Нарушения темпо-ритмической стороны речи
учебно-методический материал (старшая группа)

кобзева ирина сергеевна

 

                                                              Основа всей жизни человека-ритм,
                                                              данный каждому его природой, дыханием
                                                              К. Станиславский

 

Темпо-ритмические нарушения - это сложные психофизиологические расстройства, которое связанны с нарушениями в плавности речи. Плавность речи связана в первую очередь с интонационной выразительностью речи, где особое значение имеет её темпо-ритмическая организация. Такие параметры являются так называемыми паралингвистическим средством вербальной коммуникации людей и имеют важное  значение в психологии общения.

 К нарушениям темпа и ритма речи относятся:

  • Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов.
  • Брадилалия (замедленный темп речи) замедленное мышление
  • Тахилалия (ускоренный темп речи), течение мысли оказывается быстрее, чем способность ее артикуляционного оформления,
  • Баттаризм – несоответствие темпа мышления и речи,  дискоординация между скоростью  течения мысли и речемоторной функцией
  • Полтерн – «разбросанность», недостаточная логичность  мышления.

  При указанных расстройствах нарушается развитие как внешней, так и внутренней речи. Речь мало понятна для окружающих. Данные нарушения могут выражаться в разной степени. Лёгкая и иногда средняя степень мало беспокоят ребёнка. При тяжёлой и средней степени нарушается процесс коммуникации и расстройства темпа и ритма речи определяются как патологические.

Темпо-ритмическая организация речи объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурообразование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.

Работа по коррекции темпо-ритмической стороны речи проводится в определенной последовательности.

На первом этапе важно научить ребенка сначала восприятию и только лишь затем воспроизведению различных ритмических структур. Сначала отрабатывается ритм повтора, а далее ритм чередования. На занятиях можно применять следующие игры и упражнения первого этапа:

«Послушай и скажи, сколько раз я постучу в барабан» (предъявляются изолированные удары и серии ударов).

Прохлопать — протопать (повторить за педагогом).

Прохлопать по схеме со слогом «та» (Хххх, хХхх, ххХх, хххХ).

Педагог отстукивает ритм на бубне, ребёнок повторяет на барабане.

Послушай, как стучит «дятел», повтори так же.

«Эхо» Повторить заданный ритм хлопками, различными предметами, топотом. Далее переход на воспроизведение ритма речевых фраз. Отстукивание и отхлопывание речевых фраз. 

«Продирижировать» в такт со стихотворением, чистоговоркой.

Протопать ножками под ритм стихотворения.

Второй этап начинается с формирования представлений о темпе речи, формируется темповая организация высказывания: Привести примеры, когда надо говорить медленно (быстро). Определить подходящий ритм для высказывания, например:

 Ух-ух-ух, мчится поезд во весь дух (быстро).

 Еле-еле, еле-еле, закружились карусели (медленно). Определить темп произнесенной фразы при этом поднять соответствующий знак (картинку, флажок и т. п.). Определить изменение темпа во время прослушивания рассказа, стихотворения и др.

Определить темп произнесенной фразы при этом поднять соответствующий знак (картинку, флажок и т. п.). Определить изменение темпа во время прослушивания рассказа, стихотворения и др. Когда представления о темпе речи усвоены детьми, переходим к работе над использованием темповых характеристик, как средства выразительности собственной речи. Повторение фраз за педагогом в заданном темпе. Заучивание скороговорок и произнесение их сначала в медленном, а затем в быстром темпе. Произнесение фраз по сигналу педагога (например, после взмаха флажком или удара в бубен). Разучивание стихов, содержание которых требует ускорения или замедления темпа. Выполнение действий под произнесение педагогом одного и того же текста с различным темпом:

Чух, чух, чух, пыхчу, ворчу (Дети делают круговые движения согнутыми в локтях руками.).

Стоять на месте не хочу (Стоя на месте попеременно поднимают ноги).

Колесами стучу, стучу (Топают ногами).

Колесами верчу, верчу (Дети выполняют вращательные движения руками).

Садись, скорее, прокачу. Чу-чу-чу-чу!

Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу.

Я ее не разбужу.

Тук, тук, тук, тук.

Тук, тук, тук, тук.

Моих пяток слышен стук.

Мои пяточки идут,

Меня к мамочке ведут.

Проговаривание фраз под музыку, чтение стихов. Использование сюжетно-ролевых игр, где текст произносится в определенном темпе. Эту работу уместно дополнять занятиями по логопедической ритмике, которые содержат в себе различные речевые игры с разной степенью подвижности.

Таким образом, правильная организация речевой среды способствует нормализации темпо – ритмической стороны речи.


 

 
 
 
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста.

Данная работа посвящена коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста, в частности  формирования произносительной системы родного языка  вследствие дефектов восприятия и произн...

Коррекция нарушений темпо-ритмической стороны речи дошкольников.

Речь занимает особую роль в системе психических функций человека. Незаменимым условием эффективного обучения в школе считается полноценная речь ребёнка. Исследование онтогенеза детской реч...

Тест: "Нарушения темпо-ритмической стороны речи"

Представлен тест по нарушениям темпо-ритмической стороны речи, где желтым цветом выделены правильные ответы....

Диагностика нарушений темпо–ритмической стороны речи у дошкольников.

Диагностика нарушений темпо–ритмической стороны речи у дошкольников Просодика – сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение...