Консультация для педагогов"Развитие связной речи дошкольников"
методическая разработка

Гриневич Светлана Дмитриевна

В условиях реализации ФГОС произошли изменения в традиционных подходах к организации педагогического процесса. Коснулось это и раздела работы по развитию речи.

Работая над развитием связной речи в рамках новых форм образования, следует рассказать об интеграции связной речи с другими образовательными областями. Реализация принципа интеграции образовательных областей — обязательное условие при выполнении основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с действующими государственными требованиями. ФГОС устанавливают новый способ взаимосвязи и взаимодействия компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющего собой альтернативу предметному.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc182.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22 Колпинского района Санкт - Петербурга

Консультация для педагогов

«Развитие связной речи дошкольников»

Воспитатель: Гриневич С.Д.

Санкт – Петербург

Февраль 2020 г.

«Развитие связной речи дошкольников»

В условиях реализации ФГОС произошли изменения в традиционных подходах к организации педагогического процесса. Коснулось это и раздела работы по развитию речи.

Работая над развитием связной речи в рамках новых форм образования, следует рассказать об интеграции связной речи с другими образовательными областями. Реализация принципа интеграции образовательных областей — обязательное условие при выполнении основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с действующими государственными требованиями.

ФГОС устанавливают новый способ взаимосвязи и взаимодействия компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющего собой альтернативу предметному.

Необходимо сказать о том, что принцип интеграции в образовании имеет под собой психологическую основу, связанную с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, когда:

  • поведение и деятельность дошкольника представляют собой «еще недостаточно дифференцированное целое»;
  • восприятие целого раньше частей позволяет ребенку «сразу», интегрально видеть предметы глазами всех людей…»;
  • «прежде чем знание о целостности мира будет оформлено в системе теоретических понятий ребенка, он должен воссоздать подвижный интегральный образ действительности на уровне воображения» и т.п.

Иными словами, ребенок-дошкольник представляет собой некоторую «целостность», поэтому и формирование целостной картины мира, как одной из главных задач психолого-педагогической работы в сфере дошкольного образования, должно осуществляться адекватными для него способами: не расчленением, не разделением на отдельные составляющие, а интегративно, то есть через взаимодействие, взаимопроникновение образовательных областей.

В современной практике дошкольного образования проведение интегрированных занятий уже не является инновационной деятельностью учреждения.

Изменение подхода к реализации педагогического процесса заложено уже в самой структуре. Вместо первичного самостоятельного раздела «Развитие речи» появилась образовательная область «Коммуникация».

Что кроется за самим понятием и к каким изменениям в работе воспитателей это приводит?

Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми и определено решением следующих задач:

  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
  • практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Главная цель образовательной области «Коммуникация»:

- Освоение детьми способами и средствами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Способы определяются в самом понятии «коммуникация» - общение: вербальное и невербальное.

Средства взаимодействия: интеграция – это не только интегрированные занятия, а это целостный интегрированный процесс взаимодействия взрослого и ребенка на определенную тему в течение дня, в котором объединены различные образовательные области.

Образовательная область «Коммуникация» тесно переплетается с остальными образовательными областями («Познание», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Физическая культура», «Музыка», «Социализация», «Труд», «Художественное творчество», «Безопасность»):

  • «Познание» - развитие речи на занятиях по познанию окружающего мира, в режимных моментах, играх. Развитие диалогической речи в процессе общения. Развитие монологической речи во время непосредственно образовательной деятельности и в свободном общении.
  • «Чтение художественной литературы» - чтение, слушание, рассматривание иллюстраций, разучивание стихотворений, театрализованная деятельность.
  • «Здоровье» - разучивание детского фольклора, общение в процессе гигиенических процедур, закаливания, развитие диалогической речи в процессе общения.
  • «Физическая культура» - пополнение словарного запаса на занятиях по физической культуре и плаванию, общение детей между собой и со взрослыми. Развитие диалогической речи в процессе общения.
  • «Музыка» - пение, разучивание стихотворений, общение, театрализованная деятельность, развитие диалогической речи в процессе общения.
  • «Социализация» - общение со сверстниками в играх, в режимных моментах, в свободной деятельности, подготовка к школе, развитие диалогической речи в процессе общения.
  • «Труд» - общение детей между собой и со взрослыми во время трудовой деятельности любого вида.
  • «Художественное творчество» - проговаривание сюжетов рисования, аппликации, лепки, ручного труда, рассказывание сказок, рассказов. Беседы, общение детей между собой и со взрослыми в процессе художественной деятельности, развитие диалогической речи в процессе общения.
  • «Безопасность» - общение на занятиях по окружающему миру, дидактические игры.

