Презентация опыта работы по реализации дополнительной образовательной программы "Юные спидкуберы"
рабочая программа (подготовительная группа)

Педюра Ольга Анатольевна

Презентация  опыта работы по реализации  дополнительной образовательной программы "Юные спидкуберы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_spidkubery.docx35.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Берёзка»

Из опыта работы по реализации

дополнительной общеобразовательной программы

«Юные спидкуберы».

Воспитатель:

Педюра О.А.

2019 год

В свете современных тенденций в системе образования, которые выражаются в приоритете развития таких направлений как техническое (робототехника и легоконструирование), интеллектуальное (шахматы), актуальным становится поиск иных возможностей для развитияинтеллектуальных способностей старших дошкольников в условиях детского сада. А учитывая требования современной школы к будущему первокласснику, и в соответствии с этим, необходимости обеспечения успешной готовности дошкольников к обучению в школе,  а также учитывая запрос родителей на качественную подготовку к школьному обучению, я, как воспитатель, стремилась не «изобретать велосипед», а использовать известные, но несколько подзабытые возможности умственного развития детей.

В настоящее время есть много современных возможностей интеллектуального развития детей в условиях технического прогресса, но я считаю, что значимость наших таких знакомых нам игр-головоломок, к примеру, как кубик Рубика, не стоит недооценивать. Их преимущество в том, что они доступны всем – дешевы, компактны и можно использовать в условиях дома и детского сада.

И в этой связи я разработала дополнительную общеобразовательную программу «Юные спидкуберы» для детей 5 -7 лет, рассчитанную на 2 года обучения, и которую реализовала в этом году в старшей группе.  Особенность данной программы в том, что интеллектуальное развитие детей осуществляется в процессе игры с кубиком Рубика, змейкой Рубика и другими играми-головоломками. В настоящее время я не нашла никаких методических рекомендаций, подобных программ для детей дошкольного возраста в печатном виде, а также в интернете, поэтому считаю что данная программа является авторской.

Цель программы:

Содействие подготовке дошкольников к школе путем развития интеллектуальных способностей в процессе обучения играм-головоломкам.

Задачи:

  1. Познакомить детей с историей некоторых игр-головоломок, в том числе, ку

бикаРубика;

  1. Сформировать у детей теоретические знания об игре, умения и навыки практической игры;
  2. Активизировать мыслительную деятельность дошкольника, тренировать логическое мышление и память;
  3. Развивать внимание, мелкую моторику, умение ориентироваться на плоскости;
  4. Воспитывать усидчивость, настойчивость, спокойствие, уверенность в

своих силах;

  1. Создать  развивающую предметно-пространственную среду в группе по обучению детей играм-головоломкам;
  2. Установить тесное взаимодействие с родителями по обучению детей интеллектуальным играм.

Основные принципы программы:

        Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей (и способностей) каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

        Поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности;

        Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

        Сотрудничество с семьями воспитанников.

Актуальность программы   обусловлена социальным запросом общества (родителей, школы, государства), направленным на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, успешной подготовке к школе.

Планируемые результаты  программы:

  • Повышение уровня развития интеллектуальной сферы дошкольников,

выражающееся в умении решать поставленные задачи в процессе игр-головоломок;

  • Сформированность теоретических знаний об игре, умений и навыков практической игры;
  • Повышение уровня развития психических процессов:внимания, мышления,  памяти;
  • Повышение уровня развития мелкой моторики, ориентации на плоскости;
  • Обновление предметно-пространственной среды группы по организации игр - головоломок;
  • Усиление связи с семьей по развитию интеллектуальных способностей дошкольников в совместной деятельности.        

В основу данной программы мной были взяты игры ЭрноРубика. Такие как, кубик рубика и змейка Рубика. В настоящее время кубик Рубика очень популярен, мы видим программы на федеральных каналах о том, какого мастерства достигают дети и взрослые при сборе кубика. В мире проводятся даже соревнования по спидкубингу,  в нашем городе,  к примеру, в этом году  в школе №5 проходили соревнования по спидкубингу. В Китае, к примеру, с 5 лет ребенок может принять в них участие.

