Рабочая программа совместной деятельности педагогов с детьми. Старшая группа 5-6 лет. 2019-2020 учебный год
рабочая программа (старшая группа)

Воронкова Людмила Владимировна

Рабочая программа совместной деятельности педагогов с детьми.

Старшая группа 5-6 лет.

2019-2020 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx69.56 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ  И СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ №21 «ИСКОРКА»

«Согласовано»

Старший воспитатель

___________ С.Н. Иволга

30 08 2019 г. №___1_____

Рабочая программа совместной деятельности педагогов с детьми.

Старшая группа 5-6 лет.

2019-2020 учебный год

Составители:

   Воронкова Л.В..,  

Пунгина Е.А.  

г. Бердск

2019 год

№ п/п

Содержание рабочей программы  

Стр.

I

Пояснительная записка

3

1.1

Цел и задачи основной образовательной программы  

4

1.2

Временная продолжительность и срок реализации программы

6

1.3

Принципы и подходы в организации образовательного процесса

6

1.4

Значимые для разработки программы характеристики. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей.

7

1.5

Планируемый результат освоения программы

9

II

Содержание образовательного процесса

11

2.1

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях

11

2.1.1.

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»

12

2.1.2.

Образовательная область «Познавательное развитие»

13

2.1.3.

Образовательная область «Речевое развитие»

14

2.1.4

Художественно-эстетическое развитие.  

14

2.1.5

Физическое развитие

15

2.2.

Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

18

2.3.

Взаимодействие с семьей

22

III

Организация образовательного процесса

25

3.1.

МаМатериально-техническое обеспечение программы, обеспеченность

меметодическими материалами и средствами обучения и воспитания

25

3.2.

0рганиция режима пребывания детей в ДОУ

26

3.3.

Расписание образовательной деятельности

28

3.4.

Максимально допустимый объем нагрузки.

29

3.5.

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

30

3.6.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

31

Приложение (Комплексно – тематическое планирование)

.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по развитию детей группы от 5 до 6 лет (далее - Программа) разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:

-  Федеральный закон от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

-«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской  от 15 мая 2013 года №26  «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13);

- Основной образовательной программой дошкольного образования, разработанной и утвержденной МАДОУ №21 «Искорка» ;

- Уставом МАДОУ №21 «Искорка».

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса группы от 5 до 6 лет муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому  и социально-личностному развитию детей №21 «Искорка». Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми группы и обеспечивает:

- социально – коммуникативное развитие;

 - познавательное развитие;

 - речевое развитие;

- художественно – эстетическое развитие;

 - физическое развитие.

 от 5 до 6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Программа сформирована в соответствии с основной образовательной программой МАДОУ № 21 «Искорка» и на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

                       1.1. Цель и задачи реализации программы:

         Цель реализации программы – обеспечение выполнения требований ФГОС ДО. Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство — время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Поэтому программа «От рождения до школы» создана авторами как программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.  

Цель программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника .

Программа «От рождения до школы», разработанная на основе ФГОС дошкольного образования, ориентирована на:  

  • охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;  
  •  обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  •   обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
  •  создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;  
  •  объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  •   формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
  •   обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей;
  •   формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим  и физиологическим особенностям детей;  
  •  обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.  

Приоритетными задачами развития и воспитания детей по программе  «от рождения до школы» являются:  

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

• творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

Реализуемая Программа строится на принципах ФГОС ДО: (ФГОС ДО п. 1.2.)

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

3) уважение личности ребенка;4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

1.3.Временная продолжительность и срок реализации программы

Настоящая рабочая программа рассчитана на один учебный год – с 1 сентября 2019 по 31 августа 2020

1.4. Принципы и подходы в организации образовательного процесса

Реализуемая Программа учитывает основные принципы дошкольного образования, указанные в ФГОС ДО: (ФГОС ДО п. 1.4.)

1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество детского сада с семьёй;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

1.5. Значимые для разработки программы характеристики. Возрастные особенности детей.

Общие сведения о коллективе детей, работников, родителей.

Основными участниками реализации программы  являются: дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги.

Возрастная категория

Направленность групп

Количество детей

От 5 до 6 лет

Общеразвивающая

28

Социальный  статус родителей

                

2019-2020

Количество детей

28

Особенности семьи

Полные семьи

22

Одинокие

3

В разводе

3

Вдовы

-

Опекуны

-

многодетные

3

Жилищные условия

Имеют собственное жилье

21

Живут с родителями

1

снимают

2

Образование

высшее

14

н/высшее

9

среднее

1

с/спец.

