Проект "Детское конструкторское бюро "Самоделкин"" (Видео проекта представлено во вкладке видео)
проект (подготовительная группа)

Туманова Виктория Викторовна

Проект "Детское конструкторское бюро "Самоделкин"" для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektdenisova.docx36.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида  №15 «Сибирячок»

Проект «Конструкторское бюро «Самоделкин»

Направление: практико – ориентированное

                                                                          Выполнила: Денисова В.В

                                                                                          воспитатель

Содержание

Актуальность

3

Проблема

3

Идея проекта, замысел

4

Цель и задачи

4

Деятельность по реализации проекта

Этапы проекта

5

Формы и  методы организации деятельности  с участниками образовательной деятельности

5

Календарно-тематическое планирование

7

Ресурсное обеспечение и смета проекта

8

Методическое  обеспечение

9

 

Актуальность

Высокий уровень развития науки и техники в нашей стране, внедрение достижений технического процесса во все отрасли, непрерывно возрастающий объем научной и технической информации - все это требует развития у дошкольников умений, способствующих овладению техническими знаниями, развития творческого мышления. Тяга к новому, технике, к изобретательству пробуждается уже в раннем детстве. Исходя из этого, главная     наша     задача своевременно     заметить     способности     и   стремление ребёнка к творчеству, вовремя помочь ему в достижении его детской мечты.

Как известно,  на период до 2030 г. приоритетными образовательными результатами должны стать: обладание базовым уровнем функциональной грамотности, способность эффективно применять на практике теоретические знания, высокий уровень развития технологических компетенций, позитивные социальные установки, опыт самореализации в разных видах деятельности, в том числе носящей территориальные особенности.

При этом наряду со специфическими для определенной профессии навыками и компетентностями, в числе которых умения работать на современном высокотехнологичном оборудовании, акценты смещаются на такие его качества, как общая базовая функциональная грамотность, самостоятельность, целеустремленность, умение применять на практике полученные знания, возможность организовать себя, социальная активность, то есть качества, становление которых обеспечивается полноценным развитием в более ранних возрастах.

21 век внёс в систему образования дошкольников новые игры и развлечения. Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сама жизнь требует от системы образования дошкольников новых инновационных подходов. Одной из наиболее эффективных инновационных программ является LEGO-конструирование и робототехника в детских дошкольных учреждениях. Программа значима и в свете внедрения ФГОС ДО.

Актуальность введения легоконструирования и робототехники в образовательный процесс ДОО обусловлена требованиями ФГОС ДО к формированию предметно-пространственной развивающей среде, востребованностью развития широкого кругозора старшего дошкольника и формирования предпосылок универсальных учебных действий.
Путь развития и совершенствования у каждого человека свой, исходя из условий. Задача образования при этом сводится к тому, чтобы создать эти условия и образовательную среду, облегчающие ребёнку раскрыть собственный потенциал, который позволит ему свободно действовать, познавать образовательную среду, а через неё и окружающий мир. Роль педагога состоит в том, чтобы грамотно организовать и умело оборудовать, а также использовать соответствующую образовательную среду, в которой правильно направить ребёнка к познанию. Основными формами деятельности станут: образовательная, индивидуальная, самостоятельная, проектная, досуговая, которые направлены на интеграцию образовательных областей и стимулируют развитие потенциального творчества и способности каждого ребенка, обеспечивающие его готовность к непрерывному образованию.

Проблема

Однако, исходя из результатов муниципального смотра образовательной среды, можно сделать вывод, что во многих  общеобразовательных учреждениях отсутствуют элементы инфраструктуры, необходимые для реализации ФГОС, такие как лаборатории, ресурсно-информационные центры, дошкольные образовательные учреждения имеют устаревшее игровое и учебное оборудование, во многих случаях, не опираются на имеющийся сетевой ресурс.

Идея проекта, замысел

Проект ««Конструкторское бюро «Самоделкин»»» создан для развития у детей первоначальных инженерских, конструкторских способностей, а также для развития информационной и технологической культуры, и интереса к экспериментальной деятельности и техническому моделированию.

   Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающейся в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном и уменьшенном масштабе путём копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений

Занятия моделированием очень полезны для развития технической смекалки, фантазии, усидчивости и нацеленности на результат. Работа над моделью проходит в несколько этапов, начиная от выбора объекта, учета его разнообразных характеристик и заканчивая сборкой и испытанием модели в реальных условиях. Таким образом вырабатывается умение работать проектно. У многих детей тяга к техническому творчеству проявляется с раннего возраста, и при успешной реализации такого таланта это станет хорошим заделом в будущую техническую профессию. 

Работа с конструктором LEGO способствует развитию пространственного мышления, так как объемное конструирование существенно сложнее выкладывания каких-либо моделей на плоскости. При этом ребенок уделяет внимание не только общему виду будущей конструкции, но и каждой её детали.

В процессе конструирования дошкольники развивают и математические способности, пересчитывая детали, кнопки крепления на пластине или блоке, вычисляя необходимое количество деталей и их длину. Конструирование развивает речевые навыки: дети задают взрослым вопросы о различных явлениях и объектах.

