Самообразование «Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста в процессе лепки как вида изобразительной деятельности».
материал (младшая группа)

Михайлова Юлия Александровна

Индивидуальный план самообразования в младшей группе "Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста в процессе лепки как вида изобразительной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx31.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное   дошкольное  образовательное  учреждение  детский сад №3       «Родничок»  с. Правда  муниципального образования «Холмский городской округ».

Индивидуальный  план самообразования

воспитателя младшей  группы

МИХАЙЛОВОЙ ЮЛИИ АЛЕКСАНДРОВНЫ

Тема самообразования:

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЛЕПКИ КАК ВИДА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

 

Дата начала работы: сентябрь 2016 г.

Предполагаемая дата окончания работы: май 2016г.

            Цель: Развитие у дошкольников художественного творчества и активизации творческого потенциала через нетрадиционные техники лепки.                                                                                                                                                              

Задачи:

          Обучающие

  • Дать теоретические знания и сформировать у детей практические приемы и навыки собственной конструктивной деятельности с пластилином.
  • Закрепить приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.

          Развивающие

  • Развивать познавательную активность, творческое мышление, воображение, фантазию.
  • Развитие пространственного представления и цветового восприятия.
  • Развивать мелкую моторику кистей рук.
  • Развитие связной речи.

          Воспитательные

  • Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.
  • Воспитывать бережное отношение к продукту труда.
  • Воспитывать трудолюбие и старание.
  • Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.
  • Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.
  • Формировать навыки сотрудничества.

Актуальность

Лепка – один из любимых видов занятий у детей дошкольного возраста.

Прежде всего, с помощью лепки происходит развитие мелкой моторики пальцев, координации движение рук. Так же ребенок совершенствует сенсорный опыт, чувство пластики, веса, формы.

Занятие лепкой развивает у ребенка усидчивость, умение концентрировать внимание, наблюдательность, воображение.

Лепка задействует те части мозга, которые отвечают за формирование речи малыша. Также лепка развивает двигательные процессы в суставах пальцев и придает кистям рук пластику. Синхронизирует работу обеих рук.

С точки зрения психологии совместные занятия лепкой взрослых и детей укрепляет их отношения, развивает речь ребенка, ведь в процессе практических действий ведется непрерывный разговор между взрослым и ребенком. Неважно, с каким материалом работает ребенок (пластилин, тесто, глина), удивительно другое из исходного материала ребенок своими руками создает шедевр. Сразу видя результат своего труда.

В результате освоения в лепке художественно-технологических умений возникают положительные эмоции, создается хорошее настроение. Дети радуются, что могут слепить понятное всем изображение. С удовольствием лепят во время образовательной деятельности в детском саду, так и свободное время дома.

          Виды лепки:

  • Лепка отдельных предметов или предметная лепка;
  • Сюжетная лепка;
  • Декоративная лепка.
  • Рисование пластилином.  
  • Аппликация из пластилиновых жгутиков
  • Пластилиновая мозаика.  

Способы лепки:

  • Конструктивный - по частям (все части объекта лепятся отдельно)
  • Пластический - лепка объекта из целого куска, все мелкие детали вытягиваются из основы.
  • Комбинированный - соединяются из лепки из целого куска и лепки по частям.

Приемы лепки

1. при делении целого на части:

  • Разрезание и надрезание стекой.
  • Откручивание.
  • Отщипывание.

2.при создании и изменении формы:

  • Раскатывание – на руках, на доске. При использовании теста раскатывание на доске.
  • Сплющивание, вытягивание, сгибание, прищипывание, вдавливание, удаление лишнего материала (выборка), наращивание формы.

3.Приемы соединения частей:

  • Прижать, примазать, загладить, соединение через дополнительный материал:- штифт (палочка, проволочка, стержень).

4.Приемы декорирования (украшения).

  • Гравировка (насечки) налепы (жгутики, шарики, завитки и природный материал семена).

Методы, приёмы и формы учебно-воспитательного процесса:

  • словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
  • наглядные
  • практические
  • игровые

Принципы:

  • От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
  • Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
  • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  • Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
  • Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
  • Принцип гуманистичности: ребёнок рассматривается как активный субъект в совместной с педагогом деятельности.
  • Принцип доступности материала.

         Предполагаемый результат.

  • Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
  • Расширение и обогащение художественного опыта.
  • Формирование умения взаимодействовать друг с другом.
  • Овладение простейшими приемами лепки, развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
  • Развитие творческой активности на занятиях, самостоятельности.   Развитие креативности.

