представлений, словарь, связную пояснительную речь. Суть  познавательного процесса заключается в том, что в игре чаще всего знания не даются в готовом виде, а добываются самими детьми. Активно-поисковый характер освоения знаний о предметах, о своих «помощниках» делает жизнь детей интересной и содействует их умственному развитию.

      Для старших дошкольников особую роль играют словесные игры, они влияют на уровень умственного развития ребенка.

Эти игры построены на словах и действиях играющего. В этих играх дети учатся углубляться, в знания о предмете, опираясь на уже имеющиеся знания   так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные признаки, отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

                                                      19

В старшем дошкольном возрасте дети обладают значительным игровым опытом и  развитым мышлением,  так что они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. Лишь в некоторых случаях требуется наглядный показ. С детьми   этого   возраста  проводятся

дидактические  игры  со  всей группой, с небольшими подгруппами. У них, как правило, складываются коллективные взаимоотношения  благодаря совместным играм. Поэтому с группами старшего возраста уже могут быть использованы в игре элементы соревнования.

     Как отмечает А.И. Сорокина, детям старшей группы словесные игры полезны тем что они помогают формировать мыслительную деятельность  и помогают самостоятельно решать определенные задачи.  Игры способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной  задачей.[14]  С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что    его учат.

    Словесных игр для дошкольников придумано  много,  например  «Путешествие в страну вещей», задача этой игры в том,  чтобы проверить знают ли дети  точное название предмета,  его назначение. Научить детей правильно пользоваться вещами в их повседневной жизни. Игра «Что предмет расскажет о себе?» задача этой игры научить детей различать в предмете цвет, форму, величину, назначение, название вещи. Развивать наблюдательность, умение видеть целое и части в предмете. Задача игры «Узнай предмет по звуку» состоит в том, чтобы рассказать детям о роли слуха в жизни человека. Развить слуховые восприятия, научить соотносить звук с предметом или частью его, узнавать по звуку о состоянии предмета и много других игр.

     Дидактическая игра -  игровой  методом обучения. Она осуществляет обучающие   задачи,   но   имеет   свои особенности. Одна из них - обучение

                                                      20

средствами активной и интересной для детей игровой деятельности. Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием - особенность дидактической игры.

     Характерные  особенности  дидактических  игр  заключаются в том, что

они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в играх, прежде всего, привлекает игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

     Таким образом, все виды дидактических игр способствуют развитию личности детей старшего дошкольного возраста. Они направлены на развитие сенсорных способностей детей, знаний о природе и предметах окружающего мира, психических процессов, восприятия ощущений, мышления, речи, памяти, воли. У детей накапливаются качества отвлеченного, логического мышления. Каждая дидактическая игра является для ребенка развивающим стимулом в развитии интеллектуальных способностей.

     Можно сказать, что дидактическая игра это сложное многоплановое педагогическое явление: она является и игровым методом обучения ребенка и средством всестороннего развития личности, а также фактором интеллектуального развития дошкольников.

     Исходя из этого, мы рассматриваем дидактическую игру как ведущее средство в формировании у детей дошкольного возраста представлений о предметном мире.  

     Ознакомившись с исследованиями О.В. Дыбиной можно сделать вывод,  что дидактические игры делятся на три группы:  

    - игры, направленные на   получение информации о предметном мире, его  свойствах и отношениях

    - игры, направленные на освоение действий разного характера (обследовательские, экспериментальные, моделирующие и алгоритмические) с предметами

    -    игры,   направленные   на    развитие    стремления    к    творческому

                                                     21

преобразованию предметного мира.

     В первой группе игр предметы рассматриваются с трех позиций: предмет как он есть; предмет это результат деятельности человека; предмет  это творение  человеческой  мысли.  Цель  этих игр  дать  ребенку

наибольшее представление об окружающих предметах; развить понимание предметного мира; расширить представление о пользе созданных предметов.  К играм первой группы относятся игры-раскладки, игры-определения, игры-загадки и отгадки, игры-описания, игры путешествия.

      Игры включаются  в познавательную деятельность детей, превращаются в элемент  развивающей среды.  В младшей группе ознакомление с окружающим миром проводится в форме игр-занятий  в средней и старшей группе – в форме собственно дидактической игры.

     Игры- раскладки  направлены на формирование умения   определять, к  какому   миру – природному   или    рукотворному   относится   предмет;

 игры-определения  помогают определить способ  использование предмета  выяснить назначение, строение предметов рукотворного мира, материалы, из которого они сделаны; игры-загадки,  отгадки  помогают  детям выделять  главные  признаки  предмета, которые  характеризуют его как результат труда человека: форму, строение, материал, функцию, назначение; игры-турне, игры-путешествия развивают прогностический, перспективный взгляд  на окружающие предметы,  дети открывают для себя удивительный и многообразный  предметный мир, они начинают понимать, как человек постепенно изменяет вещи, делает их более удобными и полезными.

