Деловая игра «Речевое развитие дошкольников»
консультация

Ольга Михайловна Фомина

Повышение компетентности педагогов в сфере речевого развития детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx356.18 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра «Речевое развитие дошкольников»

Цель; создание условий для повышения компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста через использование

Задачи:

  1. Создать условия для знакомства педагогов с эффективными методами, приёмами речевого развития детей;
  2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для

улучшения собственного.

План.

  1. Активизация педагогов.
  2. Актуальность темы.
  3. Волшебный цветок «Цветик-семицветик»
  • Пальчиковые игры
  • Су-Джок
  • «Расскажи сказку»
  • «Скажи наоборот»
  • «Объяснялки»
  • Кинезиология
  • Синквейн
  1. Рефлексия
  2. Итог

Активизация педагогов.

Крикните хором и громко, друзья,

Деток Вы любите? Нет или да?  (да)

Пришли на деловую игру, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь?  (нет)

Мы вас понимаем. Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам?  (да)

Дайте нам тогда совет:

Помочь откажетесь нам?  (нет)

Последнее мы спросим вас:

Активными все будем?   (да)

Актуальность темы.

Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее речь у ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, те шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строится на адекватных возрасту формах работы с детьми. А что является основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности? (ответ слушателей)

Конечно же – это игра. Так как наша профессиональная деятельность связана с детьми, значит, мы с вами сейчас тоже поиграем.

Сегодня я принесла Вам волшебный цветок «Цветик – семицветик». Он нам поможет выполнять игровые задания. На каждом лепестке находится игра.

Первый лепесток – пальчиковые игры.

Философ И. Кант сказал, что «Рука – это вышедший наружу мозг».

На ладони есть множество биологических точек, воздействуя на которые, можно влиять на работу органов человека. Может, вы знаете, где на ладонях находятся точки, отвечающие за работу головного мозга? (на большом пальце). Необходимо развивать одинаково функции правой и левой руки. Речь формируется в деятельности/, в игре. Вы часто используете в работе пальчиковые игры. Для чего? (эти игры развивают мелкую моторику, мозг, стимулируют речевые центры, развивают воображение).

Формы работы по развитию мелкой моторики бывают традиционные и нетрадиционные. Какие вы знаете традиционные формы работы? (пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением, самомассаж, конструкторы, мозаика, шнуровка, пальчиковый театр, игры с бумагой, песком, водой, лепка и т.д.)

Я напомню вам нетрадиционные виды игр. К ним относятся самомассаж кистей и пальцев рук грецким орехом, карандашами, используем различный бросовый материал, природный, хозяйственно-бытовой.

Игра «Карандаш» (карандаш с гранями)

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

Между пальцами зажат,

Карандаш ужасно рад,

Вы его качайте, братцы,

Очень любит он качаться.

Пальчиковая игра «Сапожки»

Берём пластмассовые крышки от детского пюре и надеваем из как «Обувь» на указательный и средний пальцы. «Идём» пальцами как «ножками», не отрывая от поверхности стола.

Пальчики в сапожках шагают по дорожке.

 1, 2, 3, 4, 5, очень весело гулять.

Можно использовать макароны (нанизывать на нитку), крупу и пуговицы для сортировки, бельевые прищепки, ленты и нитки для сматывания, приём рисования крупой, различными семечками, камешками). Эти приёмы будут интересны ребёнку и смогут надолго его увлечь.

Второй лепесток «Су – Джок терапия»

В переводе с корейского Су означает кисть, Джок – стопа. Таким образом, Су-Джок терапия – это метод лечения с использованием кисти и стоп. Для детей используются специальные шарики с шипами, кольца.

Игра «Волшебный шарик»

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаем мячик по левой)

Взад, вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку.(гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик).

Колобок я разожму и другой рукой начну.

Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт (повторяем то же другой рукой).

Этот шарик не простой (любуемся шариком на ладошке)

Он колючий, вот какой. (накрываем другой ладошкой)

Будем с шариком играть (катаем шарик между ладошек горизонтально)

И ладошки согревать.