Кубик Рубика - любопытная головоломка, способствующая раскрытию потенциала ребёнка и развитию его личности:

•        развивает пространственное мышление, логическое и абстрактное;

•        обостряет память, внимание;

•        вырабатывает быстроту реакции, волевые процессы, мотивацию;

•        развивает способности к творчеству и мелкую моторику;

•        воспитывает любознательность, целеустремлённость, сосредоточенность, усидчивость, выдержку;

•        совершенствует цветовосприятие и цветоощущения ребёнка;

•        способствует формированию умения принятия решений;

•        формирует стрессоустойчивость, уверенность в себе;

Одной из популярных игрушек  в свое время была змейка Рубика. Конструкция игрушки состоит из равнобедренных треугольных призм – всего их 24. Соединены они вращающимися шарнирами.

Змейка головоломка развивает усидчивость, пространственное мышление, воображение, логику и фантазию.

Кроме того, в работе с детьми были использованы  игры танграм, колумбово яйцо, кубики Никитина.  В детском саду закуплены разные виды змеек, кубики Рубика (элементарный) 2 на 2 и другие головоломки. 

Занятия-игры проводились в течение года с подгруппой детей 1 раз в неделю по 30 мин.Хочется отметить, что изначально сложность была в отсутствии методических пособий для работы с дошкольниками по обучению играм с кубиком Рубика и змейкой.

Было разработано перспективное планирование занятий, одно из занятий было продемонстрировано в ходе городского семинара по преемственности со школой в марте 2019г. Дети показали высокий уровень игры с головоломками, скорость мышления и выполнения заданий. Учителя школы дали высокую оценку мероприятию и уровню развития детей.

Была организованна встреча со школьницей, которая принесла в группу различные виды головоломок и продемонстрировала ребятам свое умение их собирать.

Чем вызвала огромный интерес и стремление ребят к самостоятельным решениям логических игр.

Для родителей были подготовлены консультации и памятки о развитии логического мышления детей, буклеты о играх Рубика.

Был проведён мастер класс по сборке кубика и змейки Рубика.

В виде домашнего задания родители были привлечены к домашним играм с детьми в логические игры.

Проведено итоговое занятие для родителей, где дети продемонстрировали свои навыки и умения с логическими играми.

        В ходе диагностики оценивался уровень сформированности практических умений и навыков детей игры с головоломками.

Детям предлагались следующие задания:

  • Прохождение логических лабиринтов.
  • Решение логических игр (танграм, калумбовое яйцо)
  • Сборка змейки Рубика по схемам.
  • Передвижения граней Кубика Рубика.
  • Составление схем из кубиков Никитина.

Дети на конец года без труда справляются с логическими задачами, развито мышление, ориентировка в пространстве.

Умеют собирать змейку Рубика по схемам и без схем до 6 фигур.

По алгоритмам передвигать грани кубика Рубика и собирать отдельные стороны.

В группе создана среда для детей. Имеются такие игры, как «Тенграм», «Логические схемы», «Гаризонты», «Кубик Рубика 2*2», «Змейки Рубика», «Куб-змейка».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что те цели и задачи, которые были поставлены мною в рамках программы, были достигнуты:

1.        У детей сформированы теоретические знания об игре, умения и навыки практической игры;

3.        У детей стала лучше развита мыслительная деятельность, мышление и память за счет организации игр-головоломок;

4.        Заметная динамика развития мелкой моторики рук, умение ориентироваться на плоскости;

5.        Обновлена  развивающая предметно-пространственная  среда в группе по обучению детей играм-головоломкам;

7.        Установлено взаимодействие с  родителями по обучению детей интеллектуальным играм.

Из опыта своей работы могу сказать, что использование игр-головоломок в старшем дошкольном возрасте является эффективным средством интеллектуального развития ребенка, поэтому их наличие в группах 5-7 лет должно быть обязательно. Я рекомендую воспитателям обратить внимание на игры ЭрноРубика и по возможности их приобрести и использовать в работе с детьми. При грамотном планировании и  руководстве играми, они создают у детей большой интерес, я бы даже сказала,  азарт, потому что теперь мои дети соревнуются в быстроте на скорость сбора головоломки. Такие игрушки вызывают интерес и у родителей: они им знакомы, знают не понаслышке об их влиянии на развитие ребенка, поэтому  меня поддерживают в моем стремлении развивать детей интеллектуально. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы и организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.

Система работы и организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном  учреждении....

Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Шнырковой С.А. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Такой человек легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли.  Хорош...

Перспективное планирование содержания психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Ознакомление с окружающим миром » __первая младшая группа_________ в примерном планировании образовательно-воспитательной работы.

Перспективное планирование содержания психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Ознакомление с окружающим миром » __первая младшая группа_________ в примерном пл...