Мастер- класс для педагогов "Детское экспериментирование- основа поисково- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"
материал

Приймак Татьяна Георгиевна

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Николай Николаевич Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид познавательно - исследовательской (поисковой) деятельности. Учёный считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольников: «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается». При формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Недаром китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково–исследовательскую деятельность.

 Задачи:

- повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково–исследовательскую деятельность;

- сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.

- показать, как можно изготовить блокноты для фиксации экспериментальной деятельности своими руками.

Ход мастер-класса:

Ӏ часть:  

      Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Актуальность:

          Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с  ним, развивает самостоятельность, наблюдательность, мышление, активность, побуждает детей сравнивать, сопоставлять. Наблюдения, опыты экспериментирование способствуют формированию у детей определённых чувств, знаний, понятий, на основе которых происходит воспитание адекватного отношения к окружающему миру, вовлечение детей в разнообразную природоохранную деятельность.

Поисково-исследовательская деятельность

  • Познавательно-исследовательская деятельность – это активность ребенка направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
  • Опытно-экспериментальная деятельность – это деятельность, в процессе которой создаются ситуации, разрешаемые посредством проведения опыта, формулирования вывода.

     Развивающая предметно-пространственная среда выступает мощным стимулятором личностного развития ребенка и способна провоцировать его к познавательно-исследовательской деятельности. Для этого мы создали в группе мини-лабораторию «Познай-ка», где имеется необходимое оборудование для проведения опытов и исследовательской деятельности.

     В нашем детском саду в рамках годового плана прошел конкурс «Лучший центр для опытно-экспериментальной деятельности в группе» Одним из пунктов оценки было создание и обогащение коллекций для центра экспериментирования.

     Коллекционирование  в детском саду – это способ познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Он способствует активизации имеющихся знаний, тренирует память, внимание, наблюдательность, развивает аккуратность, бережливость, творчество. Интерес к коллекционированию передается и родителям воспитанников. Они с большим удовольствием включаются в эту работу, помогают своему ребенку.

     Коллекции могут быть самыми разными. У нас в группе имеются: «Коллекция ракушек», «Ткани», «Киндер-сюрпризы», «Фантики», «Коллекция гербария», «Коллекция семян», «Коллекция бумаги» (Показ слайдов).

Задачи исследовательской деятельности

для каждого возраста:

 

В младшем дошкольном возрасте – это:

 

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

-активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

 - формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Структура проведения эксперимента:

1. Постановка проблемы;

2. Поиск путей решения проблемы;

3. Проведение наблюдения;

4. Обсуждение увиденных результатов;

5. Формулировка выводов.

Существует три уровня реализации «исследовательского обучения» в современной педагогике:

- Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребенку.

- Педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск).

- Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработки решения осуществляются детьми самостоятельно.

Фиксация результатов экспериментальной деятельности

воспитанников ДОУ:

     Фиксация результатов практического исследования или наблюдения является обязательным этапов опытно-экспериментальной деятельности. Приучать детей к фиксированию нужно постепенно, поскольку этот вид работы считается сложным для дошкольников. А необходим этот этап для того, чтобы результаты экспериментирования запечатлелись в памяти воспитанников (зрительной, сенсорной, слуховой, двигательной, обонятельной).

Способы фиксация результатов детского экспериментирования:

1.        Графический. Простейший способ фиксации результатов наглядно при помощи готовых форм: карточки, картинки, графические схемы, фотографии, объёмные изображения, аудиозаписи. Этот способ можно применять в экспериментировании с детьми 3–4 лет, предлагая выбрать им из нескольких готовых форм ту, которая представляет собой изображение результатов практической работы на текущем занятии. С воспитанниками средней группы используются простые графические схемы или мнемокарты.

2.        Ментальный. Для фиксации результатов опытно-экспериментальной деятельности используются речевые навыки детей: ребёнок рассказывает о результатах практического исследования. Ментальный способ применяется в работы с детьми средней группы: воспитанники формируют умение самостоятельно проговаривать итоги эксперимента, сравнивают их с результатами подобных опытов, проводимых ранее. Старшие дошкольники во время ментальной фиксации совершенствуют умение обобщать и систематизировать знания об объектах.

