Психологические особенности развития речи у детей дошкольного возраста
методическая разработка

Солохина Татьяна Михайловна
Психологические особенности развития речи у детей дошкольного возраста
1. СЛАЙД РЕЧЬ – это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли.
Язык являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как “узел”, в котором сходятся различные линии психического развития -- мышление, воображение, память, эмоции.
Слайд 2. 
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. 
У детей дошкольного возраста речь оказывает важное влияние на развитие ощущений и восприятий, способствует формированию мышления. Благодаря речи развиваются представления об окружающем мире, совершенствуется память.
По мере развития лексико-грамматической стороны речи, ребенок овладевает такими интеллектуальными операциями, как сравнение, анализ и синтез. 
Слайд 3 
Речь является одним из показателей развития ребенка. Речь сопровождает все виды деятельности. 
Она реализует несколько потребностей ребенка: коммуникативную, информативную, познавательную (развивающую), что уже говорит о ее большой значимости.
Первоначальная функция речи коммуникативная. Без развития речи невозможна полноценная коммуникация человека в обществе.
Работа по развитию детской речи должна быть комплексной и решать задачи, связанные со всеми сторонами речевого развития – фонематической, лексической, грамматической. 
Условия развития речи: Современное – значит начатое с первых дней жизни ребенка. Полноценное – значит достаточное по объему языкового материала, побуждающее ребенка к овладению речью в мере его возможностей на каждой возрастной ступени.
4 Слайд 
Кроме того, нужно четко представлять каждый этап речевого развития ребенка дошкольного возраста
Итак, первый этап — подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года).
Почему так называется данный этап? Потому что в это время происходит подготовка к овладению речью. В чем она заключается?
Второй этап — преддошкольный (от 1 года до 3 лет).
С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Или слово папа может означать пришел папа; нет папы; папа, подойди и т. п. 
Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.
Приведем наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде: к 1 г. 6 мес. — 10 — 15 слов; к концу 2-го г. — 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!); к 3 г. — около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов!).
Третий этап — дошкольный (от 3 до 7 лет).
На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.
В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4 — 6 г. достигает 3000 — 4000 слов. 
Имея хорошую память, ребенок способен запоминать и воспроизводить небольшие по объему стихотворения, а неоднократно прослушав одну и ту же сказку, может почти дословно передать ее содержание, часто даже не понимая смысла слов. 
5 слайд Принципы
6 слайд целевые ориентиры
7 средства
Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления и всеми психическими процессами.
Таким образом, дошкольное детство является периодом интенсивного развития коммуникативных форм и функций языковой деятельности, практических речевых навыков, осознания речевой деятельности.
Развитие речи у ребёнка длится на протяжении всего дошкольного детства и имеет свои особенности. От того каким образом вы организовали работу по развитию речи зависит будущее ребёнка и его успешная реализация в обществе.
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _.pptx587.87 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Жемчужинка» Психологические аспекты речевого развития детей дошкольного возраста Подготовила: Солохина Т.М., педагог-психолог Харп, 2019

Слайд 2

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической.

Слайд 4

Этапы становления речи детей

Слайд 5

Принцип обеспечения активной языковой практики Принцип обогащения мотивации речевой деятельности Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи Принцип взаимосвязи сенсорного, речевого и умственного развития Принцип коммуникативно- деятельностного подхода к развитию речи Принцип формирования элементарного осознания явлений языка (речевое творчество) ПРИНЦИПЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Слайд 6

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

Слайд 7

СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАЦИИ Художественная литература Изобразительное искусство, музыка, театр Занятия по другим разделам программы Общение взрослых и детей Культурная языковая среда Обучение родной речью на занятиях

Слайд 8

ТВОЙ ЛЮБИМЫЙ ГЕРОЙ СКАЗКИ Сказка ложь, да в ней намек………

Слайд 9

ПРИНЦЕССА

Слайд 10

ЗОЛУШКА

Слайд 11

ГЕРДА

Слайд 12

РУСАЛОЧКА

Слайд 13

БУРАТИНО

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста»

В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики поднимается вопрос о создании психолого-педагогических условий развития связной речи детей дошкольного возраста. Для психологии представляет...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В эпоху коммуникаций и ценности информации одной из самых распространенных является проблема речевого развития детей. Сегодня каждый второй ребенок в возрасте от двух до четырех лет попадает к психоло...

ОПЫТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОГИМНАЗИИ.

В рамках психологического сопровождения представлен опыт по внедрению программы по развитию эмоциональной сферы.«Программа психологического сопровождения развития эмоциональной сферы детей дошко...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья об особенностях развития связной и правильной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста...

Особенности развития речи у детей дошкольного возраста.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушен...

«Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей

laquo;Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей детей ствршей группы...

Памятка для родителей:"Артикуляционная гимнастика", "Особенности развития речи у детей дошкольного возраста".

Памятка для родителей:"Артикуляционная гимнастика", "Особенности развития речи у детей дошкольного возраста"....