Консультация для родителей "Речевые игры с детьми"
консультация (подготовительная группа)

консультация для родителей "Речевые игры с детьми"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Речевые игры с дошкольниками»

Наблюдения показывают: речь детей, как правило, бедна и невыразительна, в ней много шаблонных выражений и слов – «сорняков». Почему? Дети, как губка впитывают в себя речь окружающих их взрослых,  как дома, так и в дошкольных учреждениях, а также речь, которую они слышат в рекламных роликах. Всё это ведёт к потере индивидуальности, эмоциональности, непосредственности в речи и миропонимании.

Наш язык богат образными оборотами. Правильное и уместное их использование придаёт речи своеобразие, выразительность, меткость. Развитие речи является важной составной частью социолизации дошкольников. Ребёнок, владеющий её основами, быстрее наладит контакт даже в незнакомом обществе. В жизни дети могут услышать синонимы, антонимы, крылатые выражения, фразеологические обороты, но они не всегда понимают их, а значит, не используют их  в своей речи.

Наша задача – познакомить детей с ними и научить понимать их переносное значение.

Предлагаемые игры, лексические задания и упражнения активизируют словарь.  Помогут дошкольникам узнать значение новых слов в зависимости от контекста. Понимать некоторые многозначные слова, подбирать синонимы и антонимы, составлять с ними короткие связные тексты, объяснять эмоциональное состояние человека, подбирая соответствующие слова и выражения. Осмысливать и объяснять происхождение некоторых слов. Самостоятельно образовывать новые слова с помощью суффиксов и приставок.  Различать стилистические оттенки слов, употреблять их в соответствии с контекстом.  Овладевать навыками речевого этикета.  Умением составлять описательные и повествовательные тексты. Сформируют практические навыки: умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное подходящее слово, чувствовать оттенки в значении слова.

 Игры для развития речи

                Игра «Отгадай предмет по названию его частей». Задание: отгадайте предмет по названию его частей… Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик). Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево) Лепестки, стебель, листья, бутон (цветок) Фундамент, стены, крыша, окна, двери (дом)

                 Игра «Назови одним словом». Задание: назовите все предметы одним словом… Овца, собака, лошадь — это… Огурец, помидор, редиска – это… Диван, кровать, стол – это… Грусть, радость, стыд – это…

                Игра «Кто это? Что это?». Придумайте, о чем можно так сказать… Длинная — дорога, лента… Холодный — день, ручей, квас… Круглый — …, Веселая – …

                Игра «Если…- то». Закончите предложение, подобрав признак… Если шишка от ели, то она (какая?) …еловая Если дом из кирпича, то он … Если дверь из железа, то она …          

               Игра «Отгадай, что я вижу». Отгадайте слово, которое я задумала, пользуясь словами-подсказками: − Высокий, кирпичный, многоэтажный (дом). − Маленький, серенький, умеет летать, чирикает (воробей). − Едет по рельсам, возит пассажиров, звенит (трамвай). Вариант второй. Ситуативный. Вы просто пользуетесь ситуацией, подвернувшимся случаем, чтобы что-то выучить или повторить с ребёнком.

               Игра «Что бывает?». − «Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а что еще мягким может быть…?" Или так: Что бывает круглое? Что бывает острое? Что бывает жидкое? Что бывает длинное?

               Игра «Что будет, если…». − Эта игра построена на вопросах и ответах. «Что будет если, в ванну упадёт камень, бумага, жук?», «Что будет, если летом пойдет снег?» (Вопросы могут быть разные — как житейские, так и «фантазийные», например): «Что будет, если ты окажешься на Марсе?»

               Игра «Кто кем был или что чем было». Ответьте на вопросы… Кем или чем раньше был цыплёнок? (яйцом), лошадь? (жеребёнком), лягушка? (головастиком), бабочка? (гусеницей), ботинки? (кожей), рубашка? (тканью), рыба? (икринкой), шкаф? (доской), хлеб? (мукой), велосипед? (железом), свитер? (шерстью) и т. д.

               Игра «Закончи предложение». − Придумайте окончание предложений: Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела) Я не хочу спать, потому что... (ещё рано) Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)

               Игра «Бывает— не бывает». Подтвердите правильность высказывания словами «бывает» или «не бывает». Эта игра развивает слуховое внимание, которое необходимо каждому ребенку для успешного обучения. − Чашка жарится на сковороде. − Медведь спит в берлоге. − Человек выше собаки. − Воробей — это не птица и т. п.

                  Игра «Добавь словечко». Дети очень любят стихи — ритмичные тексты легче запоминаются, способствуют словотворчеству малышей, что в свою очередь помогает им освоить русский язык, его грамматику .Подскажите подходящее по смыслу слово Ом-ом-ом — вот стоит высокий…(дом) Ома-ома-ома — мы сегодня… (дома) Ому-ому-ому — мы идем к …(дому) Особенно нравится детям сочинять стихотворные небылицы − Попробуем придумать складно и смешно Ва-ва-ва — на столе растет… (трава) Ву-ву-ву — съели волки всю…(траву) Вы-вы-вы — суп сварили из…(травы)

                  Игра «В магазине». Мы оказались в магазине: − «Я хочу сварить щи. Что мне нужно купить?»… − «Мы с тобой купим масло. Куда же нам дома его положить? Я забыла, как называется посуда для масла?» … − «А в этом отделе я купила груши, апельсины и лимон. Как это можно назвать, одним словом?» …

                   Игра «Сравни». Сравните предметы… − В магазине сравнить две чашки (по цвету, объему, материалу). На улице сравнить две машины, два дома, два дерева. Что нравится больше? Почему? Объясни.

                  Игра «Угадай первый звук в слове» − Определите первый звук в произнесенном слове (ложка — [л], кошка — [к]) и т. д.

                  Игра «Придумай слово на звук …» Придумайте как можно больше слов на заданный звук. (Ф, К, Р …)

                      Спасибо! Желаем успехов, играйте чаще


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Играйте с детьми в народные подвижные игры»

Народные подвижные игры не только занимательны для малышей, но и чрезвычайно полезны. Они учат управлять своими движениями, принимать игровое правило и подчиняться ему, кроме того, приведённые н...

консультация для родителей "Играйте с детьми в народные игры"

консультация для родителей с описанием народных игр которые можно использовать в домашних условиях...

Консультация для родителей" Играем с детьми -играем вместе!"

В буклете даны рекомендации для родителей детей 4-5 лет, как правильно организовать игры дома....

Консультация для родителей "Играйте с детьми в народные подвижные игры"

Консультация для родителей "Играйте с детьми в народные подвижные игры"...

Консультация для родителей «Играйте с детьми дома!» Развивающие игры для детей дошкольного возраста:

Консультация для родителей «Играйте с детьми дома!»Развивающие игры для детей дошкольного возраста:1. Что лишнее?у этой игры множество вариантов. Время от времени устраивайте ребёнку трени...