     Во второй группе,  игры направлены на совершенствование способов взаимодействия с окружающей средой.  Это игры  исследовательские, экспериментальные, в них взаимодействуют дети – дети, и дети – взрослые. Например, игры – эксперименты, игры – опыты. В этих играх дети исследуют объекты для выяснения их скрытых связей в системах «человек - предмет», «природа – человек – предмет ».

     Игры третьей группы приобщают детей к преобразованию предметов. В

                                                     22

 ходе этих игр дети учатся ставить цель, реализовывать задуманное и получать результат. [8]

     Учитывая накопленные наукой положения, мы признаем приоритетную роль  дидактической игры  в  ознакомлении   дошкольников  с  предметным

миром. В дидактических играх ребенок без нажима, без нарочитой тренировки учится наблюдать, устанавливать причинно - следственные связи, действиями планирования и прогнозирования.

Итак, проанализировав психолого-педагогические исследования, мы рассмотрели основные теоретические аспекты проблемы ознакомления дошкольников с предметным миром, определили ключевые понятия, а также потенциальные возможности дидактической игры, позволяющие рассматривать ее в качестве одного из ведущих средств формирования представлений о предметном мире у детей  дошкольного возраста.

                                                       

    1.3  Анализ передового педагогического опыта

     

     Для того чтобы провести анализ передового педагогического опыта  можно воспользоваться специальными программами созданными авторами для детских садов.  На примере сравнения возьмем две программы: «Радуга»  (науч. рук. Е.В. Соловьева) и «Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения  и развития детей раннего и дошкольного  возраста» (д-р пед. наук Л.А. Парамонова).  В программах для каждого возраста есть определенные требования по изучению предметного мира.

     Сначала выясним требования, которые предъявляют программы по изучению предметного мира. Первой рассмотрим программу «Радуга». Программа рассчитана на детей от 2 до 7 лет.  По мнению авторов этой программы, предметный мир надо начинать с первой мл. гр.(2-3 года) Дети этой группы предметный мир начинают изучать со своего    непосредственного     окружения,     их     признаки   и      свойства   через

                                                     23

манипулирование и экспериментирование  с предметами рукотворного мира. Тем самым ребенок развивает свое воображение.

     Во второй мл. гр.(3-4 года) детей продолжают знакомить с предметным содержанием окружающего предметного мира (наименование, внешние признаки, целевое назначение и функции предметов). С помощью этих знаний ребенок осознает, что предметов много и все они отличаются друг от друга.

     В средней гр.(4-5 лет)  предметный мир изучается более углубленней  чем во второй мл. гр. Закрепляется и расширяется представление детей о предметах и материалах, созданных руками человека (признаки, целевое назначение, функции предметов; зависимость внешних характеристик предметов от их целевого назначения и функций); на основе этих представлений начать вводить правила безопасности при использовании и хранении отдельных  предметов. Ребенок начинает понимать, что если он не  правильно  будет  пользоваться  предметами, они могут  навредить  его

здоровью.

     В старшей гр.(5-7 лет) с детьми закрепляют  и расширяют представления о разных  видах деятельности людей;  показывают, что рукотворный мир-это   результат    деятельности    человека   через    историю    создания    и

совершенствования рукотворных предметов и объектов). Изучив это, ребенок начинает осознавать, что предметы не берутся из ни откуда, а создаются людьми. Ребенок начинает понимать, что история создания предметного мира очень велика и многогранна, и что «рукотворный мир» потому и «рукотворный» что сделан руками человека.

       Теперь рассмотрим требования  «Примерной общеобразовательной программы…. » к изучению предметного мира дошкольниками.  Эта программа рассчитана на детей  от рождения до семи лет и знакомство с предметным миром начинается со второй группы раннего возраста (1-2 года).  В этом возрасте дети изучают предметы ближайшего окружения – игрушки (мишка, зайка, пирамидка, кубик и  т.п.); о предметах быта (стол,

стул, чашка, ложка, одеяло и т.п.); о личных вещах (полотенце, штанишки

                                                    24

туфли, шапка и т.п.). Тем самым ребенок расширяет свое мировоззрение.

     В первой мл. гр. (2-3 года) дети начинают изучать действия с предметами и их назначение: предметы домашнего обихода (одежда, посуда, мебель и т.д.); игрушки; орудия труда(веник, метла, лопата, ведро, и т.д. ). Тем самым ребенок начинает понимать, для чего взрослым необходимы предметы.