28

н/среднее

-

Социальный состав

интеллигенция

2

рабочие

28

служащие

1

домохозяйки

9

предприниматели

2

Педагогами детского сада принимают во внимание условия воспитания  детей в семье. Две семьи помогают в  образовательном процессе: проведение тематических НОД, развлечений и праздников.  Три семьи передают опыт по воспитанию детей: проведение познавательных бесед с использованием фотографий, видеофильма. Участие родителей на детских праздниках и развлечениях. Участие в городских мероприятиях, интернет-конкурсах,  привлечение к совместной проектной деятельности.

Возрастные особенности развития детей 5-6 лет (старшая группа)

Ребенок 5-6 лет может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил, своих этических представлений, а не в ответ на требования других людей. Эмоционально переживает несоблюдение норм и правил и несоответствие поведения своим этическим представлениям. Без контроля со стороны взрослого, не отвлекаясь, может выполнять трудовые обязанности, доводить до конца малопривлекательную работу, наводить порядок в комнате. Поведение становится более сдержанным. Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, справедливо распределяет роли, помогает во взаимодействии с друзьями.

1.6. Планируемые результаты освоения Программы детьми.

В соответствии с ФГОС, результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры освоения программы:

- ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

- ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

- ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.

Способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре;

- творческие способности ребенка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребенок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;

- ребенок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело. Ребенок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, математики, и т. п., у ребенка складываются предпосылки грамотности. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Содержание основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка. Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные (ключевые) характеристики развития личности ребенка. Основные (ключевые) характеристики развития личности представлены в виде характеристик возможных достижений воспитанников на этапе завершения дошкольного образования и являются определенным отражением образовательных воздействий. К 7 годам – по завершению дошкольного образования – ребенок способен:

- использовать основные культурные способы деятельности;

- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

- проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.; выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- проявлять положительное отношение к миру, другим людям и самому себе;

- чувство собственного достоинства; адекватно проявлять свои чувства (в том числе чувство веры в себя), сопереживать неудачам и порадоваться успехам других);

- активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми и участвовать в совместных играх, стараясь продуктивно разрешать конфликты, договариваясь, учитывая интересы и чувства других;

- следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, проявляя способность к волевым усилиям;

- проявлять развитое воображение в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре;

- выражать свои мысли и желания, демонстрируя достаточно хорошее владение устной речью; использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний в ситуации общения;

- контролировать свои движения и управлять ими;

- соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

К основным (ключевым) характеристикам возможных достижений воспитанников относится также то, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок:

- владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- проявляет любознательность, задаѐт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;

- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живѐт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;

- у него складываются предпосылки грамотности;

- подвижен, вынослив, владеет основными движениями, у него развита крупная и мелкая моторика.

Все перечисленные выше характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации к условиям жизни и требованиям общеобразовательной организации и образовательной деятельности. Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.

II. Содержание образовательного процесса

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей (далее – образовательные области):

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

В связи с этим, реализуемые ранее 10 образовательных областей (по ФГТ) вложены в 5 направлений развития и образования (взаимодополняющие образовательные области) ФГОС ДО следующим образом:

«Социализация», «Коммуникация», «Труд» - социально-коммуникативное развитие;

«Познание» - познавательное развитие;

«Коммуникация» «Чтение художественной литературы» - речевое развитие; «Художественное творчество», «Музыка», «Познание. Развитие конструктивной деятельности», «Чтение художественной литературы» - художественно-эстетическое развитие;

«Физическая культура», «Здоровье» - физическое развитие.

Образовательные области «Коммуникация» и «Безопасность» взаимодействуют со всеми направлениями развития и образования по ФГОС ДО.

Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей  решаются  интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с  задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением со стороны педагога-психолога.

2.1.1 Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»

Цели и задачи:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в образовательном учреждении;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Работа по реализации задач социально-коммуникативного развития планируется календарно в соответствии с требованиями Программы «От рождения до школы» и с опорой на методическое пособия.

Организованная образовательная деятельность по социально-коммуникативному развитию не проводится. Задачи социально-коммуникативного развития реализуются интегрировано со всеми образовательными областями в организованной образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей.

Направления образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:

- игровая деятельность;

- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

- культурно-нравственное и этическое воспитание;

- гендерное, семейное, гражданское воспитание;

- трудовое воспитание;

- основы безопасной жизнедеятельности.

Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» отражено в Программе «От рождения до школы» в разделе «Содержание психолого-педагогической работы», а также в комплексно-тематическом плане .