Раз катаем, два катаем (катаем между ладошек вертикально)

И ладошки согреваем.

Катаем, катаем, катаем,

Сильнее на шарик нажимаем.

Как колобок мы покатаем (катаем в центре ладошки)

Сильней на шарик нажимаем.

Третий лепесток - «Расскажи сказку»

С целью развития связной речи, я использую такой игровой приём, как рассказывание сказки от лица второстепенного героя и предмета. Всем известна сказка «Колобок». А вот как она звучит от лица тропинки, проходящей рядом с домом.

«Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня стоит дом. Слышу я как дед бабке говорит: Бабка, испеки колобок». Долго бабки не было. Потом смотрю, она к окну подошла и положила колобок на окно, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тёпленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик…и т.д. таким образом рассказываем сказку до конца.

Я предлагаю вам разделиться на две группы.

Задание для первой группы сказка «Рукавичка». Расскажите сказку от лица рукавички.

Задание для второй группы сказка «Три медведя». Расскажите сказку от лица Михайло Потапыча.

Четвёртый лепесток – «Скажи наоборот»

Я называю слово, а вы должны переставить буквы и назвать новое слово.

Начинаем с самого простого варианта: кот-ток

                                                                    Нос-сок

                                                                    Год-дог

                                                                    Лес-сел.

Усложняем задачу, увеличиваем количество букв:

Город-дорог

Мираж-жарим

Хорош-шорох

Голод-долог

А сейчас усложняем игру, запутываем слова, а вы распутываете их и ставите буквы на свои места.

Аполот-лопата

Рукинос-рисунок

Отаткел-котлета

Корсибо-абрикос

Ленапись-апельсин

Родингав-виноград

Пятый лепесток – «Объяснялки»

Задание: необходимо найти и подробно описать сходные черты двух различных предметов (объектов)

Например: половник и отвёртка – металлические предметы, с помощью половника и отвёртки мы достаём (суп, шуруп) у половника и отвёртки есть ручка.

(шкаф и холодильник, вата и облако, мука и песок, кран и жираф, снеговик и пирамидка, волосы и трава, дверь и окно, часы и градусник, мыло и лёд, зонтик и гриб, муравейник и детский сад)

Шестой лепесток – Кинезиология

Кинезиология – это наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения.

Кинезиология направлена на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов и синхронизации работы двух полушарий коры головного мозга.

Сейчас мы с вами выполним пальчиковую гимнастику с элементами кинезиологии.

«Если пальчики грустят»

Если пальчики грустят

Доброты они хотят.       (пальцы плотно прижимаем к ладони)

Если пальчики заплачут

Их обидел кто0то значит.  (трясём кистями)

Наши пальцы пожалеем

Добротой своей согреем.   («моем руки», дышим на них)

К себе ладошки мы прижмём

Гладить ласково начнём.  (гладим ладонь другой ладонью)

Пусть обнимутся ладошки

Поиграют пусть немножко (скрестить пальцы, ладони прижать, пальцы двух                                        

                                                 Рук быстро, легко стучат)

Каждый пальчик нужно взять

И покрепче обнимать.    (каждый пальчик зажимаем в кулачке)

Это упражнение способствует синхронизации работы полушарий головного мозга, что позволяет более эффективно корректировать отклонения в речи детей.

Седьмой лепесток – Синквейн.

Инновационность данного метода – создание условий для развития личности, способности критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать. При творческом использовании синквейна на занятиях, он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра.

Использование метода «Синквейн» позволяет решить сразу несколько важнейших задач:

-придает лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечивает непроизвольное запоминание материала;

-закрепляет знания о частях речи, о предложении;

-значительно активизирует словарный запас;

-совершенствует навык использования в речи синонимов;

-активизирует мыслительную деятельность;

-совершенствует умение высказывать собственное отношение к чему-либо;

-стимулирует развитие творческого потенциала.

Синквейн – это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме. Многие из вас с ним знакомы.