Столь тесное взаимодействие образовательных областей между собой, обеспечивает всестороннее развитие психических и физиологических качеств, навыков и умений в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Такая взаимосвязь не может не сказаться положительно на формировании связной речи, грамматических компетенций, подготовке к обучению в школе, развитии познавательных процессов в целом. Вот почему на занятиях, наряду с традиционными, ставятся и решаются задачи смежных образовательных областей, проводятся интегрированные и совместные занятия с преподавателем физической культуры, музыки, логопедом, психологом. Это позволяет сделать занятия более интересными и динамичными. Дети меньше утомляются, смена видов деятельности помогает усвоению материала, обогащает впечатлениями, учит адаптироваться к новым условиям.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста главное место занимает - развитие речи, речевого общения.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и общения детей.

Цель речевого развития детей дошкольного возраста формируется не только правильной, но и хорошей устной речью, с учетом возрастных особенностей.

Остановимся подробнее на методике развития связной речи.

Связная речь – единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Основная функция связной речи – коммуникативная, которая осуществляется в двух основных формах: монолог и диалог. Каждая из этих форм имеет собственные особенности, которые в свою очередь определяют методики их формирования.

Развитие обеих форм связной речи имеет важнейшее значение на стадии речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции - являясь средством коммуникации, помогает ребенку устанавливать связь с окружающими людьми и, что немаловажно, регулирует поведение ребенка в социуме, что является решающим условием для становления его личности.

Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно – речевой опыт детей.

Развитие связной речи происходит вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

К концу первого года жизни – началу второго, появляются первые осмысленные слова, но и они преимущественно выражают потребности и желания ребенка. Только ближе ко второму полугодию второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначениями предметов. И только к концу второго года жизни слова начинают грамматически оформляться.

На третьем году жизни быстрыми темпами развивается понимание речи, и сама активная речь; резко возрастает лексический запас слов, усложняется структура предложений. Малыши начинают пользоваться первоначальной формой речи – диалогической. Диалог сначала связан с практическим опытом ребенка и используется для налаживания сотрудничества и совместной предметной деятельности.

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственной практической деятельности.

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи.

Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, которые необходимы для общения. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции родного языка.

Можно выделить несколько групп диалогических умений:

  • Собственно, речевые умения.
  • Умения речевого этикета.
  • Умения общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.
  • Умение общаться в совместных действиях, достижения результатов и их обсуждение, обсуждение определенной темы.
  • Невербальные (неречевые) умения.

Рассмотрим содержание требований к диалогической речи по возрастным группам.

В возрасте от 1 до 3 лет ставится задача, понимания речи окружающих и использования активной речи детей, как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания в словесной форме, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая?). Работают над развитием инициативной речи ребенка, побуждают малыша обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.

В возрасте 3-4 лет основной задачей воспитателя является обучение малышей легко вступать в общение со взрослыми и сверстниками, учить детей выражать словами свои желания и просьбы, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться, благодарить в детском саду и дома), поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?).

В 4-5 лет детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление детей рассказывать о своих наблюдениях и переживаниях.

Воспитатель большое внимание должен уделять качеству ответов детей: учить отвечать, как в краткой, так и в развернутой форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно следует приобщать детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда вопрос адресован именно воспитателем, слушать высказывания товарищей.

Продолжается работа над воспитанием культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимических формул этикета (Здравствуйте! Доброе утро!), отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор со сторонними людьми, встречать гостя и общаться с ним.

В 5 -7 лет следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.

Следует поощрять разговоры по поводу вещей, не находящихся в поле зрения ребенка, содержательное речевое общение детей по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов.

Теперь рассмотрим задачи и содержание обучения монологической речи. Они определяются особенностями развития связной речи и особенностями монологического высказывания.

В зависимости от функции (назначения) выделяют такие типы монологов:

  • Описание – это характеристика предмета в статике.
  • Повествование – это связный рассказ о каких-либо событиях.
  • Рассуждение – этологическое изложение материала в форме доказательства.
  • Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи.
  • Рассказ – самостоятельное развернутое изложение определенного содержания.

Во всех возрастах эти виды монологической речи занимают разное место.

В возрасте 1-3 лет создаются предпосылки для развития монологической речи. На третьем году жизни детей учат слушать и понимать доступные им по содержанию короткие рассказы и сказки, повторять по подражанию отдельные реплики и фразы. В 2-4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке.

Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается в 3-4 года. Детей учат рассказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказывать, опираясь на наглядный материал (описание игрушек, рассказывание по картине с близким детскому опыту сюжетом – из серий «Мы играем», «Наша Таня», «Детский сад»). Малышей постепенно обучают составлять короткие описания игрушек и картинок (3-4 предложения). Воспитатель через драматизацию знакомых сказок учит детей составлять высказывания повествовательного типа.

Воспитатель подсказывает ребенку способы связей в предложении, задает схему высказываний («Пошел зайчик…Там он встретил…Они стали…»), постепенно усложняя их содержание, увеличивая объем.

В индивидуальном общении детей учат рассказывать на темы из личного опыта (о любимых игрушках, о себе, о семье, о том, как провели выходные дни, что делали в саду).

В возрасте 4-5 лет дети пересказывают содержание не только хорошо известных сказок и рассказов, но и тех, которые услышали впервые. В рассказывании по картине или игрушке дети сначала учатся строить высказывания описательного и повествовательного типа. Обращается внимание на структурное оформление описаний и повествований и дается представление о разных зачинах рассказов («Однажды», «Как-то раз» и т.п.), средствах связи между предложениями и частями высказывания. Взрослый дает детям зачин и предлагает наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-то раз…собрались звери на полянке. Стали они…Вдруг…Взяли звери…И тогда…»). Необходимо учить детей включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа, приучать к последовательности рассказывания. Примерно в 5,5 лет дети с помощью воспитателя способны составить рассказ по серии сюжетных картинок: один ребенок рассказывает по одной картинке, другой продолжает, а воспитатель помогает связать переходы между картинками («И вот тогда», «В это время» и т.п.).

При систематической работе дети могут составлять небольшие рассказы из личного опыта сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без нее.

В 5-6 лет заметно снижается характерная для младших дошкольников ситуативность речи. Уже с четырех лет детям становятся доступны такие виды монологической речи, как описание (простое описание предмета) и повествование, а на седьмом году жизни — и короткие рассуждения. Однако полноценное овладение детьми навыками монологической речи возможно только в условиях целенаправленного обучения.

Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:

- Содержательность и связность речи (диалога и монолога);

- Развитие речевого творчества, выразительность речи;

- Развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности;

- Подготовка к обучению чтению.

Главной задачей развития связной речи детей старшего дошкольного возраста является совершенствование монологической речи.

Дети овладевают умениями:

- пересказывать литературные произведения самостоятельно, правильно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц;

-понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе, замечать в рассказах сверстников;

- пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям, от лица литературного героя;

- в описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов; с помощью взрослого находить существенные признаки предметов, устанавливать иерархию признаков, определять и воспроизводить логику описательного рассказа; использовать разнообразные средства выразительности, в том числе и языковые (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения);

- сочинять сюжетные рассказы по картине, из опыта, по игрушкам; с помощью воспитателя строить свой рассказ в соответствии с требованиями к структуре сюжетного повествования: экспозиция (обрисовка действующих лиц, времени, места действия), завязка (причина события), развитие событий и кульминация (момент наивысшего напряжения), развязка (окончание);

- различать литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение;

- в составленном повествовании отражать характерные особенности жанра; придумывая сказки, пользоваться свойственными жанру средствами выразительности и знаниями об особенностях сюжета (зачин и окончание сказки, присказка, троекратные повторы, победа добра над злом, волшебные предметы, герои, превращения и т.д.);

-проявлять интерес к самостоятельному сочинению, создавать разнообразные виды творческих рассказов (в старшей группе - придумывание предложения и конца к рассказу, рассказы по аналогии, рассказы по плану воспитателя, по модели;

- в творческих рассказах проявлять индивидуальные способности к творческой речевой деятельности;

-уметь внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно, конструктивно исправлять их;

- в старшем дошкольном возрасте осваивать формы речи-рассуждения: объяснительную речь, речь-доказательство, речь-планирование.

В 6 -7 лет решаются следующие задачи:

-Развитие у детей направленного восприятия речи педагога и внимание к речи других детей;

-Формирование установки на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога;

-Закрепление навыков в составлении ответов на вопросы в виде развёрнутых предложений;

-Формирование умений адекватно передавать в речи, изображённые на картинках простые действия;

-Усвоение детьми ряда языковых средств, прежде всего лексических (слова-определения, глагольная лексика и др.);

-Практическое овладение простыми синтаксическими моделями фраз, составляемых на основе непосредственного восприятия; формирование у детей элементарных умственных операций, связанных с овладением фразовой речью - умений соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания.

Монологическая речь более развивается в обучении детей, то одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми. Эффективным методом также является дидактическая игра, подвижная игра, используется прием словесных поручений, совместная деятельность и специально организованные речевые ситуации.

