Консультации для родителей
консультация

Афанасьева Ирина Анатольевна

Важная информация для родителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_roditelskih_ustanovok_na_razvitie_detey.doc111.47 КБ
Microsoft Office document icon esli_razvod_neizbezhen.doc452.43 КБ

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

      Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое — сознание и подсознание.

     В неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки. Бесспорно,  родители — самые значимые и любимые для ребенка люди. Авторитет, особенно на ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима; «Мама сказала...», «Папа велел» и т.д.

     Ребенок еще не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребенку, оценкам их поступков и избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребенка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

     Установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства и чем раньше они усвоены, тем их действие сильнее. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для нее момент жизни ребенка воздействует на его поведение и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причем постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка «Ты все можешь!» победит установку «Неумеха, ничего у тебя не получается!», но только в том случае, если ребенок действительно будет получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).

     Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок,  охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, а мудрость — глупость, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.

     Внимательно рассмотрите таблицу часто встречающихся негативных родительских установок, обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?

     Проанализируйте, какие оценки и установки вы даете своим детям. Сделайте так, чтобы негативных установок было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребенке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.

НЕГАТИВНЫЕ  УСТАНОВКИ                                                                                             ПОЗИТИВНЫЕ  УСТАНОВКИ

СКАЗАВ ТАК:

ПОДУМАЙТЕ О ПОСЛЕДСТВИЯХ

И  ВОВРЕМЯ  ИСПРАВТЕСЬ

«Горе ты мое!»

Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружа ющим, отчуждение, конфликты с родителями.

«Счастье мое, радость моя!»

«Ты плохой, обижаешь маму, я от тебя уйду к другому ребенку!..»

Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушения сна, отчуждение от родителей, «уход» в себя или «уход» от родителей.

«Я люблю тебя всегда и любым! Но твой поступок меня расстроил»

«Плакса-вакса, нытик!»

Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глу бокое переживание даже незначи тельных проблем, повышенное эмо циональное напряжение, страхи.

«Поплачь, будет легче...»

«Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!»

Отсутствие самоконтроля, агрес сивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности.

«Держи себя в руках, уважай людей!»

«Не твоего ума дело!..»

Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужден ность, конфликты с родителями.

«А ты как думаешь?..»

«Одевайся теплее, заболеешь!»

Повышенное внимание к своему здоровью, тревожность, страхи, ча стые простудные заболевания.

«Будь здоров, закаляйся!»

«Не кричи так, оглохнуть можно!»

Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, конфликтность

«Скажи мне на ушко, давай пошепчемся!..»

«Ничего не умеешь делать, неумейка!»

Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безыници ативность, низкая мотивация к до стижению.

«Попробуй еще, у тебя обя зательно получится!»

«Противная девчонка, все они  капризули!» (мальчику о девочке)

 «Негодник, все мальчики забияки и драчуны!» (девочке о мальчике)

Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в будущем межполо вом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.

«Все люди равны, но все мы разные». «Наверное, он (она) еще не научился себя правильно вести»

«Неряха, грязнуля!»

Чувство вины, страхи, рассеян ность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.

«Как приятно на тебя смот реть, когда ты чист и акку ратен!»

«Уйди с глаз моих, встань в угол!»

Нарушения взаимоотношений с родителями, «уход» от них, скрыт ность, недоверие; озлобленность, агрессивность.

«Иди ко мне, давай во всем разберемся вместе!»

«Ах ты, гадкий утенок! И в кого ты такой некрасивый!»

Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях.

«Как ты мне нравишься!»

«Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших! Поранишься еще»                

Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чу жого мнения, тревожность.

«Смелее, ты все можешь сам!»

«У тебя все получится!»

«Всегда ты не вовремя, подожди...»

Отчужденность, скрытность, излиш няя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, «уход» в себя.

«Давай я тебе помогу!»

     Естественно, список установок может быть намного больше. Сказанное, казалось бы невзначай и не со зла, может «всплыть» в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребенка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.

     Как часто вы говорите детям?..

— Я сейчас занят(а)...

— Посмотри, что ты натворил!

— Неправильно! Это надо делать не так...

— Когда же ты научишься?

— Сколько раз я тебе говорила!..

— Нет! Я не могу!

— Ты сведешь меня с ума!

— Что бы ты без меня делал!

— Вечно ты во все лезешь!

— Уйди от меня!

     Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребенка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

     А эти слова ласкают душу ребенка:

— Ты самый любимый!

— Ты очень многое можешь!

— Спасибо!

— Что бы мы без тебя делали?!

— Садись с нами!..

— Я помогу тебе...

— Я радуюсь твоим успехам!

— Что бы ни случилось, твой дом — твоя крепость.

— Расскажи мне, что с тобой...

     Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребенок — не беспомощная «соломинка на ветру», не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на нее наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не от опыта и знаний родителей, а от их умения чувствовать и догадываться.

     Так догадывайтесь!



Предварительный просмотр:

Развод неизбежен!

Как остаться родителями для своего ребенка?

Развод родителей - серьезная стрессовая ситуация для любого ребенка. Даже если он совсем мал. Понятно, что ребенка ранит не только сам факт развода, но и то, как это произойдет.

 

  • Если решение родителей окончательное, каждому из них нужно поговорить с ребенком. Объяснить причины разрыва с учетом его возраста. Заверить его в своей любви, рассказать, как отношения будут поддерживаться в дальнейшем.

  • Не бойтесь открыто обсуждать с ребенком его чувства к ушедшему родителю. Какими бы они ни были - отрицательными или положительными. 

  • Обсудите ситуацию со своими близкими и с родственниками бывшего супруга. Убедите их, что для ребенка очень важна их поддержка и продолжение отношений.

  • По возможности не меняйте резко место жительства, детский сад, школу. Для большинства детей в этой ситуации особенно важны прежние эмоциональные связи.

  • Договоритесь с ребенком, что ему лучше отвечать, если кто-то из окружающих задаст вопрос о произошедшем разводе. Объясните, что это бывает в жизни многих людей, и ему нечего стыдиться.

  • В какой-то мере вы будете делиться с ребенком своими переживаниями. Но не перекладывайте груз своих забот, обид и горестей на сына или дочь, ожидая от них сочувствия и поддержки. Нередко у ребенка и так развивается чувство острой вины - не он ли виноват в расставании родителей. Не усугубляйте это чувство.

  • Понятно, что в момент развода и какое-то время после него родители сами находятся в тяжелом моральном состоянии. И все же постарайтесь не лелеять постоянно свое горе на глазах у ребенка. Он не должен чувствовать себя в это время ненужным, забытым, одиноким. Но и не начинайте чрезмерно опекать его во всем, создавая между вами болезненную зависимость.

  • Постарайтесь сохранить или восстановить способность договариваться между собой, пускай и не по всем вопросам. Это важно для самооценки и чувства самоуважения ребенка.

  • Если возможно, установите нормальное взаимодействие с новым спутником вашего бывшего супруга. Ребенку это даст пример конструктивного решения жизненных проблем.

  • Никогда при ребенке не говорите плохо об его отце или матери. Ведь ребенок воспринимает себя частью вас обоих. Значит, если вы плохо говорите о бывшем супруге, это наносит удар и по нему самому.

  • Наполните свою жизнь и жизнь ребенка новыми занятиями, общением, поездками... Через какое-то время после развода родителей эмоциональное состояние ребенка постепенно возвращается в норму.

  • Когда оба родителя продолжают участвовать в воспитании, им придется договориться с ребенком о частоте и месте встреч. Слишком частые визиты одного из родителей могут дать ребенку иллюзию, что семья восстановится, и дополнительные переживания, так как этого не произойдет. Если встречи редкие и холодные, как будто из чувства долга, это вызывает у ребенка чувство вины и отвергнутости. 

Если вы не живете с ребенком

  • Чувство вины не должно окрашивать все ваше общение с ребенком. Постарайтесь придать вашим встречам с ребенком максимальную организованность (приходить за ним и отводить обратно в одно и то же время, не пропускать назначенные дни). Для ребенка очень важна предсказуемость ваших встреч.

  • Если ребенок бывает у вас дома, ему нужно придерживаться правил и порядков, установленных в вашей новой семье. У него могут быть и некоторые обязанности по дому, если он остается на несколько дней. Это придаст вашим отношениям чувство стабильности и прочности, что так необходимо ребенку в такой ситуации.

  • Не превращайтесь в "доброго джинна", исполняющего прихоти сына или дочки по первому требованию. Нельзя, чтобы ребенок злоупотреблял вашим естественным желанием угодить ему. Привычка манипулировать другими людьми сослужит плохую службу вашим с ним отношениям и отразится на дальнейшей жизни ребенка. Ситуация может просто выйти из-под контроля. Договоритесь с ребенком, как вы будете решать денежные вопросы, например выдачу карманных денег, и придерживайтесь установленной договоренности.