И я сейчас хочу вам предложить выразить своё отношение к проведённой деловой игре через синквейн.  Составление синквейна похоже на игру, сочинять всегда полезно и легко.

Порядок написания синквейна:

  • Первая строка – это одно ключевое слово, название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);
  • Вторая строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства. слова можно соединять союзами и предлогами.
  • Третья строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.
  • Четвёртая строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
  • Пятая строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное

Пример синквейна:

1. ЕЛЬ

2. ДУШИСТАЯ, ЧУДЕСНАЯ.

3. РАСТЕТ, ВЕСЕЛИТ, РАДУЕТ.

4. Я ЛЮБЛЮ ЗИМНЮЮ ЕЛЬ.

5.ЗИМА, НОВЫЙ ГОД, ДЕТСТВО

  1. Речь
  2. Чистая, красивая
  3. Слушаешь, внимаешь, восклицаешь
  4. Красивую, чистую речь готов слушать бесконечно.
  5. Ты прекрасна!

В нашем случае ключевым словом будет словосочетание – «деловая игра»

Большое спасибо за участие в деловой игре.

Уважаемые коллеги, я поделилась с вами тем, как можно использовать в своей работе совмещение разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Продемонстрированные приемы я активно применяю в своей работе, что позволило мне не раз убедиться в их результативном воздействии на речевое развитие детей.

Особенно примечательно и удобно в использовании вышепоказанных игр является то, что бесчисленное их множество можно найти не только в литературе, но и бесконечно импровизировать, придумывая разнообразные движения под хорошо знакомые вам стихи, потешки, песенки.

И в заключение я хочу рассказать вам притчу «Иди вперёд».

Жил дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые он приносил в город на себе из ближайшего леса. Однажды путник, проходивший по дороге, увидел его за работой и посоветовал ему идти дальше в лес, сказав:

— Иди вперёд, иди вперёд!

Дровосек послушался совета, отправился в лес и шёл вперёд, пока не дошёл до сандалового дерева. Он был очень обрадован этой находкой, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков его, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Потом он начал удивляться, почему добрый путник (саньясин) не сказал ему о том, что в лесу есть сандаловое дерево, а просто посоветовал идти вперёд. На следующий день, дойдя до срубленного дерева, он пошёл дальше и нашёл медные залежи. Он взял с собой столько меди, сколько мог унести и, продав её на базаре, выручил ещё больше денег. На следующий день он пошёл ещё дальше и нашёл серебряные россыпи. На следующий день он нашёл золото, потом — алмазы и наконец, приобрёл огромные богатства. Именно таково положение человека, который стремится к истинному знанию: если он не остановится в своём движении после того, как достигнет некоторых сверх нормалъных сил, то, в конце концов, найдёт богатство вечного Знания и Истины. Желаю Вам не останавливаться на достигнутом, всегда двигаться вперёд, покорять любые вершины. Пусть на пути к успеху Вам всегда светит счастливая звезда! Спасибо за внимание!

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/18/s_5a898d3568e85/835868_1.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра «Речевое развитие дошкольника».

Цель: формирование педагогической компетентности педагогов;           развивать коммуникативные качества педагогов,  умение работать  ...

Педсовет -деловая игра "Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения"

Педсовет в виде деловой игры с педагогами по речевому развитию детей дошкольного возраста...

"Деловая игра речевое развитие дошкольников"

Уважаемые коллеги предлагаю вам «деловую игру Речевое развитие дошкольников». Данный материал будет полезен воспитателям для использования в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста....

ПЕДСОВЕТ – ДЕЛОВАЯ ИГРА «Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»

Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.Задачи: 1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития ...

ШКОЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА: Деловая игра «Речевое развитие дошкольников».

Закрепление знаний педагогов ДОУ в деловой игре "Речевое развитие дошкольников"....

Деловая игра «Речевое развитие дошкольника».

Материал полезен для логопедов, воспитателей...

Деловая игра «Речевое развитие дошкольника».

Сценарий деловой игры для воспитателей ДОУ...