2.1.2 Образовательная область «Познавательное развитие»

Цели и задачи:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Направления образовательной области «Познавательное развитие»:

- сенсорное развитие;

- познавательно-исследовательская деятельность;

- формирование элементарных математических представлений;

- формирование целостной картины мира, расширение кругозора (предметное окружение, социальное окружение, ознакомление с природой).

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» отражено в Программе «От рождения до школы» в разделе «Содержание психолого-педагогической работы», а также в комплексно-тематическом плане .

К познавательному направлению следует относить представленную в Программе «От рождения до школы» образовательную область «Познание» (за исключением конструктивной деятельности).

Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию планируется по  программе «От рождения до школы» и методическим пособиям:

-«Занятия по формированию элементарных математических представлений» И.А. Помораева, В.А. Позина

- «Ознакомление с предметным и социальным окружением» О.В.Дыбина

- «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Н.Е.Веракса,О.Р.Галимов

- «Ознакомление с природой в детском саду» О.А.Соломенникова

Задачи познавательного развития реализуются также интегрировано с другими образовательными областями в организованной образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей.

2.1.3. Образовательная область «Речевое развитие»

Цели и задачи:

- владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Направления образовательной области «Речевое развитие»:

- формирование словаря;

- звуковая культура речи;

- грамматический строй речи;

- связная речь;

- подготовка к обучению грамоте;

- знакомство с детской литературой.

Содержание образовательной области «Речевое развитие» отражено в Программе «От рождения до школы» в разделе «Содержание психолого-педагогической работы», а также в комплексно-тематическом плане .

К речевому направлению следует относить представленные в Программе «От рождения до школы» образовательные области «Коммуникация» и «Чтение художественной литературы».

Организованная образовательная деятельность по речевому развитию планируется перспективно по методическим пособиям:

- «Занятия по развитию речи» В.В. Гербова

Задачи речевого развития реализуются также интегрировано со всеми образовательными областями в организованной образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей. Работа в данном направлении планируется календарно.

2.1.4.Художественно- эстетическое развитие

Цели и задачи:

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

- становление эстетического отношения к окружающему миру;

- формирование элементарных представлений о видах искусства;

- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Направления образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:

- продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка, конструирование);

- приобщение к искусству;

- музыкально-художественная деятельность (слушание, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, музыкально-игровое и танцевальное творчество, игра на музыкальных инструментах).

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» отражено в Программе «От рождения до школы» в разделе «Содержание психолого-педагогической работы», а также в комплексно-тематическом плане .

К художественно-эстетическому направлению следует относить представленные в Программе «От рождения до школы» образовательные области «Художественное творчество» и «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Познание» (подраздел «Конструктивная деятельность»), «Труд» (подраздел «Ручной труд»).

Организованная образовательная деятельность по продуктивной деятельности планируется по методическим пособиям:

- «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С. Комарова

- «Конструирование из строительного материала» Л.В. Куцакова

Организованная  образовательную деятельность по музыке планирует и осуществляет музыкальный руководитель в музыкальном зале ДОУ. Воспитатели присутствуют на занятии, оказывают помощь музыкальному руководителю в проведении музыкально-дидактических игр, разучивании танцевальных движений и песенного репертуара, инсценировках.

Задачи художественно-эстетического развития реализуются также интегрировано со всеми образовательными областями в организованной образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей, культурно-досуговой деятельности.

2.1.5.Физическое развитие

Цели и задачи:

- способствовать приобретению детьми опыта в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

- способствовать правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильному, не наносящему ущерба организму, выполнению основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);

- формировать начальные представления о некоторых видах спорта;

- способствовать овладению подвижными играми с правилами;

- способствовать становлению целенаправленности и саморегуляция в двигательной сфере;

- способствовать становлению ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Направления образовательной области «Физическое развитие»:

- двигательная активность (основные движения, общеразвивающие упражнения, спортивные упражнения, спортивные игры, подвижные игры);

- воспитание культурно-гигиенических навыков (питание, одевание-раздевание, умывание, содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати);

- формирование основ культуры здоровья.

Организованная образовательная деятельность по физическому развитию планируется и организуется  инструктором  по физическому воспитанию.

Организованная образовательную деятельность по физическому развитию планируется в соответствии с требованиями Программы «От рождения до школы» и с опорой на методические пособия:

Задачи физического развития реализуются также интегрировано со всеми образовательными областями в организованной образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей, досуговой деятельности. Работа в данном направлении планируется календарно.

Воспитание культурно-гигиенических навыков планируется перспективно на каждый месяц в соответствии с требованиями программы «От рождения до школы» и с опорой на методическое пособие.

Содержание образовательной области «Физическое развитие» отражено в Программе «От рождения до школы» в разделе «Содержание психолого-педагогической работы», а также в комплексно-тематическом плане .

К физическому направлению следует относить представленные в Программе «От рождения до школы» образовательные области «Физическая культура» и «Здоровье».

Для реализации задач физического развития детей воспитатели средней группы используют в воспитательно-образовательном процессе современные здоровьесберегающие технологии.

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов

  • физическое развитие: комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта и горла после еды, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, контрастные ножные ванны), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня;
  • социально-коммуникативное развитие: ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы; развитие трудовых навыков через поручения, дежурства, навыки самообслуживания; посильная помощь взрослым; формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;
  • познавательное развитие: наблюдение, ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур, обсуждения близких детям тем (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур), элементарная опытно-исследовательская деятельность;
  • речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультимедиа просмотров; поощрение речевой активности детей;
  • художественно эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек.

Самостоятельная деятельность детей

  • физическое развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия (катание на санках, лыжах, велосипеде, самокате и пр.);
  • социально-коммуникативное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;
  • познавательное развитие: наблюдение, рассматривание книг и картинок; самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, автодидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки);
  • речевое развитие: самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры;
  • художественно эстетическое развитие: создание условий для  самостоятельной продуктивной и художественной деятельности детей:  рисование, лепка, конструирование, рассматривание репродукций картин, иллюстраций, музицирование (пение, танцы, игра на детских музыкальных инструментах), слушание музыки.

Работа проводится по календарно-перспективному плану.

(ФГОС ДО п. 2.7.)

Реализация целей и задач образовательных областей осуществляется в процессе разнообразных видов детской деятельности (формах активности детей), таких как:

  1. игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;
  2. коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
  3. познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
  4. восприятие художественной литературы и фольклора;
  5. самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
  6. конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
  7. изобразительная (рисование, лепка, аппликация);

8. музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

9. двигательная (овладение основными движениями)

Особенности образовательной деятельности разных видов

и культурных практик.

Осуществление образовательного процесса с учетом специфики климатических, национально-культурных условий Западной Сибири направлено на развитие личности ребенка в контексте детской субкультуры, сохранение и развитие индивидуальности, достижение ребенком уровня психического и социального развития, обеспечивающего успешность познания мира ближайшего (социального, природного) окружения через разнообразные виды детских деятельностей, интегрированные формы совместной и самостоятельной деятельности.

2.2.Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Формы работы по образовательным областям

направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Физическое развитие

  • Физкультурное занятие
  • Утренняя гимнастика
  • Игра
  • Беседа
  • Рассказ
  • Чтение
  • Рассматривание.
  • Интегративная
  • деятельность
  • Контрольно-
  • диагностическая
  • деятельность
  • Спортивные и
  • физкультурные досуги
  • Спортивные состязания
  • Совместная деятельность
  • взрослого и детей
  • тематического характера
  • Проектная деятельность
  • Проблемная ситуация

Социально-коммуникативное

  • Индивидуальная игра.
  • Совместная с воспитателем игра.
  • Совместная со сверстниками игра
  • Игра
  • Чтение
  • Беседа
  • Наблюдение
  • Педагогическая ситуация.
  • Экскурсия
  • Ситуация морального выбора.
  • Проектная деятельность Интегративная деятельность
  • Праздник
  • Совместные действия
  • Рассматривание.
  • Проектная деятельность
  • Просмотр и анализ мультфильмов,
  • видеофильмов, телепередач.
  • Экспериментирование
  • Поручение и задание
  • Дежурство.
  • Совместная деятельность
  • взрослого и детей тематического
  • характера
  • Проектная деятельность

Речевое развитие

  • Чтение.
  • Беседа
  • Рассматривание
  • Решение проблемных ситуаций.
  • Разговор с детьми
  • Игра
  • Проектная деятельность
  • Создание коллекций
  • Интегративная деятельность
  • Обсуждение.
  • Рассказ.
  • Инсценирование
  • Ситуативный разговор с детьми
  • Сочинение загадок
  • Проблемная ситуация
  • Использование

различных видов театра

Познавательное развитие

  • Создание коллекций
  • Проектная деятельность
  • Исследовательская деятельность.
  • Конструирование
  • Экспериментирование
  • Развивающая игра
  • Наблюдение
  • Проблемная ситуация
  • Рассказ
  • Беседа
  • Интегративная  деятельность
  • Экскурсии
  • Коллекционирование
  • Моделирование
  • Реализация проекта
  • Игры с правилами