     Во второй мл. гр. (3-4 года) расширяется представление  ребенка об окружающих его предметах, это и называть вещи и типичные действия, которые с ними совершают (стул – на нем сидят, можно сесть на лавочку ; летом можно сидеть на траве  и т.д.).

     Средняя гр. (4-5лет)  дети этой группы  учатся  понимать, что сходные по назначению предметы могут быть разной формы, и сделаны из разных материалов; давать ощутить, что предметы имеют разный вес, объем, внешние  и внутренние характеристики, учить называть свойства предметов словами. Ребенок  начинает  понимает  что  предметы  отличаются  друг от

не только внешними признаками.

     В старшей гр.(5-6 лет) детей начинают знакомить с разными характеристиками свойств предметов (например, плотный, рыхлый, хрупкий, прозрачный и т.д.)  

     Дети подготовительной гр.(6-7 лет) начинают учиться классифицировать предметы по внешним и внутренним  признакам (по цвету,  красочности, обыденности и необычности, форме, весу, назначению и т.п.)

     Анализируя выше сказанное можно сделать вывод,  что   программа «Радуга»  знакомит ребенка с  предметным   миром  в  четыре  этапа:                      

  1. Непосредственное окружение.  

  2. Назначение, функции предметов.    

  3. Знакомство  с правилами   безопасности  при  использовании  и хранении предметов.

  4. Показать, что предметный мир это рукотворный мир, результат деятельности человека (через историю создания рукотворных предметов).  

А программа «Примерная общеобразовательная…» знакомит ребенка в

                                                       25

шесть   этапов:

  1.  Ближайшее предметное окружение.

  2. Предметы и их назначение.  

  3 Предметы и действия с ними.

  4. Форма и материал предметов.  

  5. Характеристика свойств предметов

  6. Классификация предметов по внешним и внутренним признакам                  

     Из этого можно сделать вывод, что программы немного отличаются друг от друга своей структурой по изучению предметного мира. Потому как программы были написаны в разные годы, а мы знаем, что меняется наш мир, меняются наши дети поэтому меняются требования в программах. Каждая из программ помогает ребенку войти в предметный мир постепенно. Ребенок изучает свойства, функции предметов, внешние и внутренние признаки предметов. Но в программах есть некоторые существенные различия,  например,  программа «Радуга» знакомит ребенка

с правилами безопасности по использованию предметов, помогает изучать историю создания рукотворных предметов, а  в программе «Примерная общеобразовательная…» об этом не говорится в ней другие требования.  Но, тем не менее, обе программы разработаны так чтобы ребенок  мог  войти  в предметный мир взрослых с определенными знаниями, для того  чтобы легко ориентироваться  в многообразии предметного мира. Ребенок приобщается к современному миру при помощи системных знаний о предметах.      

     Итак, какими бы требованиями не отличались  программы, цель у них одна это помочь ребенку приобщится к миру взрослых. Чтобы ребенок имел разнообразное  представление об окружающем предметном мире и  

не затерялся в нем. Потому что предметный мир не постоянен.  

 

                                                     26

  Заключение

     Предметы,  которые окружают ребенка, имеют огромное значение  в его развитии.  Взаимодействуя с предметным миром, ребенок обогащает  свой социальный  опыт  и  всесторонне развивается. Предмет вводит ребенка  в мир взрослых, помогает ему ориентироваться в этом мире. Через предмет ребенку раскрываются разные стороны жизни: труд, быт.

     Предметный мир рассматривается как совокупность предметов, которые характеризуются формой, цветом, строением, материалом назначением,  т.е. признаками, которые изменяются  в процессе деятельности человека. Постепенно ребенок осознает, что человек целенаправленно изменяет предметы, делая их полезными и  удобными в использовании. И ребенок начинает осознавать, что когда он вырастет,  то сможет преобразовывать вещи чтобы удовлетворить потребности человека.

     Именно дидактическая игра является наиболее эффективным средством для ознакомления ребенка с предметным миром. Современный ребенок проводит большую часть времени в развлекающих его играх.  И именно потребность в игре и желание играть  необходимо, использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач.  

     Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.

     Анализ программ « Радуга» и «Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» показал, что чем бы ни отличались программы по своим требованиям  цель у них одна.  Это помочь ребенку войти в предметный мир постепенно и  с легкостью. И каким  бы не был многообразным и многогранным наш мир он преодолеет все трудности благодаря своим знаниям.