  • Обратите внимание на стиль ваших взаимоотношений с новой(ым) супругой(ом): вы обязательно должны соблюдать корректность в присутствии ребенка. Он может ответить на какое-то замечание вашей новой жены (нового мужа): "А вы не моя мама (не мой папа), не указывайте мне!" В таком случае вам обоим стоит подчеркивать в разговоре: "У нас принято..." "В нашей семье мы...".

  • Не забывайте: ваши воспитательные задачи не слишком-то изменились, хотя вы и не живете теперь вместе с ребенком. Направьте ваши усилия не только на то, чтобы восполнить ребенку дефицит внимания. В ваших силах придать ему уверенность, поднять самоуважение. Дайте ему понять, что он всегда может рассчитывать на ваш совет и поддержку.


Если вы вступили в новый брак:

  • В поведении вашего ребенка вновь могут появиться тревожные симптомы. Даже если вам казалось, что к этому моменту острота переживаний уже сгладилась. Постарайтесь понять чувства ребенка. Ведь теперь окончательно уходит надежда, что мама и папа еще будут вместе. Мало того, что он неизбежно теряет часть вашего внимания, - вместе с вашим новым партнером могут появиться и непрошеные "братишки" или "сестрички". Все эти резкие перемены вызывают у него естественные чувства негодования и ревности.

  • Дайте ребенку понять: он не обязан притворяться, что любит мачеху или отчима. Будет достаточно на первых порах уважения и соблюдения правил вежливости - того же, что и в отношениях с другими взрослыми. Также постарайтесь, чтобы ребенок не испытывал разочарования или потрясения, если новый родитель не выказывает ему горячей любви.

  • Поддерживайте в семье атмосферу стабильности, привычный распорядок. У каждого в семье должны быть свои обязанности.

  • Создайте благоприятную обстановку для встреч ребенка с его родителем - вашим бывшим супругом. 

Если вы – отчим или мачеха

Новому партнеру разведенного родителя стоит придерживаться определенной линии поведения:

  • Не форсируйте события, не ждите от ребенка проявлений горячей любви в ответ на ваши добрые чувства. Постепенно сближайтесь с ним в общих делах и занятиях. Понимайте глубину переживаний ребенка; ведь для него принять нового родителя - значит предать того, с кем он расстался, даже если это было давно. При этом помните, что он может и захотеть испытать на прочность ваши отношения с его мамой или папой.

  • Не принимайте на свой счет настороженность или враждебность ребенка. Если такие чувства возникают, то они адресованы не лично вам, а относились бы к любому на вашем месте. Постарайтесь доказать, что коль на этом месте оказались именно вы, то это не худший вариант.

  • Не ставьте себе задачу стать родным отцом или матерью. Зато вам вполне по силам стать для пасынка или падчерицы наставником, ненавязчивым воспитателем, родителем в психологическом, а не биологическом смысле слова.

  • Стоит быть осторожным в вопросах поддержания дисциплины. Конечно, речь не идет о вседозволенности с вашей стороны. Не допускайте попустительства к неприемлемому поведению ребенка. Но не берите этот вопрос полностью в свои руки. Требование дисциплины от ребенка - обязанность его кровного родителя. Может получиться, что ситуация начнет выходить из-под контроля. Например, если ваш супруг считает себя виноватым перед ребенком из-за своего нового брака и всячески балует его. А ваши требования считает слишком суровыми. Попробуйте убедить его обратиться к семейному консультанту или к специальной литературе. Будьте требовательны, но справедливы. Когда надо - строги, но не жестоки. 

  • Постарайтесь выработать у себя в семье свод определенных правил и законов поведения. Спорные вопросы решайте на семейных советах. Если нужно, запишите эти правила и поместите на видное место. Когда нужно что-то потребовать от ребенка или довести до его сведения, скажите сначала: "Мы с твоим папой (мамой) решили, что...". Установка правил взаимодействия в семье - обязанность обоих родителей.

  • Не стройте иллюзий насчет того, что у ребенка по отношению к вам немедленно появится сильная привязанность. Такое случается очень редко. Обычно требуется немалое время, чтобы наладить отношения. Будьте терпеливы и терпимы. Ведь на вашей стороне преимущество жизненного опыта.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...