3.        Практический. Заключается в фиксировании результатов экспериментирования на бумаге — зарисовыванием или записыванием. В работе с дошкольниками чаще используется схематическое зарисовывание и зарисовывание условными символами. С этой целью дети ведут дневники наблюдений, журналы опытов, заполняют карточки экспериментов. Записывание рассказа о результатах практического исследования в детском саду осуществляет воспитатель со слов детей, например, для закрепления отчёта о проделанной работе в журнале группы, на стенде в уголке познания.

ӀӀ часть. Практическая

    Сейчас я предлагаю Вам создать блокноты для фиксации экспериментальной деятельности. Все необходимое находится у вас на столах: бумага, степлер, ножницы, цветные карандаши, восковые мелки.

     Уважаемые коллеги, чтобы было понятно как пользоваться этим блокнотом, предлагаю провести опыт с магнитом. Магнит – это тело, обладающее магнитным полем.

Тема: «Знакомство с магнитом и его свойствами»

Цель: Развивать познавательно-исследовательскую активность детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Задачи:

• Формировать представление о свойствах магнита;

• Развивать у детей желание узнавать новое посредством проведения практических опытов, умение делать простые выводы, фиксировать результаты опыта;

• Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Основное содержание деятельности:

1.Организационный момент, направленный на вызывание интереса воспитанников, постановка проблемы:

     Пришло письмо в детский сад. Как вы думаете от кого оно? Сейчас прочитаем и узнаем. (Читается письмо от Золушки)

     Золушка просит помощи. Нужно отделить крупу от скрепок. Как можно это сделать? (Предположения детей). Но злая мачеха поставила условие: отделить  без помощи рук. Как сделать, если у нас есть магнит. (Дети выполняют просьбу Золушки).

2.Эксперименты с магнитом:

- Всё ли притягивает магнит?

- Давайте разберёмся, что же нам нужно узнать о магните? (Какие предметы он может притягивать, а какие нет)

 – Конечно, ребята, тогда не будем терять время зря. Предлагаю провести исследование. Согласны? Тогда пройдите к столу для экспериментирования, чтобы поскорее выяснить, что же может притянуть магнит.

Опыт «Всё ли притягивает магнит?»

     Дети располагаются вокруг стола с заранее приготовленными предметами из разных материалов.

- Какие предметы вы видите на столе? (Дверной ключ, скрепку, деревянный кубик, лист бумаги и т.д.)

- Ребята, проверим какие всё-таки предметы притягивает магнит, а какие – нет? (Да, проверим).

- Предлагаю взять по - одному предмету и проверить, притянется ли наш предмет к магниту? (Ребята подносят предметы к магниту).

– У кого предметы притягиваются к магниту? (ответы детей) А у кого - нет? (ответы детей) Кто догадался, почему?.. (ответы детей) (Если дети не догадываются) Магнит притянулся к.. (перечисление предметов). Чем они похожи? (ответы детей) Из какого материала эти предметы?) (ответы детей)

– Исходя из нашего опыта, какой можно сделать вывод? Какие предметы притягиваются магнитом?

Вывод: магнитом притягиваются только металлические предметы.

Детям предлагается вывод зарисовать в дневнике фиксации.

Заключение:

     Главное достоинство экспериментов, опытов, которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по-иному.

     Главные достоинства экспериментирования в детском саду:

- воспитанники получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

- происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;

-активно развивается речь ребенка;

-происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;

-формируется самостоятельность, навыки целеполагания, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;

- развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности;

- формируются трудовые навыки.

     Всем спасибо за внимание и участие в мастер-классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Поисково-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста»

По природе своей дети – исследователи.Открыть , изучить, исследовать это первые шаги в неизведанное ,благодаря такой деятельности дети учатся думать, говорить, пробовать, искать, экспериментировать...

Педсовет на тему: «Детское экспериментирование — основа познавательно- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Педагогический совет на тему: "Детское экспериментирование-основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста" прошел в ноябре 2015 года после проведенного тематического ко...

МАСТЕР – КЛАСС Тема: «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»...

Мастер-класс для педагогов на тему: “Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста с применением цифрового микроскопа”

Повышение профессиональной компетентности педагогов в организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста с использованием современных средств обучения в условиях реали...

Педсовет Тема: «Детское экспериментирование - основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Конспект Педагогического совета будет полезен начинающим  старшим воспитателям дошкольных учреждений...

Мастер-класс «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» (Программа «Step by Step», технология программы «Сообщество»)

    В основе философии программы лежит убеждение, что дети развиваются наилучшим образом при самостоятельности и увлечении процессом обучения, когда обучение становится осмысленно акт...