Говоря о связной речи, хотелось бы упомянуть и про критерии оценки уровня развития связной речи.

Критерии определения уровня развития связной речи дошкольников разработаны в многочисленных исследованиях (А. А. Зрожевская, М. Р. Львов, Е. С. Смирнова, О. С. Ушакова, Л. Г. Шадрина). Если обобщить их, то можно представить их так:

  • Соответствие высказывания теме. Раскрытие темы.
  • Наличие четкой структуры высказывания – начало, середина, конец.
  • Использование разнообразных средств связи между предложениями и частями высказывания.
  • Использование средств выразительности: в описаниях – определений, сравнений, метафор; в повествованиях – диалога героев, элементов описания и т. д.
  • Индивидуальность в выборе языковых средств (отсутствие речевых штампов и шаблонов).

В соответствии с этими критериями можно выделить четыре уровня развития связной речи детей:

1уровень – высокий. Детские тексты оформлены структурно. Описания достаточно подробны, характеризуются выделенные признаки объекта, используются элементарные средства выразительности (сравнения определения). Предложения связываются при помощи разнообразных средств (местоимений, лексического повтора, синонимической замены).
Повествования имеют четкую логику и последовательность, содержат элементы описания, прямую речь. Тема раскрыта полностью, а сюжет оригинален.

Рассуждения логичны, аргументированы, последовательны.

2 уровень – достаточный. Описания состоят из двух частей (возможно отсутствие начала или конца). В основной части микротемы (признаки объекта) раскрываются частично. Между предложениями преобладает лучевая связь, выраженная с помощью местоимений, лексического повтора. Но в целом объект характеризуется достаточно подробно.
В повествованиях действия развиваются по времени последовательно. Допускается отсутствие подробных характеристик времени и места действия, действующих лиц, но тема раскрывается полностью.
В рассуждениях допускается отсутствие одной структурной части, при наличии основной – собственно доказательства. Сама тема рассуждения раскрывается.

3 уровень – средний. Описания характеризуются композиционной незавершенностью. Микротемы выделяются, но лишь некоторые из них частично раскрываются. Используется лучевая и формально-сочетательная связь при доминировании формальной. Средства выразительности отсутствуют.
Повествования не имеют четкой структуры. В основной части нарушается последовательность действий. Используется цепная местоименная связь, а наряду с ней и формально-присоединительная.

Рассуждения не имеют четкой последовательности, наряду с существенными аргументами используются несущественные. Связь между предложениями и частями рассуждения слабо выражена.

4 уровень – низкий. Тексты состоят из перечисления отдельных признаков или действий. Структура не выделяется, связи преимущественно формальные.
Работа по развитию связной речи трудоемка и всегда почти полностью ложится на плечи педагогов. Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. В связи с этим его собственная речь должна, прежде всего, учитывать возраст детей.

Педагог должен воспитывать своей речью, а, следовательно, не забывать о некоторых правилах:

  • Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударение в словах (порт - порты, торт - торты, крем - кремы, инженер - инженеры);
  • Помнить о содержательности своей речи (о чем и сколько говорит, что сообщается детям );
  • Помнить о возрастной педагогической направленности речи (умеет ли говорить с дошкольниками, может ли убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым – родителям, коллегам).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мастер – класса для педагогов «Развитие связной речи дошкольников с использованием карт Проппа и образовательных конструкторов»

Сценарий мастер-класса для педагогов по развитию речи детей старшего дошкольонго возраста в процессе конструирования...

Консультация для педагогов «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования»

laquo;Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования»...

Консультация для педагогов "Развитие связной речи у старших дошкольников с зпр"

Информация для педагогов о развитии связной речи у детей с зпр...

Консультация для педагогов Развитие связной речи у дошкольников c использованием развивающих игр В.В.Воскобовича

Консультация  для  педагогов Развитие связной речи у дошкольников c использованием развивающих игр В.В.Воскобовича...

Консультация для педагогов: «Развитие связной речи дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой»

Подготовила: воспитатель Завьялова Наталья Сергеевна МКДОУ дет/сад №29 Еманжелинского муниципального района  Консультация для педагогов: «Развитие связной речи дошкольников в процессе ...

консультация для педагогов "Развитие связной речи у дошкольников с овз"

Данная консультация может быть интересна для воспитателей коррекционных групп доу.Она содержит методы и приемы работы по развитию связной речи дошкольников с овз....

Консультация для педагогов: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста" консультация по развитию речи (старшая группа)

Консультация для педагогов: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста" консультация по развитию речи (старшая группа)...