Художественное –эстетическое

развитие

  • Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности.
  • Создание макетов, коллекций и их

оформление

  • Рассматривание эстетически

привлекательных предметов

  • Игра
  • Организация выставок
  • Слушание соответствующей

возрасту народной, классической, детской музыки

  • Музыкально- дидактическая игра
  • Беседа интегративного характера, элементарного музыковедческого содержания)
  • Интегративная деятельность
  • Совместное и индивидуальное

музыкальное  исполнение

  • Музыкальное упражнение.
  • Попевка. Распевка
  • Двигательный, пластический

танцевальный этюд

  • Танец
  • Творческое задание
  • Концерт- импровизация
  • Музыкальная  сюжетная игра

Способы и направления поддержки детской инициативы.

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива.

Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

  • создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
  • уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
  • поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу)
  • создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
  • при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;
  • привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждать совместные проекты; создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам.

2.3.Взаимодействие с семьей

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены поддержка родителей в воспитании детей и укреплении их здоровья, вовлечение семей в образовательную деятельность.

При планировании работы с семьями воспитанников группы учитывается социальный статус родителей, уровень материального состояния, образование, социальное положение.

Основные направления работы с семьей

Важнейшим условием необходимым для создания социальной ситуации развития детей является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.

Цель взаимодействия детского сада с семьей: создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребёнка, компетентности его родителей, заключающейся в способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка.

Взаимодействие с семьёй должно быть построено на основе гуманно-личностного подхода, согласно которому признаётся право родителей на уважение, понимание, участие в жизни детского сада.

Задачи взаимодействия детского сада с семьей:

  • Изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
  • Знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье, раскрывающим средства, формы и методы развития интегративных качеств ребёнка, а также знакомство с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
  • Информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей на разных возрастных этапах их развития и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
  • Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за полученные результаты;
  • Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в ДОУ;
  • Поощрение родителей за внимательное отношений к разнообразным стремлениям и потребностям ребёнка и создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

В дошкольном учреждении созданы условия:

1) для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность, а также широкой общественности;

2) для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде;

3) для обсуждения с родителями детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Работа проводится по календарному плану .

Примерное планирование  взаимодействия с  родителями  на 2016-2017 год

(Старшая группа)

Направление: взаимоотношения родителей и детей

Цель: Расширение знаний родителей о том, как наладить взаимоотношения с ребенком.

Задачи:

Сентябрь

1.        Родительское собрание на тему: «Знаете ли вы своего ребенка?»

2.        Консультация в родительский уголок: «Особенности развития ребенка 5-6 лет».

3.        Беседа с родителями: «Ребенок и родитель»

4.        Консультация в уголок здоровья: «Витаминный календарь. Осень».

Октябрь

1.        Беседа «Можно ли обойтись без наказаний?»

2.        Консультация в родительский уголок «Поощрять или наказывать?»

3.        Анкета: «Определение типа детско-родительских отношений»

4.        Беседа «Не балуй!»

Ноябрь

1.        Консультация: «О значении обучения детей дошкольного возраста ПДД»

2.        Беседа: «Как помочь детям преодолеть чрезвычайные ситуации?»

Декабрь

1.        Консультация: «Какие игрушки нужны вашим детям!»

2.        Консультация: «Внимание! Наступает зима!»

3.        Консультация в родительский уголок по ПДД: «Памятка для родителей старших дошкольников».

Январь

1.        Родительское собрание: «Как отвечать на детские вопросы»

2.        Консультация в родительский уголок: «Детские страхи могут испортить всю жизнь»

3.        Сан. бюллетень: «Как бороться с кариозными монстрами»

Февраль

1.        Консультация в уголок: «Какой хороший папа!»

2.        Анкета «Какова роль отца в семье?»

3.        Сан. бюллетень: «Веселая ингаляция»

4.        Беседа с родителями: «Гиперактивность. Как с этим бороться»

Март

1.        Консультация в родительский уголок: «Что делать, если случилась беда?»

2.        Консультация в уголок для родителей: «Игры на внимание»

3.        Беседа: «Если ребенок невнимателен»

4.        Сан. бюллетень: «Витаминный календарь. Весна»

Апрель

1.        Консультация: «Взрослый мир в детских мультфильмах»

2.        Консультация: «Профилактика детского травматизма»

3.        Беседа: «Умственное развитие ребенка»

Май

1.        Родительское собрание: «Чем и как занять ребенка дома?»