       

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

   УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО    

       ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

   

«ДОНСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ПОДДУБНАЯ  МАЛЬВИНА  АЛЕКСАНДРОВНА

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ

        ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРЕДМЕТНЫМ МИРОМ

         Специальность 050144 «Дошкольное образование»

                                                                                                         

                                                                                      Преподаватель:  

                                                                      Федосеева Екатерина Пантелеевна

       

     

     

 

                           

                                  Ростов – на – Дону

                             2014 год

                                                       27                                                                                     Список  литературы:

1.  Алешина Н.В.  Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной                                                     действительностью. Средняя группа. Конспект занятий.   М ., 2011-124 с.

2. Алешина Н.В.  Ознакомление  дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа. Конспект занятий. М., 2008-248 с.

3.  Артамонова О. В.  Организация предметно –пространственной среды в дошкольном  учреждении  Т., 1994-

4.  Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников : Кн. для  воспитателей дет. сада  и родителей . М .,1992- 96 с.

5.  Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для   воспитателя детского сада. М ., 1991-160 с.

6. Дыбина О.  В.  Рукотворный   мир:  Игры – занятия   для   дошкольников.

 М.  2011. -128 с.

7. Дыбина – Артамонова О.В.  Предметный мир как источник познания социальной действительности. С., 1997-136 с.

8. Дыбина О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей . М .,2002- 95 с.

9. Жуковская Р.И. Воспитание бережного отношения к личным вещам и общественному достоянию. М., 1968- 148 с.  

10. Кисленко В.Я. Психологические особенности усвоения правил обращения с предметами детьми  раннего и дошкольного возраста. М., 1981

11. Козлова С. А. , Куликова Т. А. Дошкольная  педагогика – М., 2012 -416 с.

12. Логинова В.И. Формирование системности знаний  у детей дошкольного возраста Л., 1984. – 174 с.

13. Радина Е .И.  Попова М. И.  Дидактические игры  и занятия  с детьми раннего возраста. М., 1972. – 191 с.

14. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: Старшая группа. М., 1982. – 96 с.                                                                        

                                                        28

15. Воспитание детей в средней группе детского сада (Под ред. Г. М. Ляминой) М., 1977- 256с.

16. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста.\Под ред. д-ра пед. наук Л.А.Парамоновой.- М.: Карапуз-Дидактика,2004.- 208с.- 2-е изд., доп. и перераб.

17. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г.Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьева ] – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 111с.

18. Теоретические и практические проблемы развития современной науки : сборник материалов (Под. Ред. Т.П.Колодяжная. Т.В.Рубан).- М., 2013-228с.

19. Гуськова О.А.  Дидактические материалы  Е.И. Тихеевой  и Е.Н. Водовозовой  в практике  ДОУ. Управление дошкольным образовательным учреждением  2008. -№6. с. 106- 111

20.  Крухлет  М. В. Ребенок познает предметный мир. Дошкольное  воспитание 2007. - №1. с. 45-47  

                                                        2

                                   ОГЛАВЛЕНИЕ      

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...3  

 ГЛАВА   1.           ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ     ОСНОВЫ     ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ДИДАКТИЧЕСКОЙ  ИГРЫ  КАК  СРЕДСТВА  ОЗНАКОМЛЕНИЯ  ДОШКОЛЬНИКОВ  С  ПРЕДМЕТНЫМ  МИРОМ …………………………………….…...6

  1. Теоретическое  обоснование  роли предметного  мира  в  развитии   детей  дошкольного  возраста………………….6
  2. Дидактическая  игра  как  средство  ознакомления дошкольников с  предметным  миром……….……………15                        

    1.3 Анализ передового педагогического опыта ………………...25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….....27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………28.

                                               

                                                       

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная игра как средство ознакомления дошкольников с окружающим миром.

«Театрализованная игра как одно из средств ознакомления дошкольников с окружающим миром»Что такое театр? Испокон веков театр всегда завораживал зрителей. Театральная игра – это исторически сложившееся...

«Театрализованная игра как одно из средств ознакомления дошкольников с окружающим миром»

Театр - это средство эмоционально - эстетичесского воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность помогает формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказ...

«Театрализованная игра как одно из средств ознакомления дошкольников с окружающим миром»

Театрализованная игра как средство ознакомления дошкольников с окружающим миром....

Консультации для воспитателей на тему: "Театрализованная игра, как одно из средств ознакомления дошкольников с окружающим миром"

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая ...

Театрализованная игра, как одно из средств ознакомления дошкольников с окружающим миром.

Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем?Как на...

Консультация для педагогов «Театрализованная игра, как одно из средств ознакомления дошкольников с окружающим миром»

Консультация для педагогов«Театрализованная игра,как одно из средств ознакомления дошкольниковс окружающим миром»...