Изучение научной и учебно-методической литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы из – во Мозаика – Синтез Москва 2014.

3.  Волкова Н.В. Разноцветный пластилин: оригинальные поделки для веселого творчества. – М.: Эксмо, 2011 – 64с.

4.  Колдина Д.Н. Лепка с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий. Издательство «Мозаика-Синтез», М., 2008.
5. Лыкова, И. А. Мы лепили, мы играли [Текст]: кн. для педагогов / И. А. Лыкова; под ред. И. А. Лыкова. - М. :КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2010. – 125с.

6. Лыкова И. А. Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе. М. : Издательство: Цветной мир, 2013 г.

7. Надеждина В. Поделки и фигурки из соленого теста. Увлекательное рукоделие и моделирование. Минск: Издательство: Харвест, 2011 г.

8. Румянцева Е.А. Простые поделки из пластилина. – М.: Айрис – пресс, 2010 – 112с

9. Янушко Е. Волшебное тесто. М. : Издательство: Эксмо, 2012.

          Рекомендации

Организуя занятия по лепке, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы.

 Форма отчета по проделанной работе:

  • Папки передвижки
  • Информация для родителей
  • оформление выставочного стенда в ДОУ;
  • Презентация по теме
  • Проведение открытого мероприятия

                                             Тематическое планирование

ТЕМА

ЗАДАЧИ

"Волшебный пластилин»

Продолжать знакомить детей с пластилином, с некоторыми приемами его использования: раскатывание, сгибание,  отщипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы через игровое взаимодействие с материалом и сказочным героем .

"Украсим кукле платье»

Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм.

 Продолжать обучать детей использовать в своей работе несколько цветов  пластилина.

 Продолжать обучать  прикреплять ” горошины” на  расстоянии друг от друга. Развивать  мелкую моторику пальцев.Поддерживать в детях желание доводить дело до конца, следуя игровой мотивации занятия.

«Улитка»

Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, познакомить детей с приемом  лепки заданного образа – сворачивании (скручивании) колбаски, развитие инициативы, творческих проявлений при оформлении работы.

«А облака,

будто белые      лошадки»

Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа (облако) посредством пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (отщипывания, раскатывания)

"Солнышко»

Продолжать освоение приемов пластилинографии. Создание образа солнышка. Рисование лучей путём размазывания небольших шариков прямым движением, в направлении вперёд к себе. Развитие пространственного мышления, восприятия. Привитие интереса к рисованию пластилином.

«Бабочка» (коллективная)

Научить детей лепить из пластилина способом мозаика.

Продолжать учить отщипывать маленькие кусочки пластилина, катать шарики и прикреплять их к плоской поверхности.

Развивать мелкую моторику рук, воображение, художественный вкус, усидчивость, аккуратность.

Воспитывать желание работать в коллективе

"Я пеку, пеку..."

Познакомить со свойствами солёного теста, способами работы с ним. Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.

«Вишенки» (пластилиновая аппликация)

Учить новым способам лепки (пластилин6овая аппликация).

Совершен6ствовать умение раскатывать тонкие жгуты равномерной толщины.

Развивать чувство композиции, умение рисовать круг и овал.

Воспитывать интерес к изобразительному творчеству

 

«Пасхальное яйцо»

Учить на основу намазывать пластилин, выбирая разные цветовые решения, украшать разным декором, развивать эстетический вкус.

«Расцвели в саду цветочки» (коллективная)

 Учить детей лепить цветок из пластилина, передавать его характерные признаки: загнутые края лепестков.

Закреплять умение лепить предметы или их части круглой, овальной формы, пользуясь движениями всей кисти и пальцев.

 Развивать творческие способности, усидчивость, аккуратность, доводить начатое до конца.

“Ёжик”

Научить использовать пластилин для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, добиваться выразительности и необычности исполнения «шубки» ежа посредством включения в его оформление элементов природного материала (семечки), раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы. Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования

Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития лич...

«Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе интеграции игровой и изобразительной деятельности».

«Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе интеграции игровой и изобразительной деятельности»....

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования...

Перспективный план работы по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе игр с природным материалом

Перспективный план работы по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе игр с природным материалом...

План самообразования «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности»

Работа с детьми с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов ....

Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ». (II младшая группа, возраст детей 3-4 года).

Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ»....