2.        Консультация в родительский уголок «Безопасное поведение дошкольника»

3.        Беседа: «Развивающие игры летом»

Июнь

1.        Консультация: «Закаливание ребенка»

2.        Сан. бюллетень «Первая помощь при солнечных ударах и ожогах».

3.        Сан. бюллетень «Витаминный календарь. Лето».

Июль

1.        Консультация: «10 рецептов против жадности»

2.        Консультация «Изучаем дорожную азбуку»

3.        Сан. бюллетень: «Первая помощь при отравлениях ядовитыми растениями».

Август

1.        Консультация: «Игра в жизни ребенка».

2.        Консультация: «Разговор на равных».

3.        Беседа: «Авторитет родителей».

4.        Сан. бюллетень: «Осторожно! Ядовитые грибы!»

III. Организация образовательного процесса

 

3.1Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

Материально-технические условия реализации программы соответствует:

- санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, описанным в СанПиН 2.4.1.3049-13;

- правилам пожарной безопасности;

- требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

- требованиям ФГОС ДО к предметно-пространственной среде;

- требованиям к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение, предметы).

Материально-техническое оснащение

В группе созданы условия для индивидуальных и коллективных игр, самостоятельной активности детей (музыкально- познавательной и исследовательской, проектной и интеллектуальной, театрализованной деятельности и др.). Это позволяет детям организовывать разные игры в соответствии со своими интересами и замыслами, а также найти удобное, комфортное и безопасное место в зависимости от своего эмоционального состояния.  

При этом обеспечивается доступность ко всему содержанию развивающей среды, предоставляется детям возможность самостоятельно менять среду своих игр и увлечений. Среда своевременно изменяется (обновляется) с учетом программы, усложняющегося уровня умений детей и их половых различий.  На прогулках максимально используется территория ДОУ: площадка для прогулок, физкультурная площадка, летняя площадка для бесед и творчества детей, участки для наблюдений, экспериментальной деятельности и трудовых действий детей (огород, клумбы, зелёная зона). 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         3.2.Организация режима пребывания, обучения и воспитания детей

Ведущим фактором укрепления здоровья является выполнение режима дня.    Физиологически правильно построенный режим имеет важнейшее значение для предупреждения утомления и охраны нервной системы детей; создаёт предпосылки для нормального протекания всех жизненно-значимых процессов в организме.

   Режим дня в группе  соответствует возрастным психофизиологическим особенностям ребёнка, представляет собой оптимальное сочетание режимов бодрствования и сна в течение дня при реализации принципа рационального чередования различных видов деятельности и активного отдыха.

Основные физиологические принципы построения режима дня  соблюдаются в рамках медико-педагогических требований, определяющих регламентацию умственных и физических нагрузок, своевременный отдых, сон, пребывание детей на воздухе, регулярный приём пищи, достаточный объём двигательной активности.

В построении ежедневной организации жизни и деятельности детей учитываются возрастные и индивидуальные особенностей дошкольников и социальный заказ родителей (законных представителей), предусматриваются личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности.

Режим дня составлен с расчетом на 12-часовое (7.00-19.00) пребывание ребенка  в детском саду при пятидневной рабочей неделе.

В режиме учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). Продолжительность ежедневных прогулок в холодный период составляет 3 часа 35 минут в день. В холодный период прогулки организовываются 2 раза в день: в первую половину дня – после НОД и до обеда, во вторую половину дня - после ужина и до наступления тёмного времени суток или ухода детей домой.

В отличие от зимнего в летний оздоровительный период  увеличивается пребывания детей на прогулке. Приём детей осуществляется на улице, там же проводится утренняя зарядка, после завтрака и до обеда дети находятся на улице. Летне-оздоровительные мероприятия проводятся там же. Вторая прогулка организована после ужина и до ухода детей домой. При благоприятных погодных условиях прогулка в летний период составляет 7 часов 15 минут.

Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ.

Дневному сну в режиме дня отводится 1 час 50 минут в холодный период, 2 часа  – в тёплый период.  

Самостоятельная деятельность детей (игры, подготовка к непосредственно образовательной деятельности, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня в холодный период 3-4 часа, в тёплый период - 5-6 часов.

Режим дня на теплый период.