LEGO-конструирование предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. От простых конструкторов дети постепенно переходят на более сложные, а затем появляются первые механизмы и программируемые конструкторы

Цель и задачи

Цель: создание условий для развития информационной и технологической культуры дошкольников и приобретения навыков самостоятельной творческой, конструкторской, экспериментальной деятельности через включение детей старшего дошкольного возраста в образовательную деятельность.

Задачи:

  1. Формирование и развитие интереса к практическому конструированию технических устройств (авиа- судо модели, роботы).
  2. Формулирование простых теоретических задач и поиск возможных вариантов их решения.
  3. Повышение уровня практических умений и навыков.
  4. Развитие творческой активности, самостоятельности в принятии оптимальных решений в различных ситуациях.
  5. Развитие внимания, оперативной памяти, воображения, мышления (логического, комбинаторного, творческого).
  6. Воспитание ответственности, высокой культуры, дисциплины, коммуникативных способностей

Деятельность по реализации проекта

Этапы проекта

  1. Организационно – подготовительный.

           Цель: создание информационных, научно –методических, организационных условий для реализации проекта.

  1. Изучить возможности введения технического конструирования в образовательный процесс ДОУ.
  2. Проанализировать имеющиеся условия  РППС ДОУ, материально – техническое обеспечение.
  3. Изучить методическую литературу.
  4. Организовать взаимодействие с социумом с целью перспективы развития технического конструирования.
  5. Организовать наблюдение за деятельностью старших дошкольников и анкетирование среди родителей, с целью определения круга детских интересов.
  6. Разработать календарно-тематичнское планирование.
  1. Основной этап. 

Цель:  создание условия для творческой конструктивной детской деятельности.

  1. Реализовать план совместной детско- взрослой деятельности.
  1. Заключительный

Цель: анализ результатов реализации программы.

  1. Провести итоговую диагностику, сформированных конструктивных навыков, степени самостоятельности.
  2. Проанализировать результаты реализации проекта
  3. Планировать дальнейшую работу по развитию технических конструкторских навыков старших . дошкольников.
  4. Распространение психолого-педагогического опыта

Проект «Детское конструкторское бюро «Самоделкин» реализуется по разделам:

  1. «Авиа моделирование» (сентяьрь - ноябрь).
  2. «Судомоделирование» (декабрь - февраль).
  3. «Робототехника» (март - май).

Участники проекта:

- дошкольники;

- родители (законные представители) воспитанников;

- педагоги ДОУ;

- социальные партнеры (Лицей №1, центр техническоготворчества)

Формы и  методы организации деятельности  с участниками образовательной деятельности

с дошкольниками

  • показ образцов и макетов моделей (авиа; судо - модели, роботы);
  • работа со схемами моделей;
  • выполнение эскиза по образцам, затем придуманного самостоятельно;
  • копирование образцов как обязательный момент при изготовлении моделей;
  • самостоятельная работа по технологическим картам по обработке деталей из бумаги, пенопласта, бросового материала;
  • коллективный запуск изготовленных моделей на стадионе (в конце каждой пройденной темы);
  • объяснение, рассказ и показ используются при изучении основ технологического процесса изготовления моделей;
  • практические задания применяются при закреплении знаний, умений и

      навыков обучающихся;

  • технология проектирования используется в конце обучения при совершенствовании умений и навыков обучающихся (изготовление моделей планеров, самолетов, воздушных змеев, вертолетов).

воспитатели

- анкетирование; беседы; встречи по заявкам;

- мастер - класс «Первые шаги в робототехнику»

родители, соц.партнеры

- консультация «Развитие конструктивно - модельной деятельности у дошкольников»;

- выставка работ детей на тему «Детское техническое творчество»

- участие в совместных мероприятиях;

- консультативная помощь в организации детского творческого конструирования.

При реализации данного проекта в условиях ДОУ может возникнуть ряд трудностей или рисков:

1.  Недостаточное оснащение расходными материалами и конструкторами.

2. Неготовность и незаинтересованность педагогов в организации новых способов совместной деятельности с воспитанниками и реализации инновационных технологий.

3. Несоответствие содержания плана обучения творческому конструированию и робототехнике потребностям и интересам дошкольников, недостаточное методическое обеспечение по данным технологиям.

4. Отсутствие партнёрских отношений с родителями воспитанников, незаинтересованность родителей в совместных творческих проектах.

5. Недостаточное количество в ДОУ педагогов, прошедших курсовую подготовку по работе с данными инновационными технологиями.

С целью устранения данных трудностей и рисков рекомендуется проводить следующие мероприятия:

1. Создать в ДОУ условия обучения и развития дошкольников через организацию целенаправленного образовательного процесса в направлении творческого конструрования и робототехники.

2. Повышать уровень развития материальной базы, приобретением разнообразных конструкторов.

3. Повышать квалификацию педагогов через курсовую подготовку; проведение консультаций, семинаров-практикумов, мастер-классов по творческому конструированию и образовательной робототехнике в ДОО;

3. Находить потенциальных партнеров и единомышленников; использование сетевого взаимодействия в направлении технического творчества воспитанников, предполагающее дальнейшее обучение в данном направлении.