Прием детей, игры, утренняя гимнастика, совместная, самостоятельная деятельность детей

7.00-8.30

Подготовка к завтраку, завтрак

8.30-8.50

Прием детей, игры, утренняя гимнастика, совместная, самостоятельная деятельность детей

7.00-8.30

Подготовка к завтраку, завтрак

8.30-8.50

Подготовка НОД

8.50-9.00

НОД, игры

9.00-10.00

Подготовка к прогулке

10.00-10.10

Прогулка, возвращение с прогулки

10.10-12.20

Подготовка к обеду, обед

12.20-12.40

Подготовка ко сну, дневной сон

12.40-15.00

Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры

15.00-15.20

Полдник

15.20-15.30

Игры, самостоятельность деятельность детей

15.30-16.30

Подготовка к прогулке, прогулка

16.30-18.00

Возвращение с прогулки, подготовка к ужину

18.00-18.20

Ужин  

18.20-18.45

Игры, уход детей домой

18.45-19.00

Игра, подготовка прогулке, выход

8.55-9.15

НОД на прогулке

9.15-9.40

Игры, наблюдение

9.40-11.50

Возвращение с прогулки, водные процедуры

11.50-12.15

Подготовка к обеду, обед

12.15-12.50

Подготовка ко сну, дневной сон

12.50-15.30

Постепенный подъем, воздушные и водные процедуры, закаливание

15.30-15.40

Полдник

15.40-15.50

Игры, самостоятельность деятельность детей

15.50-16.20

Подготовка к прогулке, прогулка

16.20-17.50

Возвращение с прогулки, подготовка к ужину

17.50-18.10

Ужин  

18.10-18.40

Игры, уход детей домой

 18.40-19.00

Режим дня на холодный период

3.3. Расписание непосредственно образовательной деятельности  

Дни

недели

НОД

Понедельник

Познавательное развитие  

Художественно-эстетическое  развитие  

Вторник

Речевое развитие                                                             Художественно-эстетическое  развитие

Физическое развитие  (воздух)

Среда

Познавательное развитие

Физическое развитие

Познавательное развитие  

Четверг

Речевое развитие

Художественно-эстетическое  развитие

Пятница

 Художественно-эстетическое  развитие      

Физическое развитие                                              

3.4. Максимально допустимый объем нагрузки в старшей группе.

Направления развития

Виды детской деятельности

Количество НОД в неделю

Формы образовательной деятельности

Физическое развитие

Двигательная деятельность

75 мин.

(3 НОД)

Подвижные игры, игровые упражнения, физкультурные занятия, спортивные игры, физкультурные праздники

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская деятельность

20 мин. (1 НОД)

ФЦКМ, беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов, викторины

ФЭМП

20 мин.

(1 НОД)

Дидактические и развивающие игры, реализация проектов, викторины

Речевое развитие

Развитие речи

20 мин.

(1 НОД)

Беседы, викторины, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций

Восприятие художественной литературы и фольклора

25 мин.

(1 НОД)

Беседы, слушание худ. произведений, чтение, разучивание стихов, Театрализованная игра

Социально-коммуникативное развитие

Коммуникативная деятельность

10 мин.

(0,5 НОД)

ОБЖ, игровые проблемные ситуации, беседы, викторины

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

не более 20 мин. (согласно СанПин, п. 12.22)

поручения, дежурство, игры, беседы, ХБТ

Игровая деятельность

в режимные моменты

Сюжетно-ролевые, дидактические и др.

Художественно-эстетическое развитие

Изобразительная деятельность

70 мин.

(3 НОД)

Рисование, лепка, аппликация. Коллаж. Проект. Ознакомление с художниками. Выставка.

Конструирование

10 мин.

(0, 5 НОД)

Конструирование из бумаги, природного и иного материала

Музыкальная деятельность

50 мин.

(2 НОД)

Слушание, импровизация, исполнение, музыкально-подвижные игры, досуги, праздники и развлечения

ИТОГО 12  занятий в неделю

3.5.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

В старшей группе сложились традиции празднования определённых событий, праздников, мероприятий:

Сентябрь – День знаний,  День воспитателя.

Октябрь – Международный день пожилых людей, Осенний праздник.

Ноябрь – День матери.

Декабрь –  Новогодний праздник.

Февраль – День защитника Отечества

Март – Международный женский день.

Апрель – День космонавтики

Май – День Победы.

Июнь – День защиты детей

Июль – День семьи.

3.6. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая среда старшей группы соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13, ФГОС ДО и обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому проявляется интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

При оформлении в своей группе развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС, мы учитывали комплексирование и гибкое зонирование.

Условно в пределах пространства группы мы выделили игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка.

Зона познавательного развития включает в себя дидактические и развивающие игры (где имеются пособия по развитию памяти, мышления, логики, внимания; также  демонстрационный и раздаточный материал для формирования ЭМП; дидактические игры изготовленные своими руками).

В зоне речевого развития имеется демонстрационный материал для проведения занятий, картотека речевых игр, доступных для ежедневного использования детьми,. Также созданы наборы предметных и сюжетных картинок, альбомов, иллюстраций, открыток, фотографий по разным темам для составления детьми описательных и сюжетных рассказов по картинкам.

Зона социально-коммуникативного развития представлена уголком безопасности, который включает в себя: методическую и художественную литературу (книжки-раскладушки, детские журналы, дорожная азбука, где ярко и красочно описаны и показаны ситуации по безопасности); дидактические игры и дидактический материал (домино, лото, различные виды транспорта: водный, воздушный, наземный, автомобили специальных служб, своими руками создали несколько макетов дорог, подготовили иллюстрации по темам); атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Полиция», «Пожарные» (дорожные знаки, костюмы, каски, шлемы, макеты орудий); наборы конструкторов; папки-передвижки; инвентарь по безопасности. Для закрепления знаний по безопасности жизнедеятельности часто организуются выставки детских и коллективных работ.

Зона художественно-эстетического развития включает в себя уголок рисования, музыкальный уголок и уголок театрализации. В уголке рисования есть карандаши, краски, кисточки, стаканы-непроливайки, различные трафареты и бумага для рисования. Здесь дети могут прочитать и просмотреть книги, нарисовать иллюстрации к ним. Музыкальный уголок составляют: музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты, разнообразные дидактические пособия и игры, причем некоторые из них самодельные. Здесь же присутствуют атрибуты, элементы костюмов, используемые детьми в музыкальных играх, инсценировках, плясках. Уголок театрализации располагает различными видами театра, масками и шапочками сделанными совместно с родителями.

В зоне физического развития имеется инвентарь и оборудование для физической активности, нестандартное оборудование для физического развития детей, также иллюстрации летних, зимних, олимпийских видов спорта, картотека оздоровительных упражнений, массажи и самомассажи различных видов, комплексы общеразвивающих упражнений и корригирующих гимнастик, физкультминуток, картотека подвижных игр народов мира, считалки, фотоальбомы победителей олимпийских игр и выдающихся спортсменов.

Гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. В группе представлены уголки для девочек (парикмахерская, предметы женской одежды, украшения) и мальчиков (разнообразные технические игрушки. В группе создан холдинг, который представляет собой полки с разнообразными видами предметов, как для мальчиков, так и для девочек.

Развивающая предметно-пространственная среда подобрана с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Оснащение уголков меняется в соответствии с планированием образовательного процесса. Дети принимают участие в проектировании и изменении среды.

На прогулочном участке также создана развивающая среда, которая способствует:

- полноценному оздоровлению детей в благоприятных климатических условиях;

- продолжению работы по привитию детям привычки к здоровому образу жизни;

- закреплению умений и знаний в рамках познавательного, эстетического развития.

Оборудована веранда с необходимой мебелью и организованной предметно-развивающей средой, имеется уличное стационарное игровое оборудование: домик, столы, лестница, железные теневые навесы, веранда на которой также зонируем площадь для игры детей по интересам:

- общения детей с книгой;

- рисования;

- настольно–печатных игр;

- конструктивных игр;

- оригами, аппликации, ручного труда, работы с природным материалом.

Обязательно выносится на участок оборудование для спортивных игр: кольцебросы, скакалки, самокаты, ракетки для игр в бадминтон, сетки для перебрасывания через них мячей, кольца с сетками для бросания в них мячей, мячи разных размеров и т. д., предусмотрены площадки для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Автосалон», «Магазин».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми старшей группы (5-6 лет)

Рабочая  программа по развитию детей  старшей группы разработана в соответствии с основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС  дошкольного образованияПрограмма опреде­л...

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми старшей группы составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьмистаршей группы составлена на основе основной образовательной программы дошкольногообразования «От рождения до школы» под ред...

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми. Старшая группа, 5-6 лет. 2017-2018 учебный год

Цель программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физиче...

Рабочая программа совместной деятельности педагогов с детьми. Старшая группа 5-6 лет. 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по развитию детей группы от 5 до 6 лет (далее - Программа) разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию...

Рабочая программа совместной деятельности педагогов с детьми старшей группы « Непоседы» на 2017-2018 уч.год

Цель программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических к...

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми. Средняя группа 4-5 лет. 2018-2019 учебный год.

Цель программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических к...

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми старшей группы на 2023-2024 учебный год

Рабочая программа старшей группы №5 МБДОУ «ЦРР – детский сад №176»  является составным компонентом Образовательной программы ДОУ, характеризует систему организации образовательн...