4. Разработка дополнительного методического обеспечения реализации робототехники, (с перспективно-тематическим планированием; разработка схем-алгоритмов работы с конструкторами, технологических карт сборки конструкторских моделей);

5. Активизировать родителей к совместной образовательной деятельности с детьми по приобщению к техническому творчеству привлечение к совместным мероприятиям и конкурсам по конструированию и робототехнике; совместные детско-родительские проекты, мастер - классы.

Календарно-тематическое планирование (36 часов)

Месяц

Содержание темы

I раздел «Авиамоделирование»

сентябрь

1. Знакомство с историей полетов. Роль авиации в жизни человека.

2. Воздух и его основные свойства. Экспериментирование.

3. Летающие игрушки. Вертокрыл.

4. Летающие игрушки. Вертушка.

октябрь

1. Из истории воздушных змеев. Изготовление простого одноплоскостного    

    змея «Монах».

2. Змей из бумажного пакета.  

3-4. Изготовление плоскостного змея «Парус». Запуски змеев, соревнования.

ноябрь

1-2. Бумажные летающие модели. Основные части самолета (планера).            

       Простейшая модель планера из бумаги

3-4. Изготовление метательной модели планера. Тренировочные запуски  

       модели планеров.

II раздел «Судомоделирование»

декабрь

1. Из истории судостроения. Законы плавучести. Экспериментирование.

2. Изготовление плота из деревянных палочек.

3- 4. Окрашивание модели. Тренировочные запуски.

январь

1-2. Изготовление модели «Катамаран - 1» (пенопласт).

4. Тренировочные запуски.

февраль

1. Изготовления модели парусной лодки «Робинзон» по образцу. Вырезание, склеивание корпуса судна.

2. Действие паруса. Изготовление паруса.

3. Окрашивание парусной модели.

4. Испытание модели на воде

III раздел «Робототехника»

март

1. Знакомство с компонентами конструктора (датчик наклона, датчик расстояния, коммутатор ).

 Конструирование по замыслу.

2. Знакомство со средой программирования (блоки, пиктограммы, связь блоков программы с конструктором).

3. «Улитка»: знакомство с «первыми шагами»; конструирование модели

4. «Улитка»: развитие (программирование модели с более сложным поведением

апрель

1. «Вертолет»: знакомство с «первыми шагами»; конструирование модели.

2. «Вертолет»: развитие (программирование модели с более сложным поведением)

3. «Робот «Валли»»: знакомство с «первыми шагами»; конструирование модели.

4. «Робот «Валли»»: развитие (программирование модели с более сложным поведением.

май

1. «Экзотическая птица»: знакомство с «первыми шагами»; конструирование модели.

2. «Экзотическая птица»: развитие (программирование модели с более сложным поведением.

3. Составление собственного творческого проекта.

4. Демонстрация и защита проектов.

Ожидаемые результаты

  • сформирован устойчивый интерес к практическому конструированию технических устройств (авиа- судо модели, робототехника);
  • проявляют самостоятельность и творческий подход при решении конструктивных задач;
  • формирование умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности;
  • используется сетевое взаимодействие в направлении технического творчества воспитанников;
  • организовано обучение педагогов  в данном направлении.

Методическое  обеспечение

  1. Венгер, Л. А. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. -2008. -№ 11. -С. 32-38
  2. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. -ИПЦ «Маска».-2013.-100 с.
  3. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. –М.: Академия, 2009. –97 с.
  4. ПервоРобот  Lego WeRDo TM . Книга для учителя. (Электронная версия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект LEGO-конструирование и робототехника как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей в условиях современной дошкольной образовательной организации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад № 25 «Чебурашка» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район...

НОД по познавательному развитию (Видео в верхней вкладке)

НОД по познавательному развитию в младшей группе....

Проект «Развитие конструкторской деятельности и творческого воображения у дошкольников в режиме игры LEGO – конструирования».

  Приоритетными задачами государственной политики в сфере дошкольного образования на современном этапе являются создание условий для позитивной социализации детей, амплификация (обогащение...

Проект "Развитие конструкторских способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством конструктора "ТИКО""

Уважаемые коллеги, позвольте представить вашему вниманию обобщение опыта работы по теме: «Развитие конструкторских способностей у детейсреднего и старшего дошкольного возраста посредством констр...

Мастер - класс для педагогов по теме: «Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге» ( см. видео мастер-класса в разделе "Видео" по ссылке)

Повышение профессиональных умений педагогов в процессе активного педагогического общения на основе опыта воспитателя по использованию ритмодекламации в работе с дошкольниками....

Рисование "Веточка сирени" нетрадиционная техника ( мятой бумагой). Видео мастер -класса в разделе "видео" на странице сайта

Подробный видео мастер-класс можно посмотреть в разделе Видео на странице сайта. Для детей средней группы....

75 лет Победы! Видео проект "Город герой. Дорогой воинской Славы"

Вот уже 75 лет прошло с того времени, как отгремели залпы в честь победы советского народа в годы Великой Отечественной войны. Дети дошкольного возраста недостаточно знают и интересуются о Велик...